Образование Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Образование Обломова и Штольца

Роман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу жизни других, который строится на чинопочитании. В качестве противоположного Обломову героя автор рисует портрет Штольца: молодого человека, полного амбиций, образованного и энергичного. Герои противоположны практически во всём: внешность, интерьер дома, а в частности образование.

Образование героев также отличается. Автор показывает, как герои учились в школе, в первой части романа, а именно во сне Обломова. Этот эпизод играет важную роль для понимания личностей героев.

Штольц с детства был непоседой, то и дело попадал в драки. Отец любил сына, но был по-своему холоден. Он давал свободу мальчику, не ругал за проделки, в то время как мать старалась воспитывать сына как настоящего дворянина.

Стоит сказать, что Илья и Андрей посещали одно учебное заведение, но подход к образованию со стороны их родителей был разный. Родители Штольца настаивали на получении качественного образования. Мальчик посещал пансионат ежедневно, выезжал с отцом на работу и учился практической деятельности. Ещё в детстве он заработал первые деньги. К 14-15 годам мальчик стал самостоятельно выезжать в город по поручениям родителей.

Подход Обломовых к учёбе был совсем другой. Если маленький Илья капризничал или просто глаза его были неясными, родители оставляли его дома, чтобы защитить от этой тягости. Сам Илья не любил учиться и видел в этом наказание. Обломов не понимал, зачем ему эти знания в жизни, учился кое-как. С домашним заданием ему часто помогал Штольц.

После пансионата Илья Обломов отучился в военном училище 2 года, интереса к книгам не проявлял и полученные знания в последствии применить не смог. Получив бесполезный аттестат, герой уехал в Петербург и стал работать коллежским секретарём. Работа ему не нравилась, и постепенно он ушёл с неё.

Андрей Штольц в то же время получил практическое, трудовое образование. По поручению отца он уехал учиться в университет, а благодаря книгам отца освоил немецкий и французский язык. Благодаря такому воспитанию и образованию герой вырос целеустремлённым и трудолюбивым человеком.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Сочинение Обломов и Штольц

Одной из тем, затронутой Александром Гончаровым в романе «Обломов», является дружба между абсолютно разными людьми и то, как она способна менять человека в ту или иную сторону.

Илья Ильич Обломов сын потомственных дворян. Рос жизнерадостным, веселым, активным мальчиком, но родители своей чрезмерной опекой сделали из него ленивого, пассивного, не целеустремленного, не имеющего возможности себя проявлять человека. Он был избалован. К знаниям не стремился ни в пансионе, ни в университете. Всегда имел лишний вес, часто жаловался на здоровье.

Окончив учебу, он поступает на службу, где получает чин коллежский секретарь. Но его карьера не складывается по простой глупости, Илья отправляет документы не по тому адресу.

В свои тридцать два года Обломов только лежит на диване, не стремясь найти себе занятие. Он мечтательный домосед. Имение родителей приносит только убытки, поскольку Илья не желает им заниматься, да и в финансовых вопросах не силен.

В общении с женщинами всегда тактичен. Был влюблен в Ольгу Ильинскую, которой причинял много страданий. В итоге, связал себя узами брака с вдовой Пшеницыной, она от него ничего не требовала и это его полностью устраивало.

Андрей Иванович Штольц, наоборот, воспитался в строгости, всегда был любознательным, смышлёным мальчиком. Стремился к знаниям. Он достаточно трудолюбивый и ни капли не избалованный. Вырос сильным, отважным, уверенным в себе человеком. Андрей худощав, щек нет совсем, кожа смуглая. Много путешествует, читает книги, любит жизнь такой, какая она есть. От него исходит мужественность и здоровье.

Благодаря целеустремленности и трудолюбию, Штольц становится обеспеченным человеком. В обществе его уважают.

В отношениях с Ольгой Ильинской ведет себя как настоящий мужчина и добивается поставленной цели – женится на любимой женщине.

Андрей всегда был реалистом, поэтому мечтания для него бессмысленны. В его голове всегда есть четко поставленные цели, и он точно знает, как их достичь.

Обломов и Штольц с детства лучшие друзья. По возможности, они всегда приходили на помощь друг другу. Андрей помогал Илье в жизненных, бытовых проблемах, а Илья Андрею просто душевными разговорами, которые помогали вернуть душевное равновесие.

Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей

  • Характеристика героев произведения Три товарища Ремарка
    Ремарк в своем произведении «Три товарища» описал жизнь и судьбу простых солдат и ветеранов и жертв политических репрессии. Через образы героев автор хотел показать
  • Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года.

    Осень всем известна как очень дождливая пора. Не всем приятно после не длительной прогулки приходить домой в промокшей насквозь одежде

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью?

Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Сравнительная характеристика воспитания и отношения к учебе в семьях Обломова и Штольца

Наблюдая за людьми, можно заметить, что каждый имеет свои привычки, свой характер: кто- то после обеда любит прогуливаться в парке, кто-то любит спать, кто-то к каждому делу подходит ответственно, а некоторые откладывают их на потом. Конечно, все эти привычки закладываются в детстве. Наблюдая за своими родителями, ребенок постепенно «вливается» в их ритм жизни, перенимает их привычки, особенности. Как известно, взрослого человека трудно перевоспитать, значит характер действительно закладывается в человеке в детстве и зависит от семьи ребенка.

Для подтверждения своего тезиса возьму роман И. А. Гончарова «Обломов».

Человек складывается, прежде всего из воспитания, заложенного родителями в детстве. Семьи Обломова и Штольца были очень разные, и воспитывали детей они по-разному. Обломовцы жили тихой, размеренной жизнью, их деревню редко посещали беды: «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». Их образ жизни не менялся. После пробуждения Обломовцы завтракали, после было приготовление к обеду, в это время Илья гулял, после обеда был сон, который вошел в обычаи этой семьи, после они пили чай, гуляли, а потом наступал сон. Илье не позволяли лазать в обрыв, подходить к лошадям, чрезмерно опекали его: «Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку — опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…». Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

За него все делали Васьки, Ваньки, Захарки «И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя». Такой образ жизни негативно повлиял на Обломова: мальчик видел такую картинину каждый день и постепенно «вливался» в нее. Он стал несостоятельным человеком, за которого все делает Захар: умывает, одевает, кормит. Обломов ушел в «вечный сон» от которого его можно пробудить лишь на время. Жизнь, отношение к ней в семье Штольца сильно отличались от семьи Обломова. Штольцы жили в селе Верхлеве, раньше оно было частью Обломовки. На возвращение домой Андрея без сапог, с разорванным платьем и разбитым носом, отец говорит: «Что за ребёнок, если ни разу носу себе или другому не разбил?». После Андрей пропал на неделю, а когда нашли его в кровати,под которой лежало ружьё без перевода, которые задала ему мать, отец отправил его туда, от куда пришёл, пока не сделает перевод. Но на него повлиял и «обломовский» характер матери. Когда сын возвращался домой, она бросалась стричь ему ногти, завивать кудри, красиво одевать его. Ласка матери и строгость отца сделал из мальчика «ни доброго бурша, ни даже философа». В эпизоде, где Андрей уезжает в Петербург, можно наблюдать насколько отличается отношение немца и Обломовцев к жизни. Отец сухо попрощался с сыном, дав ему совет. Жители деревни осуждали это: они не выдержали и начали жалеть, одна женщина благословила его. Андрей заплакал, в нем пробудились черты маминого воспитания: «В горячих слезах женщины ему послышался голос матери, возник на минуту ее образ». Благодаря такому воспитанию Штольц смог накопить деньги, нажить дом, «он был беспрерывно в движении»

Теперь разберем отношение к учебе в семьях Обломова и Штольца. Обломовы понимали только «внешнюю выгоду просвещения». Илья учился у Штольца, но делал это только для того, чтобы «соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел науки и искусства». Ребенок возвращался от немца худой и бледный. Обломовцы считали, что главное в жизни- здоровье, что ученье «хоть кого в бараний рог свернет». Ребенок «впитывал» это в себя, из-за чего не хотел ездить на учебу и радовался, когда мать оставляла его дома, по причине приезда гостей или приближающихся праздников. Обломов не научился в дестве думать. Потому что всячески отлынивал от учебы, а родители его поддерживали, из-за чего он вырос человеком, не умеющим управлять своим хозяйством, решать проблемы, даже самые легкие, он не может закончить план и даже написать письмо. У Обломова «между наукой и жизнью лежала целая юездна, которую он не пытался перейти». Отношение к учебе в семье Штольца было совсем не таким. Немец подходил к ней ответственно и не допускал, чтобы Аедрей не выполнил какое-либо задание. В детстве Андрей уже работал репетиром в пансионе и получал за это жалование от отца. Штольц старался научить Андрея, извлекая пользу из всего, что он делал: «.. сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, потом посмотреть на какую-нибудь глину, которую возьмет на палец. Понюхает, иногда лизнет, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится». Все это сделало из Андрея человека, не имеющего «лишних движений», который» отвергает все то, что не поддается анализу опыта», который «выше всего ставит настойчивость в достижении цели». Андрей не боится проблем: он умеет решать их. Именно он помог Илье наладить дела в Обломовку и спасти ее от рук Тарантьева и Мухоярова.

Таким образом, характер человека, с которым он пройдет всю свою жизнь, закладывается в самом детстве его семьей. Именно семья формирует взгляд ребенка на жизнь, на отношение к учебе и к труду.

Полезный материал по теме:

  1. Дружба Обломова и Штольца. Сравнительная характеристика
  2. Сравнительная характеристика Дружба Обломова и Штольца
  3. Портреты Обломова, Штольца и интерьеры — комната Обломова описание.
  4. Илья Обломов и Ольга Ильинская: сравнительная характеристика. Тема любви Испытание любовью. Любила ли Ольга Обломова? Почему Обломов выбрал Пшеницыну
  5. Отношение Обломова и Штольца

Родительская опека

Илюша, безусловно, был сыном заботливых родителей, которые старались, чтобы драгоценное дитя все получало с легкостью, без труда, не прилагая никаких усилий. Мальчику не дозволялось даже поднять то, что он уронил, он не одевался самостоятельно. В родительском доме труд считался настоящим наказанием. За благо почитались еда и

Мальчика приучили отдавать приказания слугам. Изначально он, конечно, стремился делать что-то сам, но очень быстро понял, что гораздо проще, если за тебя все делают другие.

От природы этот ребенок был подвижен, но родители не давали ему бегать, резвиться, так как очень боялись, что мальчик простудится или упадет. Взлелеянный родительской любовью, Илюша постепенно терял те силы, которые были даны ему природой.

Обучение

В повествовании отмечается, что Штольц с 8 лет изучал географию, «разбирал по складам Гердера, Виланда», «подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных». Все это мальчик делал под контролем отца.

Вместе с матерью же Штольц «изучал Священную историю, разбирал басни Крылова» и «Телемака». Мать также обучила своего сына игре на фортепиано.

Приведенные выше цитаты демонстрируют, что мать и отец Штольца обращали внимание на разные вещи. Отец хотел, чтобы его сын был трудолюбивым и ответственным человеком. Он обучал его основам бизнеса. Мать же большее внимание обращала на духовное становление своего сына: она обучала его литературе и истории.

После домашнего образования Штольц обучался в пансионе, который был создан его отцом. Затем Штольц отправился учиться в русский университет, который закончил с отличием.

Московский университет

После долгих раздумий родители отдали сына учиться дальше. Он поступил на факультет права в Московском университете. Так продолжилось образование Обломова.

Поскольку родители не могли так же «заботиться» о сыне в Москве, то там он, несомненно, получил гораздо больше знаний. Его споры со Штольцем несут в себе идеи гуманизма, высказанные известным профессором Надеждиным.

Надо отметить, что Обломов изначально учился с увлечением, его вдохновляли идеи Гете и Байрона, но потом он потерял интерес к учебе.

Он перестал понимать, зачем нужна наука, часто задавал себе вопрос о том, когда же он будет жить. Под жизнью он понимал отдых и наслаждение. В конечном итоге он забросил науку. После этого и началась настоящая «жизнь» — время лежания на диване и безделья. Вот, пожалуй, все, что сказано в романе про образование Обломова.

Подводя итоги, нужно отметить, что среда, в которой проходили детские годы Ильи Ильича, не располагала к увлеченности им какой-либо серьезной деятельностью во взрослой жизни. Любая работа рассматривалась им как что-то негативное. Почти всегда Обломов учился для галочки, то есть чтобы получить аттестат. Будучи одаренным от природы человеком, он не смог реализовать себя в жизни. Итак, мы видим, что образование Обломова в романе «Обломов» имело формальный характер.

Анализ произведения

Введение. История создания романа. Основная идея.

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности — все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа — Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: