Рассказы А. П. Чехова: обзор, характеристика героев и анализ

Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – великий русский писатель, классик мировой литературы. Автор более трехсот литературных произведений.

Юмористические рассказы А. П. Чехова, которые он создавал на заре своего творческого пути, отличаются миниатюрностью и выразительностью образов. Автор стремился к краткому, емкому изложению. Поэтому в этих рассказах А. П. Чехова нет большого количества персонажей. Но они являются собирательными образами каких-либо человеческих пороков или характерных особенностей, присущих определенным слоям общества. Герои рассказов А. П. Чехова очень колоритны.

рассказ а п чехова хамелеон

«Каштанка»

Этот рассказ вот уже более сотни лет пользуется неизменной любовью взрослых и детей. Главная героиня в рассказе А. П. Чехова – это животное, а точнее собака по имени Каштанка. Потерявшееся одинокое животное, которое очень тоскует по своим хозяевам. Примечательно то, что от хозяев Каштанка знала лишь издевательства. Оказавшись у нового хозяина – циркового артиста, собака начинает совсем другую жизнь. Теперь ее хорошо кормят и не обижают. К тому же Каштанка проявляет артистические способности, и новый хозяин готовит ее к выступлению в цирке. Но в день представления собака узнает прежнего хозяина и радостно мчится к нему.

Почему рассказ А. П. Чехова «Каштанка» заканчивается именно так? Ведь собака наконец-то обретает счастливую жизнь с добрым заботливым хозяином. Но Каштанка в своей преданной собачьей душе хранит верность старому хозяину. Именно поэтому она без сомнения возвращается к прошлой жизни.

Чайка

Несмотря на неуспех премьеры, в том же 1896 году пьеса была поставлена в Таганроге (на родине Чехова), в Киеве и Ярославле.

17 (29) декабря 1898 года состоялась премьера «Чайки» в Московском Художественном театре. Роли исполняли Константин Станиславский (Тригорин), Всеволод Мейерхольд (Треплев), Ольга Книппер

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868–1959) — актриса. В юности несколько лет встречалась с инженером Владимиром Шуховым, но к свадьбе отношения не привели. Училась актёрскому мастерству у Владимира Немировича-Данченко, в 1898 году начала играть в МХТ. Исполняла роль Аркадиной в чеховской пьесе «Чайка», тогда она сблизилась и с самим Чеховым — в 1901 году они поженились. В дальнейшем Книппер играла во всех пьесах мужа: Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трёх сёстрах», Раневскую в «Вишнёвом саде». В 1937 году получила звание народной артистки СССР, а в 1943-м стала лауреатом Сталинской премии. (Аркадина). Спектакль, имевший грандиозный успех, стал визитной карточкой театра. Причин тому, что первоначальный неуспех сменился триумфом, несколько: и постепенное осознание публикой художественных принципов Чехова, и, главное, их соответствие эстетике молодого театра. С этого момента началось триумфальное шествие «Чайки» по российским, а затем (с 1907 года) и по мировым подмосткам. Комиссаржевская не раз на разных сценах возвращалась к роли Заречной. Была возобновлена (в 1902 году) и постановка в Александринском театре.

В СССР «Чайка» довольно редко ставилась в 1920–40-е годы (можно выделить лишь постановки Александра Таирова

Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит; 1885–1950) — актёр и театральный режиссёр. Играл в театре Веры Комиссаржевской, Свободном театре Марджанова, Передвижном театре Гайдебурова. В 1914 году вместе с женой Алисой Коонен создал свой Камерный театр. После постановки в 1936 году пародийной оперы «Богатыри» на либретто Демьяна Бедного подвергся разгромной критике за очернение русской истории. Был уволен из театра в 1949 году во время кампании по борьбе с космополитизмом. Умер в 1950 году, после того как Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и фактически прекратил существование. в Камерном театре и
Юрия Завадского
Юрий Александрович Завадский (1894–1977) — театральный режиссёр, актёр, педагог. Играл и режиссировал во МХАТе. Возглавлял Центральный театр Красной армии и Театр имени Моссовета, преподавал в ГИТИСе. Третьей женой Завадского была балерина Галина Уланова. Завадскому посвящён цикл стихов Цветаевой «Комедьянт», пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна». в Театре имени Моссовета. Но именно к этому периоду относится всплеск интереса к «Чайке» на Западе — на общей волне любви к чеховской драматургии. В Лондоне, в частности, её в 1936 ставит брат Веры Комиссаржевской
Фёдор Комиссаржевский
Фёдор Фёдорович Комиссаржевский (1882–1954) — театральный режиссёр. Участвовал в создании театра своей сестры Веры Комиссаржевской. Вместе с Николаем Евреиновым создал кабаре «Весёлый театр для пожилых детей». Открыл в Москве собственную театральную школу. После революции работал оперным режиссёром в Большом театре. В 1919 году эмигрировал в Англию: там ставил спектакли, преподавал в Королевской академии драматического искусства, открыл свой частный театр. После начала войны жил в США. с Джоном Гилгудом в роли Тригорина. С 1950-х «Чайку» вновь много ставят в СССР (
Анатолий Эфрос
Анатолий Васильевич Эфрос (1925–1987) — режиссёр театра и кино. Работал в Центральном детском театре (сегодня РАМТ). В 1963 году возглавил Театр им. Ленинского комсомола, после отстранения работал режиссёром Театра на Малой Бронной. Вместе с актёрами-единомышленниками — Ольгой Яковлевой, Львом Дуровым, Николаем Волковым — создал целое направление в позднесоветском театре, основанное на тонком психологизме и естественности актёрской игры. В 1984 году был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо Юрия Любимова, однако не был принят труппой. Через год умер от инфаркта. в Театре Ленинского комсомола, Олег Ефремов в «Современнике» и МХАТе и др.). В 1980-м был поставлен балет Родиона Щедрина «Чайка»; партию Нины Заречной в нём исполняла Майя Плисецкая.

«Чайка» экранизировалась 15 раз, причём лишь трижды в России. Известен фильм Юлия Карасика 1970 года (с блестящим актёрским составом — Алла Демидова, Юрий Яковлев, Армен Джигарханян и др.) и фильм 2005-го, поставленный Маргаритой Тереховой, с ней же в роли Аркадиной. Из зарубежных экранизаций самая знаменитая — фильм Сидни Люмета с Ванессой Редгрейв в роли Нины Заречной (1968).

«Смерть чиновника»

В этом рассказе А. П. Чехов поднимает тему «маленького человека». Действующих лиц всего трое: чиновник Червяков, его жена, генерал Бризжалов. В центре повествования – чиновник, жалкий, комичный и пресмыкающийся перед начальством человек.

В театре во время спектакля Червяков случайно чихает на генерала Бризжалова. Чиновник пугается и начинает извиняться. Генерал не обращает внимания на такой пустяк и просит не мешать. В антракте Червяков извиняется вновь. Но и это кажется чиновнику недостаточным. Мысль о произошедшем не дает ему покоя. Вернувшись домой, он рассказывает об этом инциденте жене. Та советует мужу сходить и извиниться.

Червяков отправляется к генералу. Бризжалов небрежно отвечает чиновнику, продолжая прием посетителей. Но испуганному Червякову кажется, что генерал не хочет с ним разговаривать из-за нанесенной ему обиды. Поэтому, когда генерал заканчивает прием посетителей, чиновник извиняется вновь. Генерал принимает это за издевательство и не желает больше его слушать.

На следующий день чиновник снова идет к генералу, но разгневанный генерал его выгоняет. Червяков возвращается домой и умирает.

Характеристика персонажей

Раневская, Лопахин и Трофимов — главные герои пьесы. Также важное значение в ней играют 17-летняя Аня, Пётр Трофимов и Варвара. Любовь Раневская — некогда богатая помещица, выступающая одной из ключевых героинь пьесы. Она позволяла себе тратить деньги бездумно, но вскоре ее супруг, всерьез увлекавшийся алкоголем, скончался. Пришлось оставить в прошлом красивую жизнь.

Любовь Раневская

Женщина переехала во Францию, чтобы забыть о случившемся. У неё появился возлюбленный, однако он повел себя нечестно, бросив её и заодно оставив без денег. Всё это сподвигает Раневскую вернуться в родовое гнездо и начать жизнь сначала. Но что-то ей снова не даёт покоя, из-за чего героиня опять покидает пределы родины.

Раневская, которая занимает центральное место в этой истории, не приспособлена к жизни. Она чересчур эмоциональна и чувствительна. В ней отсутствует стержень, который позволил бы ей противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Она настолько добра, что этим пользуются все, кто её окружает. Не является исключением даже лакей. Эмоции радости и нежности оно выражает весьма наивно, даже как-то по-детски. Ей нравится использовать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Несмотря на это, она время от времени кажется бесчувственной. Например, когда ей сообщают новость о смерти няни, которая воспитывала её, Любовь Андреевна никак не меняется в лице. Она всё так же попивает свой кофе. Фактической хозяйкой в своём поместье она не является. Женщина кажется доверчивой, щедрой и доброй, но всё же уезжает в Париж, не задумавшись о дальнейшей судьбе детей. Но бывает и так, что прохожие могут обратиться к ней за помощью, и она не отказывает им. Таким вот противоречивым персонажем она предстает.

Аня, дочь главной героини

В пьесе она предстает 17-летней девушкой. Мать обеспечивает ей хорошее образование. Возможно, из-за юности, а может, из-за особенности характера она отличается энергичностью. Несмотря на интерес к жизни, эта особа ещё не обладает достаточным опытом. Основные черты её характера кратко:

  • жизнерадостность;
  • эмоциональная незрелость;
  • беспечность.

С одной стороны, она ощущает себя гармонично, с другой — всё никак не может найти своё место в жизни. Всё потому, что безответственное отношение к происходящему вокруг не даёт ей ощутить вкус реальности. У неё есть возлюбленный в лице Пети Трофимова. Она поддерживает его жизненные взгляды, увлекается этим молодым человеком. Ей кажется, что она готова уехать с ним хоть на край света, лишь бы оставаться рядом с любимым.

Аня во многом похожа на свою мать, потому что она такая же сопереживающая и нежная. Ей хочется приехать в Париж, чтобы навестить мать. Увидев, как она там живёт, девушка относится к ней с жалостью, а не с осуждением. Ане кажется, что Любовь Андреевна глубоко несчастна из-за отсутствия близкого человека рядом. Любые неприятности не выбивают ее из колеи. Напротив, она тут же переключается на какие-то приятные мгновения. Девушка очень любит природу и наслаждается любыми её проявлениями, например, пением птиц.

Леонид Андреевич Гаев

Он приходится братом Раневской. Это человек, которому не нравится трудиться. Он не получил должного образования, как остальные люди его круга. Герой предпочитает вести паразитический образ жизни. Он испытывает интерес только к собственной персоне и ни к кому больше. Если дать краткую характеристику этого персонажа «Вишнёвого сада», то он обладает такими чертами, как:

  • никчемность;
  • отсутствие такта;
  • пристрастие к бессмысленным словам и действиям.

У этого человека даже нет каких-либо особых увлечений. Гаев задерживается в детском возрасте и остается в нём всю свою жизнь. Когда с ним разговаривают люди, он то и дело использует термины, применяемые в бильярде.

Это персонаж с очень узким кругозором. Ему неинтересно, что ожидает в дальнейшем родовое гнездо, хотя поначалу он утверждал, будто готов ради сохранения вишневого сада на все. Однако мужчина способен лишь на громкие слова и не более того. Как и многие дворяне, ему комфортнее жить, пока всю работу за него делают другие.

Ермолай Лопахин

Еще можно действующее лицо пьесы — Ермолай Лопахин. Это купец, который некогда был крепостным, но смог выбиться в люди за счёт своего трудолюбия. Ермолай — довольно интересный человек, который ненавидит лень и бездействие. Другой его особенностью является отсутствие:

  • зависти;
  • агрессии;
  • скупости.

С самого утра он встаёт, чтобы трудиться в поте лица. Его можно по праву назвать добрым человеком, однако он растрачивает собственную духовность, пытаясь разбогатеть.

На протяжении всей своей жизни он остаётся неуверенным в себе и ущербным персонажем, для которого на первом месте стоит заработок. Он пытается оказать помощь Любови Андреевне, уверяя её в необходимости обустройства дачного посёлка в саду. Таким образом, по его мнению, она может уберечь себя от разорения. Об отношении к Раневской говорит следующая его цитата: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Пётр Трофимов

Петя — студент, который обучает маленького сына Раневской. Ему не удается закончить учёбу из-за того, что его отчисляют из университета. Но он довольно умён, образован и имеет широкий кругозор. Парень испытывает искреннюю привязанность к Ане, относится к ней трогательно и бескорыстно. Девушке льстит его отношение, хоть он и является в ее дом постоянно больным, неухоженным и голодным. Трофимов пытается найти себя в новой жизни и всячески отказывается от своего прошлого.

В доме господ принимают молодого студента хорошо и относятся к нему в дальнейшем так же, несмотря на то, что юноше уже 27 лет. Иногда складывается впечатление, будто студенчество стало чуть ли не его профессией, хотя внешне он уже вполне напоминает зрелого мужчину. Этот герой то и дело произносит жизнеутверждающие фразы, от которых веет благородством, но в них, кроме Ани, больше никто не верит. Несправедливо думать, что образ Пети стоит отождествлять с личностью революционера. Чехов никогда не интересовался вопросами политики, в круг его интересов не входило движение революционеров.

Трофимов отличается чрезмерной мягкостью, а потому вряд ли он когда-либо решится переступить установленные рамки из-за своей интеллигентности и склада характера. Это не тот персонаж, который готов «прыгнуть в пропасть», не задумываясь о последствиях. К тому же он чувствует, что несёт ответственность за Аню, которая совершенно не знает жизни. У девушки довольно чувствительная психика, поэтому эмоциональное потрясение ей противопоказано. Петя думает наперед не только о реализации собственных идей, но и о столь хрупком существе, которое ему послала судьба.

Роль Варвары

Важное место в пьесе занимает приёмная дочь Раневской Варя. Она постоянно находится в работе и представляет собой хорошую хозяйку. Именно благодаря ей и держится этот дом. Но Варвара придерживается строгих взглядов, в отличие от своих новоявленных родственников. Это и понятно, ведь ей приходится взвалить на свои хрупкие плечи нелегкое бремя забот о домочадцах.

Это приводит к тому, что она становится немного черствой. Ей явно не хватает духовности. Может быть, именно поэтому Лопахин не обратился к ней с предложением руки и сердца. С другой стороны, Варя мечтает о том, чтобы однажды посетить святые места. Но она не меняет ничего в своей судьбе, чтобы как-то её изменить. Во всём девушка уповает лишь на божью волю. К 24 годам она становится немного занудной, из-за чего родственники с ней не могут сладить, равно как и случайные посетители дома.

Неприметные лица

Борис Борисович озабочен только тем, чтобы достать где-нибудь денег. Петя сравнивает его с лошадью, потому что тот постоянно засыпает на ходу. Но мужчина заявляет ему, что это не так уж и плохо, ведь животное можно всегда продать.

Гувернантка Шарлотта живёт без друзей и близких родственников. Она выросла в одиночестве и практически ничего о себе не знает. Её не окружили заботой и любовью в детстве. Девушке не хватает наставника, человека, который бы подсказал ей правильный путь.

Епиходов — работник конторы, считающий себя развитым человеком. Он страдает, потому что ощущает себя неудачником, и периодически подумывает о том, как бы застрелиться. Мужчина утверждает, что его преследуют тараканы и пауки, как бы намекая на всю никчемность его существования.

Дуняша работает горничной. Она отвыкла от обыденной жизни, живя в доме господ. Возможно, по этой причине девушка всего боится и отличается нерешительным характером. Она не знает, что такое крестьянский труд. Юная особа влюблена в молодого лакея Яшу, не понимая, что он не может кого-либо полюбить.

Фирс — еще один любопытный герой, который служит господам. Он уверен в том, что отмена крепостного права не принесёт ничего хорошего. Мужчина настолько привык быть в роли холопа, что не представляет для себя какой-либо другой судьбы.

Яша, в которого влюблена горничная, — молодой лакей. Он мечтает попасть в Париж. Парень грезит о том, что однажды ему удастся разбогатеть. У него практически нет ничего за душой, но юноша сторонится собственной матери, поскольку она имеет крестьянское происхождение. Это довольно чёрствый человек.

«Толстый и тонкий»

Двое школьных товарищей — толстый Миша и тонкий Порфирий, случайно встречаются на вокзале. Они делятся воспоминаниями об учебе в гимназии. Порфирий хвастается, что стал коллежским асессором, но когда он узнает, что Миша — тайный советник, его поведение моментально меняется. Тон Порфирия вдруг становится подобострастным. Толстому это неприятно. Тонкий же пресмыкается перед старым другом, от непринужденного общения не остается и следа. Прощаются толстый и тонкий уже не как товарищи, а как начальник и подчиненный.

А. П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» высмеивает чинопочитание. Комизм ситуации сочетается с трагической потерей достоинства и чести у человека, занимающего небольшую должность.

Мария Чехова

Судя по всему, Чеховы, воспитав четырёх сыновей, давно ждали девочку. Мария Павловна родилась в 1863 году. Её жизнь как будто бы разделилась на две части: до смерти Антона Чехова и после неё. Пока брат был жив, Мария Павловна полностью посвятила себя наукам и искусству: несмотря на то, что женское образование ещё не стало нормой в России, сестра Чехова окончила гимназию, епархиальное училище, высшие женские курсы профессора Герье и, наконец, Строгановское училище, где серьёзно занимались живописью. Иногда Мария Павловна сама подрабатывала в качестве педагога.

Мария Чехова. (anton-chehov.info)

После смерти Антона Чехова в 1904 году его сестра посвятила свою жизнь изданию всего чеховского литературного наследия. Более того, Мария Павловна собирала личные вещи писателя, а впоследствии стала основателем и бессменным директором Ялтинского дома-музея Антона Чехова. Мария Павловна пережила всех своих братьев: так, например, уже в 1944 году советская власть наградила её орденом Трудового Красного Знамени. Скончалась Мария Чехова в том же ялтинском доме в возрасте 93 лет.

«Хамелеон»

В рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» золотых дел мастер Хрюкин утверждает, что его укусила собака, указывает на виновницу и демонстрирует окровавленный палец. Полицейский надзиратель Очумелов вместе с городовым Елдыриным решают наказать собаку и ее хозяина. Но как только Очумелову говорят, что это генеральская собака, его поведение сразу меняется. Полицейский обвиняет пострадавшего.

Когда Очумелову говорят, что собаки у генерала нет, он вновь полон решимости наказать собаку и оштрафовать хозяина. По мере того как городовой размышляет, генеральская это собака или нет, поведение полицейского переходит из одной крайности в другую. Потом все-таки становится очевидным, что хозяин злосчастной собаки – брат генерала. Очумелов дает увести собаку и грозит Хрюкину.

А. П. Чехов в рассказе «Хамелеон» обращает внимание читателя на комизм поведения полицейского Очумелова. Полицейский не решается применить свою власть, боясь самого предположения, что этим он может как-то обидеть генерала. Очумелов — не достойный защитник правопорядка, а «хамелеон», меняющий свое мнение в зависимости от ситуации.

Отсутствие динамики и действий

Если проанализировать содержание вкратце, то ключевой проблемой в пьесе выступает отсутствие определенных черт характера у ее персонажей, а именно твёрдости. Они слишком мягкие и безответственные, чтобы сохранить поместье. Постепенно этих людей настигает бедность, у них наблюдается отсутствие каких-либо дальнейших перспектив.

Работать они не умеют и не хотят, поэтому им приходится идти на радикальные меры, чтобы хоть как-то прожить. Это касается Любови Андреевны. Цитатный план хорошо дает понять то, как относится к этому формальная хозяйка поместья. Она говорит: «Да, и сад продадут за долги, как это ни странно». Она не пытается предпринять что-либо, чтобы спасти его.

Персонажи, которым симпатизирует Чехов, в основном молчат или страдают. Они словно не способны отстаивать собственные права. Это можно сказать и про Раневскую, которая приходит к выводу, что не может что-либо поменять в себе.

Социальный статус героев постепенно сходит на нет, поэтому им приходится жить на последние деньги, которые у них есть.

Лопахин сочувствует ей и искренне хочет помочь, но понимает, что это уже невозможно. Это служит поводом для его страдания. Ему приходится купить вишнёвый сад, хотя он совсем этому не рад. Понимая, что ему не суждено стать полноправным хозяином поместья, персонаж приходит к выводу о необходимости продать землю и вырубить деревья. Трофимов тоже малодушен, не может предпринять радикальных действий. Не приходится ждать каких-либо активных перемен в жизни и у других действующих лиц. Основные характеристики главных героев можно показать в таблице.

Главные персонажиОсновные черты, характерные для них
РаневскаяМягкая, временами равнодушная, слишком доверчивая
ЛопахинТрудолюбивый, честный, но растерявший свою духовность на пути к богатству
ТрофимовВечный студент, любитель произносить громкие речи, но скорее теоретик, нежели практик

Краткое описание основных героев и второстепенных персонажей чеховской пьесы с анализом их мыслей и поступков будет полезно ученикам, проходящим произведение в школе. Возможно, оно окажет помощь даже тем, кто хочет отгадать по буквам в сканворде имя кого-либо из этих людей. Чехов создал и другие интересные произведения, которые ярко обрисовывают образы героев. К ним можно отнести рассказы «Хористка», «Трагик поневоле», «Юбилей», «Дядя Ваня» и другие.

«О любви»

Главный герой рассказа А. П. Чехова «О любви» – Алехин – рассказывает гостям историю своей любви. Когда-то Алехин влюбился в замужнюю даму Анну Алексеевну. Их связывали общие интересы. Время, проведенное вместе, было очень дорого для них. Но влюбленные никогда не говорили о своих чувствах.

Анна Алексеевна из-за сложившейся ситуации начинает страдать от нервной болезни. Она собирается ехать в Крым на лечение. В поезде Анна Алексеевна встречается с Алехиным. Они наконец-то признаются друг другу в любви, но после этого расстаются навсегда. А. П. Чехов в рассказе «О любви» показывает, как доводы рассудка могут погубить счастье.

«Мелиховское сидение»

Антон Чехов и Лев Толстой. Фотография: apchekhov.ru

Антон Чехов в Мелихове. Фотография: apchekhov.ru

Антон Чехов и Максим Горький. Фотография: apchekhov.ru

После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России. Его публиковали в журналах «Северный вестник», «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские ведомости». Он общался с писателями Владимиром Короленко, Владимиром Гиляровским, Дмитрием Мережковским, режиссером Владимиром Немировичем-Данченко, актерами Александром Ленским и Александром Южиным, художником Исааком Левитаном.

В 1890 году Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Неаполе, где он поднимался на Везувий, в Париже и других городах.

Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни.

Из письма Антона Чехова брату Ивану, 1891 год

В марте 1892 года Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и, разумеется, лечил больных. Во время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом от земства: в его участке было 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.

Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.

… Семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние признавал и он сам. Достаточно вспомнить об его «Мужиках» и «В овраге», где на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи.

Из воспоминаний брата писателя Михаила Чехова

Современники нередко называли Чехова «Поэтом Сумерек». Его творчество многие считали пессимистическим и упадническим, существовал даже термин «чеховские настроения». Писателя удивляли такие комментарии, как он вспоминал: «Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — «Студент». И слово-то противное: «пессимист»…»

«Человек в футляре»

Учитель Беликов установил для себя и окружающих ряд ограничений и правил, которых необходимо придерживаться. Он боится проявления эмоций и собственных чувств. Беликов стремится спрятаться от реального мира. Даже решив жениться на жизнерадостной Вареньке, он не выходит за рамки своего «футляра». Однажды, будучи осмеянным в нелепой ситуации, Беликов умирает.

В этом рассказе А. П. Чехов демонстрирует читателям, что человек, который сжимает себя в придуманных собой рамках, обречен на одиночество и безрадостное существование.

Побег в Москву

Антон Чехов. Фотография: anton-chehov.info

Антон Чехов. Фотография: anton-chehov.info

Антон Чехов. Фотография: anton-chehov.info

В 1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он много читал, писал очерки для гимназических журналов, а журнал «Заика» с короткими зарисовками из таганрогской жизни отправлял братьям в Москву. Тогда же Чехов написал первую пьесу — «Безотцовщина» и водевиль «Недаром курица пела».

В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций. Дебют Чехова в печати состоялся в декабре того же года: в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».

В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Студент-медик жил у брата Ивана в подмосковном Воскресенске (сегодня город Истра). Там же в 1881 году он познакомился с заведующим Воскресенской земской больницей, доктором Павлом Архангельским. Еще во время учебы Чехов принимал больных, здесь же прошел практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом 1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.

«Ионыч»

В город Дялиж приезжает земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он знакомится с образцовой семьей Туркиных. Со временем Старцев понимает, что это пустые и неинтересные люди. Однако он влюбляется в дочь Туркиных Екатерину Ивановну. Она мечтает стать выдающейся пианисткой, но автор констатирует ее бездарность. Старцев полон стремлений и надежд на лучшее. Он делает предложение Екатерине Ивановне. Но девушка отвергает его, намереваясь посвятить жизнь искусству. Но ее надеждам на успех и славу не суждено сбыться.

Старцев смиряется с отказом. Постепенно его перестает интересовать все, что не связано с материальными благами. Он деградирует. К своим пациентам Старцев относится безучастно и с раздражением. Он становится безликим, утрачивает имя и фамилию.

Личность писателя

Формирование личности Чехова происходило под влиянием его матери, Евгении Яковлевой. Она проводила с сыном больше времени, нежели супруг-коммерсант. С другой стороны, стоит отметить, что последний в воспитании детей принимал участие.

Отец будущего, величайшего литератора был строг к наследнику, поэтому связь с родительницей была более крепкой. А также мать была заботливой и талантливой женщиной, в жизни которой важную роль играл театр.

Благодаря матери Антон Павлович стал большим ценителем всего прекрасного, а также защитником угнетенных и слабых. Кроме того, человеком, уважающим окружающих и любившим природу. Без сомнений, характеристика Чехова была бы, совсем иной, если бы на его жизнь не повлияла его мать.

«Ванька»

Ванька – девятилетний сирота, которого отдали на обучение к сапожнику в Москву. Ребенку живется несладко, он скучает по дедушке, по жизни в деревне. Накануне Рождества Ванька пишет письмо своему дедушке, жалуясь на тяжелую жизнь, голод и непосильный труд. Ему горько терпеть побои и обиды. Воспоминания о жизни в деревне у мальчика очень светлые, наполненные теплом и обаянием детства. Ванька горячо просит дедушку приехать.

Указав на конверте «на деревню дедушке Константину Макарычу», окрыленный надеждой Ванька бросает письмо в почтовый ящик. Он не знает, что письмо с указанием такого адреса не дойдет до его дедушки. Лишенный детства в силу своего социального положения, Ванька все равно остается обыкновенным наивным ребенком. Во сне мальчику снится, как дедушка сидит на печи и читает заветное письмо, а рядом с ним виляет хвостом собака.

Чехов — наше все

Обложка первого отдельного издания «Трех сестер» (1901 год)

Люк Персеваль. Фото: facebook.com/thaliatheater

Люк Персеваль, фламандский режиссер, художественный руководитель театра «Талия» в Гамбурге, постановщик экспериментальных версий «Дяди Вани», «Чайки», «Вишневого сада» и других произведений Чехова

«Темы, которые поднимает в своих пьесах Чехов, неизменны и универсальны — они были актуальны для России больше столетия назад и с тех пор ничего не изменилось. Чехован писал о людях, которые стареют, переживают, что никогда не были влюблены или горюют о любви ушедшей. Они не чувствуют, что полноценно прожили или проживают свою вечно незавершенную жизнь. Именно то, что чувствуют тысячи людей по всему миру сегодня.

Чеховские произведения трагичны и смешны. Герои предстают отчасти комичными, отчасти веселыми, отчасти даже туповатыми, пьющими.

Персонажи Чехова много говорят о жизни, но не живут. И это ужасно современно! Мне хочется показать зрителям, что они могут узнать себя в героях Чехова, могут почувствовать с ним прочную связь.

Однако я ставлю спектакли для зрителей, которые живут в XXI веке в Бельгии, Германии, других странах Западной Европы. Они не будут ассоциировать себя с чеховскими героями в том виде, в котором их описал сам Чехов. Поэтому я изменяю форму подачи материала».

Игорь Яцко. Фото: yatsko.ru

Игорь Яцко, режиссер и актер театра «Школа драматического искусства», постановщик современной интерпретации «Вишневого сада»

«Мне кажется, Чехова ставили и будут ставить, потому его пьесы дают огромный простор для догадок и предположений. Их истинный рельеф скрыт под поверхностью воды. Знаете, вода в озере бывает гладкая, но разве по ней сразу понятно, каким окажется дно? Вода может скрывать твердый рельеф, каменисты или, например, болото. И, глядя на воду, каждый может по-своему определить, что она скрывает.

В этом смысле Чехов не обязывает придерживаться какой-то одной идеологии, он дает возможности для поисков и перемен. Поэтому все эксперименты и поиски укладываются в Чехова».

Увлечения и привычки

  1. Свою жизнь Антон Чехов не мог представить без путешествий. Страны, в которых он бывал, писатель с удовольствием описывал в письмах, адресованных товарищам. Посещая новые места, он непременно находил время на прогулки по местным кладбищам, где он становился заложником меланхолии.
  2. Не равнодушным он был и к играм, в частности к крокету, пасьянсу.
  3. Антон Павлович обожал книги, которые он «запойно» читал и коллекционировал.

Большую коллекцию Антон Чехов пожертвовал библиотеке родного города. По словам, Немировича-Данченко, любимой для великого писателя была беллетристика.

Статья на тему: Антон Чехов — биография, факты.

Описание внешности А. П. Чехова

У Антона Чехова была привлекательная и харизматичная внешность. За этим парнем бегали толпы девушек, которые при первой встречи становились не равнодушными к нему. У поклонниц даже было одно на всех прозвище «антоновки». У писателя были мягкие черты лица умного и серьезного человек. который всегда скажет прямо и даст совет. Голубые как море глаза, волевой подбородок. Что касается прически то у А. Чехова были рыжие волосы, которые писатель зачесывал назад. Ко всему этому Антон Павлович имел высокий рост 187 см. худощавого телосложения. Носил очки которые ему очень подходили, любил носить плащи.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: