В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» одним из ключевых персонажей является помещик Скотинин, родной брат госпожи Простаковой и дядя Митрофанушки. Автор недаром наделяет героя столь говорящей фамилией: Скотинин не только испытывает болезненную страсть к свиньям, но и обладает «скотскими», животными качествами — невежеством, грубостью, жестокостью, самомнением, полным отсутсвием морали. Характеристика Скотинина позволяет лучше понять, к каким страшным последствиям может привести общество, в котором будут преобладать «скотинины», «простаковы» и «митрофанушки».
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Тарас Скотинин.
Возраст — не указан, мужчина средних лет.
Род занятий — помещик.
Семья — не женат, сестра г-жа Простакова.
Социальное положение — дворянин, помещик.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, недалёкий и жадный отец.
Образование — необразованный мужчина, не умеющий даже читать.
Внешность — не указана.
Характер — настойчивый, недалёкий, невежественный, трусливый.
Положительные черты — отсутствуют, один из отрицательных персонажей пьесы, способный испытывать нежные чувства лишь к свиньям.
Отрицательные черты — жадный, глупый, невежественный, туголобый.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Скотинин и другие герои пьесы
В комедии «Недоросль» раскрываются актуальные проблемы, с которыми сталкивались помещики и дворяне в XVIII веке. Ее автор противопоставляет образованность, воспитанность и высокие моральные принципы таким качествам, как лень, глупость и невежество. Юмор и глубокое понимание писателем человеческих проблем позволяют и в наши дни зачитываться этим произведением. Основные персонажи пьесы:
- госпожа Простакова — недалекая и необразованная дама, которая склонна действовать в своих интересах и добиваться всего хитростью;
- сын Простаковой Митрофан — юноша 16 лет, недоросль и недоучка, полностью подчиненный воле родителей;
- постоялец Простаковых Правдин — чиновник, направленный из города с целью разобраться с непорядками в имении, человек высокоморальный, изображение в произведении правды и силы закона;
- сирота Софья — добрая и честная девушка, живущая у Простаковых после утраты родителей;
- жених Софьи Милон — храбрый и доблестный офицер, который не видел свою невесту долгое время;
- дядя и опекун Софьи Стародум — человек высоконравственный и честный, в жизни всего достиг сам;
- любитель свиней Тарас Скотинин — брат Простаковой, глупый и неграмотный мужчина, во всем ищет выгоду.
Дополнительно Фонвизин вводит второстепенных героев. Среди них — муж госпожи Простаковой, пустой и безвольный человек, находящийся под каблуком у супруги, а также портной Тришка, который прислуживает Простакову. Присутствуют учителя Митрофана (семинарист Кутейкин, немец Вральман, отставной сержант Цыфиркин) и его нянюшка Еремеевна.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Тараса Скотинина основан на том, что он является дворянином, помещиком и принадлежит к древнему роду.
«Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь». (Действие четвертое, явление 7)
Скотинин родом из большой семьи, однако из 18 детей в живых остался только он и его сестра, г-жа Простакова.
«Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!» (Простакова о семье, Действие третье, явление 5)
Скотинин — помещик со скромными доходами. Наследство Софьи поражает его воображение.
«Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал.» (Действие второе, явление 3)
В прошлом Скотинин был гвардейским офицером.
«Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом». (Действие второе, явление 3)
Скотинин — холостой мужчина, который не прочь создать семью и обзавестись детьми.
«Я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь». (Действие второе, явление 3)
Портретная характеристика Тараса Скотинина включает в себя и его чрезмерную страсть к свиньям — только эти животные способны вызывать у героя нежные чувства.
«Люблю свиней, сестрица…» (Действие первое, явление 5)
«…да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?» (Действие первое, явление 5)
Внешность
Внешний вид Тараса Скотинина основан на том, что он является зрелым мужчиной, давно вышедшим из юного возраста.
«Из ребят давно уж вышел…» (Действие третье, явление 5)
Черты характера и поступки
Скотинин — жестокий человек, получающий удовольствие от вида страданий других людей
«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою». (Действие первое, явление 4)
«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» (Действие пятое, явление 4)
По своей природе Скотинин — инфантильный трусоватый человек, который не в состоянии решить конфликт, дать отпор равным себе.
«… я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом». (Действие первое, явление 5)
При возникновении каких-либо трудностей Скотинину гораздо проще отыграться на слабых и зависимых от него людях, чем самому решить проблему.
«…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». (Действие первое, явление 5)
Скотинин пользуется славой ловкого стяжателя, способного до последней нитки обобрать крепостных.
«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь». (Действие первое, явление 5)
Главная страсть Скотинина — свиньи. Ради получения новых крупных экземпляров он даже готов жениться на Софье.
«Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству ее деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». (Действие первое, явление 5)
«Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты». (Действие первое, явление 5)
«Скотинин…Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю». (Действие первое, явление 5)
Скотинин так сильно любит свиней, что готов потратить всё наследство Софьи на их покупку.
«Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям». (Действие второе, явление 3)
Тарас Скотинин на первое место ставит свиней, а не свою будущую жену. Он пренебрежительно относится к ней, её интересы ему совершенно безразличны.
«Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку.
Милон. Какое скотское сравнение!» (Действие второе, явление 3)
Ради достижения желаемого (женитьбы на Софье) Скотинин готов искалечить родного племянника, подраться с сестрой.
«Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече как чорта изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду ее мужем, или Митрофан уродом». (Действие второе, явление 3)
«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». (Действие третье, явление 3)
Скотинин — упрямый, твердолобый человек.
«У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне». (Действие второе, явление 3)
«Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы». (Действие четвертое, явление
Скотинин — принципиальный и упрямый человек, готовый стоять на своём до последнего.
«Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужую не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бойсь, душенька. Тебя у меня никто ни перебьет». (Действие второе, явление 3)
Для Тараса Скотинина характерна большая самоуверенность. Он искренне считает себя завидным женихом.
«Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало.» (Действие третье, явление 5)
«Рассуди же, какое счастье Софьюшке быть за мною». (Действие четвертое, явление 7)
Скотинин — недалёкий человек, не привыкший думать и рассуждать.
«Я никогда не думаю…» (Действие четвертое, явление 7)
«Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком». (Действие четвертое, явление
Тарас Скотинин — трусливый и подлый человек. Узнав о том, что имение его сестры берётся под опеку, он стремится тут же исчезнуть из поля зрения чиновника, чтобы ненароком не навлечь на себя беду.
«Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякой Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда по-добру, по-здорову». (Действие пятое, явление 4)
Воспитание
Тарас Скотинин — безграмотный человек, не умеющий даже читать. Однако он не считает это недостатком и даже гордится собственным невежеством.
«Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». (Действие первое, явление 6)
Отец Скотинина и его сестры, г-жи Простаковой, был невежественным, тёмным человеком, который не позволял своим детям учиться.
«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» (Простакова об отце, Действие третье, явление 5).
Скотинин-старший стал примером для своих детей, которые выросли жестокими, злыми, жадными людьми.
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?» (Действие четвертое, явление
Характеристика Скотинина другими героями
Простакова
Простакова считает брата глупым, недалёким человеком, которым можно помыкать, как ей вздумается. Узнав о богатстве Софье, он решает женить на ней своего сына Митрофана, а Тараса вернуть в его деревню.
«Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». (Действие второе, явление 3)
Простаков
Простаков искренне восхищается умением Тараса безжалостно обдирать до последней нитки крестьян.
«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь». (Действие первое, явление 5)
Простаков считает, что страсть Скотинина к свиньям обусловлена их большим сходством.
«Скотинин…Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю». (Действие первое, явление 5)
Правдин
Правдин отмечает, что Скотинин является жертвой манипуляций со стороны его сестры, г-жи Простаковой.
«Сестрица ваша играет вами, как мячиком». (Действие второе, явление 3)
Правдин замечает «скотское» отношение Тараса Скотинина по отношению к будущей жене, которая интересует помещика гораздо меньше, чем свиньи.
«Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой». (Действие второе, явление 3)
Правдин глубоко возмущен отношением Скотинина к крепостным, которых он и за людей не считает.
«Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин.» (Действие пятое, явление 4)
Подробная характеристика Правдина.
Стародум
Стародум презрительно относится к бахвальству Скотинина относительно древности его рода и откровенно смеется над ним.
«Стародум (смеючись) То есть, пращур твой создан хоть в шестой же день, да немного попрежде Адама?
Скотинин. Нет, право? Так ты доброго мнения о старине моего рода?
Стародум. О! такого-то доброго, что я удивляюсь, как на твоем месте можно выбирать жену из другого рода, как из Скотининых?» (Действие четвертое, явление 7)
Стародум прекрасно видит все пороки Тараса Скотинина, в котором не видит достойного мужа для Софьи.
«Да для нее не все равно, когда скажут, что дворянка вышла за Скотинина». (Действие четвертое, явление 7)
Стародум невысокого мнения о нравственных ценностях Скотинина и потому считает его более счастливым и беспечным человеком — его душе чужды глубокие переживания.
«Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.
Скотинин. А меня так свиньи». (Действие четвертое, явление 7)
Подробная характеристика Стародума.
Милон
Даже короткого знакомства с Тарасом Скотининым хватает Милону, чтобы сделать выводы о его моральных качествах. Возможный брак Скотинина с Софьей он считает неравенством.
«Такое неравенство сделало б несчастье вас обоих». (Действие четвертое, явление 7)
Милон подчеркивает глубочайшее невежество Скотинина, его твердолобость.
«Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону) Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы». (Действие четвертое, явление
Речевая характеристика Скотинина
Речевая характеристика имеет большое значение при раскрытии образа героя, позволяет сделать вывод о его внутреннем мире. С самого начала произведения становится понятно, что помещик Тарас Скотинин — большой любитель свиней. Он постоянно твердит о любви к ним и окружающих людей и весь мир в целом воспринимает сквозь призму своего увлечения. В выражениях, более подходящих для скотного двора, Тарас говорит о своей сестре, будущей жене и детях: «Я и своих поросят завести хочу», «Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась…»
Речь Скотинина полностью отражает его характер: прямой, примитивный и невежественный. Он строит простые предложения, в которых и в помине нет красочности, образности, глубоких и интересных мыслей. Это указывает на отсутствие образования, внутренней культуры. Герой презирает просвещение, и это неизбежно сказывается на особенностях его речи.
Скотинин использует просторечную, иногда вульгарную речь: «суженого конем не объедешь», «по добру, по здорову», «ученье — вздор», «всякая вина виновата», «На своё счастье грех пенять», «концы в воду». Он не опускается до откровенных ругательств, как его сестра г-жа Простакова, но только потому, что он находится в гостях и не может в полной мере раскрыться.
Отзывы и личное отношение читателей к Скотинину
- Я считаю, что «Недоросль» – приятное чтение, которое вызывает восторженный смех в комичных ситуациях и легкое разочарование в ситуациях серьезных. Фонвизин подметил все абсолютно точно!
Безусловно, хамское и безнаказанное поведение Скотинина возмущает меня! Этот человек является воплощением глупости и уродства человеческой души. Несмотря на преувеличенность этого образа в пьесе, подобных людей можно встретить в современном мире. Они обладают властью, но при этом глупы, нелепы и жестоки.
Я думаю, что это самое поучительное произведение 18 века.
- Сплошная скука. Никогда не понимал и до сих пор не понимаю, почему школьникам предлагают такие неинтересные произведения.
Конечно, пьеса для нынешнего времени и для современного мира чересчур морализаторская. Отрицательных героев я таковыми и не считаю. Как по мне, это абсолютная норма для людей того времени, для их традиций. Скотинин, конечно, немного жесток и зол, да и в мире можно встретить похожих людей, но таких, как он, одной комедией не переделать.
Биография
Тарас Скотинин — мужчина средних лет, дворянин, помещик. Принадлежит к старинному роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас. Дети смогли перенять от отца худшие качества: невежество, грубость, жестокость по отношению к крепостным.
В юности Тарас Скотинин служил в гвардии и спустя время ушёл в отставку в чине капрала. Он является владельцем небольшого имения. Доход его не очень высок, и он мечтает выгодно жениться на Софье, обладающей большим наследством.
Единственная страсть Скотинина — свиньи. Только они и интересуют героя, готового спустить все деньги на приобретение самых лучших животных. Он с радостью готов взять в жены Софью, чтобы поправить свое финансовое положение. Однако богатая наследница становится причиной раздора между Тарасом и его сестрой Простаковой, решившей выгодно женить своего сына Митрофана.
Конфликт между родственниками прерывается вмешательством государственного чиновника, который наказывает Простакову за жестокое обращение с крестьянами и берет под опеку её имение. Скотинин спешит вернуться в свою усадьбу, чтобы не стать следующей жертвой.
Краткое содержание сюжета
Действие комедии разворачивается в поместье Простаковых, точное месторасположение которого автором не указано. Описание жизни помещиков Фонвизин дает очень наглядно. Пересказ сюжета кратко:
- Всеми делами в семье заправляет госпожа Простакова — грубая и напористая особа. Муж находится у нее под каблуком, с крестьянами женщина обращается жестоко.
- Единственный человек, к которому Простакова питает нежные чувства, — ее сын Митрофанушка, глуповатый и избалованный 15-летний парень. Именно его автор называет недорослем.
- Кроме самих Простаковых, в доме проживает скромная и добрая девушка Софья. Волей судьбы она стала сиротой и нашла приют в доме помещиков.
- В семье каждый считает своим долгом обидеть беззащитную Софью. Хозяйка поместья задумала отдать девушку замуж за своего брата Тараса Скотинина.
- Неожиданно Софье пишет ее дядя, господин Стародум. Он сообщает племяннице, что внезапно разбогател и готов дать за нее приличное приданое.
- Узнав о таком повороте событий, Простакова вознамерилась изменить свое решение и выдать Софью за своего сына Митрофана.
- Планы деспотичной помещицы нарушает неожиданно приехавший Стародум. Племянница жалуется ему на свою нелегкую жизнь и рассказывает, что в ее сердце живут чувства к офицеру Милону, отвечающему ей взаимностью.
- Дядя одобряет выбор Софьи и благословляет ее на брак с избранником.
- Простакова намерена воплотить в жизнь свои планы, она организует похищение Софьи, чтобы как можно быстрее обвенчать ее с Митрофаном, однако возлюбленный девушки успевает ее спасти.
- Эта непростая ситуация разворачивается на глазах чиновника Правдина, находящегося в это время в доме Простаковых. Увидев, насколько это жестокие люди, Правдин решает их наказать: изымает у помещиков имение и передает его под опеку государства.
- Митрофанушку призывают на воинскую службу.
Финал произведения показывает торжество правды и справедливости над невежеством и злобой. Простаковой приходится жить без любимого сына и лишиться власти над собственным поместьем.
Фраза Митрофанушки «не хочу учиться, а хочу жениться» стала крылатой. Ее до сих пор применяют к легкомысленным молодым людям, главная цель которых — развлечения и удовольствия.
Образ Скотинина
Тарас Скотинин, так же, как и его сестра Простакова и племянник Митрофан, является абсолютно отрицательным персонажем, в котором нет ни единой привлекательной черты.
Фундамент грубого, жестокого, бесчувственного характера Скотинина был заложен ещё в детстве, в его семье, где всем верховодил жадный и невежественный отец, не давший детям даже элементарного образования, в котором видел зло.
В душе Скотинина нет места доброте, состраданию, милосердию по отношению к людям. Он получает искреннее удовольствие при виде страданий тех, кто от него зависит, и считает, что имеет право безнаказанно издеваться над своими крепостными.
Абсолютно безграмотный Скотинин презрительно относится к образованию и считает, что жизнь можно хорошо устроить и без грамоты. Обладая узким кругозором, герой интересуется одними лишь свиньями, которых ставит превыше людей. По своей манере общения Тарас мало чем отличается от работников скотного двора.
Скотинин является типичным представителем высокомерного и невежественного дворянства образца второй половины XVIII века. В его образе автор воплотил все негативные качества, которые были присущи высшему сословию в России.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
- для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
- для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
- для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью
Вывод
В комедии «Недоросль» автор поднимает глобальные социальные проблемы, которые были актуальны для общественной жизни России в XVIII веке. Он демонстрирует срез дворян и помещиков, которые были разделены на два лагеря: умные, образованные и воспитанные аристократы с высокими моральными принципами в противовес невежественным, тёмным и жестоким помещикам-самодурам, тянувшим Россию на самое дно.
К последним автор относит и Тараса Скотинина, чья говорящая фамилия недвусмысленно указывает на его черты характера и отношениек людям. Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать острую необходимость перемен в российском обществе. Характеристика Скотинина с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Роль героя
Комедия — это жанр, где юмор проявляется во всем. Неспроста автор «Недоросля» наделил своих героев смешными фамилиями: Простаковы, Приплодины, Скотинин. В их значении заложены основные черты личностей персонажей, которые подлежат высмеиванию. Все персонажи условно поделены на 2 группы.
К положительным героям Фонвизин отнес Стародума, Правдина, Софью, Милона. Среди отрицательных персонажей Скотинину автор дает, пожалуй, самую выразительную роль. На фоне Простаковой и Митрофана Тарас выглядит наиболее активным, беспардонным и наглым. По степени злонравия с ним может сравниться разве что его сестра, также носившая в девичестве фамилию Скотинина.
Причину такой «свинской жизни» представителей небогатого дворянства автор видит в их невежестве. Погрязнув в гордыне, чванстве, безнаказанности и стяжательстве, Скотинин деградирует, отвергает всякое развитие.
Герой являет собой собирательный образ, олицетворяет массовые настроения и образ жизни дворян. Характеристика Скотинина из комедии «Недоросль» дает точное представление о дворянской прослойке общества того времени, несмотря на то что персонаж является выдуманным.
🗹