Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В центре комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — описание уклада жизни московского консервативного дворянства. Основной идеей пьесы выступает обличение устаревших, отживших свое взглядов аристократов на многие социальные вопросы. Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» собрало в себе все отрицательные черты помещиков, живших в начале 19 века.

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов — один из центральных персонажей пьесы. В честь него и появилось такое выражение, как «фамусовское общество» (название пишется с маленькой буквы, хоть и образовано от фамилии). Он больше остальных отстаивает идеи старого порядка. Мужчина занимает влиятельную должность, он на хорошем счету в приличном обществе и довольно богат. Действие комедии разворачивается именно в доме Павла Афанасьевича. В его образе были собраны основные черты аристократии 19 века.

Можно описать главные ценности дворян тех времен:

  • деньги;
  • достижения на службе;
  • полезные знакомства и связи.

Как видно, для аристократов личные качества человека ничего не значили. Сам Павел Афанасьевич однажды сказал своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». В этой краткой цитате отражаются все ценности московской элиты. Он, как и другие дворяне, не хотел видеть в роли своего зятя какого-то бедняка. Фамусову не было дела до характера и даже внешности будущего жениха дочери. Для того чтобы заслужить его расположение, молодцу было достаточно иметь несколько тысяч крестьян в подчинении. В расписании мужчины — только праздные мероприятия.

Легкомыслие героя по отношению к своей работе поражает. Он не читает бумаг, на которых ставит свою подпись, и не пытается вникнуть в вопросы бухгалтерии. Осуждается в произведении также любовь дворян брать на работу людей только из-за дворянских родственных или дружеских связей. Для Фамусова, как и для всех дворян, абсолютно никакой ценности в сотруднике не представляло его образование или профессиональные навыки. Поэтому на должности они брали родственников.

Характерные черты фамусовского общества собрались в образе Павла Афанасьевича:

  • презрение к незнатным и бедным людям;
  • готовность поклоняться богатым и властным;
  • пренебрежение нравственными ценностями;
  • обесценивание роли образования в жизни и карьере человека.

Дворяне часто играют в дружбу и уважение к своим знакомым. Примерять роль друга и товарища для них стало обычным делом. На самом же деле за доброжелательностью часто скрываются равнодушие и желание угодить сильному и влиятельному человеку.

Отношение к положению в обществе

Все фамусовское общество представлено в произведении такими людьми, которые ценят в своей жизни только положение в обществе, богатства и чины. Деньги для представителей «века минувшего» являются основной жизненной ценностью. Именно поэтому Павел Афанасьевич Фамусов говорит своей дочери Софье, что бедный человек ей не пара. По мнению фамусовского общества, жених – это тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых». А. С. Грибоедов демонстрирует то, что любовь для «века минувшего» не имеет значения, главенствует брак по расчету.

Чтобы показать свое значение, представители фамусовского общества все свое время тратили на балы и проведение роскошных мероприятий. Мотовство и стремление прыгнуть выше головы – отличительные черты «века минувшего».

Идеал дворянина

Фамусов в лице Скалозуба видел идеального мужа для своей дочери Софии. Персонаж предстает перед читателем как глупый солдафон, но Павла Афанасьевича это мало интересует. Ведь Скалозуб дослужился до звания полковника, а также является очень перспективным и богатым человеком.

Он поддерживает связь с множеством своих знакомых и не забывает о родственниках. Чтобы получить свое звание, полковник ничего не делал. Он добился всего за счет использования своих связей. Сам Скалозуб однажды похлопотал о том, чтобы его двоюродный брат продвинулся по карьерной лестнице. Но тот, когда его хотели повысить, бросил все дела и переехал в село, чтобы вести спокойную жизнь, далекую от этой элиты.

Ни Фамусов, ни Скалозуб этого поступка понять не смогли. Ведь для них главными целями в жизни всегда были высокие звания, уважение в обществе и достаток.

Роль Молчалина

Среди представителей фамусовского общества встречались и бедные аристократы без высоких званий, которые только стремились к ним. На примере таких героев автор показывает поклонение старшему богатому поколению и попытки выслужиться перед людьми, стоящими выше. Именно такую роль играет в комедии Молчалин.

В начале произведения герой кажется читателю немногословным и скромным молодым человеком Софии. Но сразу же после того, как девушка не смогла сдержать свои душевные порывы к возлюбленному на людях, ей стало открываться его настоящее лицо. Герой, подобно ее отцу, очень боится сплетен окружающих и неверных выводов о себе. Связь с Софьей сильнее всего раскрывает героя. Он не питает к ней никаких чувств, а лишь играет в них, чтобы угодить дочери высокопоставленного чиновника.

Жизненным кредо героя с детства было «угождать… хозяину, где доведется жить» и «начальнику», у которого он будет работать. Это был главный закон, которому обучил его отец, — прогибаться под сильных людей. Ведь это позволит ему, бедному дворянину, входить в состав элитного общества. Потому и безмолвен Молчалин, что не имеет высокого звания. Его фамилия «говорящая», как и у многих других персонажей произведения. Герой не выражает своего мнения, лишь бы угодить другим.

Ему приходится зависеть от ласки и мнения других о себе. Потому и блаженствуют такие люди на свете, ведь аристократия всегда будет ждать только услужливости в свой адрес.

Фамусовское общество в «Горе от ума»

История знает много писателей, запомнившихся одним своим произведением. А.С. Грибоедова трудно отнести к их числу. Поэт, публицист, дипломат, общественник много работал, был многогранной личностью. Александр Сергеевич писал стихи, прозу, создавал пьесы, сам участвовал в театральных постановках, играл на фортепьяно и даже писал музыку. Сохранилось два вальса его сочинения. Однако, мир его запомнил как автора нетленной комедии «Горе от ума».

Взяв лучшие черты классики жанра, продолжив традиции «Недоросля» Фонвизина, Грибоедов привносит в пьесу много нового. Чем потом будут руководствоваться последователи, в том числе и Н.В. Гоголь при написании «Ревизора».

Герои пьесы не карикатурные образы, призванные обличать одно личностное качество. А многоплановые, противоречивые персонажи. Это помогает читателю увидеть живой портрет московской знати 19 века, в их характерных чертах и особенностях.

Проблематика комедии

«Горе от ума» – общественная комедия. Но в отличие от классики социального жанра, здесь просматриваются две проблемы. Это аспект взаимоотношения с обществом и любовная линия. Чацкий возвращается в Москву только ради возлюбленной – Софьи. И на фоне противоборства героя с «фамусовщиной» разворачивается классический любовный треугольник. Но традиция искажена в сторону реальности. Чацкий, как главный лирический герой, не идеален. Он вспыльчив, нередко бестактен, его суждения резки. Соперник Молчалин глуп, корыстен и труслив. Ни одной хорошей черты в него не вложил автор, а потому герой абсолютно отрицательный. Но его любит Софья. Такой выбор героини нарушает классическую перспективу и развитие сюжета пьесы. Получается, что комедия вобрала в себя три художественных направления: классицизм, реализм и романтизм. Это был смелый подход, который не использовался ранее.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Сам Грибоедов писал, что в его произведении на двадцать пять глупцов один умный. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы. Но ведь нормы задает большинство. Неудивительно, что герой с иными взглядами на жизнь становится изгоем.

Фамусов и его окружение

Автор в красках описал представителей «века минувшего». В этом стане в цене лишь высокий чин, деньги, дворянский титул и связи. Низкопоклонничество также в почете, как способ достижения этих ценностей. Главным представителем лагеря в пьесе стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это крупный чиновник, управляющий в казенном доме, помещик. Чем заслужил уважение московского дворянства.

Фамусову важны лишь те люди, кто равен или выше него по чину, количеству крестьянских душ, кто дает балы, имеет больше связей. Такие, как Хлестовы, Хрюмины, Тугоуховские, которым «чиновные, должностные все друзья и родные». Он жалеет об уме Чацкого открыто, ведь он мог быть деловым. Мог подстроиться под нравы общества, которое его окружает, достичь успеха. В понимании чиновника, лишь служба военная или государственная имеет значение. Фамусов по-отечески пытается направить Александра Андреевича на путь истинный, ведь он сын его друга.

Чиновник во всем винит науку, образование. Он понимает, что настроения молодых людей меняются. И в любой момент его мир, где он царь и бог, может рухнуть. Поэтому книги для него самое страшное зло. Их необходимо сжечь.

Лидер московской аристократии приводит пример своего дяди. Который уже будучи в почтенном возрасте, упал на приеме, да чуть «затылка не расшиб». Но, видя смех высокопоставленных особ, упал еще два раза специально. Чем заслужил близость ко двору, уважение. Максим Петрович, по словам Фамусова, ел на золоте и серебре. Его всегда приглашали на светские приемы, играть в вист. И был вельможей при самой Екатерине. На что Чацкий выдает фразу, ставшую афоризмом, что он рад служить, но тошно прислуживаться. Готов посвятить себя делу, стране, но не лицам.

Сам Павел Афанасьевич вдовец, богат. У него есть юная дочь, которой он также ищет не бедного супруга «при звездах, чинах». Неважно «пусть плохенький», но чтоб душ в родовом поместье было не меньше двух тысяч. Не видит он в этой роли Чацкого, а тем более Молчалина. Идеальной парой для Софьи он считает полковника Скалозуба. Он достаточно послужил, обзавелся богатством, к тому же «метит в генералы».

Полковник Скалозуб

Как и большинство героев классических произведений, мужчина наделен «говорящей» фамилией. Вояка и солдафон любит пошутить, но юмор его по-армейски плоский. Например, когда Фамусов спрашивает Сергея Сергеевича об одной тетушке, тот отвечает, что он с ней вместе не служил. И ждет реакции на остроту.

Скалозуб самый почетный гость в доме Павла Афанасьевича, ведь он жених завидный. Солидный, серьезный, известный человек и успел «нахватать» много знаков отличия и медалей. Собственно, все его разговоры сводятся к фрунту, «орденам в петличке», мундирам, «погончикам».

Сергей Сергеевич не стар, служит не так давно. Готов на все ради повышения в звании. Не чуждо ему чувство сострадания. Он единственный, кто идет помогать Молчалину, когда тот упал с лошади. Но признает его «жалким наездником».

Два поколения «века минувшего»

Представители «фамусовской Москвы» не все старики. Молодежь не далеко ушла от предков. Нравы московской аристократии неизменны. Все те же темы, сплетни и «стихи в альбомах». Даже молодые люди в тайном кружке, восхваляемые Репетиловым, лишь шумят и пишут сообща водевили.

А девицы удивили даже прусского короля своими вычурными нарядами и манерами. Ведь они не могут по-простому даже поговорить, каждое словечко «с ужимкой». Забавно то, что обо всем обличающем, повествуют сами герои с гордостью. Они искренне считают названное добродетелями, а не пороками.

Ярким представителем «фамусовской» молодежи служит Молчалин. Делец, низкопоклонник, который спешит всем угодить. Его отец с детства учил, что уважать надо лишь тех, кто выше чином, старше. И угождать всем, даже собаке дворника высокопоставленного лица. У героя даже мнения своего нет, ведь он пока не имеет на него права. Этот тип живуч. И сделает все, чтобы добиться «степеней известных».

А старшее поколение дворянства и чиновничества понять можно. На старых взглядах, консервативных нравах, держится весь их авторитет. Поэтому перемен такие, как Фамусов и Хлестова, боятся как огня.

Второстепенные персонажи

В сочинении нельзя не вспомнить о том, что в «Горе от ума» присутствует большое количество второстепенных героев. Все они позволили Грибоедову как можно глубже продемонстрировать, каковы были взгляды и идеалы московского дворянства. Самые яркие второстепенные персонажи:

  1. Наталья Дмитриевна Горич — кокетливая женщина. Ее главной, но нереализованной мечтой было достижение мужем должности коменданта.
  2. Муж Натальи Платон раньше служил. Он находился в дружеских отношениях с Чацким и, скорее всего, разделял его инновационные взгляды на жизнь. Но во время событий он полностью оказался под влиянием супруги и слушается ее во всем. При встрече Чацкий с иронией подмечает его исправное поведение. Платону Михайловичу не пришлись по душе праздные развлечения в светских салонах, они удручают и тяготят его. Но изменить что-либо в своей жизни он неспособен. «Неволя-то горька», — кратко говорит герой о своей ситуации и дает понять, что его фамилия говорящая. Платон воплощает в себе деградацию личности в фамусовском обществе.
  3. Князь Тугоуховский, как и Горич, оказался под каблуком жены, только он уже в преклонном возрасте. Он глуховат, на что и указывает его фамилия. Это качество также показывает, что герой не в состоянии вольнодумно рассуждать и самостоятельно принимать решения. У его супруги-княгини вся голова забита идеями о том, как бы выдать выгоднее замуж шестерых дочерей. В анализе образа княгини Тугоуховской просматривается довольно резкое отношение к вольнодумцам, а это отличительная характеристика фамусовского общества.
  4. Графиня-бабушка и ее внучка — парные герои пьесы. Старуха воплощает прошлый век. Она полна гнева по отношению к вольномыслящим людям. В ее понимании главный герой — это «окаянный вольтерьянец». Графиня-внучка же олицетворяет поголовное преклонение московских девушек перед французами. А это свойство высмеивает Чацкий.
  5. Есть в комедии также барыня — старуха Хлестова. Она, подобно другим, очень предвзято относится к просвещению и образованию в целом.

Загорецкий в пьесе выступает воплощением непорядочного и низкого человека. Платон Горич говорил о герое, что он тот еще мошенник. Но несмотря на это, его повсюду принимают, а Чацкий при этом, порядочный и добрый человек, был в московском обществе изгоем.

Все до единого перечисленные персонажи быстро распространяют злословие о Чацком. Герои считают, что герой обезумел, и быстро доносят это сообщение до остальных. А причинами этого стали его образованность и либеральные идеи. Общество, в котором он оказался, можно охарактеризовать как людей, не стремящихся к знаниям. Они не понимали, зачем нужно образование, если всего можно добиться при помощи полезных знакомств. Особенно ярко это показывается в момент всеобщего осуждения Чацкого.

Отношение к службе

Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.

При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.

Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.

Господин Репетилов

Этот герой был введен в комедию только в поздней ее редакции. Первое появление Репетилова происходит в четвертом действии. У него, как и у других персонажей, «говорящая фамилия». Она была образована от французского слова «повторять». И это неудивительно, ведь герой очень любит говорить попусту. Он увлекся идеями либералов и вовсю их распространяет.

Этот герой, с одной стороны, показывает одиночество Чацкого. Ведь в основном все единомышленники Александра Андреевича были такими же пустыми болтунами, как и Репетилов, хотя сам Чацкий был образован и действительно верил в свои идеи. Оттого и был одиноким в окружении псевдолибералов.

Но, с другой стороны, во время создания образа Александр Грибоедов хотел показать, что он со скептицизмом относится ко всему оппозиционному дворянству. В этом отношении Репетилов — «двойник» Чацкого. И обличая Репетилова, Грибоедов показывает также недостатки главного героя пьесы.

Конфликт с Чацким

В произведении описывается конфликт между обществом и Чацким. Автор показывает, как велико различие между ним и дворянством. Познакомившись в доме Фамусова с аристократами, молодой человек во время беседы с окружающими пытается отстаивать общечеловеческие принципы, говорит о ценностях.

Он пытается обсудить с Фамусовым его образ жизни и доказать, что советы отцов не всегда бывают верны, не стоит им слепо следовать. Он поднимает тему новой жизни и любви. Но хозяин дома не понимает его мыслей, он убежден в том, что служба и богатство — это главное. Чацкий же таких взглядов не поддерживает, а потому все дворянство объединяется против него. Они распустили сплетни о его сумасшествии.

Однако Чацкий не испугался и продолжил отстаивать свои взгляды и ценности. Он обвинил аристократию во вранье и лицемерии. Герой высмеивает пороки общества и старается донести до окружающих, что поклонение всему зарубежному нелепо, поскольку гораздо лучше преданно служить своей родине. Но никто не прислушался к доводам Чацкого, и поэтому ему пришлось уехать из Москвы.

Грибоедов использовал сатиру в изображении фамусовского общества и в описании дворян, которые боятся прогресса и не стремятся к новому. Они считают, что любые перемены угрожают их материальному достатку и призрачному счастью. Но и в их кругах уже возникли противоречия, в результате которых старые ценности сменятся новыми.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: