«Горе от ума» А. С. Грибоедова: молодым везде у нас дорога?

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 7963.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 7963.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведён один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии и сделать правильный вывод при подготовке к уроку литературы в 9 классе и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

Творческая история «Горе от ума» началась за пределами России. Писатель начал создавать своё произведение в Тифлисе после дипломатической миссии в Персии. Первым материалом для комедии послужили беседы Грибоедова со своей знакомой Евгенией Греховой о жизни московских дворян. Замысел комедии долго не давал покоя дипломату, карьера которого уже сложилась. Работа продолжилась уже в Москве, где драматург мог писать пьесу, основываясь уже на личном опыте общения с дворянским сословием.

Интересные факты о создании пьесы «Горе от ума» дополнят ее историю:

  • При создании пьесы Грибоедов вдохновлялся творчеством французского драматурга Мольера, чьи пьесы обличали и высмеивали пороки французского общества.
  • Значение пьесы «Горе от ума» для русской литературы так велико, что многие писатели после смерти Грибоедова делали отсылки на его произведение. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» ввел персонажа из комедии — вольнодумца князя Федора, которого так осуждало фамусовское общество. В романе именно к нему едет Пьер Безухов, который разделяет взгляды декабристов.
  • При жизни автора пьесу не поставил ни один театр, так как цензура не пропустила ее в печать.
  • После того, как комедию начали ставить на сцене, многие актрисы отказывались играть роль Софьи, так как считали ее неприличной. Ночное свидание с Молчалиным их очень смущало.
  • Первым слушателем пьесы был Иван Крылов. Он сказал, что в его время автора такой книги ожидала бы неминуемая ссылка.

Но самое интересное, что можно вспомнить о комедии, случилось с самим автором. На одном из московских вечером Грибоедов слушал возмутительные речи приглашенных и вскипел — выговорил очень много неприятного приглашенным в длинной речи обличения. Один из присутствующих воскликнул: «Да этот умник сошел с ума!». Эта весть мгновенно разнеслась по Москве, и на следующий день к дипломату приехали многие друзья, чтобы узнать о его положении. Он в негодовании отчеканил:

– Я им докажу, что я в своем уме, – продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. – Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша.

Таково было отношение Грибоедова к пьесе «Горе от ума».

Прототипы героев

Многомудрый Литрекон нашел прототипы героев «Горе от ума» и представил их в таблице для Вашего удобства.

геройпрототипобоснование
чацкийпрогрессивный философ п. чаадаев1) сходство фамилий
2) судьба: царь признал философа сумасшедшим за его вольнодумный трактат «философические письма».

3) взгляды и принципы очень схожи, особенно о вопросе крепостного права

фамусовдядя грибоедова, алексей федоровичсам автор напиал произведение «характер моего дяди» и изложил все те принципы и черты, которые свойственны его герою.
молчалиннекто полуденскийон занимал пост секретаря опекуна и очень любил ходить по гостям за протекцией. об этом говорили современники грибоедова — а.н. веселовский, в.в. каллаш.
софьясестра грибоедова,
софья алексеевна
об этом писали современники грибоедова, знавшие нрав девушки.
скалозубполковник
шварц
основные черты этой исторической личности весьма подходят под описание скалозуба. это грубый и невежественный солдафон, который благодаря протекции получил под управление семеновной полк и организовал там жесткую систему телесных наказаний.
горичеви.и. огарев, приятель грибоедовапо преданиям, писатель сам навестил знакомого и признался ему, что написал о нем в книге.

Направление, жанр и размер

Жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что в этой комедии сочетаются элементы сразу трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

  • От классицизма пьеса получила единство действия, времени и места. Есть и говорящие фамилии.
  • От романтизма в пьесе присутствует одинокий главный герой, который превосходит окружающих его людей в моральном плане, но обладает гораздо меньшим влиянием. Он вступает в заведомо проигрышный конфликт с обществом и, терпя сокрушительное поражение, покидает людей, чтобы найти себе новое место в этом мире.
  • Элементы реализма в произведении представлены большем количеством, по сравнению с классицистической традицией, персонажей. Автор стремился детально отобразить реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей углублены, и их нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.

Жанровая принадлежность книги тоже неоднозначна. Поэтому Многомудрый Литрекон перечислит признаки комедии в пьесе «Горе от ума» и художественные методы автора:

  1. Комические несоответствия. Например, Фамусов, который «монашеским известен поведением», волочится за служанкой, пока никто не видит. Он же о своей службе в казенном доме говорит: «Подписано и с плеч долой». Положение героев не соответствует их действиям и словам, чего они сами как будто не замечают.
  2. Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, народный, разговорный и наполнен крылатыми выражениями.
  3. Прием «разговор глухих». Например, беседа бабушки-графини с князем Тугоуховским.
  4. Комические амплуа героев, традиционные для театра того времени: хитрая служанка, герой-любовник, его неудачливый оппонент, обманутый отец и т.д.

Комедия нравов «Горе от ума» написана ямбом.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Год написания – 1822–1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи: высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия, крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединённых в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется и стремительно движется к финалу.

Жанр – Комедия. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классицистическое направление Грибоедов уверенно ввёл смелое реалистическое решение, создав необычное разнообразие системы образов.

Смысл названия

Главный герой обладает умом, но получает от этого общепризнанного блага лишь страдания. Любимая женщина предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество и вовсе признает его помешанным. Тот же ум не дает Чацкому найти свое место в обществе и на службе, что делает его одиноким. В этом и заключается смысл заглавия «Горе от ума».

Название венчает обличение двойных стандартов московского дворянства. Внешне люди стремятся создать впечатление ума, но внутренне они противятся разуму и считают его враждебной силой.

Сочинение: Смысл пьесы «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(489 слов) Комедия «Горе от ума» — это классика русской литературы, знакомая всем нам с юношества. Однако из года в год новым поколениям все сложнее понимать все смысловые оттенки пьесы, потому что прошлое от нас все дальше и дальше. Попробуем же разобраться в нем и определить основную идею произведения.

Сюжет «Горя от ума» основан на двух конфликтах главного героя: личном и общественном. Александр Андреевич Чацкий после долгого отсутствия возвращается в Москву и является в дом богатого и знатного чиновника, Павла Афанасьевича Фамусова. Его привела туда любовь к дочери Фамусова — Софье. Три года назад она, хоть и по-детски, ещё не совсем понимая, но разделяла свободолюбивые убеждения Чацкого. Но за время его отсутствия она сильно изменилась. Фамусов и его окружение воспитали Софью по своим канонам. Она полностью приняла быт, обычаи, предрассудки своего круга. Поэтому теперь Чацкий для Софьи - злой и циничный человек, ей неприятны его насмешки над её отцом, родными и знакомыми. Она понимает, что мир Фамусова Чацкий считает глупым и отсталым, и, чтобы отомстить, объявляет сумасшедшим самого Чацкого. Чацкий размышляет о причинах перемен, произошедших с его возлюбленной: «Нет ли тут, впрямь, жениха какого?». У Софьи действительно есть поклонник - секретарь Фамусова, прихлебатель и льстец Молчалин, угождающий всем и всегда, не смеющий иметь собственное мнение. Но дело не только и не сколько в нём, сколько в самой Софье, которая привыкла смотреть на всё глазами того общества, которое Чацкий ненавидит и презирает. «Не тот ли вы, кому меня ещё с пелён, для замыслов каких-то непонятных, дитём возили на поклон, тот Нестор негодяев знатных» - с гневом спрашивает он Фамусова. А тот в страхе думает, что перед ним «карбонарии», революционер, и «запретил бы он подобным господам на выстрел подъезжать к столицам!». Горе для Чацкого в том, что он оказался по своему духовному и интеллектуальному развитию выше мира Фамусовых и Молчалиных. Столкновение героя с его оппонентами символизирует борьбу «века нынешнего» и «века минувшего». Кажется, что старая жизнь победила, но побеждён ли Чацкий? И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» утверждает, что «один в поле - воин, если он Чацкий». Сильная, независимая личность готова бросить вызов даже всему свету. И в то же время Гончаров признаёт, что «Чацкий сломлен количеством старой силы». Чацкий обижен и раздосадован, он уезжает из дома Фамусова и из фамусовской Москвы. Но он не сломлен морально, не отказался от своих идеалов. Общество не смогло его сломать, не сделало из него очередного Молчалина. Оно, напротив, боится таких, Чацкий, чувствует их силу и свою слабость, потому и считает всех прогрессивно мыслящих людей разбойниками и «опасными мечтателями». По словам Гончарова, Чацкий - «провозвестник», «застрельщик нового», и поэтому он - «всегда жертва».

Чацкий неизбежен при смене одного века другим» - резюмирует Гончаров. Именно в этом и заключается смысл «Горя от ума» - старое всегда будет бороться с новым, и новому всегда приходится пробираться «сквозь тернии к звёздам». Но кажущееся сильным старое на самом деле слабое и ущербное из-за своей слепоты и ограниченности. В своей комедии Грибоедов защищает вечные ценности - честность, патриотизм, великодушие. Поэтому и спустя двести лет после написания «Горе от ума» - нужная и современная пьеса.

Автор: Артем Аввакумов

Композиция

Структура пьесы «Горе от ума» свойственна направлению классицизма. Сюжет делится на четыре действия.

  1. Первое действие отведено под экспозицию, представление и раскрытие основных действующих лиц.
  2. Во втором действии происходит завязка, когда противоречия начинают складываться осознанное противостояние между персонажами: любовный конфликт, спор отцов и детей и общественный конфликт консерваторов и реформаторов. Тут же происходит развитие конфликта.
  3. В третьем действии происходит кульминация, когда обозначенные ранее конфликты доходят до своей высшей точки и разрешаются в ту или иную сторону.
  4. Четвёртое действие – финал, подведение итогов произошедшего. Определение дальнейшей судьбы основных персонажей.

От классицизма «Горе от ума» получила и классический любовный треугольник, лежащий в основе конфликта.

Всего в пьесе присутствует два главных конфликта – любовный и социальный. Они взаимосвязаны друг с другом, развиваются и переплетаются между собой по мере развития сюжета. Главный конфликт — противостояние века нынешнего и века минувшего. Построение комедии «Горе от ума» позволяет читателю в полной мере проникнуть в позицию каждой из сторон.

Жанр

Невозможно одним словом определить жанр «Горя от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесу Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте каждая сторона противоборствующих сил остается при своём мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Суть: о чем пьеса?

Молодой дворянин Александр Чацкий после долгого пребывания в Западной Европе возвращается в Россию. Герой посещает Москву и дом богатого московского дворянина Фамусова, где он провёл своё детство.

Практически сразу же прогрессивный Чацкий вступает в конфликт как с главой семейства – Павлом Афанасьевичем, так и с его дочерью – Софьей, на которой герой намеревался жениться. Однако Фамусов хочет выдать дочь за невежественного, но богатого офицера Скалозуба, а сама Софья увлечена чиновником-интриганом Молчалиным.

Противоречия между главным героем и окружающими приводят к тому, что во время бала в доме Фамусовых Чацкого с подачи Софьи клеймят сумасшедшим.

Уже после бала Софья разоблачает Молчалина, который намеревался использовать её привязанность к нему, чтобы сделать себе карьеру, а Александр и Павел Афанасьевич узнают об их романе. Оскорблённый и отвергнутый Чацкий уезжает из Москвы в расстроенных чувствах.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Горе от ума» состоит из 4 типажей героев:

  1. Главные герои: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин. Их отношения — основа сюжета.
  2. Второстепенные герои: Лиза, Горичи, Скалозуб, Хлестова. Они дополняют действие и служат катализаторами для развития сюжета.
  3. Герои-маски образуют социально-политические декорации для пьесы, чтобы пояснить предмет и суть противостояния героев и реалии их существования. Например, княжны — они все на одно лицо и нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать универсальный типаж московской барышни. Ту же функцию кривого зеркала имеют Репетилов, Зарецкий и Тугоуховский.
  4. Внесценические персонажи. О них упоминают вскользь, но на сцене они не появляются. Почти у каждого из них есть реальный прототип. Это нужно для погружения зрителя в атмосферу времени и места.

Образы главных героев в пьесе «Горе от ума» Многомудрый Литрекон описал кратко в таблице:

героиговорящие фамилиихарактеристика
александр
андреевич

чацкий

1) от слова «чад» (удушливый дым). от слов чацкого гостям становится дурно, они задыхаются в его речах и стремятся развеять их.
2) по фамилии прототипа — чаадаева.
молодой и симпатичный дворянин. искренен и образован, но несколько наивен. одержим прогрессивными идеями о построении идеального общества. патриот, но из-за своего прямолинейного характера не хочет идти на государственную службу. пытается бороться с порочным дворянским обществом, но поигрывает. Подробнее…
софья
павловна

фамусова

от лат. слова «fama» -молва. именно героиня распустила слух о чацком.молодая дворянка. подруга детства александра. образована и красива. искренна и наивна, из-за чего легко поддаётся чарам интригана мочалина. когда чацкий пытается добиться её руки, жестоко клеймя её возлюбленного, озлобляется на него и на балу пускает слух о его сумасшествии. в финале узнаёт о неискренности молчалина и отвергает его. Подробнее…
павел
афанасьевич

фамусов

то же самоепавел афанасьевич фамусов – старый уважаемый дворянин. обладает огромным влиянием и обширными связями. известен по всей москве, как благородный и сдержанный человек. на деле же оказывается пошлым лицемерным стариком. жестоко тиранит и угнетает тех, кто слабее него и всячески пресмыкается перед теми, кто сильнее. занимается взяточничеством и кумовством.
алексей
степанович

молчалин

от слова «молчать». герой не высказывает своего мнения, чтобы иметь возможность поддакивать чужому секретарь фамусова. молод, небогат и незнатен. коварный карьерист и интриган. соблазнил софью, намереваясь с её помощью воздействовать на фамусова, однако был разоблачён и отвергнут.
сергей
сергеевич

скалозуб

от выражения «скалить зубы» — смеяться. герой весел и беспечен, потому что глуп. полковник русской императорской армии, быстро сделавший себе карьеру, однако лишь за счёт того, что многие офицеры были убиты в бою. невежественный солдафон, которого всё равно терпят в обществе. был одним из кандидатов на руку софью.
лизакрепостная крестьянка, служанка в доме фамусовых. является объектом вожделения молчалина и фамусова. рассудительна и осторожна, а потому всячески избегает ухаживаний. Подробнее…
фамусовское обществообобщённое наименование московского светского общества. состоит из невежественных стариков-реакционеров, недалёких льстецов, интриганов и мужей-подкаблучников. Подробнее…

Остальные говорящие фамилии связаны с мотивом недопонимания и трудностей общения между людьми: Тугоуховский (глухота), Хлестова (хлесткое выражение), Репетилов (от лат. «повторять»), Молчалин (молчание). Все герои не говорят, а создают видимость беседы, потому что не способны понять друг друга.

Краткое содержание Горе от ума

В пьесе параллельно разыгрываются две сюжетные линии: любовная и социально-политическая. Вспомнив кратко содержание сатиры «Горе от ума», будет легче вникнуть в смысл и хитросплетения сюжета.

Главные герои произведения:

  1. Фамусов Павел Афанасьевич – богатый помещик, вдовец, придерживается старинных взглядов, не брезгует взятками, привык раболепствовать перед начальством.
  2. Софья – дочь Фамусова, наивна, доверчива, но одновременно может быть жестокой, безрассудной.
  3. Александр Чацкий – молодой дворянин, умный, образованный, с прогрессивными взглядами.
  4. Алексей Молчалин – секретарь Фамусова, отличается лицемерием, беспринципностью, готов на все, чтобы пробиться в высшее общество.
  5. Лиза – служанка Софьи, наперсница в любовных делах своей хозяйки.

Комедия состоит из 4 действий, события в которых разворачиваются на протяжении одного дня. Развязка наступает к 4 акту, раскрывая главный смысл произведения Горе от ума.

Действие 1

Чацкий, вернувшийся домой после 3-х летнего путешествия, пытается завоевать расположение Софьи, с которой у него ранее были романтические отношения, Но за время разлуки девушка успела полюбить Молчалина и тайно встречается с ним.

Действие 2

Чацкий заводит разговор с Фамусовым о дочери с намеком на женитьбу. Разговор выливается в спор по поводу службы. Фамусова возмущают вольнодумные речи Александра, не желающего выслуживаться.

Молчалин падает с лошади, и волнение Софьи выдает Чацкому ее чувства.

Действие 3

Александр решает откровенно поговорить с Софьей о чувствах. Девушка вначале отшучивается, а затем признается в любви к Молчалину.

К Фамусовым съезжаются гости на бал. Наблюдая за подобострастным поведением Молчалина, Чацкий насмехается над ним.

Уязвленная Софья заявляет одному из гостей, что Чацкий сошел с ума. Слух быстро распространяется, усугубляясь странными рассуждениями Александра о московском обществе.

К сведению! Толчком к написанию сатирической комедии стало посещение Грибоедовым светского вечера, на котором писателя посчитали сумасшедшим из-за осуждения им лицемерия и подобострастия, присущего высшему обществу.

Действие 4

После окончания бала Чацкий случайно слышит разговор Молчалина с Лизой. Тот признается в любви служанке и говорит о равнодушии к ее хозяйке.

Софья также все слышит и, разгневавшись, прогоняет возлюбленного. Чацкий упрекает девушку. Вошедший Фамусов удивлен тем, что дочь уединилась с человеком, которого сама же назвала безумцем.

Чацкий, раздавленный таким открытием, требует подать карету, намереваясь навсегда покинуть Москву.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика комедии «Горе от ума» многогранны и актуальны по сей день:

  1. Спор поколений
    – Грибоедов отобразил начало преображения русского дворянства. По его мнению, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в жесточайшее противоречие с реакционерами. И хоть на данный момент Грибоедов и не видел каких-либо коренных изменений, он надеялся на победу прогрессивного лагеря в далёкой перспективе.
  2. Нравы дворянства
    – Драматург изображает аристократию в самом непримечательном свете. Он демонстрирует её лживость, пошлость и лицемерие. По его мнению, те дворяне, которые составляют доминирующее в России фамусовское общество, — не более чем эгоистичные паразиты, которые заняты лишь удовлетворением своих потребностей и амбиций.
  3. Тема лишнего человека
    – Чацкий представлен в пьесе как благородный изгой, который слишком хорош для Российской империи. Однако вместе с тем Грибоедов показывает, что его герой не одинок, а, главное, не разочаровался в своих идеях, а потому у него всегда есть шанс вернуться и победить закостенелое и порочное фамусовское общество.
  4. Тема семьи
    – Дворянская семья в комедии изображена как рассадник лжи и взаимной неприязни. Старый Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая лишь о том, как удачно выдать её замуж. Когда вскрывается роман Молчалина и Софьи, всё, что беспокоит Павла Афанасьевича – это урон его репутации. Сама Софья также совершенно равнодушна к отцу и старается максимально отдалится от него.
  5. Развитие страны
    – На протяжении всего повествования некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и знакомых, которые отвергли светскую жизнь и карьеру, посвятив свою жизнь науке и саморазвитию. Этим Грибоедов отобразил перемены, назревающие в обществе, которые уже не могут остановить ни Фамусов, ни Скалозуб и ни кто-либо другой.
  6. Тема мечты
    – По мнению Грибоедова, только очень искренние и открытые люди способны мечтать. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — построить новый лучший мир. Однако писатель показывает, что зачастую мечты, оторванные от реальности и не имеющие под собой личного опыта, ведут человека к провалу. Софья поддалась на обман мерзавца Молчалина, а Чацкий был публично посрамлён и отвергнут.
  7. Образование
    – Образованные люди представлены в комедии как объект для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. В то время, как те, кто отвергают науку и образование, безжалостно высмеиваются.
  8. Судьба
    – Чацкий искренне верил, что его судьба – быть вместе с Софьей, но жизнь оказалась слишком сложной, и его идеалистические мечты пошли прахом.
  9. Традиции
    – Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображены как нелепые и недалёкие люди. Традициями они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
  10. Любовь
    – Писатель с призывает людей с большой осторожностью поддаваться чувству любви. Ведь, потеряв над собой контроль, можно с лёгкостью повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  11. Крепостное право
    – На примере Лизы мы видим, как во времена крепостничества простых людей рассматривали лишь в качестве инструментов и игрушек для забавы. Чацкий в своем монологе обличает жестокость дворян и бесправие крестьян. Он показывает, что жизнь бедных людей является не более значимой для аристократии, чем участь животных. Они ценятся примерно на одном уровне.
  12. Идеалы декабристов
    – Пьеса воплощает в себе почти все идеалы тайного общества Декабристов, которые выступали за послабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В произведении Грибоедова высмеиваются дворяне-крепостники и традиционалисты, а идеализируется молодой человек-борец, заинтересованный в следовании своей страны по пути прогресса.
  13. Проблема языка
    – Мимолётно Грибоедов затронул и искажение русского языка, вызванного невежеством дворянского сословия. Люди стремились заменить родную речь «помесью французского с нижегородским».

«Век минувший» и «век нынешний»

В основе комедии лежит конфликт между двумя поколениями.

«Век минувший» представлен фамусовским обществом. Это люди, которые привыкли к внешнему блеску, не задумываясь о нравственных ценностях. Для представителей фамусовского общества важно положение человека в обществе, его материальные средства и карьерный рост.

«Век нынешний» в грибоедовской комедии представлен образом Чацкого. Это человек прогрессивных взглядов на жизнь. Он уверен, что прислуживать кому-то – «тошно». Для него положение в обществе не имеет значения, он оценивает людей по их внутренним качествам.

Основная идея

Грибоедов чётко отобразил конфликт между старой Россией Фамусова, задыхающейся от самодурства, невежества, пошлости, грубости, эгоизма и лицемерия, и новой России Чацкого, где ценятся, ум, благородство, честность и открытость. Смысл пьесы «Горе от ума» — обличить пороки, ставшие нормой в российском обществе, и указать путь перемен.

Писатель подчеркнул трудность этой борьбы, однако в то же время показал, что у «Чацких» всё-таки есть надежда на победу, и гибель старого мира неизбежна. Главная мысль автора — необходимость прогресса и важность его отстаивания.

Речь Чацкого отражает авторскую позицию в пьесе «Горе от ума». Поэтому А.С. Пушкин и сказал, что умен в комедии только автор, который прописал подобные монологи.

Значение комедии

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является исключительной для того времени как в русской литературе, так и в зарубежной. Значение этой комедии чрезвычайно велико. Основное ее значение связано с:

  • реальностью описанной жизни общества
  • воспитанием молодого поколения
  • реализмом в русской драме

Во-первых, поэма демонстрирует нам описание жизни России после войны 1812 года. Грибоедов представляет нам многообразие образов, мастерски он представляет и чиновников, и сановное дворянство, и помещиков, и носителей революционных взглядов. В комедии описаны все острые социально- политические вопросы того времени: крепостное право, служба, просвещение, воспитание.

Большое значение комедия имеет и в воспитательном плане, Грибоедов показывает, как насилие, произвол, невежество, лицемерие губят в человеке положительные качества.

Не менышее значение «Горе от ума» имеет для русской драмы. Реализм произведения повлиял на ее развитие. Несмотря на то что, в структуре комедии присутствуют черты классицизма, по содержанию комедия Грибоедова представляет собой произведение реализма.

Грибоедов как реалист решил сложную задачу характера речи героев, каждый персонаж говорит своим определенным живым разговорным языком. Несмотря на стихотворную форму произведения, А. С. Грибоедов блестяще справился с этой задачей.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: