какие две истории о любви рассказал генерал Аносов?
«В одном полку нашей дивизии… была жена полкового командира… Костлявая, рыжая, худущая… Вдобавок, морфинистка. И вот однажды, осенью, присылают к ним в полк новоиспеченного прапорщика… только что из военного училища. Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга, он раб… К рождеству он ей уже надоел. Она вернулась к одной из своих прежних… пассий. А он не мог. Ходит за ней, как привидение. Измучился весь, исхудал, почернел… И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник… Обратно возвращались ночью пешком по полотну железной дороги. Вдруг навстречу им идет товарный поезд… она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверное, под поезд не броситесь» . А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал… так бы его аккуратно пополам и перерезало. Но какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик, как уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало… И пропал человек… самым подлым образом… »
Генерал рассказывает еще один случай. Когда полк отправлялся на войну и уже поезд тронулся, жена громко крикнула мужу: «Помни же, береги Володю [своего любовника] ! Если что-нибудь с ним случится — уйду из дома и никогда не вернусь. И детей заберу» . На фронте этот капитан, храбрый солдат, ухаживал за этим трусом и лодырем Вишняковым, как нянька, как мать. Все обрадовались, когда узнали, что Вишняков скончался в госпитале от тифа…
Источник
Четвертая глава
Вскоре начали прибывать гости. Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет» по главам, составленное нами, опускает перечисление гостей, так как для развития сюжета оно несущественно. Однако следует отметить, что среди них был генерал Аносов, которого сестры очень любили. Он был им словно родной дедушка. Аносова сестры встретили возле экипажа и проводили в дом. Генерал был другом семьи и очень привязался к Анне и Вере, так как своих детей у него не было. Он прошел несколько войн, и все называли его храбрым. Аносов получил множество ранений, а также заработал болезни. Однако он решил не уходить в отставку, поэтому служил комендантом в крепости. В городе его все знали и уважали.
Генерал Аносов
. почти каждая женщина в любви способна на героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.
Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной. К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвёртых, соблазн невинности, как в моём случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.
Источник
Двенадцатая глава
Шеина приехала к его дому на экипаже и попросила увидеть Желткова. Ее проводила хозяйка. Вера увидела его, а затем вспомнила слова генерала Аносова о настоящей любви. Женщина подошла и поцеловала своего поклонника дружеским поцелуем в лоб. Когда Шеина собиралась уходить, хозяйка вдруг задержала ее, чтобы передать записку от покойного. Желтков сказал ей передать ее, если придет дама. В ней было написано, что лучшим произведением Бетховена является соната № 2 из его оркестра. Шеина вдруг заплакала. Хотя она сказала хозяйке, что всегда так реагирует на смерть, на самом деле Вера плакала по Желткову. Уже подходит к финалу повесть «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам завершается событиями, описанными в 13-й главе.
Цитаты Генерал Аносов
— Да нет. скажите. неужели в самом деле вы никогда не любили настоящей любовью? Знаете, такой любовью, которая. ну, которая. словом. святой, чистой, вечной любовью. неземной. Неужели не любили? — Право, не сумею вам ответить, — замялся старик, поднимаясь с кресла. — Должно быть, не любил. Сначала всё было некогда: молодость, кутежи, карты, война. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью. А потом оглянулся — и вижу, что я уже развалина.
И вот среди разговора взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я почувствовал, что влюбился сразу — пламенно и бесповоротно.
. так же просто, как ярославская баба на огороде срезает капустные кончи.
И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало.
Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной. К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвёртых, соблазн невинности, как в моём случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.
Источник
Тринадцатая глава
Когда Шеина вернулась домой, она нашла у себя пианистку Женни Рейтер. Женщина была расстроена. Она попросила Женни сыграть что-нибудь и вышла в цветник. Шеина была уверена, что та сыграет именно сонату Бетховена. Так и произошло. В доносившейся музыке княгине слышались слова, приносившие успокоение. Вера плакала, прислонившись к акации. Когда Рейтер пришла к ней, княгиня целовала ее и говорила, что теперь он простил ее, и все будет хорошо. Так повлияла на нее музыка. Скорее всего, Желтков хотел добиться именно этого, так как он всегда желал только благополучия и счастья своей возлюбленной. На этом завершает Куприн «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам было нами изложено, перейдем теперь к анализу повести.
Гранатовый браслет. Разная любовь.
«Гранатовый браслет» — повесть о любви. Но где же она, любовь? В чём она заключается? Ведь если посмотреть на основную сюжетную линию глазами разума, то происходит следующее: даму из высшего света преследует влюбленный в нее безумец. После того, как его выслеживают и просят отказаться от присутствия в жизни женщины, он кончает жизнь самоубийством. Она приходит посмотреть на его труп, а затем… почему-то осознаёт, что это была любовь.
Примерно такую трактовку услышала я от своей ученицы и задумалась: ведь действительно, не совсем понятно, каким образом чувство Желткова к Вере может считаться примером настоящей любви? Не наваждение ли это? И почему до сих пор принято считать «Гранатовый браслет» одним из самых красивых рассказов о любви?
Всё дело в том, что «Гранатовый браслет» пропитан любовью, в нём каждое слово, каждая история – о любви.
Для меня многое стало понятным в творчестве Куприна после того, как я прочитала воспоминания о нём и узнала, что главной его страстью было познание жизни во всех её проявлениях. Он пил с грузчиками в порту, беседовал с актерами бродячих цирков и проститутками, художниками и ворами – все для того, чтобы по-настоящему почувствовать, как и чем они живут. Поэтому его рассказы так правдивы, а образы – естественны.
