Сон и явь в жизни Обломова
Домашнее задание к уроку
1. Перечитать I часть и IX главу IV части романа «Обломов». 2. Найти в тексте места, где дана портретная и социально-психологическая характеристика героя. 3. Знать суть «сна Обломова». Уметь кратко пересказать его.
Как вы думаете, где следует искать корни лени и апатии героя?
Корни лени и апатии героя следует искать в деревне Обломовка, в которой он провел свое детство.
Расскажите, что же приснилось Илье Ильичу Обломову?
Смысловым ядром романа «Обломов» следует считать «Сон Обломова».
«Сон» – образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественное средоточие романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича.
В «сонное царство» практически невозможно проникнуть, а из него – выбраться.
По степени своей обособленности, закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает или приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Нам почти некого вспомнить: разве лишь забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за страшного змея-оборотня.
Потрясение это настолько серьезно, что его даже не решаются разбудить, чтобы узнать, откуда он забрел и зачем. Мужик так и остается лежать в канаве.
Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действования, делания. Соответственно этому закону и Обломовка – мир принципиального, возведенного в абсолют БЕЗДЕЛИЯ. Единственный освященный традицией вид труда здесь – изготовление и поедание пищи. Апофеоз насыщения в Обломовке – вкушение громадного пирога. Он поглощается в течение пяти (!) дней, то есть почти до следующего пирога. Нужен ведь и отдых, хоть небольшой.
Таково это сонное царство, где почти никто не работает и не умирает. Это «царство» Обломовки можно изобразить графически в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Обломова и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, «обло» значит «круг», «окружность» (отсюда «облако», «область – округ»). Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине.
Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в виду автор. Это значение обломка. Что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» – обломок Эдема?
Корни лени и апатии Обломова лежат в детстве, а чем они подпитываются? Найдите подтверждение в тексте.
Отыщите место, где Обломов обличает жизнь, которой предлагает ему жить Штольц. (2 часть, 4 глава, стр. 193–194)
«– Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами? – Это все старое, об этом тысячу раз говорили, – заметил Штольц. – Нет ли чего поновее? – А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания. И воображают несчастные, что еще они выше толпы: “Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают”. А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрослых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия.. ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: “Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон” – настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: “вот уйди только за дверь, и тебе то же будет”. Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. “У меня был такой-то, а я был у такого-то”, – хвастают потом. Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку?»
Обломов категорически осуждает ту жизнь, которую ему предлагают его посетители и лучший друг Штольц.
Высказывания Обломова о своих гостях – последовательная критика неполного, узконацеленного, функционального существования.
О Волкове: «Десять мест в один день – несчастный. И это жизнь. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
О Судьбинском: «А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое. »
«Человека, человека давайте мне!»
А не напоминает ли вам Илья Обломов некоего сказочного персонажа?
Сначала он напоминает героев русских былин, эдакого Илью Мурломца, который 30 лет пролежал на печи. И все же Обломов скорее напоминает нам сказочного Емелю-Дурака.
Обломова будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, – начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом – Штольцем. Но перед нами не просто лентяй и дурак. Это мудрый лентяй, мудрый дурак.
Как и положено сказочному дураку, Обломов не умеет, да и не хочет предпринимать ничего активно-наступательного для того, чтобы стяжать земное счастье. Как истый дурак, он стремится никуда не стремиться, знает, что ничего нового не надо ему узнавать, заботится лишь о том, чтобы прожить без забот.
За внешним дурачеством сказочного персонажа, за житейской беспомощью и неприспособленностью обнаруживается человек, который всем своим существом укоряет суетный, узкопрактичный, фальшиво-деятельный мир, укоряет прежде всего тем, что наотрез отказывается от участия в делах такого мира.
И это ему, Обломову, судьба напоследок пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну.
Как вы относитесь к лени и апатии героя?
Возможно, что один из главных выводов, который можно вывести из романа, заключается в том, что предназначение Ильи Ильича Обломова в жизни – просто быть хорошим человеком. Если глубоко вдуматься в это определение, получается, что свое предназначение в жизни Обломов выполнил сполна. При всей своей внешней лени, ничегонеделанье, он тем не менее живет одним главным чувством – любовью к миру и людям. Он любит и свой дом, и усадьбу своего детства с ее патриархальным и каким-то волшебным бытом, любит он и Ольгу Ильинскую, отказываясь от возможности жить с нею опять же из любви, считая себя не вправе обмануть ее ожидания. Он любит и своего друга Штольца, и слугу Захара, и Агафью Матвеевну, и своего сына, которого называет Андреем в честь Штольца.
Личная жизнь
Личная жизнь Олега Григорьева подобна сфинксовой загадке: парень не любит рассказывать журналистам о своем прошлом. Хотя в видео блогера зачастую присутствуют привлекательные ассистентки, Олег утверждает, что это только близкие подруги. И лишь самым внимательным поклонникам кулинара удалось выяснить, что Друже уже достаточно давно встречается с девушкой по имени Евгения.
Славный Друже Обломов
В 2021 году к Обломову обратился знаменитый повар и автор книг Сталик Ханкишиев. Яблоком раздора стал ролик, где Григорьев готовил люля-кебаб. По мнению Ханкишиева, приготовление мясного фарша с помощью блендера – это неуважение к его труду и к традиционному рецепту этого кавказского блюда. Благодаря этой ситуации поклонники Олега узнали, что Славный Друже – неконфликтный человек: блогер принял наставления мэтра достойно и пообещал не упоминать имя Сталика в своих видео.
Выборгская сторона (о романе «Обломов» И. А. Гончарова)
Действие четвертой части романа, происходящее на Выборгской стороне, как будто возвращает нас к обстановке начала произведения, а заодно — и сна Обломова. Разумеется, детали обстановки изменились, но суть осталась прежней. Так возникает представление о кольцевой композиции. Жизнь героя приходит к завершению, и мы имеем возможность подвести некоторые итоги.
В молодости Обломов выглядел таким пламенным и возвышенным романтиком, что невольно вспоминаешь о его предшественнике — Александре Адуеве. Да, конечно, Обломов апатичнее, он более вял, но и ему были свойственны романтические стремления, он «все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли». Когда-то его глаза «сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы». А в самых смелых своих мечтах Обломов едва ли не перещеголял молодого Адуева: «Он любил вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем. Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!»
Мы свыклись с другим Обломовым, который все лежит на диване в халате.
Оказывается, когда-то он был другим. Ему не чужды были душевные волнения, надежды, мечты — смешные, конечно, но все-таки возносящие его в какой-то иной, высокий мир, как оно и свойственно всем романтикам. Штольц вспоминал еще один эпизод из жизни Обломова, когда он, тоненький, живой мальчик, каждый день ходил к двум каким-то сестрицам, носил им Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, «важничал перед ними». Что же случилось с романтиком Обломовым?
Добролюбов поместил его в некий типологический ряд так называемых «лишних людей», у истоков которого стоял Онегин. Нисколько не сомневаясь в возможности такой параллели, рассмотрим и другую связь романа Гончарова с романом Пушкина.
Для романтика Ленского возможны были два пути. Он мог стать великим поэтом — это один вариант, однако жизнь его могла быть и такой:
Пусть не все, но многое было угадано и предсказано Пушкиным с удивительной верностью — вплоть до знаменитого халата, ставшего символом обломовской лени («настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу»).
И перед Обломовым тоже было два пути. Он сделал свой выбор — он выбрал Выборгскую сторону.
Если жизнь старой Обломовки была представлена автором с явно ощутимой иронией, то теперь тональность повествования меняется. Правда, на первых порах иронично изображена Пшеницына, на которую Обломов смотрел «с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку». Однажды он спросил ее: «А читаете что-нибудь?» В ответ она просто посмотрела на него. Впрочем, не Обломову бы спрашивать Агафью Матвеевну о чтении! Когда же герой вознамерился поцеловать свою хозяйку, она стояла «прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут». Материал с сайта //iEssay.ru
Но в «сонном царстве» на Выборгской стороне именно Агафья Матвеевна оказывается живой душой, проснувшейся даже незаметно для себя. Ведь в ее жизни, в окружающей среде она никогда не видела, не представляла таких людей, как Обломов. Наконец-то в ее существовании появилась какая-то цель; служение Обломову приобрело в ее глазах оттенок служения чему-то высшему; она осознала свое предназначение на земле.
Она полюбила Обломова таким, каков он есть, без расчетов, без попыток его изменить, переделать по своему образу и подобию. Гончаров уже без всякой иронии, но с явным и горячим сочувствием писал о Пшеницыной в конце романа: «Навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уже она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. Она так полно и много любила. »
Мог ли то же самое Обломов сказать о себе? Знал ли он, зачем жил? Был ли убежден, что жил не напрасно?
Источник
Начало деятельности
Подробностями собственной биографии Олег не торопится делиться. На свет он появился в 1990 году, 4 октября. Однако о месте рождения видеоблогера нечего неизвестно. Также тайной остается его семья. После школы образование Григорьев решил получать в Петербурге.
После окончания университета выпускник получил профессию архитектора, однако подобный род творчества молодого человека к тому моменту не интересовал. Парень неплохо зарабатывал веб-программированием. Собственный видеоблог Олег создал и начал вести еще до появления на успешном и знаменитом хостинге монетизации.
Увлечение кулинарией молодой человек называл захватывающим хобби. В качестве основного источника дохода, тем более получения постоянной прибыли с помощью видеороликов, идея даже не рассматривалась. Первый канал зарегистрирован в 2010. Ни дорогостоящих камер, ни качественного монтажа у Григорьева на тот момент не было.
Записывал он сам, поэтому съемка была любительской, а не профессиональной. Так, в одном из своих дебютных роликов автор создает котлеты по-киевски. Создатель записи честно предупредил зрителей, что готовить не умеет, так как поваром никогда не был.
Обломов на Выборгской стороне
Третья часть романа посвящена испытаниям любви. Ее можно было бы озаглавить: «Обломов между Ольгой и Выборгской стороной». Начинается она намеренно контрастно: Обломов сияет, идя домой после того, как он сделал предложение Ольге, у него кипит кровь, глаза блистают, а дома ждет его Тарантьев, как «стук судьбы», напоминающий о том пошлом мире, который не оставил своих притязаний на героя. Да герой и сам чувствовал, что «светлый, безоблачный праздник любви отошел, что любовь в самом деле становилась долгом».
Гончаров в начале третьей части говорит о том, что вся «летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее, как будто не хватило в ней содержания». Осенние холода как бы несут с собой холод и в отношения героев. Они вынуждены реже встречаться: неприлично герою, не объявившись женихом, часто являться в дом девушки, это компрометировало бы ее. Встречи происходят вне дома: в модном магазине, в театре, в Летнем саду, на Неве. Но и тогда, когда возлюбленные остаются наедине, они по получасу молчат, при этом Ольга занята работой, а Обломов мечтает.
Героиня ведет себя смело, подчас безоглядно. Чтобы встретиться с любимым, она одна уходит из дома, приезжает в дом Пшеницыной. Ольга понимает, что ее самоотверженное поведение, ее влюбленные взгляды, пенье необходимы Обломову, все это подымает и вдохновляет его, напоминая о счастье, обещая его в будущем: «. Она говорила и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб все говорило и пело беспрестанно в нем самом». «И окончательно улыбнулась, как улыбалась, когда была совершенно счастлива.
Ух, каким счастьем вдруг пахнуло на него, когда Ольга немного приподняла завесу обольстительной дали, прикрытой, как цветами, улыбками!» Но улыбки Ольги теперь редки, чаще она уныло провожает героя глазами, хочет петь, но не поется, все больше задумывается, «ее взгляды выражали иногда усталость и нетерпение». Она спрашивает Обломова о деле, подталкивает к действиям: «А ты в палате был?» «А говорил с братом хозяйки». «Уж не спать ли вы собираетесь?» «Ты здоров? Не лежишь? Что с тобой?» «Что ж ты делал эти дни?» Ольга хорошо понимает, какой герой ей нужен, и хочет, чтобы Обломов стал таким. Даже когда она узнает, что устроено ее имение, в котором можно хоть завтра поселиться вместе с мужем, она не говорит об этом Обломову, стремясь его самого заставить потрудиться для их счастья: «Ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя!» Но нерешительность и неподвижность героя пугают героиню, рождают мрачные предчувствия. Просьбы Обломова об отдыхе для организма, о временном успокоении она встречает словами: «Ты так странен, что я теряюсь в соображениях; у меня гаснут ум и надежда. скоро мы перестанем понимать друг друга: тогда худо!» Узнав о том, что Обломов ее обманывает для того, чтобы не встречаться, что он снова спит после обеда, ничего не делает, даже не читает, Ольга холодно выносит приговор: «Ты обманул меня ты опять опускаешься Это не любовь. ». И даже нежность героя теряет в ее глазах свою привлекательность.
Славный Друже: биография
Поколение миллениума, родившееся после 1981 года, характеризуется максимальной вовлеченностью в цифровые технологии: «эхо-бумеры» выросли на компьютерных играх, а печатную прессу и телевизионные программы заменили на интернет и видеохостинг YouTube. Поэтому неудивительно, что у некоторых людей фамилия «Обломов» ассоциируется не со знаменитым персонажем из одноименного романа Ивана Гончарова, а с названием канала Славного Друже Обломоff (Олега Григорьева).
В биографии Друже присутствуют пробелы: парень не афишировал своего истинного места рождения, а также не рассказывал, кем работали его мама и папа. Известно, что в город на Неве Олег перебрался, дабы поступить в университет.
Славный Друже Обломоff
Славный Друже получил диплом архитектора, однако работать по специальности не захотел: молодой человек зарабатывал на жизнь с помощью веб-программирования на бирже фриланса.
Выборгская сторона (о романе «Обломов» И. А. Гончарова)
Действие четвертой части романа, происходящее на Выборгской стороне, как будто возвращает нас к обстановке начала произведения, а заодно — и сна Обломова. Разумеется, детали обстановки изменились, но суть осталась прежней. Так возникает представление о кольцевой композиции. Жизнь героя приходит к завершению, и мы имеем возможность подвести некоторые итоги.
В молодости Обломов выглядел таким пламенным и возвышенным романтиком, что невольно вспоминаешь о его предшественнике — Александре Адуеве. Да, конечно, Обломов апатичнее, он более вял, но и ему были свойственны романтические стремления, он «все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли». Когда-то его глаза «сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы». А в самых смелых своих мечтах Обломов едва ли не перещеголял молодого Адуева: «Он любил вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем… Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!»
Мы свыклись с другим Обломовым, который все лежит на диване в халате.
Оказывается, когда-то он был другим. Ему не чужды были душевные волнения, надежды, мечты — смешные, конечно, но все-таки возносящие его в какой-то иной, высокий мир, как оно и свойственно всем романтикам. Штольц вспоминал еще один эпизод из жизни Обломова, когда он, тоненький, живой мальчик, каждый день ходил к двум каким-то сестрицам, носил им Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, «важничал перед ними». Что же случилось с романтиком Обломовым?
Добролюбов поместил его в некий типологический ряд так называемых «лишних людей», у истоков которого стоял Онегин. Нисколько не сомневаясь в возможности такой параллели, рассмотрим и другую связь романа Гончарова с романом Пушкина.
Для романтика Ленского возможны были два пути. Он мог стать великим поэтом — это один вариант, однако жизнь его могла быть и такой:
А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета, В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постели Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей.
Пусть не все, но многое было угадано и предсказано Пушкиным с удивительной верностью — вплоть до знаменитого халата, ставшего символом обломовской лени («настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу»).
И перед Обломовым тоже было два пути. Он сделал свой выбор — он выбрал Выборгскую сторону.
Если жизнь старой Обломовки была представлена автором с явно ощутимой иронией, то теперь тональность повествования меняется. Правда, на первых порах иронично изображена Пшеницына, на которую Обломов смотрел «с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку». Однажды он спросил ее: «А читаете что-нибудь?» В ответ она просто посмотрела на него. Впрочем, не Обломову бы спрашивать Агафью Матвеевну о чтении! Когда же герой вознамерился поцеловать свою хозяйку, она стояла «прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут». Материал с сайта //iEssay.ru
Но в «сонном царстве» на Выборгской стороне именно Агафья Матвеевна оказывается живой душой, проснувшейся даже незаметно для себя. Ведь в ее жизни, в окружающей среде она никогда не видела, не представляла таких людей, как Обломов. Наконец-то в ее существовании появилась какая-то цель; служение Обломову приобрело в ее глазах оттенок служения чему-то высшему; она осознала свое предназначение на земле.
Она полюбила Обломова таким, каков он есть, без расчетов, без попыток его изменить, переделать по своему образу и подобию. Гончаров уже без всякой иронии, но с явным и горячим сочувствием писал о Пшеницыной в конце романа: «Навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уже она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. Она так полно и много любила…»
Мог ли то же самое Обломов сказать о себе? Знал ли он, зачем жил? Был ли убежден, что жил не напрасно?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ???
На этой странице материал по темам:
🗹