Главные герои «Герой нашего времени» характеристика персонажей романа Лермонтова, описания списком

«Герой нашего времени» главные герои

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, одно из выдающихся произведений М. Ю. Лермонтова, в котором отображён глубокий внутренний конфликт главного героя как с самим собой, так и с окружающим миром. В своём произведении автор продолжил тему «лишнего человека», не сумевшего раскрыть свой потенциал, обрести самого себя в этой жизни. В романе «Герой нашего времени» герой наиболее полно раскрывается благодаря характеристике второстепенных героев, с которыми он вступает в сложные, порой весьма драматические взаимоотношения.

Все действующие лица

  • Евгений Александрович Арбенин
    — главный герой произведения
  • Нина (Настасья) Павловна
    — молодая жена Арбенина
  • Князь Звездич
    — приятель Арбенина, завзятый игрок, но далеко не столь удачливый, как Евгений.
  • Баронесса Штраль
    (маска) — вдова, тайно влюбленная в Звездича
  • Афанасий Павлович Казарин
    — еще один приятель Арбенина, также завзятый игрок и шулер
  • Адам Петрович Шприх
    — «человек он нужный», вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает.
  • Чиновник
  • игроки
  • хозяйка бала
  • гости
  • слуги и служанки

Характеристика и образ Печорина с цитатами

  • «. он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским. «

***

«. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. «

***

«. усы его и брови были черные. «». немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны. «

***

«. я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой – этому скоро пять лет. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. «

***

«. верно, она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете Кажется, ваша история там наделала много шума Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях. «

***

До поездки на Кавказ Печорин служит в гвардии в Петербурге. Начальство переводит его на Кавказ за дуэль (это «наказание» было обычной практикой для подобных нарушений дисциплины):

***

  • «Кажется, ваша история там наделала много шума» (речь идет о дуэли в Петербурге)

***

«. Слушаю, ваше благородие. » («ваше благородие» – это обращение к военным IX XIV класса Табели о рангах)

***

«. я насилу мог ее уверить, что ты так хорошо воспитан и так хорошо знаешь свет, что не мог иметь намерение ее оскорбить. «

***

«. вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже. » (княгиня Лиговская о Печорине)

***

«. я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия этим не опротивели. «

***

  • «. влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. «

***

«. Онам не кинула взгляд, исполненный любви и благодарности. Я привык к этим взглядам; но некогда они составляли мое блаженство. «

***

«. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями; – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти и мне стало скучнее прежнего. «

***

«. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим. «

***

«. Его господин, закурив сигару, зевнул раза два и сел на скамью по другую сторону ворот. «

***

  • «. Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи. «». Вы странный человек. «

***

«. За что она меня так любит, право, не знаю! Неужели зло так привлекательно. » (Печорин о себе)

***

***

«. Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован. «

***

«. Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться. » (о Печорине)

***

«. у меня, кроме этого, есть еще убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. «

***

  • «. что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире. «

***

«. Как быть? у меня есть предчувствие Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет. «

***

«. когда Вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня. » (княжна Мери о язвительности Печорина)

***

«. Вы опасный человек! – сказала онам не, – я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем Вам на язычок. «

***

«. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. «

***

«. у вас самые прозаические вкусы и я вижу, что вы любите музыку в гастрономическом отношении»

***

«. Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать. «

***

«. Грушницкий мне не кланяется уж несколько времени, а нынче раза два посмотрел на меня довольно дерзко. Все это ему припомнится, когда нам придется расплачиваться. «

***

«. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия. «

***

«. я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться. «

***

«. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера. «

***

«. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. «

***

«. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. «

***

«. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен. «

***

«. я люблю врагов, хотя не по христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. «

***

«. я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин. » (Грушницкий о Печорине)

***

«. Вот вы, например, другое дело! – вы, победители петербургские: только посмотрите, так женщины тают. «

***

«. Григорий Александрович, я уж, кажется, говорил, страстно любил охоту: бывало, так его в лес и подмывает за кабанами или козами. «

***

«. я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве. «

***

«. Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С очень долго. «

Арбенин

Евгений Александрович Арбенин — немолодой, сколотивший своё состояние на игре в карты человек. Он женился не из расчётливых мотивов, но лишь из желания обрести семью, быть под заботой жены. Просто потому, что так было правильно. В надежде искупить свой главный порок Евгений зарекается не участвовать в азартных играх. В молодости Арбенин жил на полную катушку, развлекался всеми доступными способами, прелюбодействовал со множеством женщин, в том числе и с чужими жёнами. Имея столь богатый опыт, он стал патологически ревнив и взыскателен. Не только к своим избранницам, но и ко всем близким ему людям в целом. Евгений тщательным образом подобрал себе жену, к которой привязался и полюбил, на её несчастье.
Цитаты Арбенина

Второстепенные герои

Максим Максимыч

Максим Максимыч — штабс-капитан, мужчина преклонных лет, который большую часть жизни провёл на Кавказе. Добрый, милосердный, дружелюбный, немного наивный. Кочевая жизнь не позволила ему создать семью, и он так и остался старым холостяком. Максим Максимыч всем сердцем привязывается к Бэле, к которой относится, как к дочери. Тяжело переживает холодность и пренебрежение Печорина после разлуки.

Подробная характеристика Максима Максимыча.

Бэла

Бэла — юная красавица-черкешенка, дочь богатого и влиятельного князя. Красивая, яркая, гордая и неприступная девушка, «дитя гор». Становится игрушкой в руках скучающего Печорина, решившего сделать её своей наложницей. Со временем влюбляется в своего похитителя, любит его нежно и страстно, однако быстро надоедает утончённому офицеру. В итоге Бэла погибает от рук разбойника Казбича.

Подробная характеристика Бэлы.

Княжна Мери

Княжна Мэри (Мария Лиговская) — представительница столичного высшего общества, богатая и красивая невеста. Будучи прекрасно образованной, умной девушкой, она привлекает к себе внимание Печорина. Однако отсутствие жизненного опыта делает её лёгкой добычей искусного манипулятора. Знакомство с Печориным оборачивается для юной княжны глубокой личной драмой.

Подробная характеристика Мэри.

Грушницкий

Грушницкий — юнкер, небогатый дворянин, приятель Печорина. Самовлюблённый, недалёкий, эгоистичный молодой человек, который превыше всего ценит показную мишуру. Любит быть в центре внимания, в особенности женского. Грезит об офицерских эполетах, с помощью которых планирует разбивать девичьи сердца. В результате серьёзного конфликта оказывается на дуэли с Печориным, где находит свою смерть.

Подробная характеристика Грушницкого.

Вера

Вера — молодая красивая дворянка, в которую Печорин был некогда влюблён. От первого брака у Веры остался сын, и, желая обеспечить ему достойное будущее, она выходит замуж за старого и больного, но очень богатого аристократа. Большая любовь к Печорину вынуждает её обманывать мужей. Она видит все его недостатки, но принимает таким, каков он есть на самом деле. Вера вынуждена навсегда покинуть Печорина, когда об их связи становится известно её мужу.

Подробная характеристика Веры.

Нина, жена Арбенина

Нина Павловна — юная, восприимчивая и несколько наивная особа. Ей непросто понять многоопытного Арбенина, его требования и мечущуюся натуру. Резкий перепад настроений супруга и его внезапная склонность к замкнутости, угрюмости, подавленности вынуждает Нину думать, что Евгений больше не любит её. Он раздражается из-за её привычки целовать ему лоб, чрезмерно ревнует жену ко всем. Девушка погружается в депрессию, расстраивается.
В пьесе Лермонтова страданиям Нины уделена немалая часть. Она хочет праздника и веселья, «маскарада», а Арбенин категорически против. Конфликт интересов и несогласованность желаний двух героев, в конце концов, приводят к абсолютно непредсказуемому финалу и непоправимым последствиям.

В 3-м действии (сцена 1, выход 3) упоминается полное имя Нины — Настасья Павловна.

Краткое содержание главы «Бэла»

Путешественник из Тифлиса, добравшийся до Койшаурской долины. Был в восторге от живописной местности — горы, отвесные скалы, величественные чинары.

Он останавливается возле толпы шумных грузин и горцев. Здесь же он встречается с русских офицером Максимом Максимычем, который на Кавказе служит уже довольно давно.

Поэтому хорошо знает все обычаи и нравы местных жителей. Попутчики вынуждены из-за непогоды заночевать у горцев. Максим Максимыч рассказывает о своих подвигах.

Как-то раз в крепость прибыл штабс-капитан Печорин — человек богатый и образованный, но с чересчур независимым нравом.

А недалеко от крепости жил князь, воспитывающий подростка — юношу храброго и отчаянного, любителя денег.

Печорин и Максим Максимыч иногда дразнили парня. А тот сразу хватался за кинжал.

Шприх

Адам Петрович Шприх — темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает. Происходит из семьи русских немцев. Многолик, что Арбенин воспринимает как лицемерие и двуличие. Лермонтов даёт описание внешности, включающее «стеклярусные глаза» и «злобную улыбку». Казарин представляет Шприха как талантливого человека, общительного и компанейского, активного, дружелюбного. Но главный герой относится к таким качествам с большим подозрением и не раз вступает в спорные дискуссии со Шприхом.

Сколько лет Печорину

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

***

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Конь Казбича, который был для него самым родным существом. Когда его украл Азамат, Казбич плакал, как ребёнок. Это был один из самых умных и лихих коней в данной местности.

***

Эпизодический персонаж главы «Бэла», отец Азамата и Бэлы. Был убит Казбичём, так как тот подумал, что Азамат своровал его коня с разрешения отца.

***

Эпизодический персонаж главы «Тамань», старая и почти глухая женщина, хозяйка дома, где остановился Печорин. Она живёт вместе со слепым мальчиком, сиротой.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» множество героев, судьбы которых так или иначе перекликаются с жизнью главного героя Григория Печорина.

Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади

Человек обаятельный, располагает к себе людей и нравится женщинам несмотря на то, что не очень привлекателен внешне:

Сказал какой-то комплимент княжне: она, видно, не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон самой милой улыбкою

Встреча с Бэлой

Однажды князь позвал офицеров на свадьбу старшей дочки. Когда шло торжество, к Печорину вдруг подошла младшая дочка и сделала ему приятный комплемент, который не ускользнул от Печорина.

Девушка была прекрасна, что офицер весь вечер не мог отвести от неё глаз.

Но не он один восхищался красотой девушки, а ещё и Казбич — горец, который хотел заполучить Бэлу во что бы то ни стало.

А так как брат Бэлы Азамат был падок на деньги, то он почти не задумываясь, согласился обменять сестру на лошадь.

Но Казбич не хотел отдавать своего лучшего скакуна даже в обмен на девушку.

Тогда они с Азаматом повздорили и чуть не организовали во время свадебного вечера массовую резьбу.

Печорин размышлял над этим случаем и то и дело дразнил Азамата. Он даже пообещал ему этого княжеского коня в обмен на Бэлу.

Максим Максимыч был против такого мерзкого дела, но Печорин уверял его, что черкесская девушка будет счастлива с таким мужем, как он.

Евгений Онегин

Евгений Онегин – один из главных героев романа, относится к типу «лишнего человека» в литературе. «Лишний человек» — это литературный герой, имеющий исключительные таланты, но не способный реализовать их в обществе, не находящий для них нужного применения.

Онегин – молодой богатый дворянин, живущий в Петербурге. Евгений родился «на брегах Невы», он был обычным ребенком в совершенно обычной дворянской семье. Отец не занимался его воспитанием, а француз «учил его всему шутя».

Юность героя проходит в столице. Онегин модно одет, подстрижен, изъясняется по-французски и танцует мазурку. Евгений не имеет образования, но отличается начитанностью, остроумием и широким кругозором. Герой интересуется культурными, историческими и политическими вопросами. Окружающие решают, что Онегин «умен и очень мил». Однако свет не интересовался внутренними качествами героя, люди смотрели лишь на его оболочку, они не знали, каким на самом деле он был человеком.

Автор не идеализирует Евгения Онегина, наделяя его такими чертами характера, как лицемерие, эгоистичность, равнодушие, холодность. Хандра, неудовлетворенность жизнью, скука, однообразие разочаровывает героя.

Онегин душевно пуст, подвержен хандре, его жизнь однообразна и скучна, потому что напрямую зависит от мнения фальшивого высшего света. Онегину скучно, «упорный труд ему тошен».

Переломным моментом в жизни героя становится убийство Ленского. Онегин вдруг начинает понимать ничтожность своего прежнего существования. Он отправляется в путешествие в надежде измениться и успокоить свою совесть. Возвращается в Петербург он уже совершенно другим человеком. На этом развитие характера главного героя обрывается, Александр Сергеевич оставляет финал открытым.

Владимир Ленский

Владимир Ленский представлен в романе как антипод Евгения Онегина. Он совсем еще молодой, наивный, по-своему глупый, сентиментальный поэт-романтик. Ленский, выучившись в Германии, возвращается домой, полный надежд и стремлений.

Несмотря на противоречивые характеры и разные взгляды на мир, Ленский легко сходится с Онегиным и становится его лучшим другом: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…».

Владимир еще не поддался влиянию развращенного света, она искренен, стыдлив и робок, краснеет от улыбки любимой девушки, позволяя себе только коснуться края ее одежды или волос.

Ленский, этот вспыльчивый, нежный, романтичный, вдохновленный жизнью поэт, погибает на дуэли от рук Онегина: «Чуть из младенческих одежд, увял!».

Княжна Мери

(333 слова) Княжну Мери можно назвать самым главным женским образом романа «Герой нашего времени». Именно ее образ автор подробно и ярко раскрывает на страницах своего произведения. Он является собирательным и демонстрирует основные черты всех светских барышень, которые так надоели Печорину.

Княжна Мери появляется в одноименной главе. Она — дочь княгини Лиговской, скромная, образованная, но донельзя типичная дворянка, пропитанная духом водяного общества. Мери со своей матерью приехали в Пятигорск на воды из Москвы. Легкая походка девушки, утонченный внешний вид, длинные ресницы и темные волосы не могли не привлечь внимание молодых офицеров. Мать княжны мечтала найти для дочери хорошую партию, но барышню это не интересовало. Главными увлечениями Мери были французские любовные романы, фортепьяно и пение: она обладала потрясающим голосом.

Героиня знала себе цену, иногда смотрела на людей свысока, у некоторых складывалось о ней мнение, что она высокомерна, но Мери могла себе это позволить – она была умна, богата и хороша собой. Печорин особенно о, которые как будто гладили собеседника. Героиня была остра на язык, но без маски светскости она оставалась романтичной, наивной и мечтательной молодой особой. Поэтому она принимала ухаживания Грушницкого, в нем она хотела видеть героя одного из своих романов. Но когда появился более таинственный и интересный собеседник, она легко отстранилась от юнкера. Однако девушка не обладала прозорливостью и достаточным жизненным опытом, чтобы разгадать тонкую игру Григория. Печорин стал ухаживать за княжной из-за скуки и возможности скрывать свои отношения с Верой. Мери же надеялась на искреннее чувство, на скорое замужество. Узнав о том, что Григорий не любил ее, она искренне расстроилась и разозлилась. Светлое общество еще не отняло у нее способность переживать и чувствовать. У княжны случился нервный срыв и развилась душевная болезнь. Она стала очередной жертвой Печорина.

Образ Княжны Мери очень важен, он показывает, как легко можно растворится в своих романтических мечтах и обмануться ими. Также автор с помощью Мери поднимает проблему истинности и ложности любви. Героиня полюбила не Григория, а того, кого он сыграл для нее, видя слабости и предпочтения «жертвы». И, конечно же, образ княжны помогает читателю лучше узнать героя своего времени.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: