Впервые читатель сталкивается с Грушницким в главе «Княжна Мери». Он является второстепенным персонажем и используется для раскрытия главного героя Печорина Григория Александровича. Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» имеет только отрицательные качества. Он мерзкий человек, который своим поведением заставляет читателя себя ненавидеть. Полное описание, которое приводил Печорин, можно отследить по цитатной характеристике.
История персонажа
Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – классика русской литературы. Критики признавали серьезную роль сочинения, проводя его анализ, сравнивая образы и характеры главных действующих лиц. По-своему революционное, оно дало публике возможность познакомиться с новым типом героя, неизвестного до этого времени. Им оказался Григорий Александрович Печорин. Остальные персонажи оттеняют его, позволяя лучше разглядеть роль Печорина в романе, выявляя цель жизни героя на фоне происходящих вокруг событий.
Знаки различия
С 1802 года знаками различия юнкеров в кавалерии являются погоны с продольным широким галуном посередине (аналогично позднейшему погону подпрапорщика или погону старшины в Вооружённых Силах СССР). Остальные юнкеры носили общую унтер-офицерскую форму и по правовому положению приравнивались к подпрапорщикам. С 1843 года знаки различия юнкера такие же, как и у подпрапорщика — погоны, обшитые узким золотым галуном по краю. С этого же времени юнкеры, назначаемые для исполнения унтер-офицерских обязанностей, носят унтер-офицерские нашивки на погонах (юнкеры из дворян — золотого галуна). Юнкеры, фактически исполняющие обязанности офицеров, назывались портупей-юнкерами
и носили офицерские портупеи и темляки на холодном оружии (тесаках).
История создания
Писатель Михаил Лермонтов
Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.
Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.
Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.
Восстание декабристов (1825 год)
Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.
Вывод
Образ Грушницкого очень реалистичен. В нем показан тип романтика не по внутреннему состоянию, а по подражанию, следованию за модой. Этот вид романтизма был довольно распространён в то время, когда кумирами молодёжи были Дон Жуан и Чайльд-Гарольд Байрона, Вертер Гёте, Наполеон и т. д. Отсюда и его замкнутость на самом себе, его неумение вести диалог. Отвечая на чей-то вопрос или возражение, такие люди продолжают собственную речь, не вслушиваясь в слова собеседника. Но это, как уже было замечено, прошло бы с возрастом. Грушницкий всё-таки не обладал такими разрушительными чертами характера, какие были у Печорина. Когда он в своём дневнике описывает состояние княжны Мери после его признания в отсутствии любви к ней, обращают на себя внимание такие страшные его слова: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!»
Грушницкий — одна из жертв Печорина.
Характеристика образа Грушницкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
«Герой нашего времени»
Грушницкий (актер Леонид Губанов)
Грушницкий впервые появляется на страницах романа в главе под названием «Княжна Мери». Его внешность привлекательна и дает возможность сделать предположение о юном возрасте героя. Он смугл, высок, темноволос и обладает аккуратными модными усиками, делающими его старше. Солдатская шинель придает образу героя романтическую удаль. При этом он стал солдатом и потерял звание из-за дуэли.
Характеристика образа впечатляет читателя. Это эгоистичный самовлюбленный мужчина, любящий козырнуть парой французских реплик, неспособный выслушать собеседника. Приятно осознавать, что такую маску Грушницкий выбрал осознанно. В реальности он иной: милый и симпатичный мужчина, отнюдь не задира.
Печорин
Негативное восприятие Печорина формируется тем, что причина дуэли оказывается пустяковой. Так пожелали его приятели. Мелочность причины размолвки понимает даже секундант Печорина – Вернер. Миролюбивый Грушницкий был не прочь пойти на примирение, но друзья помешали сделать это. Он трусоват и нервозен. В ходе дуэли мужчина демонстрирует боязнь убийства. Он не может убить человека.
Сослуживец главного героя, Грушницкий вместе с Печориным оказывается на водах. Грушницкий дублирует характеристику своего оппонента. Единственный недостаток: ему не везет с женщинами. Герой видит свою схожесть с Печориным и воспринимает его как противника. Охота за дамскими сердцами тоже нередко напоминает поведение прототипа Грушницкого. Это вызывает недовольство со стороны мужчины.
Грушницкий и княжна Мери
Героя нельзя назвать определенно отрицательным или положительным героем, потому что его характер чище, но изобилует склонностями к порокам. Искренность делает ему честь. Отношение к женщинам у героя позитивное. Он представляется храбрым человеком и создает верный образ в соответствии с ситуацией. Он хочет возвыситься и теряет индивидуальность в желании играть выбранную роль.
Грушницкий чересчур самоуверен. Это сильно мешает ему в борьбе за любовь княжны Мери. Девушка не выбирает его, и в отместку он готов распускать слухи и сплетни. Он пытается подставить Печорина на дуэли – подкладывает тому пистолет без заряда.
Бэла
Рассказчик выехал из Тифлиса в Ставрополь. Приближалась ночь, и надо было въехать на Койшаурскую гору, чтобы добраться до почтовой станции. Пришлось нанять повозку с быками и погонщиков-осетин, и начался неторопливый подъём. Однако чуть позже рассказчика ждал сюрприз: сзади приближалась битком набитая повозка, и четверо быков бодро тащили её. А вот пустую повозку шестёрка быков тащила ужасно медленно.
Попутчиком оказался штабс-капитан Максим Максимыч, начавший службу на Кавказе под началом легендарного Ермолова. Штабс-капитан отлично знал нравы осетин: любители обжуливать проезжающих (скомандовали быкам стоять – вот быки и поспешают медленно), да ещё требовать на водку.
Чуть позже, добравшись до вершины горы, рассказчик вместе с попутчиком остановился в сакле. Завязался разговор. Упомянув о том, что достаточно черкесам во время какого-нибудь сборища напиться, чтобы завязать драку, Максим Максимыч начал вспоминать былое.
И в ходе воспоминаний штабс-капитана был упомянут Григорий Александрович Печорин. Довелось бравому вояке прожить целый год с петербургским гостем. И за этот год случилось много интереснейших событий.
И первое из них случилось, когда Максим Максимыч и Печорин отправились на свадьбу. Штабс-капитан был званым гостем – даром что друг старого князя (или, на чеченском языке, кунак). Скептика Печорина ждал сюрприз – знакомство с младшей дочерью князя, девушкой по имени Бэла.
Между тем штабс-капитан заметил своего давнего знакомого – Казбича. Чуть позже Максим Максимыч стал свидетелем разговора между Казбичем и Азаматом (сын старого князя и брат Бэлы). Темой разговора была… лошадь лихого разбойника. Разговор обернулся ссорой, а затем стрельбой.
Дальше было веселее: Азамат сумел увести лошадь Казбича, и Печорин увёз Бэлу. Вскоре юная черкешенка полюбила петербургского повесу. Какое-то время они были вместе, да только однажды Печорин начал вновь ездить на охоту. Максим Максимыч был удивлён и решил поговорить с молодым скептиком. Оказалось, что Григорий Александрович страдает от пустоты своего сердца и мечтает умереть во время путешествия в одну из азиатских стран.
Прошло время, и нежданно появился Казбич. Он похитил Бэлу. Печорин с Максимом Максимычем погнались за разбойником, и догнали его. Поднялась стрельба, однако Казбич успел тяжело ранить девушку, а затем скрылся.
После трёх дней мучений Бэла умерла. Печорин долго грустил, и не говорил о погибшей возлюбленной.
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
Разница между двумя яркими образами в романе «Герой нашего времени» просматривается невооруженным глазом. Но между ними как будто нет отличий в вопросе благородства. Грушницкий и Печорин схожи тем, чтоб оба играют людьми, живут чувствами. Оба грешны.
Арт к произведению Лермонтова – «Герой нашего времени»
Грушницкий любил княжну Мери, а Печорин пользовался ею, чтобы мстить оппоненту. Самоуверенность и отсутствие мыслей о будущем переполняют душу Грушницкого. Юнкер ревнует и негодует, видя в поступках Печорина попытку уколоть его и обойти.
Различия между Печориным и Грушницким заметны с первой встречи. Печорин аккуратен и выглядит приятно. Аристократ, он не имеет серьезных отношений и в дружбе. Дерзость и загадочность совмещаются в облике. Такие черты без труда увлекают представительниц прекрасного пола. В отличие от Печорина, Грушницкий происходит из простой семьи без особого достатка. Парень хотел выбиться в люди и заслужить лучшую долю. Он зациклен на произведении впечатления, любит выглядеть эффектно и угождать дамам.
Печорин уверен в себе и рассудителен, разбирается в людях, демонстрирует аналитические способности, циничность и склонность к манипулированию от безделья, ради веселья. Грушницкий, в свою очередь, не замечает манипуляций, хотя и не глуп. Романтик, он всегда в приподнятом настроении, привык драматизировать и преувеличивать. Он любит думать, что является страдальцем и человеком, разочаровавшимся в жизни.
Иллюстрация к роману «Герой нашего времени»
Хотя у героев разные биографии, они – как две стороны одной души. Печорин делает все не напоказ. Он настоящий, хотя его натура противоречива и сложна. Грушницкий же – мелкий человек и себялюбец, лелеющий злобу и ненависть. Между «быть» и «казаться» он выбирает второй вариант.
Отношения героев с социумом тоже различны. Печорин разочаровался в идеалах уходящего, но не смог найти или придумать альтернативу. Он неприкаян и бесполезен. Одиночество, усталость и апатия прогрессируют на фоне таких мыслей. Герой противопоставлен обществу и столичной аристократии. Он замечает чужие пороки.
Грушницкий же любит жизнь и предпочитает унынию романтику. Поэтому мужчина востребован среди молодежи. Он не обрел положительных черт Печорина, поэтому стал карикатурой на масштабный образ. Благодаря Грушницкому раскрывается глубина характера Печорина.
Печальный конец
Грушницкий до конца был уверен в своей победе на дуэли. Он не хотел извиниться за свой поступок перед Мери — это было выше его сил. Он думал, что легко сможет победить Печорина, и начал его за это презирать. Когда жизнь столкнула лбами обоих героев, никто не хотел отступать. Оба были упёртыми и ненавидели друг друга до глубины души. Когда Печорин убивает Грушницкого, на его лице не дрогнул ни один мускул, в нём не было ни капли сожаления за сделанное. Однако он и не ликовал, так как представлял на его месте себя.
Смерть соперника Печорина описана цитатой из произведения: «Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого».
Гордость и излишнее самолюбие погубило героя в решающей дуэли. Он так ничего и не достиг в своей жизни и, кроме отвращения, ничего не вызывал у людей. При помощи краткого описания характеристики можно понять, что представлял собой герой.
Экранизации
Роман «Герой нашего времени» неоднократно экранизировали. В 1927 году режиссер Владимир Барский снял фильмы по трем отдельным главам: «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Это было черно-белое кино, отображающее события, описанные в произведении. Георгий Давиташвили сыграл роль Грушницкого.
В 1955 году Исидор Анненский снял художественный фильм «Княжна Мери». Роль Грушницкого исполнил Леонид Губанов.
Андрей Миронов в образе Грушницкого
К произведению вернулся Анатолий Эфрос в 1975 году. Режиссер поставил фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» по мотивам романа. В роли Грушницкого – Андрей Миронов.
Александр Котт в 2006 году пригласил к работе над многосерийным проектом Юрия Колокольникова, а Роман Хрущ в 2011 году в ленте «Печорин» снял Илью Щербинина.
Они дрались до конца
Но 17-18-летние мальчишки стояли насмерть. К 16 октября, после ежедневных боев, у курсантов осталось всего пять орудий. Противник предпринял новый массированный штурм.
В истории сохранилось имя командира батареи лейтенанта Афанасия Алешкина. Он вместе с бойцами действовал хитро. В тот момент, когда гитлеровцы из орудий начинали расстреливать его дот, Алешкин с подчиненными выкатывал орудие на запасную позицию.
Стоило огню стихнуть, а немецкой пехоте перейти в атаку, как орудие возвращалось на прежнюю позицию, и снова выкашивало ряды противника.
Но вечером 16 октября гитлеровцы окружили дот, и с наступлением темноты забросали его защитников гранатами.
К утру 17 октября основные позиции Ильинских рубежей были захвачены немцами. Уцелевшие курсанты отошли к населенному пункту Лукьяново, куда переместился командный пункт. Еще двое суток они обороняли населенные пункты Лукьяново и Кудиново.
Противнику удалось обойти позиции курсантов, но те продолжали простреливать дорогу на Малоярославец, из-за чего немцы были лишены возможности перебрасывать боеприпасы и подкрепления своим передовым частям.
Бывшие курсанты на открытии памятника в Ильинском. 8 мая 1975 года. Фото: Commons.wikimedia.org
Вариант 2
Одним из основных персонажей произведения является молодой офицер Грушницкий, приятель и сослуживец главного героя Печорина.
Автор представляет Грушницкого в качестве небогатого дворянина в возрасте двадцати лет с хорошим телосложением, выразительными чертами лицами, смуглой кожей и темными волосами.
Грушницкий хорошо образован, владеет в совершенстве французским языком, воспитан, умеет соблюсти приличия, установленные в обществе, считает себя единственным и неотразимым. Молодой офицер умеет произвести впечатление на женщин, которые считают его милым и забавным юношей, отличающимся остроумием. Речь Грушницкого быстра и вычурна, богата пышными и громкими фразами о бессмысленных вещах. Он испытывает наслаждение от произведенного им эффекта, так как тщеславно мечтает стать героем красивого романа, который, по его мнению, у него обязательно произойдет. Это является проявлением его романтического фанатизма, изображая возвышенные страсти, и ощущения собственной исключительности.
Но при этом молодой человек не обладает умственными способностями, достаточно глуп и самовлюблен в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, не отличается храбростью, поскольку участвует в боевых сражениях зажмурив глаза.
Раскрывая образ Грушницкого в произведении, автор акцентирует внимание, что характерные молодому офицеру черты угадываются и в образе главного героя романа, который также наслаждается от скуки, играя человеческими чувствами, что приводит к трагическим и драматическим последствиям.
Звание юнкер сегодня
Разобравшись, кто такой юнкер в российской и немецкой армиях, стоит узнать, где сегодня сохранилось это звание. В Вооруженных силах Швеции до сих пор в ходу чин фанен-юнкера. До семидесятых годов XX века это звание предшествовало фервальтеру, после чего в течение десяти лет было высшим в своей категории, превышая сержанта.
Начиная с 80-х и вплоть до 2009-го во всех сухопутных видах войск Швеции этот чин был упразднен, но продолжал существовать на флоте и в авиации. А с 2009 года это звание вновь появилось в армии шведов.
Разобравшись с тем, кто такой юнкер и какие есть разновидности этого звания, можно в полной мере понять смысл романса Булата Окуджавы, в частности слова: «Господа юнкера, кем вы были вчера, а сегодня вы все — офицеры». Они обозначают, что еще совсем недавно юнкера были беззаботными мальчишками-курсантами военного училища, а теперь они срочно произведены в офицеры и отправлены на войну.
🗹