Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».
«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума». В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».
Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».
«Конь с розовой гривой» — В.П. Астафьев
Особенностью повествования в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» является то, что рассказчик вспоминает события из своего детства. Читатель имеет возможность сравнить героя-мальчика из написанного в 1963 году рассказа с современными школьниками.
Сюжетная основа рассказа довольно проста: мальчик Витька под влиянием Левонтьевских ребят съедает собранную для бабушки землянику, набивает туесок травой, наверх посыпая ягоду, а для того, чтобы Санька не рассказал о данном поступке бабушке Витьки, для Саньки главный герой ворует у бабушки калач.
Данные сюжетные особенности позволяют сделать вывод о том, что Витька был мальчиком ведомым. Он с легкостью повелся на провокации Левонтьевских ребят, сделал то, что они сказали. В поведении Витьки со своими сверстниками отражено поведение многих современных школьников, которые пытаются что-то доказать другим ребятам. Желая показать себя своеобразным бунтарем в лице Левонтьевских ребят, Витька вступает в конфликт с собственным внутренним миром, основанном на принципах доброты. Современные школьники также пытаются выполнить все задания своих сверстников, чтобы показать себя. Многие, как и Витька, выполняют просьбы своих сверстников, при этом осознавая, что эти поступки будут безнравственными. Проблема влияния одних ребят на других, поднимающаяся в рассказе, актуальна для современного общества. Часто дети, воспитывающиеся не в соответствии с нравственными принципами, становятся лидерами школьников, многие из которых по натуре своей являются добрыми и отзывчивыми людьми, которым не характерны те поступки, которые от них просят лидеры.
Центральными в повествования являются внутренние переживания мальчика Витьки. Он понимает, что совершил несколько неправильных поступков. Ночью Витька не может заснуть из-за того, что думает о том, что дважды обманул свою бабушку. Ему стыдно за то, что вместо земляники он принес туесок с травой, который бабушка понесла на продажу. Его тяготит и то, что он своровал у бабушки калач. Воровство и вранье терзают душу Витьки, в нем просыпается совесть. Современные школьники тоже часто совершают необдуманные поступки, а потом жалеют о содеянном. Те внутренние переживания, которые испытывал Витька, испытывали многие современные школьники.
Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.
Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Софья и её отношения с Молчалиным
Втайне от отца, девушка ночами отправляется на свидания к своему возлюбленному Молчалину. Она прекрасно понимает, что Фамусов был бы против её союза с обычным секретарём. Таким образом, становится ясно, что воспитание, которое дал Софье отец, не оказалось в должной степени успешным.
Здесь же впервые затрагивается другая важная тема комедии – образование.
Лиза выгораживает Софью перед отцом, говоря, что девушка по ночам читает книги на французском языке. Барин отвечает на это, что «в чтеньи прок-от не велик…».
При встрече с дочерью, Павел Афанасьевич снова говорит об этом, обвиняя попутно в новомодных веяниях (таких, как просвещение молодёжи), французов – «губителей карманов и сердец».
«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.
Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.
На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.
«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.
Воспитание Софьи
В самом начале пьесы мы узнаём, что воспитание Софьи по большому счёту формальное, условное…
Для его осуществления отцом была нанята французская гувернантка. Женщина воспитывала девочку так, как ей самой хотелось. Фамусову же главное было дать дочери лишь то, что одобрила бы княгиня Марья Алексеевна.
Впрочем, мадам Розье не задержалась в доме Павла Афанасьевича, польстившись на более заманчивую заработную плату.
В первых же сценах мы видим глубокую проблему общества. Эта проблема – так называемый «ложный образец». Она связана с неискренностью, двуличностью Фамусова и ему подобных.
«Вишневый сад» — А.П. Чехов
Интересна позиция А.П. Чехова, демонстрирующего в пьесе «Вишневый сад» представителей прошлого, настоящего и будущего, по отношению к представителям настоящего.
С помощью раскрытия образов жизни и мировоззрения Любви Андреевны Раневской, Леонида Андреевича Гаева и Фирса, А. П. Чехов выражает мысль о необходимости общественных изменений. Привыкшие жить на всем готовом, получая от жизни лишь удовольствия, Раневская и Гаев не хотят прощаться со старыми порядками, которые, по их мнению, являются идеальными. Герои не хотят прощаться с вишневым садом, который символизирует их беспечную жизнь. Раневская, Гаев и слуга Фирс пытаются бороться с приближающими переменами, однако у них ничего не выходит. Демонстрируя, что вишневый сад был продан за долги, А.П. Чехов показывает, что поколение Раневских и Гаевых уже изжило себя, настало время общественных изменений.
Казалось бы, настоящее в лице Лопахина уже сменило прошлое в лице Раневской и Гаева. Но чувствует ли писатель радость от такой смены «властителей»? Лопахин, который советовал Раневской сдавать вишневый сад под дачи, покупает бывшее имение дворян и действительно планирует вырубить вишневый сад, чтобы построить там дачи для сдачи. А. П. Чехов не отрицает положительных качеств Лопахина, но подчеркивает свойственный ему капиталистический подход к развитию страны. Автор пьесы выражает мысль о том, что общественная жизнь, где управляют Лопахины, будет не менее трагичной, чем общественная жизнь, где управляли Раневские и Гаевы.
А.П. Чехов демонстрирует не только конфликт прошлого и нового, в повествование добавляются образы героев будущего. Петя Трофимов и в особенности Аня готовы бороться за еще лучшее будущее. Понимая необходимость общественных преобразований, представители будущего были не против продажи имения, но для них этого мало, они готовы двигаться еще дальше. С помощью слов Ани выражается мысль о том, что представители будущего собираются посадить новый вишневый сад, который будет лучше предыдущего, который оказался вырубленным Лопахиным.
А.П. Чехов показывает, что представители настоящего вырубают вишневый сад, символизирующий в повествовании всю Россию. Отсюда видна авторская позиция: господство Лопахиных не приводит писателя в восторг. Это помогает современному читателю сделать вывод о том, что часто в попытках изменить общество представители настоящего искореняют абсолютно все оставшееся от их предков, что помогло бы в дальнейшем общественном развитии.
«Три товарища» — Э.М. Ремарк
В основе романа Э.М. Ремарка «Три товарища» лежат судьбы людей, принимавших участие в Первой мировой войне. Несмотря на то что в центре внимания находится прошлое, роман не теряет актуальности и в современности.
В романе «Три товарища» ярко выражена мысль о том, что люди, которые участвовали в войне, видя страшные картины ранений и гибели товарищей и близких, являются представителями так называемого «потерянного поколения», названного так, потому что люди не имели возможности жить нормальной жизнью, так как были вынуждены постоянно вспоминать свое участие в жестокой и кровопролитной войне; будущего для «потерянного поколения» не было, так как они не смогли реализоваться в жизни из-за того, что им пришлось участвовать в войне. К сожалению, представителей «потерянного поколения» можно встретить и сейчас. Выжившие участники локальных сражений, возвратившись домой, не могут найти свое место в жизни. Сравнительно недавно, в 1990-е годы по мотивам романа Э. М. Ремарка «Три товарища» в России был снят фильм «Цветы от победителей», в котором действие происходит в России конца XX века. В данном фильме отражены события Афганистана, участникам которых, столкнувшись со страшными картинами, удалось выжить, но вернуться к прежней жизни было очень проблематично. Роман Э. М. Ремарка будет актуальным до тех пор, пока в мире будут возникать споры, межнациональные конфликты, которые ломают судьбы участников этих событий.
Людей, которые не могут найти свое место в жизни, в современном мире много, это явление связано не только с участием в локальных войнах. К сожалению, в наши дни все большее возникновение безработных людей, людей без определенного места жительства становится в пределах нормы. Часто у таких людей нет возможности изменить свое нищенское существование, будущее для них «потеряно», как и «потеряно» настоящее. Многие люди не могут реализовать свои способности из-за отсутствия материальных средств и связей, которые, к сожалению, так необходимы в современном мире.
В романе Э.М. Ремарка, в котором отображены реальные исторические события, о которых писатель знал лично, выражена мысль о необходимости сохранения исторической памяти, чтобы все последующие поколения не забывали прошлое и учились на его ошибках.
«Последний срок» — В.Г. Распутин
Написанная в 1970 году повесть В.Г. Распутина «Последний срок» не теряет своей актуальности и в наше время. Между героями и событиями распутинского произведения и современностью можно найти много общего.
Сюжетная основа повести довольно проста: старуха Анна, стоящая на пороге смерти, ждет для прощания своих пятерых детей. Сын Михаил живет вместе с Анной, которая мечтает, что к ней приедут сын Илья, дочери Варвара, Люся и Таньчора. Любимица Анны Таньчора даже не приезжает к матери, а приехавшие Илья, Варвара и Люся боятся признаться себе в этом, но ждут, когда их мать отойдет в мир иной. Когда приехавшие дети понимают, что матери стало лучше, они уезжают. Ночью старуха Анна умирает.
В повести особое место играет проблема отношения детей к своим родителям. В.Г. Распутин показал, что дети старухи Анны равнодушны к ее жизни, они редко приезжают к ней и даже редко отправляют письма. Дети приезжают к ней лишь тогда, когда старуха Анна находится на грани жизни и смерти, причем даже не все дети находят время и желание приехать к умирающей матери. Писатель показывает, что сама судьба дает детям возможность провести со своей матерью «последний срок», однако дети не пользуются этой возможностью. Они ссорятся друг с другом и думают лишь о том, как бы поскорее уехать домой, чтобы заняться своими делами. Ситуация, описанная в повести В.Г. Распутина, находит отражение и в современной жизни, когда люди настолько эгоистичны, что думают лишь о собственных интересах, забывая о тех, кто их родил и воспитал.
Повесть «Последний срок» заставляет современных читателей задуматься над тем, что люди часто тратят свою жизнь на те вещи, которые имеют не такое большое значение, как общение со своими родными и близкими. Как и дети старухи Анны, многие люди думают о работе, забывая при этом про своих близких, общение с которыми, к сожалению, ограничено временем. Братья и сестры, встретившиеся в доме своей матери, не могут найти общий язык друг с другом, потому что главной жизненной ценностью для них становится далеко не семья. Героев повести В. Г. Распутина можно сравнить с современными людьми, для которых семейные ценности часто отходят на второй план. Часто люди все свои силы и все свое время бросают на пустые дела, думая о том, что время на семью они всегда найдут, но обычно время на общение с близкими истекает в неожиданный момент, и люди начинают жалеть о том, что не заботились о своих родных и близких, когда это было возможно.
🗹