Грибоедов «Горе от ума»: краткое содержание, характеристика персонажей, смысл

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 7963.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 7963.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведён один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии и сделать правильный вывод при подготовке к уроку литературы в 9 классе и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Год написания – 1822–1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи: высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия, крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединённых в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется и стремительно движется к финалу.

Жанр – Комедия. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классицистическое направление Грибоедов уверенно ввёл смелое реалистическое решение, создав необычное разнообразие системы образов.

Другие персонажи

  • Лиза — молодая служанка Софьи. Рассудительна, скромна. Умеет выкручиваться из сложных ситуаций, так как вынуждена угождать Софье и увёртываться от ухаживаний Фамусова и Молчалина.
  • Скалозуб Сергей Сергеевич — полковник, но «метит в генералы». Богатый человек, не интересуется ничем кроме службы, но любит распространять сплетни.
  • Загорецкий Антон Антонович — плут, мошенник, картёжник и сплетник.
  • Хлёстова Анфиса Ниловна — старуха, свояченица Фамусова. Властная барыня-крепостница, не очень умна, имеет вздорный характер, бесцеремонна с людьми.
  • Репетилов — глупый, ленивый человек, болтун и лгун.
  • Господа N. и D. — заядлые сплетники.
  • Петрушка — буфетчик в доме Фамусова, грамотен. В него влюблена Лиза.

Горичи:

  • Платон Михайлович — давнишний сослуживец Чацкого, во всём подчиняется жене.
  • Наталья Дмитриевна — его жена, всегда и везде командует мужем.

Тугоуховские:

  • Князь Пётр Ильич — старый, больной человек, подкаблучник жены.
  • Княгиня — озабоченна как бы выгодно выдать замуж дочерей.
  • 6 дочерей.

Графини Хрюмины:

  • Бабушка — мечтает выдать внучку замуж.
  • Внучка — злая «старая дева», завидующая замужним дамам.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершён начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов и начал работу над пьесой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Горе от ума»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Горе от ума»

для самых компанейских —

Главные герои «Горе от ума»

для самых занятых —

Читательский дневник «Горе от ума»

для самых крутых —

Читать «Горе от ума» полностью

Чему учит Горе от ума

Осмеивая ложь, фальшь, низкие нравы, бессмысленность существования большинства представителей московского дворянства, автор побуждает нас мыслить критически, оценивать людей по делам, а не по чинам и материальному положению, стремиться к благополучию не только для себя и близких, но и для страны. Сочувствуя пылко влюбленному Чацкому и обманутой Молчалиным Софии, мы учимся ответственно относиться к чувствам людей, быть честными в отношениях, не предавать доверия.

Тема

Анализ комедии «Горе от ума» дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горя от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – всё это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающихся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в её названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множества и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять всё устройство жизни.

Очень краткое содержание Грибоедова Горе от ума

После трехлетнего заграничного путешествия в Москву возвращается молодой помещик Александр Чацкий. Не заезжая в родительский дом, главный герой пьесы отправляется к Софии Фамусовой, которую горячо любит. Несмотря на долгую разлуку Чацкий уверен: девушка испытывает к нему такие же сильные чувства. Однако же София встречает его холодно и отстраненно.

Возможно, главная героиня комедии обижена на Александра за то, что он так надолго уехал и не давал о себе знать; возможно, она не воспринимает всерьез давний юношеский флирт… К тому же повзрослевшая София страстно влюблена в секретаря отца — Алексея Молчалина — и даже не догадывается, что любовь ее не взаимна.

Тихий, покорный, услужливый, не блистающий умом Алексей тайно проводит в комнате Софии ночи. Однако занятия молодых людей вполне невинны: они разговаривают, читают, музицируют. Молчалин равнодушен к главной героине, но боится разочаровать дочь Фамусова, от которого зависит его пусть неспешное, но беспроблемное продвижение по службе. Предмет обожания Алексея — служанка Софии, Лизонька.

Чацкий пока не догадывается, к кому питает нежные чувства София. В разговоре с Павлом Афанасьевичем, отцом девушки, он сообщает, что хотел бы жениться на Софии. Однако Фамусов намекает на то, что Александр небогат и предлагает ему «не блажить», а проявить себя в службе. Отец главной героини мечтает о более выгодной партии для нее. Он не спешит, но и совсем не против выдать Софию за полковника Скалозуба, туповатого и весьма ограниченного, но «метящего» в генералы.

Раздосадованный Чацкий ведет дальнейшую беседу с отцом возлюбленной довольно дерзко и саркастично, высмеивая его взгляды на образование, воспитание, отношение к службе и жизни в целом. Познакомившись со Скалозубом, Александр (несмотря на уговоры Павла Афанасьевича быть сдержаннее) продолжает сыпать колкостями и насмешками уже в адрес полковника, чем раздражает Фамусова и приводит его в ярость.

София невольно выдает свою тайную привязанность к секретарю отца. Из окна она видит, как Алексей упал с лошади. Не в силах справиться с волнением главная героиня лишается чувств. Чацкий наконец-то понимает, кому принадлежит сердце любимой.

Все обошлось, Молчалин серьезно не пострадал. Вместо того, чтобы отнестись к переживаниям Софии с нежностью и благодарностью, Алексей начинает уговаривать ее быть осмотрительнее в проявлении чувств. Чацкий всегда считал секретаря Фамусова туповатым, никчемным и жалким, не воспринимал его всерьез. Он не может поверить, что София влюблена именно в Молчалина.

Александр решает поговорить с девушкой откровенно. Она отвечает уклончиво, но в конце концов дает понять, что действительно неравнодушна к Молчалину, а Скалозуб — герой не ее романа. Девушке нравится, что Алексей вежлив, рассудителен, покорен, всегда готов услужить ей и отцу. Чацкого же она в этом диалоге впервые называет смешным и дерзким.

Вечером того же дня Фамусов устраивает прием. Приходит и Чацкий. Он продолжает вести себя так же непримиримо, раздраженно и вызывающе. Для каждого из присутствующих у героя находится колкая фраза, насмешка или сарказм. Гости возмущены: Чацкий выходит за рамки приличий. А что есть приличия в понимании московского света? Лесть, жеманство, лицемерие, пустые «дельные» беседы, стремление угождать сильным мира сего, словом, вести себя «удобно».

В беседе с одним из гостей София словно невзначай называет Александра сумасшедшим. Ее слова очень быстро распространяются среди присутствующих. Недоумение и недовольство аристократического общества манерами Чацкого постепенно сменяются враждебностью, презрением, брезгливой снисходительностью к умалишенному. Герой оказывается одиноким: преданным девушкой, которую он искренне любит, и решительно отвергнутым обществом.

После приема Александр прячется за колонной и слышит пылкие признания в любви Молчалина Лизе. Свидетельницей разговора становится и София. Между героями начинается довольно бурное выяснение отношений.

На шум выходит Фамусов. В ярости он обещает сослать дочь в провинцию. Чацкий узнает, что его объявили выжившим из ума именно по вине Софии. Разочарованный и оскорбленный главный герой без долгих раздумий покидает Москву.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в её целостной завершённости. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом всё это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – всё это вызвало потрясение зрителей и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Жанр

Невозможно одним словом определить жанр «Горя от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесу Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте каждая сторона противоборствующих сил остается при своём мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Главные герои комедии

  • Чацкий Александр Андреевич — молодой дворянин, патриот России. Благородный, пылкий, умный, красноречивый, но заносчивый и нетерпеливый человек. Его не интересует служба как способ получить достойное место в светском обществе.
  • Фамусов Павел Афанасьевич — богатый вдовец. У него высокая должность — управляющий в казенном доме. Пользуясь своим служебным положением, он раздаёт родственникам повышения по службе и награды. Противник образования.
  • Молчалин Алексей Степанович — секретарь Фамусова, живущий в его доме. Небогатый молодой человек, прислуживающий высоким чинам. Двуличен, услужлив, его цель — продвижение по карьерной лестнице.
  • Софья — 17-летняя дочь Фамусова. Судит о жизни по французским романам. Не умеет разбираться в людях: не видит, что Молчалин — подлец.
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: