Среди правителей Древней Руси наиболее интересным и загадочным считается киевский князь Святослав Игоревич, краткая биография которого входит в программу школьной истории. Ученики подробно рассматривают эту фигуру, подготавливают и зачитывают доклады и сообщения. В современной литературе о Древней Руси Святослава принято изображать с довольно нехарактерной для той эпохи внешностью — длинные усы, свисающий чуб на бритой голове. Но выглядел ли он так?
Ранние годы
Точная дата рождения Святослава неизвестна. Считается, что князь родился в период между 930 и 942 годами, при этом предпочтение историки отдают второй дате. Отцом Святослава был князь Игорь, сын знаменитого Рюрика, первого князя древнерусского государства. Матерью — княгиня Ольга, вошедшая в историю, как первая правительница Руси, принявшая православие.
Святослав рано потерял отца — Игорь погиб в 945 году во время сбора дани со славянского племени древлян. Согласно летописям, причиной нападения древлян на Игоря стала непомерная дань, которой киевский князь обложил своих соседей славян. Сразу после смерти отца малолетний княжич стал формальным правителем государства, но фактически властью обладала его мать —княгиня Ольга.
Большая часть жизни князя прошла в боевых походах. По преданию, уже в возрасте 3 лет Святослав участвовал в знаменитом походе на древлян. Княгиня Ольга, желая отомостить древлянам за убийство своего мужа, отправилась с войском на их столицу Искоростень. Во время этого похода малолетний Святослав совершил символический бросок копья в сторону врагов, тем самым объявив начало боя. С тех пор война стала привычным делом для князя.
Святослав – язычник!
Читая древнерусские летописи, складывается впечатление о двойственном отношении летописцев к Святославу. С одной стороны, симпатия и гордость за блистательного полководца, «Александра Македонского земли Русской», с другой – явное неодобрение его делам и поступкам. Особенно не одобряли летописцы-христиане язычества Святослава.
В русских летописях рассказывается о том, что княгиня Ольга, приняв крещение, стремилась приобщить к христианству и сына. Святослав отказывался под предлогом, что, если он один примет крещение, то дружина его станет над ним насмехаться. Мудрая Ольга справедливо на это отвечала, что если князь крестится, то и все сделают то же самое. Исследователи давно пришли к выводу о том, что указанная летописью причина отказа Святослава креститься, не серьезна. Права была Ольга, никто бы не посмел перечить князю. Как совершенно справедливо заметил исследователь А. В. Назаренко, для того чтобы крестить Русь, Ольге нужно было крестить сына, за ним бы последовало и все общество.
Однако в чем же причина упорного нежелания Святослава стать христианином? В булгарской летописи Гази-Бараджа есть на этот счет любопытное известие. Когда еще, будучи ребенком, Святослав смертельно заболел, и ему не могли помочь ни русские, ни византийские врачи, Ольга позвала булгарского лекаря Отчы-Субаша. Тот взялся исцелить мальчика, но в качестве условия попросил, чтобы Святослав не принимал христианства.
И объяснение булгарского летописца, как видим, выглядит несколько фольклорно. На этом фоне чрезвычайно интересна гипотеза А. В. Назаренко. Он считает, что причина отказа Святослава креститься таится в Константинополе, который он посетил вместе с матерью в 957 г. Византийский император в честь русской княгини Ольги устроил два приема. На первом приеме присутствовали «люди Святослава», где они в качестве даров получили денег гораздо меньше, чем даже рабыни Ольги. Это был прямой вызов русской стороне, ведь, например, в русско-греческом договоре 945 г. послы Святослава были упомянуты вторыми после Игоря, даже раньше Ольги. Видимо, унижение «людей Святослава», а значит и его самого, было вызвано нежеланием императора выдавать замуж свою дочь за правителя варваров. «Люди Святослава» были оскорблены и на втором приеме уже не присутствовали. Очень вероятно, считает А. В. Назаренко, что отказ Святославу в греческой невесте и повлиял на его (и его советников) решение остаться в язычестве.
Повесть временных лет, как бы пытаясь оправдать язычество Святослава, «смягчает» его воинственность в религиозном вопросе и сообщает: если кто-то хотел принять крещение, то он не запрещал, а только над ним насмехался. Однако в Иоакимовской летописи есть шокирующий рассказ о том, как Святослав, потерпев неудачу в одном из важных сражений с болгарами и греками, решил, что виноваты в этом христиане, находившиеся в составе его войска. Многие христиане были по его приказу казнены. Он не пожалел даже своего ближайшего родственника Глеба, который приходился ему сводным или, по другим источникам, двоюродным братом.
Правление князя
По мере взросления Святослав все больше начинает принимать участия в государственных делах. Однако при жизни матери он неохотно занимался административными делами княжества, уделяя больше внимания военным походам. И в этом была большая необходимость. Русское государство находилось в окружении трех основных геополитических соперников:
- Византийской империи;
- Хазарского каганата;
- Болгарского царства.
Помимо этого, на границах киевского княжества проживали многочисленные неподконтрольные племена славян и других народностей, которые Киев пытался подчинить. Одним из таких было племя вятичей.
Первые походы
Обширные территории вятичей простирались по восточной границе Киевского княжества, в районе верховьев реки Ока и Десна до современной Рязани на Востоке. Основным занятием вятичей была охота и собирательство (грибы, ягоды). Начинало развиваться земледелие. Пушнина, которую добывали охотники-вятичи, служила основным товаром для торговли.
Князь начал поход на вятичей в 964 году. Выбор этот был неслучаен. Вятичи платили дань другому крупному сопернику русов — Хазарскому каганату. И желание вырвать вятичей из-под контроля хазаров было вполне естественно. Кроме того, за землями вятичей на востоке находилась территория Волжской Булгарии, тоже данников Хазарского каганата. Булгары контролировали торговый путь по Волге и могли чинить препятствия русским купцам.
Русские летописи не сохранили особых свидетельств о результатах этих походов. Известно лишь, что вятичи перестали платить дань хазарам, но это случилось уже после покорения Святославом каганата. Что касается Волжской Булгарии, рассказы арабских хроникеров свидетельствуют, что земля эта была подвергнута опустошению и разорению. Впрочем, само государство булгар сохранилось и существовало еще несколько веков.
Большинство историков сходятся во мнении, что эти первые походы были предварительным этапом более важной будущей войны с Хазарским каганатом.
Война с хазарами
Хазарский каганат, занимавший обширную территорию от предгорий Кавказа на юге до Волго-Донского междуречья на севере, был давним врагом русского княжества. К середине X века Хазарский каганат уже не имел того величия, что некогда заставляло трепетать жителей соседних с ним стран. Напротив, с юга и востока в каганат активно проникало исламское влияние, подрывавшее основы хазарской государствености.
Поход на хазар Святослав начал примерно в 965 году. По поводу точной даты согласия у историков нет. Считается, что одной из причин войны стала просьба Византйиской империи, которая также находилась в состоянии вражды с каганатом. Так это или нет, но у Святослава явно было желание подорвать ослабевших хазар. В то же время отношения Киева и Византии были разными. С одинаковым успехом русы и воевали, и дружили с Константинополем, о чем, например, говорит факт принятия княгиней Ольгой православия именно по византийской традиции.
За время хазарских походов были покорены значительные территории. В излучине Дона был взят северный форпост хазар — крепость Саркел. Переименованный в Белую Вежу, этот город стал центром удаленного русского княжества. В низовьях Волги была захвачена и разорена столица хазар — город Итиль. Дальше свои взоры Сятослав обратил на земли Кубани. Здесь на территории Таманского полуострова в результате походов Святослава образовалось русское Тьмутараканское княжество.
И хотя русское войско не нанесло окончательного поражения хазарам, влияние киевского княжества на южных территориях многократно возросло.
Болгария и Византия
Западный вектор внешней политики Святослава был связан с противодействием Византии и Болгарскому царству. Это государство, некогда образованное переселенцами из Волжской Булгарии, в первой половине X века находилось на пике своего могущества. Византийская империя даже одно время платила дань болгарам. Однако к середине X века внутренние смуты и набеги венгров подорвали былое величие болгар.
Война с Болгарией была начата Святославом не по собственной инициативе. В истоках русско-болгарского противостояния усматриваются византийские корни. Византия опасалась вступать в противоборство, поэтому решила привлечь русов, посулив Святославу экономические выгоды. Византийский посол лично обещал киевскому князю в дар почти полтонны золота.
Поход на Болгарское царство начался примерно в 968 году. Поначалу русам сопутствовали военные успехи. Святослав взял множество городов на Дунае, разгромил булгар в битве при Доростоле. Князь задумал даже перенести столицу на территорию Болгарского царства. Но пока Святослав находился в Болгарии, на родной киевской земле произошла беда. Кочевые племена печенегов, занимавших северное Причерноморье, вторглись в пределы русской земли и осадили Киев. Святославу пришлось срочно вернуться с войском на родину и отбивать осажденную столицу, в которой находилась его престарелая мать — княгиня Ольга.
Существует мнение, что поход печенегов на Киев был инициирован византийцами. Константинополь опасался возросшего русского влияния в Болгарии. И эти опасения были вполне справедливы. Покорив Болгарию, Святослав начинает строить военные планы и в отношении византийцев. В 970 году русское войско выступает с походом дальше на юг.
Византийская компания оказалась неудачной для Святослава. В ходе битвы у Аркадиополя (в 120 км от Константинополя) основные силы русской армии были разгромлены. Святослав был вынужден отойти в Болгарию, но следующим летом византийцы нанесли русам очередное поражение. Русская армия в течение трех месяцев была осаждена в крепости Доростол. Не видя перспектив дальнейшей войны с византийцами, Святослав запросил мира.
В 971 году был заключен мирный договор, согласно которому стороны обязались не воевать друг с другом, восстанавливались прежние торговые отношения. Византийская компания стала последним военным походом Святослава Игоревича.
Гибель правителя
Осенью 971 года Святослав с остатками своего войска возращался на родную землю из Болгарии. Его путь домой должен был проходить на ладьях по Днепру вверх по течению. Но князь решил не торопиться в Киев и остановился на зимовку в низовьях Днепра. Его предупредили, что выше по течению в районе порогов разбойничают печенеги. Весной 972 года Святослав продолжил путь, но коварные печенеги снова ждали русов у порогов. Князь и сопровождавшие его воины были убиты. Так закончилось княжение Сятослава.
Послужит чашей в назидание …
Косвенно о том, что Святослав действительно не собирался возвращаться в Киев, может свидетельствовать … чаша из его черепа. В целом ряде поздних русских летописей – Уваровской, Ермолинской, Львовской и др., есть дополнения к эпизоду Повести временных лет о гибели Святослава, касающиеся надписи на роковой чаше. Они незначительно отличаются между собой, но общий смысл их сводится к тому, что Святослав, желая чужого, своё погубил. Во Львовской летописи даже уточняется, что погубил из-за большой ненасытности.
То, что такая чаша действительно была, говорит запись в Тверской летописи, датированная XI–XII вв., о том, что «… это чаша до сих пор хранится в казне печенежских князей». Были ли предшественники у несчастного Святослава? В хрониках есть сведения о том, что в 811 г. болгарский хан язычник Крум угощал славянских князей из подобного сосуда. В этом случае материалом послужил череп побежденного болгарами византийского императора Никифора I.
Любопытные параллельные сведения о гибели Святослава предоставляет булгарская летопись Гази-Бараджа. Она подтверждает сообщение русских летописей о том, что печенеги были в сговоре не с византийцами, а с дунайскими болгарами, и содержит подробности о последних минутах жизни киевского князя. Когда Святослав оказался у него в плену, Кура-хан сказал ему: «Твоя голова, пусть и с хинской косой, не прибавит мне богатств, и я охотно даровал бы тебе жизнь, если бы ты действительно дорожил ею…. Пусть твоя голова послужит чашей для напитка в назидание всем чрезмерно гордым и легкомысленным».
Наследие и интересные факты
Главными итогами деятельности князя на посту главы государства можно считать:
- победу над Хазарским каганатом;
- расширение территории государства;
- развитие торговых связей с соседними странами.
В описании эпохи князя Святослав существует много неясностей, неточностей и хронологической путаницы. К особо интересным фактам из его жизнеописания стоит отнести:
- Двоякую роль печенегов в военных походах Святослава. Есть свидетельства, что кочевники выступали союзниками во время похода на хазар и византийцев. Причем в последнем походе печенеги потеряли значительное количество своих воинов. В то же время они нападали на Киев и привели к гибели самого Святослава. Из черепа которого, по легенде, был сделан кубок для вина.
- Внешний облик князя. Современное представление о соответствии образа князя внешнему виду запорожского казака XV—XVII вв. многими считается политической спекуляцией. А перевод византийской хроники, в котором дана такая характеристика, историки считают неточным. Сторонники же такого образа считают, что этот вид был естественным для русской знати того времени. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что некоторые изображения его сына князя Владимира, которые дошли, благодаря первым монетам, отчеканенным в Киеве, также содержат длинные усы.
- Ну и пожалуй самое известное, о чем помнят любители истории: Святослав Игоревич кратко изрек знаменитые слова «Мертвые сраму не имут! Иду на вы!». Случилось это во время боя с византийцами. На многие века эти слова стали девизом бесстрашия русских воинов.
Несмотря на то, что со времен князя Святослава прошло более 1000 лет, интерес к его персоне не угасает. Тема Древней Руси по-прежнему актуальна и востребована. Личности князя посвящено множество научных и популярных публикаций, статей, документальных фильмов. Довольно подробно изложена биография Святослава в Википедии. Если говорить кратко, князь Святослав Игоревич, в отличие от своих предшественников, стал первым русским правителем, проявившим высокую воинскую доблесть и заложившим культурный код русского воина.
Предыдущая
БиографииАндрей Белый краткая биография, жизнь, настоящее имя, интересные факты об особенностях творчества, список лучших стихов и произведений поэта Серебряного века
Следующая
БиографииХронологическая таблица Ф.М. Достоевского: биография, творчество писателя, важные периоды и события жизни, список произведений
Русский гепард
Под 964 г. Повесть временных лет сообщает о Святославе, как о молодом, но уже очень серьезном воителе. Хрестоматийным стало описание летописью киевского князя: он много воевал, был быстр, подобно пардусу, в походах не возил обозов, спал под открытым небом, ел мясо, испеченное на углях. Перед нападением на чужие земли предупреждал врага своим знаменитым посланием: «Хочу на вас идти!».
Исследователи давно пришли к выводу, что это описание восходит к древнейшему дружинному преданию о первых русских князьях, а вот сравнение Святослава с пардусом (гепардом) находит параллели в описании подвигов Александра Македонского в греческих источниках.
Любопытно, что «книжный» гепард отличался не столько скоростью бега (на эту роль претендовали, по традиции, другие животные), сколько внезапностью прыжка, нападения на свою добычу. Текстологический анализ отрывка во всех летописных списках позволил известному филологу А. А. Гиппиусу сделать вывод о том, соединение летописцем фрагментов предания с «книжными» элементами привело к определенному искажению смысла этого известного пассажа о Святославе. Красочное сравнение князя с самым быстрым из млекопитающих означало не скорость передвижения, а внезапность нападения и движение налегке. Впрочем, о последнем говорит и смысл всего летописного пассажа.
Авантюрист, государственный деятель, духовный лидер
Возможно, воинствующее язычество Святослава было обусловлено той особой ролью, которую он играл в обществе своего времени. Любопытно, как в историографии менялось восприятие образа этого воителя. В научной литературе первоначально преобладало мнение о Святославе, как о «последнем викинге», искателе приключений, наемном полководце, ищущем славу в чужой земле. Как писал Н. М. Карамзин, он славу побед уважал больше чем государственное благо. Война была единственной страстью Святослава, – вторит ему О. Субтельный. Болгарская исследовательница Г. Цанкова-Петкова назвала его «принцем-мечтателем».
Со временем утвердилась в ученом мире репутация Святослава, как мудрого государственного деятеля. За его воинственностью и, казалось бы, непредсказуемыми и спонтанными бросками на Восток, Юг и Юго-Запад ученые, наконец, смогли, – как пишет Н. Ф. Котляр, разглядеть определенную систему проведения внешней политики. Киевский князь решал вопросы отношений с другими странами сугубо военными средствами, – продолжает он же, еще и потому, что мирной дипломатией их, видимо, было уже не решить.
В последнее время появились гипотезы о третьей ипостаси Святослава Игоревича – сакральной стороне столь привычного нам образа воителя. К этой интерпретации уже давно подталкивало исследователей само имя Святослава. Оно относится к разряду теофорных имен и соединяет два смысловых контекста, которые могут указывать на две функции его носителя: сакральную (Святость) и воинскую (Слава). Как косвенное подтверждение подобной интерпретации можно рассматривать известие упоминавшейся булгарской летописи: после чудесного исцеления Святослав стал именоваться Ауданом – носителем сакральных жреческих функций среди степных язычников.
Ряд аргументов о выполнении Святославом сакральных функций собран исследователем С. В. Черой:
- Внешний вид князя. Сходство с обликом языческого бога Перуна (длинные усы, но отсутствие бороды);
- В последней битве под Доростолом, согласно рассказу греческого автора Иоанна Скилицы, Святослав отказался принять вызов на личный поединок от Иоанна Цимисхия;
- Во время сражений Святослав находился, по-видимому, не в первых рядах и даже, возможно, позади своего войска. Согласно греческой хронике, некий Анемас, чтобы лично сразиться со Святославом во время одного боя, должен был вырваться вперед и разорвать вражеский строй;
- В скандинавских сагах есть сообщения о том, что конунги брали в бой своих совсем крошечных детей, например, мальчиков двух лет. Их держали за пазухой, как талисман, они должны были принести удачу в сражении. И Святослав символически начинал битву с древлянами, будучи 3-4 лет отроду.
Потомки
История знает детей Святослава Игоревича, это:
- Ярополк, правивший Киевом;
- Олег, князь древлян;
- Владимир, крестивший Русь.
Иногда упоминается Сфенг, которого А. В. Соловьев считает не сыном, а внуком Сфендослава.
Итак, политика Святослава Игоревича резко отличалась от правления его матери Ольги. Правитель больше внимания уделял внешним войнам. Он победил Хазарский каганат и предпринял несколько успешных походов против болгар.