- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Тема смысла жизни в произведениях Бунина
Бунин в своих произведениях часто рассуждал на тему смысла жизни. Ярче всех эта тема поднималась в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Видимо этот вопрос сильно волновал писателя, он хотел донести свои ценные наблюдения до читателей.
Бунин описывал жизнь богатого аристократа, который, конечно, не испытывал нужды в жилье и еде, но в тоже время настоящей жизни не видел. Он не испытывал настоящих эмоций и чувств, вокруг него всегда были люди, изображающие счастье, радость и переживания. Можно сказать, они все играли в идеальных людей. А господин всю жизнь потратил на то, чтобы заполучить как можно больше денег. То есть он считал, что в них заключается всё его счастье. Бунин же думал по-другому, что смысл жизни состоит не в материальных ценностях, а в духовных. А также, что куда важнее проводить время с по-настоящему ценными людьми и сделать что-то полезное для общества. Когда господин умер, то о нём никто не скорбел. Всё его окружение на корабле, даже семья расстроилась только из-за испорченной поездки.
В другом произведении Бунина «Бернар», моряк, умирая, считал, что был хорошим моряком. Тем самым автор хотел сказать, что каждый человек, приходя в этот мир, имеет какую-то цель. У всех есть своё призвание. И реализовав его можно добиться настоящего счастья. Ведь таким образом можно приносить пользу не только для себя, но и окружающим.
«Господин из Сан-Франциско» был хорошо воспринят современниками Бунина. Я думаю, что, к сожалению, эта тема продолжает быть актуальной даже в наше время. Ведь сейчас существует культ успешной жизни, которую всем поколениям навязывают средства массовой информации. Больше всего этот культ популярен в социальных сетях, где размещаются фотографии красивой жизни: постоянных путешествий, больших квартир, дорогих машин и мотоциклов, красивых моделей, которые достигли популярности только благодаря операциям. В результате чего люди всеми силами пытаются добиться такой же жизни и начинают забывать о настоящих ценностях. О значимости семьи и собственной жизни.
Таким образом, часто, люди тратят жизнь не на тех людей и на ложные цели. Но деньги действительно никогда не заменят верных друзей и любящую семью. Любому человеку, какая жизнь бы ему не дана, короткая или длинная, должен успеть понять это и сделать правильный выбор. Следуя примеру главного героя, абсолютизация денег ни к чему хорошему не приведёт.
Жанр
«Господин из Сан-Франциско» относится к жанру рассказаа, но он наполнен глубоким философским содержанием и отличается от остальных бунинских произведений. Рассказы Бунина обычно содержат описание природы и жизненных проявлений, поражающих своей реалистичностью.
В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации: превратившись в меркантильное, порочное, пустое и лицемерное, оно поклоняется лишь одному идолу – деньгам, и отрекается от всего духовного.
Рассказ подчинён философскому направлению и в сюжетном плане это поучительная притча, дающая урок читателю. Здесь показана несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а высшая – бессмысленно прожигает жизнь. Но все идут к единому финалу, а перед лицом смерти равны и бедные, и богатые, от неё нельзя откупиться никакими деньгами.
Реалистический рассказ Бунина осложнён важными символами, которые отражают время его написания и дополняют его объёмными, многозначными образами. Круизный лайнер с говорящим названием “Атлантида”, на котором пересекает океан герой рассказа, есть символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования. Его устройство, разделение на “чистых” аристократов вверху и “нечистых” рабочих внизу, управляющих кораблём в “исполинской топке”, отражает устройство общества, несущегося по волнам жизни, в холоде и тьме. Именно поэтому из мистического мрака за кораблём наблюдает сам дьявол.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.
Вариант 1
(379 слов) Каждый из нас определяет свои приоритетные цели на жизненном пути. Кто-то стремится вложить побольше сил в создание семьи, для кого-то важнее призвание, кому-то хочется добиться богатства и роскоши любой ценой. И мы располагаем многочисленными источниками информации, чтобы сделать выводы и спрогнозировать развитие событий по каждому сценарию. И я убежден, что поиск своего предназначения в созидательной и полезной деятельности — это наиболее важное направление энергии. Этот же выбор сделали многие литературные герои.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед отъездом на службу Петр получил напутствие от отца: «Береги честь смолоду». И этот родительский завет помог юноше определиться с жизненными целями. Он понял, что важно стать надежным и преданным защитником своей Родины и состояться на службе. Гринев взял себя в руки и научился нести ответственность за свои поступки. Когда судьба поставила его перед выбором между жизнью и честью, он выбрал второе. Это выбор не того недоросля, который прогуливал уроки и делал из карт воздушного змея, это позиция настоящего мужчины. В те минуты Петр обнажил свои истинные цели и сам их осознал. Ни любовь к Марье, ни привязанность к семье, ни стремление жить не значили для него больше, чем офицерская честь. Он желал реализоваться в призвании и защитить свои ценности — это было главным для него. И его приоритеты стали основой благополучия, успеха и личностного роста Петра.
Призвание стало целью и для героини рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Девушка, имени которой автор не назвал, долгое время училась, изучала религиозную и светскую литературу, пробовала себя в различных ипостасях, чтобы определить свой вектор развития. Конечно же, женщине пытались навязать традиционную гендерную роль, ее кавалер мечтал о свадьбе и семейном очаге, но она упорно продолжала поиски себя и решила свою судьбу по-другому. Героиня осознала, что ее цель — это духовное призвание. Ей был близок образ жизни монахинь, ей хотелось размышлять о вечных вопросах в уединении и религиозной аскезе. Мирская суета ее не привлекала. Пройдя через все соблазны, она избрала свой путь, и ее решение правильное, ведь она пошла на зов сердца. Главной ее целью была самореализация в рамках службы в церкви.
Таким образом, человек должен стремиться к самовыражению в труде. Его главная цель — деятельность во благо мира и его процветания. Мы призваны содействовать многообразию вселенной и создавать новые формы деятельности, активности, материи. Именно в профессиональной сфере реализуется потенциал личности и ее индивидуальность.
Композиция
Повествование рассказа по смыслу делится на две части: путешествие господина на корабле к побережью Италии и возвращение его на том же корабле, только уже в гробу.
В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги. У него есть всё самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и комфортный отдых на палубе. Денег у господина столько, что их хватит на двухгодичное путешествие вместе с семьёй, женой и дочкой, которые тоже ни в чём себе не отказывают.
Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, отношение к нему резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешёвый и незаметный. Не оказалось и приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в ящик – тару из-под содовой воды. На корабле, где господин сначала блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в тёмном трюме.
Сочинение на тему в чем смысл жизни по бунину
В ряду многих лет жизни И. А. Бунина читатели и критики выделяют 1910 год. К этому времени сформировалась его нравственно-философская концепция. В 1910 году умер Л. Н. Толстой, что для Бунина было внутренней катастрофой, потому что своими воззрениями он был очень близок к великому писателю. Бунин разделял взгляды Толстого на цель и смысл человеческой жизни, отвергая буржуазную цивилизацию, противопоставляя ей простую и мудрую жизнь вблизи природы. Сходным образом JI. Н. Толстой в романе «Воскресение» обрушился на неразумное устройство общества, где люди, заковав землю в камень и задымив воздух углем и нефтью, «не переставали обманывать и мучать себя и друг друга». Во многих рассказах Бунина 1890-1917 годов проходит мысль о самообмане человека, когда ему кажется, что он делает так, как все, и делает правильно. Мысль о неотвратимости гибели этого мира пронизывает многие предреволюционные произведения И. Бунина, но с наибольшей силой она звучит в рассказе «Господин из Сан- Франциско». Критики считали, что после Толстого и Чехова не появлялось художественного произведения на русском языке, равного по силе и значению этому рассказу Бунина. Писатель с торжественной и правдивой печалью нарисовал крупный образ громадного зла, образ греха, в котором протекает жизнь современного человека — «нового человека со старым сердцем». Громадный пароход «Атлантида», на котором путешествует американский миллионер, похож на модель капиталистического общества, с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и жары рабочие, и с верхними, где находятся пассажиры привилегированного класса. Бунин подробно, со всеми деталями описывает распорядок дня пассажиров верхних палуб, который весь состоял из бесконечных трапез (утренний кофе и шоколад, бутерброды с бульоном в одиннадцать, и еще более питательный второй завтрак — и так до вечера). Даже прогулка и гимнастика — для возбуждения аппетита. Все фальшиво в этом мире. Автор знакомит читателя с очаровательной влюбленной парой: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко и очаровательно, но только один капитан знал, что эта пара нанята играть любовь за хорошие деньги. Проследив путь господина из Сан-Франциско до каприйской гостиницы, автор делает отступление и рассказывает, что на этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, «несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший… жестокостей сверх всякой меры» (речь идет о римском императоре Тиберии), а люди съезжаются сюда со всего мира, чтобы посмотреть на остатки дома, где некогда жил этот страшный человек. В произведении нарастает ощущение конца, гибели мира. Эта мысль заложена в эпиграфе, взятом из Апокалипсиса: «О горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (Бунин позже снял этот эпиграф.) Его библейский смысл, как и описание жизни на «Атлантиде», напоминает о Валтасаровом пире накануне падения Халдейского царства: «Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала… пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы… а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма…» В 1915 году, когда было написано это произведение, Бунин уже чувствовал приближение социальных перемен… Бунин рассказывает о бесцельно прожитой жизни своего героя, где за внешней респектабельностью чувствуется внутренняя пустота. История господина из Сан- Франциско, по Бунину, была самая обыкновенная и самая ужасная: всю жизнь он работал, посвятив ее сколачиванию капитала, лихорадочному обогащению, и был убежден, что заслужил право на отдых и удовольствия. Он верил в вечность этой жизни — с поварами, с лакеями, гидами… Мысль о смерти, видимо, никогда не посещала его. Ничего духовного не может обнаружить Бунин в этом человеке. Художественный объектив автора фиксирует каждую деталь поведения господина из Сан-Франциско, но ничего интересного не находит. Каждый его шаг преследует авторская ирония: он становится просто обычным смертным стариком… Мы даже не знаем имени этого господина из Сан-Франциско, он показан как «обезличенная личность». Человек, посвятивший жизнь достижению материального благополучия и наконец получивший все, что он желал, умирает в самом плохом номере гостиницы на железной кровати под грубым шерстяным одеялом. Для него не нашлось даже гроба, и тело его упрятали в ящик из-под содовой. Он возвращался домой на той же сияющей огнями «Атлантиде», но теперь уже… в трюме. И чего стоили все богатства этого человека, в чем был их смысл? По мысли Бунина, человек западной цивилизации утратил способность жить в гармонии с природой и друг с другом, превратился в бездуховное и безликое существо. Его герой умирает, так и не осознав смысла собственной жизни. Остальные пассажиры невозмутимо реагируют на его смерть (они возвращались в столовую «с обиженными лицами»), ведь она нарушила их покой. Когда «Атлантида» с веселящимися пассажирами и мертвым янки в трюме плывет обратно в Америку, на Гибралтарских скалах появляется Дьявол как воплощение зла старого мира. И. А. Бунин показывает бренность всех страстей, тленность всего человеческого — славы, богатства, власти, красоты, силы… Известен афоризм А. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно» (вложенный в уста доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня»), но Бунину ближе другие слова Чехова, жестокие и горькие: «В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница». Счастье, по Бунину, достояние немногих, у которых порода проявилась как физическая и духовная красота и сила. «Нет. Этот мир не шутка, этот мир мы не только можем, но и должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить», — говорил Л. Н. Толстой. И Бунин повторил эту же мысль, но по-новому, славя красоту, богатство и неисчерпаемость природы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Господин из Сан-Франциско.
Год написания – 1915 г.
История создания описана в дневнике писателя. В витрине московского магазина Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа.
Тема – Главная тема произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность, то есть противоположности, окружающие человека повсюду, Всё это отражает философию самого автора.
Композиция – Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке истории автор размышляет о будущем человечества.
Жанр – Рассказ, переходящий в содержательную притчу.
Направление – Реализм. История, рассказанная Буниным, постепенно приобретает глубокий философский смысл. Проблематика «Господина из Сан-Франциско» как философская, так и социально-политическая. Автор размышляет о бренности бытия, об отношении человека к духовным и материальным ценностям с точки зрения различных слоёв общества.
История создания
История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он увидал обложку книги Томаса Манна. Она вызвала у него ассоциацию со смертью одного из отдыхающих американцев, случившуюся во время отдыха на Капри. К нему пришло решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего за четыре дня. За исключением умершего во время отдыха на острове американца, все факты в рассказе являются полностью вымышленными. Первоначальное название рассказа – “Смерть на Капри”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Господин из Сан-Франциско»
для самых компанейских —
Главные герои «Господин из Сан-Франциско»
для самых занятых —
Читательский дневник «Господин из Сан-Франциско»
для самых крутых —
Читать «Господин из Сан-Франциско» полностью
Рутина существования и радость жизни И. А. Бунин
Рутина существования и радость жизни в произведении «Господин из Сан-Франциско» Ивана Алексеевича Бунина
Вступление
Темы счастья и смысла жизни являются извечными вопросами, которыми задавались, задаются и будут задаваться разные люди. Всякому предоставляется возможность сформировать свой взгляд на мир, который может кардинально изменить любые построенные до этого планы. В зависимости от мировоззрения той или иной личности, человек может решить некоторую задачу по-своему: кто-то закончит дело до конца, кто-то бросит на полпути, а кто-то и вовсе не станет делать что-либо. Он сам решает, будет ли счастлив или нет, при этом формируя свои идеи, мысли и цели.
Иван Алексеевич Бунин, как и многие писатели, рассуждал на данную тему в своём рассказе “Господин из Сан-Франциско”. На фоне истории одного персонажа автор сравнивает жизнь богатых и бедных людей. Главный герой является лишь частью своего слоя, не выделяющийся своим характером и образом жизни, но он играет большую роль в произведении. Персонаж раскрывает суть рутинного существования, его проблемы и итоги, а противопоставление господина с остальными людьми — другую жизнь простых граждан. Но неужели и в правду нельзя быть счастливым, следуя только своим планам и не видя ничего, кроме одной цели? Чтобы ответить на данный вопрос, стоит обратиться к рассказу И. А. Бунина.
Основная часть
В самом начале произведения писатель знакомит нас с жизнью господина из Сан-Франциско. Иван Алексеевич не даёт имени ни своему персонажу, ни семье, ни его окружению: их жизнь можно примерить на любого другого человека из данного общества, и при этом история никак не изменится. Будучи тружеником, господин смог построить свою жизнь на работе. До пятидесяти восьми лет мужчина не позволял себе насладиться тем, что он делает, сосредоточившись на деньгах и не развиваясь ни в какой иной области:
“До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее”
Внешность героя была отталкивающей и искусственной, подчеркивающей его статус:
“Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова”.
Такими были и другие люди, что, как и он, жили по определенному плану изо дня в день. Все пассажиры соответствовали распорядку дня, просыпаясь, обедая, ужиная и отдыхая в выделенные для этого часы. Но это не было для них чем-то непривычным: они всегда жили по установленным правилам. Монотонность дней, обыденные ситуации и одни и те же знакомые со временем надоедают. Богатых людей уже нельзя удивить новыми путешествиями, роскошными вещами, дорогой ресторанной едой и экзотикой: они столько раз видели все это, что не ощущают восторга.
Такой слой населения, пересытившись, уже не может разглядеть прекрасное в простых вещах: в пении птиц, в рассвете, в ночном свежем воздухе. Они не видят красоты в природе, в людях и в самой жизни, принимая все происходящее как данность. Им только и остается продолжать свое рутинное существование, лишь воображая о чем-то фантастическом: это было и с господином из Сан-Франциско
(“он вдруг вспомнил, что нынче ночью, среди прочей путаницы, осаждавшей его во сне, он видел именно этого джентльмена, точь-в-точь такого же, как этот, в той же визитке и с той же зеркально причесанной головою”),
и с его дочерью, которая увидела в богатом человеке азиатского принца. Счастье для них будет таким же ненастоящим.
Иную жизнь Бунин показывает одновременно с описанием богатых людей: во время рассказа то и дело появляются простые работники: “великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах”. В отличие от личностей с видным положением в обществе, живущих по определенному плану, простые люди имели собственное имя. Автор дает его двум людям: Лоренцо, старику-лодочнику, и Луиджи, служащему отеля. Только лишь этим писатель показывает, чьё пребывание на Земле имеет хоть какой-то смысл, а чьё нет.
Хоть все слуги и работники появляются лишь на некоторое время, читатель успевает разглядеть в них другую, счастливую жизнь. Они не загоняют себя ни в какие рамки, веселясь и не задумываясь о будущем, беря от жизни всё, что только могут:
“Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними”
Каждый человек отличается своими интересами, характером и заботами, но таких людей объединяет одно — умение радоваться жизни.
Вывод
Таким образом, противопоставляя богатый и бедный слой населения, Бунин поднимает тему счастья и смысла жизни. Первые лишь следуют строго по своему расписанию, работают и существуют ради работы. Господин из Сан-Франциско и всё его общество считают, что они могут купить счастье за деньги. Бедные же, не имея ничего того, что имеют богатые, радуются каждому дню и ценят каждое прожитое мгновение. Если человеком движет лишь одно сухое желание, если он не замечает ничего другого вокруг себя, то он может никогда не ощутить радости от существования. Или же наоборот, если личность способна на что-то большее, чем просто однообразно проживать свои рутинные дни, то она сможет прочувствовать всё то прекрасное, что даёт ей судьба.
Перейти к другим сочинениям
Гранатовый браслет
Что может стать крахом цивилизации. «Господин из Сан-Франциско».
Анализ «Крещенская ночь» И.А. Бунина.
Легенда о Данко.
🗹