Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Характеристика и образ слуги Осипа в комедии Ревизор

Статус в обществе не определяет ум и навыки жизни, именно эту идею заложил Гоголь в одного из второстепенных персонажей комедии «Ревизор», Осипа.

Осип — это старый слуга чиновника Хлестакова, который на короткой ноге со своим господином. Он не боится высказывать критику Хлестакову, даже бранить его за его необдуманные и провальные действия. Ругает он его и за то, что тот проиграл в карты все деньги, которые ему давал отец.

Осип не любит столичной жизни, он несколько лет прожил в Петербурге, но ему всё же милее в своём селе на родине, пусть и не с большими деньгами. Осип часто грубит своему хозяину, попрекает его. Конечно, на такие действия и слова от своего лакея и слуги Хлестаков начинает его унижать и обзывать, чтобы поставить на место. Отношения между ними складываются скорее дружеские, с нотками заботы со стороны слуги и нотками милосердия со стороны хозяина.

От природы Осип не обделен и хитростью, продуманностью: он выпрашивает умело еду, пользуется тем, что его хозяина принимают не за того, чтобы улучшить свою жизнь.

Самой же главной характеристикой Осипа является его ум, который превосходит ум его хозяина, Хлестакова. Именно Осип просит уехать фальшивого ревизора как можно скорее, потому что чувствует, что их фарс и ложь могут прознать, а тогда придётся и все деньги возвращать, которые Хлестаков «занимал» у местных чиновников, и вообще неизвестно, что будет дальше с судьбами хозяина и лакея.

Уважения к Хлестакову не имеет ни читатель, ни слуга, поэтому при прочтении образ Осипа воспринимается как бы более родным и близким, чем кто-либо другой. Сам Осип человек простой, не любящий много говорить и тратить время впустую, что тоже вызывает уважение.

Я думаю, что в Осипе есть многое и от его хозяина: пронырливость, нечестность, желание удовлетворить свои интересы за счёт других. Но при всём при этом, он гораздо умнее своего хозяина, чего особо и не скрывает. Это тот редкий случай, когда слуга имеет не просто характер, а действительно наглость, чтобы вести себя с хозяином так, как ему вздумается, высказывать своему хозяину многое из того, чего другой слуга не стал бы. Осип вольнолюбивый слуга, что мне очень импонирует.

Внешность, речевая характеристика

Гоголь указывает в «Замечаниях для господ актёров», что Осип — пожилой человек, он «смотрит несколько вниз», одет в поношенный сюртук серого или синего цвета, не любит много говорить. Разговаривает он серьёзно, ровным голосом, со своим барином говорит сурово, отрывисто, грубовато, так как понимает, что Хлестаков — «щелкопёр и дрянцо» (так назвал его Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“»).

Речь Осипа изобилует словами и выражениями простонародными и грубоватыми («чёрт побери», «профинтил», «сидит и хвост подвернул», «киятры» — вместо «театры» и т. п.).

Образ Осипа

Осип — олицетворение народной, житейской смекалки, ума, сообразительности. Не имея ни соответствующего воспитания, ни образования, этот персонаж обладает всеми важными качествами, помогающими ему ловко справляться с непредсказуемыми поворотами судьбы.

Осип — обычный деревенский житель, крепостной крестьянин, уже пожилой человек, однако он смог быстро подстроиться под бешеный ритм столичной жизни. В этом ему помогла его природная сообразительность. В любой ситуации он способен выкрутиться благодаря находчивости и проницательности.

Главная отличительная особенность Осипа — его превосходство над молодым барином. Он гораздо умнее его, сообразительнее, но, будучи хитрым и дальновидным человеком, открыто этого не демонстрирует.

Осип относится к Хлестакову несколько пренебрежительно, грубо, но в трудные моменты не предаёт его. Вместе с молодым барином он достойно сносит все жизненные испытания, лишь изредка жалуясь на тяжёлую жизнь. Лишь благодаря предусмотрительности Осипа Хлестаков избегает огласки и расправы провинциальных чиновников.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Ревизор»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Ревизор»

для самых компанейских —

Главные герои «Ревизор»

для самых занятых —

Читательский дневник «Ревизор»

для самых крутых —

Читать «Ревизор» полностью

Как Осип относится к Хлестакову

Осип любит самому себе читать нравоучения для барина. Хлестаков со своим слугой направлялся из Петербурга в имение отца в Саратовскую губернию и задержался в трактире одного уездного города, так как у него не было денег на дорогу из-за проигрыша в карты. И он, и слуга голодают, потому что хозяин трактира даёт в долг мало еды. Слуга недоволен своим барином. Он лежит на барской постели и в своём монологе жалуется сам себе на такую жизнь и рассказывает о Хлестакове (действие 2, явление 1). Осип характеризует Хлестакова как легкомысленного человека, любящего покутить, не берегущего денег, которые быстро тратит, а потом голодает. Он не уважает своего хозяина за такое легкомыслие и с удовольствием передаёт ему, что трактирщик назвал Хлестакова шаромыжником (то есть человеком, живущим за чужой счёт), подлецом, мошенником и плутом.

Биография

Осип — пожилой мужчина, крепостной крестьянин, который является слугой молодого барина, Ивана Хлестакова. Почти всю свою жизнь Осип провёл в деревне, чей неспешный, размеренный уклад жизни нравится ему куда больше, чем жизнь в городе.

В Петербурге Осип оказался благодаря своему хозяину, который решил попробовать на вкус столичной жизни. В городе на Неве Осип с молодым барином прожили несколько лет. За это время слуге довелось познать все прелести и трудности жизни в большом городе. Из-за расточительности и откровенной глупости Хлестакова жизнь Осипа была весьма непредсказуемой: он то вместе с барином купался в роскоши, то не знал, где переночует и будет ли еда на ужин.

Оказавшись в провинциальном городке, Осип первым смекнул, что его хозяина принимают за важного государственного чиновника. Он постарался извлечь из этого максимальную пользу для себя и своевременно посоветовал Хлестакову убираться из города во избежание раскрытия обмана. Осип побеспокоился о том, чтобы им дали самых резвых лошадей, понимая, что если будет погоня, им с хозяином несдобровать.

Отношение Осипа к жизни в Петербурге и в деревне

Из монолога Осипа мы узнаём, что ему нравится жить в Петербурге, так как там разговаривают все вежливо, говорят друг другу «вы». Но хорошо там жить только, если есть деньги на театры и другие развлечения. Плохо, что его барин быстро транжирит деньги, которые ему высылает из деревни отец, из-за этого Осип иногда хорошо наедается, а иногда сидит голодный. Поэтому ему надоела такая жизнь. По его мнению, в деревне лучше: там «хоть нет публичности, да и заботливости меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги» (действие 2, явление 1).

Характеристика Осипа другими героями

Хлестаков

Хлестаков зачастую находится в зависимом положении от Осипа, в котором видит превосходство по части решения житейских проблем.

«Хлестаков (голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе) Вниз, в буфет… Там скажи… чтобы мне дали пообедать.

Осип. Да нет, я и ходить не хочу.

Хлестаков. Как ты смеешь, дурак!

Осип. Да так; всё равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет».

Источник: Действие второе, явление 2

Хлестаков относится к Осипу как к вещи, своей собственности и нередко оскорбляет верного слугу.

«Как ты смеешь, дурак!» (Действие второе, явление 2)

«А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне всё это».

Источник: Действие второе, явление 1

Подробная характеристика Хлестакова.

Характер

Осип — не теряется в тех случаях, когда можно поживиться. С таким барином, как Хлестаков, он часто остаётся голодным. В монологе Осип жалуется себе, что очень хочет есть. Когда трактирный слуга принёс обед Хлестакову, тот дал Осипу только остаток супа. Поэтому когда он принёс в дом городничего чемодан Хлестакова, то попросил слугу городничего Мишку дать что-нибудь поесть. Из этого видно, что Осип старается при случае о себе позаботиться.

Он хитёр, сообразителен, находчив. Городничий хочет на всякий случай подольститься к слуге мнимого ревизора и спрашивает его, хорошо ли его накормили. Тот соображает, что для того, чтобы накормили ещё лучше, нужно приврать, что его барин — важная персона, и подтверждает, что к Хлестакову ездят на приём графы.

Городничий, узнав от него, что его барин строг и любит порядок, даёт ему пару целковников, чтобы он выпил в дороге лишний стаканчик чая. На вопрос городничего, что в дороге больше всего нравится Хлестакову, сообразительный слуга заявил, что «больше всего он любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее» (действие 3, явление 10). И, кроме того, нравится, чтобы и слугу его, то есть Осипа, угостили хорошо. Тогда городничий даёт ему деньги ещё и на баранки.

Для того чтобы поддержать мнение окружающих о Хлестакове как о важной особе, хитрый Осип называет своего барина «ваше благородие», а иногда даже и «ваше высокоблагородие».

Слуга Хлестакова очень хозяйственный человек. Когда купцы хотят вручить его барину сахар, а он отказывается, заявив, что взяток не берёт, Осип уверяет его, что нужно взять, так как «в дороге всё пригодится». Он говорит купцам: «Подавай всё, всё пойдёт впрок. Что там? верёвочка? Давай и верёвочку, — и верёвочка в дороге пригодится» (действие 4, явление 10).

Осип — человек предусмотрительный. Он умнее своего хозяина и вовремя растолковал легкомысленному Хлестакову, что далее оставаться в этом городе опасно, так как обман скоро может раскрыться. Осип советует Хлестакову скорее уехать. Только благодаря догадливости и разумности своего хитрого слуги, смекнувшего, что пора убираться восвояси, Хлестаков уехал из города благополучно.

Анализ поведения и характера слуги Хлестакова Осипа

/В.Г. Белинский о Гоголе/

Перед нами Осип — герой лакейской природы, представитель целого рода бесчисленных явлений, из которых он ни на одно не похож, как две капли воды, но из которых каждое похоже на него, как две капли воды. В своем большом монологе, где, между прочим, читает он нравоучение самому себе для своего барина, он высказывает всего себя, свои отношения к барину и, наконец, самого барина. Вы видите деревенского слугу, который пожил в Петербурге, постиг достоинство столичной жизни и галантерейного обращения, но, по пословице, «сколько волка ни корми, он все в лес глядит», предпочитает мирную деревенскую жизнь треволнениям столицы, в которой худо без денег, иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голода.

В истинно художественном произведении всегда видно, как взаимные отношения персонажей действуют на самый их характер, и потому вам тотчас станет ясно, что Осип грубиян столько же по натуре, сколько и по презрению к своему барину, которого глупость он понимает по-своему.

Этот барин «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию, а потом спускает платье на рынке, до новой присылки денег. «Он действует и говорит без всякого соображения; не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли; речь его отрывиста, и слова вылетают совершенно неожиданно». Он слышал, что есть на свете вещь, которая называется литературою, и в его пустой голове в беспорядке улеглись имена сочинений и названия журналов и сочинителей: Брамбеус и Смирдин, «Библиотека для чтения» и «Сумбека», «Юрий Милославский» и «Фенелла». Он денди не по одному модному платью, но и по манерам, денди трактирный, одна из тех фигур, которые красуются на вывесках московских тракторов, цирюлен и портных. В Пензе его обыграл начистую пехотный капитан; он за это досадует на случай и несчастие, но не на капитана, к которому он благоговеет, как дилетант к художнику, потому что, «что ни говори, а удивительно бестия штосы срезывает: всего каких-нибудь четверть часа посидел и все обобрал — славно играет!» Великое достоинство в его глазах!

Посмотрите, как робко и какими косвенными вопросами хочет он узнать от Осипа, есть ли у них табак: о, он боится его нравоучений и его грубости! Посмотрите, как он подличает перед трактирным прислужником, справляясь о его здоровье и о числе приезжающих в их трактир, и как ласково просит его поторопиться принести ему обедать! Какая сцена, какие положения, какой язык!

Хлестаков. А соуса почему нет?

Слуга. Соуса нет.

Хлестаков. Отчего же нет! я видел сам, проходя мимо кухни, как готовилась рыба и котлеты.

Слуга. Да это, может быть, для тех, которые почище-с.

Хлестаков. Ах ты дурак!

Слуга. Да-с.

Хлестаков. Поросенок ты скверный!.. Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт меня возьми, не могу также? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнаковенно какие! они уж известно: они деньги платят.

<…>Входит Осип и говорит барину, что «там чего-то приехал городничий, осведомляется и спрашивает о вас»: новое комическое столкновение! У Хлестакова воображение настроено на мысли о жалобах трактирщика, о тюрьме… Он испугался тюрьмы, по утешился мыслию, что если поведут его туда благородным образом, то ничего; но мысль о двух купеческих дочерях и офицерах, которых он видел на улице, снова приводит его в отчаяние… Можете представить, в какой настроенности его воображения входит к нему городничий… В высшей степени комическое положение!.. <…> в этой сцене городничий является во всем своем блеске: с одной стороны, как чуждый фантастическому для него понятию петербургского чиновника и весь сосредоточенный на мысли о «проклятом инкогнито», он все глупости Хлестакова принимает за тонкие штуки, а с другой, преловко и прехитро выкидывает свои тонкие штуки и улаживает дело.

?

Вывод

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь выводит на суд читателю исключительно отрицательных персонажей. Одним из них является и слуга Осип, который во многом помогает раскрыть сущность главного героя — столичного франта Хлестакова, по ошибке принятого за ревизора.

Роль героя заключается также в том, чтобы обличить пороки не только светского общества, но и крестьянства. Ради получения разного рода выгод и привилегий Осип сознательно идёт на обман окружающих людей. Его отношение к труду и жизни в целом говорит о том, что он готов сколько угодно изворачиваться и приспосабливаться ради получения заветных благ.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: