Находясь в ссылке, А. С. Пушкин тщательно изучал «Историю государства Российского» Карамзина, что и подвигло его на создание исторического произведения «Борис Годунов». В этой трагической драме дано описание царствования Бориса Годунова, и приходу к власти Лжедмитрия. По мнению советского литературоведа и пушкиниста Сергея Михайловича Бонди, главный герой «Бориса Годунова» – народ. Пушкин достоверно передал исторические события, где большую роль играют народные массы, их влияние на деспотическое правление властей.
Главные герои
Царь Борис Годунов
В «Борисе Годунове» герой, царь всея Руси, мудрейший правитель и опытный политик, но человек, так и не сумевший заслужить признательность и доверие своего народа. Властный и сильный человек, он стремился к упорядочиванию жизни и благосостоянию своих подданных, но народные массы не смогли найти оправдания убийства царевича и политику крепостного режима, что, фактически, и было причиной его трагедии. Из рассказа Пушкина Афанасия Михайловича следует, что царь Борис Годунов является причиной всех несчастий, выпавших на долю русского народа.
Григорий Отрепьев
Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.
Образ Бориса Годунова (Пушкин)
Образ Бориса Годунова характеризуется тем, что это человек умный и далеко не злой. Ум его выражается в ясном понимании государственных нужд: в умении управлять таким громадным и тогда уже разнородным по составу государством, как Россия. Один из умнейших приближенных Бориса, Басманов, называет это «духом державным». Глубокой мудростью и опытом дышит его наставление сыну перед смертью: он советует ему избрать себе надежного советника, вести дела по-прежнему, не вводя новых порядков, стараться снискать расположение народа милостями в начале царствования, а потом понемногу восстановить прежние строгости; советует пользоваться услугами нужных тогда России иностранцев, соблюдать церковные уставы, быть молчаливым и непорочным.
Кроме того, он сознает великий вред, приносимый государству местничеством, старается частными исключениями в пользу одного лица приучить к мысли о полном его уничтожении, советует сыну с твердостью снести боярский ропот по поводу назначения начальником войск неродовитого Басманова. Он сознает пользу образования и, будучи сам необразованным, с удовольствием смотрит на сына, занимающегося науками.
Понимает Борис и непостоянство народа, и тщету всего земного. В особенности ясно это выражено в его знаменитом монологе; он не обольщает себя уверенностью в благодарности со стороны народа за все его благодеяния и сознает, что
Живая власть для черни ненавистна.
Но образ Бориса Годунова отмечен не только умом, но и хитростью. Такой обдуманностью и хитростью дышит его речь перед боярами и патриархом после избрания: притворяясь вполне искренним и откровенным, он искусно льстит боярам напоминанием о том, что работал с ними вместе, но одновременно указывает и на громадную разницу прежнего и настоящего его положения.
В нравственном отношении Борис также является человеком привлекательным. Он горячо любит свою семью, заботится о будущей судьбе сына, скорбит о горе дочери, потерявшей жениха. Он хороший семьянин и хочет, чтобы и сын его был таким же. Он любит народ, заботится о нем в бедственные годы, желает видеть Россию образованной и могущественной.
Из данной характеристики можно заключить, что образ Бориса Годунова следующий: это человек хороший, простой, умный. Но в душу его закрадывается одна страсть, делающая его жестоким, изменяющая весь его нравственный мир; эта страсть — властолюбие. Борис сам сознает ее, сознает ту ошибку, которую сделал, добиваясь и добившись царского престола; в прощальной перед смертью беседе с Феодором он говорит:
Я подданным рожден, и умереть Мне подданным во мраке б надлежало…
Одновременно он обнаруживает редкую нравственную мощь и любовь к сыну, решаясь пожертвовать последними минутами своей жизни для наставления ему вместо покаяния, которое могло бы успокоить его и очистить его душу. Каким-то ужасом веет от слов его:
Я, я за все один отвечу Богу…
Невольно в душе возникает сострадание к человеку доброму, умному, достойному лучшей участи, но увлеченному гибельной страстью.
Помимо страха за сына в последние минуты жизни, Борис все время, начиная с момента, когда он узнал о смерти Димитрия, мучился угрызениями совести — значит, душа его не была испорчена. Он решился на преступление под влиянием властолюбия, но заплатил за него тяжелыми нравственными муками. Насколько тяжелы были эти муки, видно из слов Бориса:
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Кроме угрызений совести, его терзали постоянный страх возмездия, потери царства и самой жизни, и страх не только за себя, но и за свою семью. Эта боязнь, что семье его придется расплачиваться за то, что он — ее любящий отец — совершил, поистине трагическая черта в характере Бориса. Под влиянием ее он теряет самообладание, сомневается в смерти царевича Димитрия, не знает, что предпринять. Те же угрызения совести и страх изменяют его характер, заставляют его совершать поступки, ему не свойственные: любя народ, заботясь о нем, он, мучась подозрениями, возобновляет пытки и казни; сознавая пользу и силу науки, гадает, делается суеверным. Эта душевная сумятица и есть Божья кара за совершенное преступление, помимо преждевременной смерти Бориса и гибели его семьи. Эта душевная мука так тяжела, что заставляет признать искупленным совершенное Борисом преступление. Так же относится к нему и Пушкин, который не произносит над Борисом сурового приговора, а напротив, вселяет в душу читателя сострадание к нему в сцене перед смертью.
Таков, вкратце, образ Бориса Годунова. Пушкин не зря гордился своим произведением. Характер Бориса ему удался, как и драма в целом.
Источник: Пишем сочинения по драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». М.: «Грамотей», 2006
Годуновы вели свой род от татарского князя
Среди русской знати разных эпох модно было вести свой род от иностранцев, прибывших на службу сначала московскому князю, а затем русскому государю. Годуновы — не исключение. В летописи начала XVII века было занесено, что основателем рода является татарский князь Чет, приехавший на службу к московскому князю Ивану Калите. Историки, однако, считают эту версию сомнительной. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зерна из костромского боярского рода. Начиная с Дмитрия, предки Годунова были боярами при московском дворе.
Борис Годунов. Особые приметы Подробнее
Будущий царь был осторожным человеком, не замешанным в кровавых расправах
В эпоху Ивана Грозного высокое положение несло не только выгоды, но и серьезную опасность. Опала царя была страшной. Малейшая ошибка или чей-то наговор могли обернуться жестокой расправой. Однако Борис Годунов этой участи избежал. Он всегда был крайне осторожен и умел держаться в тени. Несмотря на пушкинское «зять палача и сам в душе палач», никаких доказательств причастности Годунова к кровавым расправам не существует. К моменту смерти Ивана Грозного Борис Годунов стал одним из наиболее влиятельных людей в России.
Зять палача и сам в душе палач. Борис Годунов — упущенный шанс России? Подробнее
Враги царя Бориса после его смерти учинили расправу над семьей
Судьба родных Бориса Годунова сложилась трагически. 16-летний Федор Годунов, сын Бориса, унаследовал трон, однако не имел сил его удержать. Современники описывали Федора как образованного и талантливого молодого человека, одного из первых русских картографов. Молодой царевич стал жертвой предательства русской знати. Федор Годунов и его мать, супруга Бориса, были зверски убиты в июне 1605 года. Дочь Бориса и сестру Федора, Ксению Годунову, захвативший власть Лжедмитрий сделал своей наложницей. Впоследствии Ксения была пострижена в монашество. Пережив череду невзгод, в том числе и после воцарения Михаила Романова, Ксения Годунова умерла в 1622 году в возрасте 40 лет в Успенском Княгинином монастыре во Владимире.
Владимир Стеклов: «Мы не собираемся реабилитировать Годунова» Подробнее
Доказательства причастности Бориса Годунова к гибели царевича Дмитрия не существует
Главное обвинение, выдвигаемое против Бориса Годунова — смерть в 1591 году в Угличе младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Подразумевается, что таким образом Годунов расчищал себе путь к трону. Но следует заметить, что никаких достоверных сведений, указывающих на причастность Бориса к смерти царевича, нет. Не стоит забывать, что по церковным канонам младший сын Ивана Грозного считался незаконнорожденным, ибо был рожден, по разным подсчетам, в шестом или седьмом браке царя. По этой причине законных прав на трон у царевича Дмитрия не было. Кроме того, в 1591 году сохранялась вероятность рождения ребенка в семье царя Федора Иоанновича, который становился бы главным претендентом на престол.
Смерть царевича Дмитрия. Нераскрытое дело XVI века Подробнее
Да и позиции самого Бориса Годунова в качестве претендента на престол в случае пресечения династии выглядели очень шаткими. Называя вещи своими именами, Борис Годунов, скорее всего, стал жертвой исторического «черного пиара», в котором были заинтересованы представители династии Романовых, имевшие личных счеты с предшественником на троне.
Образ героя в произведении
(Сцена из 2-го действия оперы, Большой театр, 1948 г.)
Хотя название драмы «Борис Годунов» и царь – центральная фигура в повествовании, не ему автор отводит главную роль. Она по праву принадлежит народу, движущей силе российской истории. Попытка проломить волю людей, манипулировать ею в угоду собственным интересам заканчивается для рода Годуновых уничтожением.
Муки совести на протяжении всего царствования не дают покоя герою, постепенно сводя его с ума. Страх разоблачения подспудно меняет его характер. Ценитель науки и любящий народ человек увлекается суевериями и дает добро на возобновление казней и пыток. Пушкин преподносит душевные терзания своего героя, как искупление за совершенное преступление. Сцена перед смертью вызывает у читателя сострадание.
Годунов — демократически избранный царь
Борис Годунов относится к немногочисленной группе русских правителей, избранных демократическим путем. В феврале 1598 года, после смерти царя Федора Иоанновича и пресечения династии Рюриковичей, нового монарха избирал Земский Собор.
Утвержденная грамота Земского собора 1598 года об избрании на царство Бориса Федоровича Годунова. Фото: Commons.wikimedia.org/ Shakko
Любопытно, что изначально власть хотели передать сестре Годунова, вдовствующей царице Ирине. Лишь после ее категорического отказа стали рассматривать другие кандидатуры. Борис Годунов уступал конкурентам своей родословной, но за ним был многолетний и в целом успешный опыт управления страной. Это, в конечном счете, и стало решающим фактором. В сентябре 1598 года Борис Годунов венчался на царство.
🗹