Это желание осветить жизнь с различных ее сторон есть и в «Гранатовом браслете». Только здесь темой становится не судьбы тех или иных людей, а любовь как таковая. «Гранатовый браслет» напоминает мне калейдоскоп: с каждым поворотом в нём меняются местами разноцветные стеклышки и складываются во всевозможные образы любви.
Вот главная героиня княгиня Вера и ее муж. Их любовь – спокойная, дружеская, основанная на доверии и взаимопонимании (один из самых любимых моих рассказов Куприна именно о такой любви – «Куст сирени»). Да, это не страстная и всепоглощающая любовь, но разве она не трогательна?
Вот сестра Веры, Анна, совсем другая: легкомысленная, живая, кокетливая. Она не любит своего мужа, но, несмотря на то, что она «предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы», мужу она никогда не изменяла. Разве это не драматическая история любви и верности? Ну, может, с другим наполнением этих понятий…
А есть ещё истории, рассказанные генералом Аносовым. Трагическая и бессмысленная гибель молодого лейтенанта, безнадежно влюбленного в развратную женщину и рабски-преданная любовь офицера к своей неверной, но любимой жене. Наконец, рассказ о легкой, почти незаметной любви молодого Аносова и девушки-болгарки. Здесь нет романа, нет любовного сюжета– только легкая неуловимая тень его.
О любви говорят и в шутливом тоне: Князь Василий Львович пишет иллюстрированные юмористические рассказы. Так мы узнаём забавные истории о первых днях замужества Анны, о несостоявшейся любви сестры мужа Веры и о похождениях её брата Николая Николаевича. Здесь же появляется и история Желткова и Веры, рассказанная также в юмористическом ключе. Она предвещает трагический финал, однако низводит его до комичного.
Но всё ли, происходящее между мужчиной и женщиной можно назвать любовью? История об отношениях генерала Аносова и его жены демонстрирует, как часто люди принимают за любовь совершенно другие чувства (кстати говоря, этот момент в повести Куприна всегда напоминает мне злую, но очень правдивую «Крейцерову сонату» Толстого). Люди забыли об истинном смысле слова «любовь», заменив его бытом, удобством, ежедневными обыденными отношениями.
Любовь должна быть сродни искусству, а оно – часть природы.
Источник
Девятая глава
Когда Вера вернулась в дом, она услышала, как разговаривали ее муж Василий Львович с ее братом Николаем Николаевичем. Перед уходом Вера попросила супруга посмотреть подарок поклонника, и теперь они обсуждали его. Николай был настроен очень категорично. Он хотел решительно покончить с записками, чтобы те не могли запятнать репутацию его сестры. Николай Николаевич корил Шеиных за то, что те не отнеслись серьезно к этому поступку, хотя он мог привести к печальным последствиям. Василий Львович и брат княгини решили отыскать на следующий же день таинственного поклонника, вернуть подарок и попросить не беспокоить больше Веру Николаевну письмами.
Анализ произведения
Известно, что в основу произведения лег случай, произошедший в действительности. Мать автора была когда-то в ситуации, аналогичной описанной. Отметим, что темой любви пронизано большинство произведений Александра Ивановича (фото Куприна представлено выше). Не случайно автор называет свой рассказ «Гранатовый браслет». Краткое содержание его дало вам представление о смысле названия. Добавим, что красный гранат, с точки зрения автора, — символ любви, и притом опасной. Отправитель подарка — Г.С. Желтков, тайный воздыхатель. Это молодой человек лет 30-35, худоватый, имевший желтоватое лицо (скорее всего, именно поэтому он получил такую фамилию). По роду занятий Желтков — мелкий чиновник. Однако чувства к Шеиной у него были великими и кипели около 8 лет. Иногда эта безответная любовь доходила до сумасшествия. Поклонник Веры собирал все вещи, принадлежавшие ей или находившиеся хоть одно мгновение в руках его возлюбленной. Он раскрыл себя своим подарком, открыл перед всей семьей Веры свои чувства.
Заметим, что в разговоре с поклонником Веры Шеин проявляет благородство. Князь видит, что чувства Желткова настоящие. Его любовь была настолько сильна, что поклонник Веры не в силах был ничего с ней сделать. В разговоре с ним звучит мысль, что Желтков не может выкинуть из головы свою возлюбленную, что его смерть является единственным выходом из данной ситуации. Вера Николаевна после этого предчувствует скорую гибель Желткова. После его смерти у нее появляется желание увидеть его, и она вдруг понимает, что именно этот человек был ей нужен. Чувства к мужу у этой женщины давно переросли в уважение и понимание. Возможно, ее судьба сложилась бы иначе, если бы она приняла гранатовый браслет.
Краткое содержание, анализ, биография автора — все это часто задают школьникам. Выполняя любой вид работ по литературе, мы часто встречаемся с теми или иными проявлениями любви и их ролью в произведении или в жизни автора. И это не случайно, ведь данная тема является одной из главных у писателей и поэтов. Без этого чувства не было бы человечества, ведь это одна из непременных составляющих общества. Многие писатели и поэты воспели его, в том числе и Куприн. «Гранатовый браслет», краткое содержание по главам и анализ которого были изложены, — одно из лучших произведений, посвященных любовной теме.
🗹