- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- По произведению Господин из Сан-Франциско
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» содержится очень глубокий смысл, вложенный в него автором.
Сюжет рассказа заключается в том, что некий Господин из Сан-Франциско всю жизнь много работал, копил деньги, не тратил их. Наконец, у него появились сбережения, которых хватило бы на кругосветное путешествие со своей семьей. Он уходит в отпуск и покидает Новый свет.
Название судна, которое доставляет героя в Италию, очень символично — «Атлантида». Это символ погибшей цивилизации. Автор хочет сказать, что он заранее не одобряет путь, выбранный Господином. Это гиблая дорога, которая не приведет к чему-либо хорошему.
На палубе также царит притворство. Администрация корабля наняла пару, которая играет влюбленных, с целью развлекать публику. Все люди делают вежливый вид и наигранно интересуются друг другом.
По приезде в Неаполь Господин с семьей оказался в грязном и дождливом городе, поэтому было решено добраться до Капри. Погода здесь была безупречна. Господин собирался к обеду, и в это время его сердце остановилось.
Таким образом, Иван Бунин показывает ничтожность человека. Человек в этой жизни совсем ничего не решает. Ничто не может спасти его от смерти. Каждый рано или поздно умрет. На этом фоне писатель показывает всю несостоятельность жизненных принципов Господина. Автор убеждает читателя, что нельзя откладывать жизнь на потом, так как никто не знает, будет ли это «потом».
Смерть человека стала помехой для всех. Хозяин гостиницы боится, что теперь все постояльцы переберутся в другое место, даже если этого не случится, то все равно вечер будет испорчен! Это также негативно скажется на доходах заведения.
Эмоции Госпожи из Сан-Франциско и дочери выражены скупо. Они не плачут, не беспокоятся. Женщины ведут себя равнодушно. Ими было принято решение сразу же вернуться домой.
Очень символично, что и обратно тело Господина перевозится на том же теплоходе. При жизни к герою относились очень хорошо. Его уважали, так как он был очень богат. После своей смерти Господин стал всего лишь телом, к которому относились как к проблеме. Герои не нашли лучшего, как перевести труп персонажа в коробке из-под лимонада.
Это говорит о том, что к человеку, для которого важны были лишь материальные ценности, который вращался в меркантильных кругах, после его смерти будут относится как к вещи, без души, без должного уважения. Рассказ Бунина характеризует современное писателю общество как черствое и эгоистичное.
Сочинения по русской литературе XX в.
5. Особенности сюжета и композиции повести И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Своей повестью «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин продолжил традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности (например, «Смерть Ивана Ильича»). Наряду с философской линией в повести И. Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением бездуховности буржуазного общества к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.
Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе. Сюжетное пространство ограничено, и это позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Мы видим общество, разделенное на верхние «этажи» и «подвалы». Жизнь наверху протекает, как в «в отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше — «великое множество» — тех, кто работает на них «в поварских судомойнях» и в «подводной утробе» — «у исполинских топок». Разделение имеет характер антитезы: противопоставляется отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени».
Конкретность описания сочетается с символикой, что позволяет подчеркнуть философский характер конфликта. Социальный разрыв между богатыми и бедными — ничто по сравнению с той пропастью, что отделяет человека от природы и жизнь от небытия.
Сюжет построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал, не покладая рук», чтобы стать похожим на богатых людей, «кого некогда взял себе за образец». Их много — таких «людей, которым принадлежал он», кто «не жил, а лишь существовал,… возлагал все надежды на будущее». Поэтому имя одного из них не вносит дополнительной характеристики, оно не важно ни для его семьи, ни для слуг, для которых он «синьор», ни для доктора, засвидетельствовавшего «неожиданно и грубо навалившуюся на него» смерть в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном номере “нижнего коридора”».
Это событие, являющееся кульминацией основного конфликта повести, только по стечению обстоятельств было воспринято как «ужасное происшествие». Неожиданный уход в небытие в контексте повести воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает свою всесильность. Но люди продолжают свое «беззаботное», бездумное существование, быстро возвращаясь к «миру и покою».
Конфликт повести далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлением о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Обретенное на «тяжкий» путь преодоления «мрака, океана, вьюги», замкнутое в «адской» общественной машине, человечество подавлено условиями своей земной жизни. Развязка повести становится проблемной, так как в финале утверждается мысль о человеке, чья «гордыня» превращает его в третью силу мира, кроме бывших там добра и зла. Символом этого является путь корабля сквозь время и стихии: «Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».
Композиционный «маршрут» повести имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается «домой, в могилу, на берега Нового Света». «Средина» повести — посещение «Старого Света» — помимо конкретного, имеет обобщенный смысл. «Новый Человек», возвращаясь к истории, по-новому оценивает свое место в мире.
Художественное своеобразие повести связано с переплетением в сюжете и композиции эпического и лирического начал. С одной стороны, в полном соответствии с реалистическими принципами изображения героя в его взаимосвязи со средой на основе социально-бытовой конкретики создается тип, реминисцентным фоном для которого в первую очередь являются образы «мертвых душ» Н. В. Гоголя. При этом так же, как у Н. В. Гоголя, благодаря авторской оценки, выраженной в лирических отступлениях, происходит углубление проблематики, конфликт приобретает философский характер.
Популярные сочинения
- Сочинение Характеристика Тараса Бульбы
Тарас Бульба – это главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Его считают одним из противоречивых персонажей. В нем сосредоточенны абсолютно все черты и повадки украинских казаков. Его образ в повести многогранен и раскрыт полностью - Чацкий — победитель или побежденный? — сочинение-рассуждение (9 класс)
Комедия под названием «Горе от ума» описывает достаточно сложный и проблематичный период, который пришлось пережить Руси в тот момент. Тогда старые дворянские идеалы меняются на новые и прогрессивные идеи человечества. - Сочинения по картинам Репина
Известный русский художник конца XIX века И. Е. Репин. Он соединил в себе все достижения в живописи передвижников, которые хотели искусство донести до народа, и сделать его ближе к народу
Сочинение по рассказу И.А. Бунина «Господин из Caн-Франциско»
Для многих писателей тема взаимодействия человека и общества является одной из самых главных .Думаю ,что только общество помогает раскрыть характер героя , его внутренний мир , показывают становление личности. Ведь именно в обществе человек ставится личностью. А иногда это самое общество разрушает человека изнутри, лишает его собственного «я» , лишает внутренней силы .
И.А. Бунин в своем рассказе «Господин из Caн-Франциско » показал такое разрушение человека обществом, в котором правят деньги, эгоизм, равнодушие. Мы знакомимся с главным героем во время путешествия на корабле «Атлантида».. И во время этого путешествия мы все больше и больше узнаем этого господина, видим ,что его духовный мир очень ограничен, чем дальше уплывает пароход, тем сильнее становится власть денег .
Читатель видит , как накопленный капитал греет пустую душу героя, ему кажется, что выше денег только деньги, что за деньги можно купить все . У этого господина нет имени , у него нет лица и души , он – мешок набитый деньгами. этот человек надеется найти свое счастье благодаря деньгам , он не видел другой радости. Ему казалось ,что только нужно сменить место и ему будет лучше , там-то и будет ждать его счастье. Но это лишь иллюзия .
Иван Бунин подчеркивает , что без духовного начала , без чувства прекрасного невозможно познать настоящего счастья, нельзя почувствовать себя счастливым . Проплывая на пароходе, господин не видел красоты окружающего мира ,не обращал внимание на звездное небо ,не сумел насладиться морским воздухом и шумом океана. Он жил так, как было принято в окружающем его обществе. А главные принципы этого общества: фальшь, лицемерие, обман.
Жизнь у этих людей шла строго по расписанию , без потрясений , без настоящей радости ,ничто никогда не менялось.
Однако жизнь повернулась для героя другой стороной, вместо желаемого счастья, судьба послала ему смерть . Но дорога для этого господина еще продолжается . Он опять плывет , но только в нижнем трюме , в деревянном ящике. Деньги потеряли смысл, и наш господин больше никому не интересен.
Безымянный господин умер, но окружающие продолжают свое путешествие, делают вид, что ничего не произошло, все так же лицемерят, лукавят, прожигают жизнь, не проявляя сострадания и сочувствия к тому, кто рядом..
А еще хочется вспомнить слова Д.С.Лихачева, который в одном из писем книги «Письма о добром и прекрасном» писал, что каждому человеку совершенно необходимо жить по законам нравственности, доброты, тогда и общество в целом будет следовать путями доброты, гуманности. А это самое главное для любого общества. И с этим не поспоришь
Вариант 1
(483 слова) Каждый из нас может назвать хотя бы один случай, когда преступление не было наказано. Тысячи противоправных деяний так и остаются без должного внимания и осуждения. Конечно, можно говорить о том, что виновный познает муки совести или неудачи в жизни, но это не определенная законом ответственность, а лишь вероятное развитие событий, которое ничего не компенсирует жертве. Рассмотрим подобные примеры и проанализируем их.
Вспомним печальную судьбу героини рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание». Бедная девушка была фактически изнасилована взрослым мужчиной. Алексей Михайлович Малютин, которому на момент происшествия было уже 56 лет, приехал к отцу Оли, но не застал его. Он не уехал домой и ничего не просил передать, а остался наедине с пятнадцатилетней девочкой. Герой был опытен в делах обольщения и красиво ухаживал за подростком. Он привлек внимание Оли и воспользовался ее наивностью. Она и сама не заметила, как происходящее перестало быть шуткой. Гость овладел ею, а она и не знала, как воспротивиться, что делать. Только после этого она осознала всю мерзость этого человека и его поступка: «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..». Как и многие жертвы насилия, Оля не смогла признаться родителям и попросить о помощи. Зато она стала компенсировать свою неполноценность за счет романов с другими мужчинами. Так она мстила им всем за унижение. По этой причине Оля завязала отношения с офицером, который и убил ее из-за ревности. Конечно, убийцу задержали. Но в тени его славы остался настоящий преступник — Малютин. Он совратил ребенка и не понес никакого наказания за это. Да и кто его осудит после гибели Оли? Надо признать, что это злодейство не повлекло за собой никакой ответственности по закону.
Еще более жуткий пример Н.С. Лесков описал в произведении «Тупейный художник». Любовь Онисимовна была крепостной крестьянской и артисткой подневольного театра. Однажды ей довелось исполнять главную роль в спектакле, и тогда граф решил сделать ее своей любовницей. Но у героини уже был возлюбленный — Аркадий, парикмахер помещика. Но у девушек в собственности никто не спрашивал согласия. И тогда Аркадий решился на риск — похитил невесту и подался в бега, чтобы тайно обвенчаться. Но священник выдал молодых, опасаясь мести влиятельного дворянина. И граф отвел душу, избивая тупейного художника. Слыша звуки расправы, Любовь потеряла сознание. Ее перевели на скотный двор, а жениха отправили в солдаты. Чувства выдержали и это испытание. Аркадий вернулся и хотел выкупить возлюбленную, но его ограбили и убили какие-то неизвестные. Любовь спилась от горя и одиночества. Истинный виновник этой трагедии — любвеобильный и жестокий граф. Получил ли он наказание за свои многочисленные преступления? Нет. Его оправдала сама система, где один человек принадлежит другому и имеет не больше прав, кем корова на скотном дворе. И таких случаев в нашей истории очень много.
Таким образом, многие преступления не наказываются никак, потому что остаются в тени неизвестности или даже оправдываются предрассудками и заблуждениями эпохи. Мы же можем лишь бороться за свои права и добиваться справедливости в правовом поле, чтобы все злодеяния приводили нарушителей порядка к ответственности и неизбежному осуждению общества.
Вариант 2
В своем проведении Бунин рассказывает о загадочном господине из Сан-Франциско, который путешествует со своей семьей. Пусть держит эта семейка на теплоходе с прекрасным названием « Атлантида». Все распланировано до мельчайших деталей. Не вчитавшись в произведения, может показаться, что весь сюжет закручен только вокруг путешествий, но нет. Смысл заключается в том, что автор хотел рассказать о роли человека в обществе, какое значение имеет богатства и власть.
Главный герой – мужчина состоятельный, за его плечами пятьдесят лет жизни. Имени у этого персонажа нет, он олицетворение знатной прослойки общества. Это люди, которые стремятся купить счастье за деньги.
В образе этого странного господина не только один негатив. Мужчина целеустремлен и упорен, трудолюбив, ведь понимает цену настоящего труда. Он из тех людей, которые полностью посвящают себя работе и добиваются при этом значительных успехов. Стремление к лучшей жизни – вот истинная цель господина из Сан-Франциско. Вся его жизнь была отдана работе и семье.
Даже не учитывая все его превосходные, человеческие качества, он тот, к кому принадлежит – к богатым и избалованным людям. Этот мужчина эгоист, любит власть и управлять, в какой-то степени циничен. Самовлюблён, ведь считает, что прав во всем и не стесняется об этом все говорить и спорить. Господин ставит себя выше других, неучтиво относится к людям. Он наслаждается жизнью, забывая о том, что она быстротечна. Внезапно для всех смерть достигает нашего героя, неожиданно и нагадано. Он умирает, а вместе с ним умирают всего его ценности и приоритеты.
После его смерти, лишь семья горюет об утрате, проливая слезы, возможно, даже и фальшивые. Может быть, они горевали вовсе не об утрате, а о том, что без господина элитное общество больше не примет их. На примере господина из Сан-Франциско, можно сделать вывод, что после смерти все богатство и власть уже ничего не значат.
🗹