Характеристика Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Пушкин

Главным героем в произведении А.С. Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. Этот парень выходец из семьи бедных помещиков. Он смелый и серьезный. Обладает приятной внешностью. У него бледное лицо, ровный нос и русого цвета волосы. У парня приятный звучный голос. Дубровский выглядит довольно благородно.

Парень хорошо воспитан. Он добрый, честный, храбрый, великодушный. Ему присуща манерность. У Дубровского были недостатки, в принципе как у каждого человека. Он был очень расточительным и любил азартные игры. Проживая в Петербурге, он проиграл в карты большую сумму денег. Но, несмотря на это он остался человечным. Парень очень любил отца. Его заботило здоровье папы. Так же он хорошо и по-доброму относился к крепостным. Он влюбился в Марию дочь его врага Троекурова.

Все за, что он брался, у него с легкостью получалось. Он без труда выучил французский язык, прекрасно играл роль учителя. Он преподавал Марии, так же они вместе пели и танцевали. Еще он занимался уроками с Сашей (сын Троекурова), он преподавал ему географию и математику.

Троекуров ради своей забавы запер Дубровского в клетке с живым медведем. Он так развлекался, он получал удовольствие, когда другие испытывали чувство страха. В этой ситуации Дубровский показал свою храбрость и бесстрашие. Он не стал плакать и умолять о помощи. Он собрался с силами и убил огромного медведя. Дубровский затаил злобу на Троекурова. Он даже придумал план мести. Он хотел убить Троекурова, но не смог этого сделать потому, что любил Марию.

Дубровский был умным и мудрым человеком. Он был развит не по годам. Он хорошо планировал каждое дело и никогда не допускал ошибок. Парень увлекался психологией, поэтому хорошо разбирался в людях. Он их видел на сквозь. Он мастерски уговорил настоящего французского учителя отдать ему документы и разрешить Дубровскому выдать себя за преподавателя. Парень великолепно справился с ролью учителя и сумел втереться в доверие к Троекурову. Дубровский хорошо мог себя контролировать.

Дубровский это мужчина, который обладает необходимыми для жизни качествами и навыками. Он добрый, мудрый. Он владеет многими знаниями. Его можно считать противоречивым персонажем. У него много положительных качеств. Плохое в нем только то, что он мстительный и злопамятный. Пристрастие к картам так же не красит Дубровского. В принципе этого персонажа можно любить за его доброе сердце и ум.

Краткое содержание повествования

О таком серьёзном произведении сложно говорить, не обозначив хотя бы кратко его сути. Не вдаваясь в подробности и не составляя цитатного подробного плана, стоит назвать отражённые в повести следующие события:

Сюжет романа

  1. Два старых друга-помещика, бывшие сослуживцы, бедный Дубровский и зажиточный Троекуров, у которых двое взрослых детей — Володя и Маша — ссорятся из-за мелочи. Троекуров исполняется злобы и решает отомстить соседу. Он поднимает связи, благодаря которым находятся сведения, формально свидетельствующие о том, что поместье не принадлежит старшему Дубровскому, и Троекуров отписывает его себе. Узнав об этом, Дубровский-старший внезапно трогается умом. Владимиру посылают печальное сообщение из дому, и тот вынужден бросить всё и в срочном порядке ехать в родовое гнездо.
  2. Похоронив отца, болезнь которого быстро отобрала остаток жизненных сил, и вникнув в суть происходящего, молодой дворянин придумывает план мести соседу, ставшему причиной безвременного ухода его единственного родителя и поместья, где прошло его счастливое детство. На сторону младшего Дубровского переходят все отцовские крепостные, отказывающиеся подчиняться убийце.
  3. Владимир переодевается учителем и, скрывая своё происхождение, внедряется в дом Троекурова в качестве преподавателя его детей. Больше всего времени он посвящает Маше, к которой у него появляются самые горячие чувства. По ходу событий молодой человек приходит к тому, что любовь сильнее мести и отменяет все планы возмездия будущему, как он надеется, тестю.
  4. Однако Машу отец решает выдать за богатого князя против воли дочери, которая ответно полюбила своего учителя, и планы молодого барина на счастье в личной жизни рушатся. Он, собрав своих людей, предпринимает неудачную попытку выкрасть девушку на пути к храму, куда её везут для венчания, но не успевает этого сделать, ловит пулю от князя, после чего его люди увозят своего лидера.

На этом канву можно считать обозначенной. В заключительных строках автор упоминает, что Дубровский, оставшийся без имения и с разбитым от горя сердцем, решает уехать из России. И на прощание просит своих людей бросить разбой и встать на честный путь. О дальнейшей судьбе героя автор не упоминает.

Сочинение про Владимира Дубровского

Владимир Дубровский является одним из главных персонажей произведения, который на протяжении повествования из молодого повесы превращается в благородного и честного юношу.

В начале повести Владимир описывается автором как юный офицер, ведущий праздный образ жизни, не заботящийся о наличии финансовых средств, безрассудно уверенный в том, что деньги всегда будет выдавать ему отец. Он беспечно проводит свои дни в развлечениях, за игрой в карты, не задумываясь о будущей жизни и мечтающий о богатой невесте.

В один из моментов Владимир узнает, что его отец находится при смерти и не раздумывая, бросив приятелей и бесшабашную жизнь, спешно едет в родное поместье.

Вернувшись в отчий дом, Владимир осознает, что очень любит и волнуется за больного отца, жутко соскучился по нежной нянюшке, знакомые с детства места в округе – самые трепетные и прекраснейшие.

Дубровский узнает о причине болезненного состояния отца и о неблаговидном поступке соседского помещика Троекурова, решившего отобрать их родовое поместье. Молодой и бесстрашный человек решает отомстить за смерть отца и становится на путь разбоя и грабежа.

Однако Владимир не становится разбойником в прямом смысле этого слова, поскольку преследует и наказывает исключительно виновных, с его точки зрения, людей, которые из-за своей жадности, корысти и глупости лишены обычных человеческих качеств и принципов. Отбирая деньги у богатых и влиятельных людей, Дубровский не присваивает их себе, а раздает монеты нуждающимся крестьянам.

Проявляет Дубровский и товарищеские чувства, узнав, что отобранные в одно из нападений деньги, предназначены для гвардейского офицера. Владимир возвращает их матери военного, признавшись, что совершил ошибку и не хотел обидеть офицерского товарища.

Испытав чистое и возвышенное чувство к дочери Троекурова Марии, Дубровский понимает, что его любовь намного важнее чувства мщения и решает прекратить свою грабительскую деятельность, понимая, что она необоснованная и бесполезная.

Раскрывая образ Владимира Дубровского, автор утверждает истинность древней мудрости, гласившей о бессмысленности мести, когда на зло отвечают злом.

Главный персонаж романа

Владимир Дубровский — центральный персонаж произведения, основное его действующее лицо.

Характеристика Владимира Дубровского, с биографией которого Пушкин начинает знакомить читателя лишь в третьей главе, направляет к мысли, что в дальнейшем он станет эгоистом и гулякой, бестолково прожигающим свою жизнь. Главный герой мало выделяется среди остальных своих сверстников: проживает на деньги батюшки и нимало не беспокоится о том, откуда они у отца появляются. Он молод и имеет возможность разрешить себе излишествовать, поскольку он:

  • играет в карты на деньги;
  • влезает в долги;
  • позволяет себе развлечения.

Главный герой Дубровский

Он практически не заинтересован в своём будущем, поскольку, как и его приятели, предаётся мечтам о состоятельной невесте, супружество с которой разрешит все его трудности. Можно сказать, что главная черта того молодого повесы, какой был показан читателю в самом начале рассказа о нём, — это беззаботность и легкомыслие. Но очень скоро станет ясно, что это всего лишь дань молодости и что в характере дворянина есть своего рода золотая жила.

Вывод

Конечно, большинство читателей были и будут на стороне Владимира Дубровского. И не потому, что поддерживают его разбойничью деятельность, а потому, что со стороны Троекурова были грубо нарушены все законы — и моральные, и государственные, но он не понёс за это никакого наказания. Он погубил своего старого приятеля, оставил нищим его сына, хотя для таких действий не было никаких оснований, а была лишь задетая гордыня и осознание своего всемогущества. Но никто почему-то не называет Троекурова разбойником, хотя по существу он таковым и является. Владимир Дубровский — жертва произвола и своего отчаяния от случившегося. Как он должен был поступить? Искать справедливости у тех, кто нагло её попирает своими действиями?

Безусловно, Владимир Дубровский нарушил закон. Однако справедливый суд мог бы в его действиях найти много смягчающих обстоятельств. Но существовал ли в России в то время справедливый суд? Во всяком случае, Дубровский в это уже не верил. А верил ли в него сам Пушкин? Неизвестно ведь, что послужило для него основным препятствием для продолжения работы над романом. Возможно, в дальнейшем развитии сюжета автор поставил бы своего героя в ситуацию, когда сама жизнь разрушила бы романтическую иллюзию о возможности индивидуалистической свободы личности.

Скорее всего, закончить роман «Дубровский» А. С. Пушкину не позволила глубина вскрывшихся в его романе проблем.

Можно согласиться с мнением историка В. Ключевского о том, что образ Владимира Дубровского — это «реальный исторический тип русского дворянина александровской эпохи, благородного бунтаря с искалеченной судьбой».

Характеристика образа Владимира Дубровского может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Историческая основа произведения

Описание Дубровского из романа «Дубровский» свидетельствует о том, что образ главного героя взят из подлинных исторических событий.

В 30-е годы, ко времени написания романа, стартует новый этап в творчестве Пушкина. Отворачиваясь от чисто романтических героев и сюжетов, автор переносит свое внимание на реальность. Он пробует себя в реалистических сюжетах и героях. Теперь его цель — изобразить действительность такой, какая она есть. Пушкина начинают беспокоить проблемы современного ему общества. Именно им он адресует свой самый знаменитый роман.

Кстати оказалась и история, рассказанная Александру Сергеевичу его приятелем Нащокиным. Речь шла о бедном белорусском дворянине Павле Островском, владельце небольшого села под Минском. Из-за войны с Бонапартом все документы на его родовое гнездо сгорели. Состоятельный сосед юного Островского решил воспользоваться сложившейся ситуацией и отнял у Павла имение. Крепостные Островского взбунтовались и отказались повиноваться новому владельцу. Вместе со своим прежним хозяином они предпочли стать разбойниками. Судьба Островского, как и Дубровского, неизвестна.

Важно, что фабула всего романа базируется именно на его образе. Это и отражено в наименовании. Впрочем, согласно желанию писателя, сам герой возникает лишь в третьей главе, а её предваряют все те драматичные происшествия, которые и создают завязку этой увлекательной, своего рода бандитской истории.

Несмотря на то что в стиле написания романа часто перемешиваются старинные слова и выражения, этот приём автора помогает создать у читателя чувство реальности описываемого, окунуть его в происходящее того времени целиком. Непосредственно Владимир Дубровский же высказывает свои мысли и эмоции языком абсолютно правильным с точки зрения нынешней оценки, а это формирует у читателя образ интеллигентного и образованного, умного человека.

Благородство главного героя

Владимир Дубровский в романе противопоставляется дворянам, с которыми он ведет борьбу. Удивительно, что ведя разбойнический образ жизни, этот герой добивается признания и уважения среди крестьян. Они отмечают его острый ум, смелость, благородство.

Многие литературоведы называют Дубровского благородным разбойником. Интересно, что такие герои не были характерными для русской литературы, образ Дубровского, скорее всего, Александр Сергеевич позаимствовал у зарубежных писателей.

Внутреннее благородство этого героя раскрывается во всей полноте тогда, когда его возлюбленная отказалась бежать вместе с ним. Владимир хорошо понимает: он разбойник, и жизнь с ним будет мучительна для юной девушки. Он не уговаривает Машу, не ставит ей условий, ультиматумов, а просто уходит с её жизненного пути.

Характеристика Дубровского

Историческая основа произведения

В начале произведения автор рисует образ сына старого помещика. Это молодой гвардеец, офицер, который, как и многие его современники и однокашники, беспечно прожигает свою молодость. Но по ходу сюжета образ повесы постепенно рассеивается.

Владимир рано остался без матери, с отцом не имел возможности часто встречаться, поскольку воспитывался в кадетском корпусе, что было типичным образованием для молодых людей того времени. На период событий, которые описаны в романе, он не встречался с отцом уже в течение 8 лет. Из более или менее близких людей, которым было интересно его воспитание, была только старая няня.

Получив известие о болезни батюшки, Владимир открывается читателю уже абсолютно с иной стороны. Перед читателем обнаруживаются такие прекрасные явления человеческих отношений, как сыновья любовь, нежность к отцу, ответственность за своё наследие (поместье, люди). Печальная весть тут же принуждает его изменить свой образ жизни, отказаться от своих обыденных занятий. Несмотря на то что подобные перемены и пугают его неизвестностью, Владимир без сомнений пишет рапорт на временное увольнение и даже выказывает решимость покинуть службу окончательно.

Когда молодой дворянин прибывает в поместье своего батюшки, которое включает в себя дом с крепостными людьми, раскрываются его самые прекрасные качества. Автор показывает это через описание уважительного отношения Владимира к крепостным и их ответного отношения к своему юному хозяину, совершенного доверия к нему.

Краткое содержание повествования

Конечно, такое искреннее признание нельзя объяснить только лишь невольнической привычкой подчиняться. Автор показывает, что оно вызвано почтением к образованности юного офицера. Располагает сельчан также и та смелость, с которой дворянин начинает улаживать дела и встаёт на охрану не только собственных интересов, но и всех жителей поместья, всей деревни. Люд понимает, что пришёл настоящий помощник и заступник. Это выражается в словах старого кучера, где он просит не выдавать их и обещает: «Мы уж за тебя встанем!».

С интересной и весьма располагающей стороны раскрывается нрав молодого Дубровского и во время его пребывания в имении Троекурова, где он принял вид учителя-француза. Мужество и смелость, которые он обнаружил при встрече с медведем в комнате для забав, самообладание и интеллигентность за ужином, благоприятно выделяющие его среди всех приглашённых. Умение свободно вальсировать лишь прибавляет шарма к его образу.

Наряду с этим, обнаруживается благородство в действиях не только в рядовых разбойничьих набегах, но и в отношении к заклятым врагам, хотя им он, как это могло показаться, мог бы без сожаления воздавать за причинённое зло.

Образ Дубровского, который создан гением Пушкина, цельный и содержательный. При этом внешность Владимира весьма банальна. Согласно словесному портрету Троекурова, он среднего роста, глаза карие, нос непрямой. То есть ничем не выделяющаяся внешность. Тем не менее плавно по ходу повествования описание главного героя дополняется и внутренними, и внешними особенностями, а они исподволь создают полноту образа Владимира Дубровского.

Вероятно, этот образ впоследствии окажется реализацией других благородных персонажей. К таковым можно причислить:

  • Пугачёва в романе «Капитанская дочка»;
  • Сильвио в рассказе «Выстрел»;
  • царя Гвидона в поэтической «Сказке о царе Салтане…» и других героев известных творений классика.

В течение повествования романа, с ходом всё более ускоряющегося действия, у читателя формируется завершённый портрет главного героя-разбойника: отважного, твёрдого, справедливого и при этом страдающего от своего положения обедневшего помещика и от несостоявшейся любви, которая волею случая была разрушена из-за случайных событий. В результате перед читателем предстаёт романтический персонаж, которого автор-гений сотворил по образцу наиболее ярких персонажей европейских романтических произведений, наделив его при этом глубоко национальными особенностями.

Испытание в горниле любви

Дубровский и Машенька

Перед своим героем автор ставит, кроме ситуации с поместьем и врагом Троекуровым, еще одну, не менее сложную задачу. Владимиру теперь предстоит выбрать между личной местью и любовью к Маше, дочери врага. Через этот выбор и его решение читатель также имеет возможность полюбоваться красотой души молодого когда-то повесы, имевшего меркантильные намерения в отношении женского пола. Дубровский отвергает личную месть и выбирает нежные чувства, любовь к Машеньке. Он отказывается от мщения «как от безумства», о чем и говорит своей избраннице.

Искренне любящий, он готов на все ради благополучия Маши, однако ему не хватает времени и возможностей для того, чтобы оградить девушку от ненавистного ею и им самим замужества. Отказавшись от отмщения соседу, потеряв свое имение, любимую девушку и надежду на спокойное будущее, Владимир получает, по замыслу автора, нечто большее — раскрытие и развитие своей огромной и благородной души, закрепление ее качеств в горниле испытаний.

Популярные сочинения

  • Сочинение Остап и Андрий — братья и враги (6, 7 класс)
    Если верить православной традиции, а рассматривать именно эту веру, когда речь идет о Гоголе, вполне естественно, так как по большей части русские писатели были православными
  • Сочинение Что такое первая любовь
    Первая любовь – это чувство, с которым столкнется каждый. В первый раз оно настигает человека в тот период его жизни, когда он находится на грани между ребёнком и подростком.
  • Сочинение Цель побега Мцыри
    В поэме Лермонтова М.Ю. Мцыри речь идет о молодом парне, который в детстве попал в плен и вырос в неволе. Можно представить тот ужас, который испытал маленький ребенок, уносимый незнакомцем вдаль от родного дома.

Финал, открытый для читателя

Дочь Машенька в романе

Образ молодого разбойника в произведении выглядит очень ярко, реалистично и в полном соответствии с реальной историей Островского. Владимир воплощает собой личность, изначально никоим образом не склонную к какой-либо преступной деятельности. Однако Владимир вступает на эту дорогу под гнетом обстоятельств, оказавшихся выше его возможностей.

Несмотря на то что поступки главного персонажа обусловлены и понятны, Пушкин не останавливается на одном лишь раскрытии характера Владимира Дубровского, злободневного сюжета и обычном следовании человеческой природе в описании действий пострадавшего героя.

Пуститься в амбиции, строить планы отмщения и воплощать их изощренными способами — это все естественно имеется в природе человека и не требует какой-то особой внутренней работы, превозмогания самого себя. Но для Пушкина это было бы слишком мелко и неинтересно, это не несло пользы для развития читателя. А именно эту задачу в числе прочих ставили в литературе писатели и поэты того времени.

Финал остается открытым. Пушкин не ограничивает отношение читателя к этой истории конкретной концовкой. Нам неизвестна судьба ни самого Дубровского, ни его возлюбленной. Однако вектор дальнейшей жизни главного героя можно просмотреть по тому, сколько раз он уговаривает своих людей прекратить разбой. В одном из финальных обращений к соучастникам-разбойникам он просит их раскаяться и отказаться от этого дела, проведя «остальную жизнь в добросовестных трудах и изобилии».

Вариант 4

Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю как талантливый писатель и поэт, который создал много замечательных произведений, который чтятся и читаются по сей день. К числу таких творений относится повесть под названием «Дубровский». Произведение по своей сути является чуток парадоксальным и вызывающим не мало противоречий и вопросов. Критиками был оценен нормально, также даже сегодня считается одним из лучших творений Пушкина.

В центре произведения разворачивается конфликт помещиков. После смерти одного из них, наследство переходит к его сыну, но другой, производя определенные незаконные махинации, лишает младшего Дубровского прав на владение усадьбы и пригребает к своим нечестным ручонкам все, что только можно. Теперь крестьяне, земля, дом – все принадлежит врагу покойного помещика. А его сынок остается ни с чем. Новый хозяин жестоко обращается с новоприобретенными слугами, да и не получается у него ими управлять и вести четко хозяйство.

Младший Дубровский уходит в лес. Спустя время крестьяне, считая Дубровского своим истинным хозяином, также уходят к нему. Там они занимаются разбоем, подобно какому занимался Робин Гуд. Тут начинаются настоящие приключения.

Что касается главного героя, его характера и других черт, то его можно отнести к числу мужчин, стоящих за правду. Дубровский отличается от своего отца тем, что он имеет более твердый характер и менее мягкий, чем был тот. Молодой человек амбициозен, не равнодушен к несправедливости и всегда борется за свободу, гордость и честь. Он в какой-то степени является примером настоящего дворянина. Чего нельзя сказать про его главного врага – Троекурова. Но судьба решает посмеяться над этим персонажем и заставляет его влюбиться в дочь злого помещики. После первой встречи Дубровский не в силах забыть о Маше. Автор показывает, что герой способен на настоящую любовь.

Лично у меня Владимир Дубровский вызывает двоякое отношение к себе. Месть – это плохое качество и может довести человека до ужасных дел. В то же время он хорошо относится к тем, кто является по сути его слугами. Он любит Машу Троекурову и желает ей добра, потому, чтобы не навредить, Дубровский не показывается на глаза ее отцу и не объявляет ему об отношениях Маши и себя.

В целом, Дубровский человек хороший, правдивый, честный, справедливый. Это вызывает уважение и вселяет надежду, что не все дворяне были грязными рабовладельцами.

6 класс

Другие темы: <- Татьяна — русская душою? ПушкинМой Пушкин ->

`

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: