Статья «Деталь как средство психологической характеристики героев в романе И.Гончарова «Обломов»статья по литературе на тему


Цитатная характеристика

Описание Обломова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Ильи Ильича Обломова основан на том, что он является дворянином, помещиком, у которого в распоряжении есть собственная деревня Обломовка и более трёхсот крепостных крестьян.

«Обломов, дворянин родом…» (Часть первая, глава 5)

«Это барин, Илья Ильич». (Часть вторая, глава 4)

«..не умеешь ты жить, а еще помещик! Какой ты барин?» (Часть первая, глава 4)

«…по смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, доставшихся ему в наследство в одной из отдаленных губерний, чуть не в Азии…» (Часть первая, глава 5)

Несмотря на то, что Обломов является помещиком, он двенадцать лет не был в родовом имении и не представляет, как им управлять.

«— А кого я назначу? Почем я знаю мужиков? Другой, может быть, хуже будет. Я двенадцать лет не был там…» (Часть первая, глава 4)

«Что я такое? Подите спросите у Захара, и он скажет вам: “барин!” Да, я барин и делать ничего не умею!» (Часть третья, глава 9)

После переезда в Петербург Обломов начал свою карьеру на государственной службе, дослужившись до чина коллежского секретаря.

«…все готовился к поприщу, к роли — прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург…» (Часть первая, глава 5)

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». (Часть первая, глава 5)

Первое время Обломов ведёт весьма скромный образ жизни, но после смерти родителей живёт уже на широкую ногу.

«Сначала, при жизни родителей, жил потеснее, помещался в двух комнатах, довольствовался только вывезенным им из деревни слугой Захаром…» (Часть первая, глава 5)

«Он вместо пяти получал уже от семи до десяти тысяч рублей ассигнациями дохода; тогда и жизнь его приняла другие, более широкие размеры. Он нанял квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей». (Часть первая, глава 5)

Внешность

В начале повествования Илье Обломову чуть более тридцати лет.

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду…» (Часть первая, глава 1)

Обломов обладает внешностью приятной наружности.

«…среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… С лица беспечность переходила в позы всего тела…» (Часть первая, глава 1)

Господствующим выражением во всем внешнем виде Ильи Обломова была мягкость, безмятежность как проявление основных качеств его души.

«…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки…» (Часть первая, глава 1)

Пассивный образ жизни отразился на внешности Обломова в виде обрюзгшего тела и излишне белого цвета кожи. Во всём его изнеженном облике сквозит много женского.

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». (Часть первая, глава 1)

«Он задумчиво сидел в креслах, в своей лениво-красивой позе… Он с любовью рассматривал и гладил свои маленькие, белые руки». (Часть первая, глава 4)

Даже в минуты душевных переживаний все движения Обломова отличаются мягкостью, плавностью.

«Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью». (Часть первая, глава 1)

Любимой домашней одеждой Обломова был мягкий и удобный восточный халат. Илья Ильич на первое место всегда ставил комфорт и дома одевался максимально просто.

«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». (Часть первая, глава 1)

«Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие…» (Часть первая, глава 1)

Портретная характеристика Обломова основана на том, что к тридцати годам от его былой внешней привлекательности остался лишь след.

«Но дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет…» (Часть первая, глава 5)

Артефакты в романе «Обломов».творческая работа учащихся по литературе (10 класс) по теме

Тезисы к докладу по теме

“Художественный образ и артефакты в романе И.А.Гончарова «Обломов».

И.А.Гончаров является одним из замечательных художников слова, воплотивший в своих произведениях жизнь и быт помещичьей усадьбы первой половины 19 века. Являясь мастером точного и пластического воспроизведения художественной детали, писатель подобно Н.В.Гоголю, насыщает этими деталями свои сюжеты.

Художественные детали, имеющие символический смысл, называются артефактами, которые помогают автору раскрыть художественные образы своих героев, а через них свое видение действительности. Каждый артефакт в художественной системе романиста становится поэтически ощутимым.

Используемые в художественных произведениях Гончарова артефакты достаточно разнообразны и с особой силой проявляются в романе «Обломов», помогая читателю создать картину мира автора.

Основными артефактами в романе «Обломов» являются на наш взгляд – халат, домашние туфли, поющая канарейка, заходящее за дом солнце, увядающая ветка сирени, непреодолимая гора, олицетворяющие жизнь главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова.

Халат и домашние мягкие удобные туфли символизируют типичный усадебный образ жизни Ильи Ильича, раскрывая нам его характер: спокойный, задумчивый и ленивый. Перед нами добрый, мечтательный ленивец, часто склонный к апатии, унынию. Халат и домашние туфли Ильи Ильича на наш взгляд должны быть красного и бежевого цвета. Красный цвет – это всегда у всех художников символ любви, что говорит о привлекательных чертах нашего героя, готового любить весь мир.

«…халат мягок и гибок,… он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела», в нем «нет деспотичности, скупости». На протяжении почти всей своей жизни Илья Ильич не расстается со своим любимым халатом как самым близким как будто живым существом. Обломов любит свой халат точно так же, как и халат привязан к своему хозяину. Это единое неразрывное целое.

Бежевый цвет домашних туфель не раздражает, а успокаивает хозяина, создает умиротворение, уют. «Туфли были длинные, мягкие и широкие,… когда он, не глядя, опускал ноги на пол, то непременно попадал в них сразу…». При спускании ног с дивана на туфли со словами «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!» создается комическая ситуация пробуждения самосознания Обломова на небольшой период времени, потому что он впервые не попал ногой в туфель.

И халат, и домашние туфли создают вместе с героем единое целое, дополняя друг друга. Убегая от халата и туфель, Обломов пробуждается на время от вечного сна, испытывая любовь к женщине, но сон уходящей Обломовки оказывается сильнее любви, требующей нового образа жизни.

Важным артефактом в романе И.А.Гончарова является поющая канарейка, символизирующая спокойную красивую созерцательную жизнь Обломова без серьезных размышлений о трудностях жизни, о предстоящих делах. Канарейка в клетке перекочевывается из дома друга Обломова, такого же беспечного, в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, заполненный культом еды, питья и сна.

Не менее важным артефактом в романе является образ заходящего за дом солнца, на которое ежедневно, засыпая, с грустью смотрит Илья Ильич, сожалея о напрасно потраченном времени и о бесцельно уходящей жизни.

С символом солнца, вечно движущегося по замкнутому кругу, тесно связан артефакт – настенные часы, напоминающие Обломову о возможности активной жизни, о необходимости возрождения в нем иного, деятельного человека, способного по-новому жить и любить. Об этом свидетельствует артефакт – ветка сирени как символ прекрасной любви прекрасного цвета жизни. Однако Обломову не дано испытать поэзию любовного чувства до конца, поскольку между Ольгой и Ильей Ильичом возникает гора, которую невозможно уже преодолеть. Вместе с невозможностью преодоления горы как символа жизненных препятствий на пути к истинному счастью, увядает и ветка сирени, то есть любовь.

Таким образом, артефакты являются неотъемлемой частью содержания романа «Обломов», позволяющего наметить основные черты характера Ильи Ильича, которые толкуются в настоящее время по-разному. Тем не менее, мы выделяем в качестве основных следующие черты Обломова: мягкость и открытость характера; несерьезность отношения к труду, к активной деятельности; стремление к мечтательности и созерцательности; страх перед истинной любовью; сожаление о напрасно прожитой жизни.

Таким образом, символы-артефакты позволяют более четко и выразительно выделить основные черты трагического характера Ильи Ильича Обломова, как типичного представителя уходящей усадебно-помещичьей жизни.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: