- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Фамусовская Москва в комедии Горе от ума
В комедии описано время, когда в обществе только проявляются зачатки декабризма, будущее революционеры вступают в споры со старым обществом в лице Фамусова.
В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.
Москва консервативна, она не собирается принимать никаких нововведений, в нёй господствует только то, что осталось от прошлых времен. Единственное, что беспокоит ее жителей — это слухи и разговоры о них же самих. Фамусов же говорит, что хуже сплетен ничего нет.
Идеальный житель Москвы в представлении Фамусова-это человек с деньгами и властью. Таков был его дядя, который смог добиться расположения Екатерин, используя свою лесть. В то время была престижно быть. Но это касалось не всех людей, а только тех, кто мог принести взамен какую-то выгоду. Например, Загорецкий и Молчалин. Они и не имели знаменитого рода, они не были дворянами, но благодаря своей уступчивости и лести они добиваются не только продвижения по службе, но и уважения в свете.
В Москве того времени как никогда престижно было иметь хороших знакомых и связи.
Как правило, люди в этом обществе не задумывались об образовании, а уж обсуждение данного вопроса приводило всех в негодование, людей волновали лишь танцы и развлечения, а не изучение истории, которое считалось глупым занятием.
Общество всеми силами открещивается от традиций России и ее культуры. Общество восторгается лишь Францией, даже французский язык становится более популярным среди господ.
Мало-помалу культура запада просачивается во все сферы деятельности Москвы. Девушки начинают увлекаться французскими книгами, говорят про себя «мадам» вместо «барыня».
Фамусовское общество выступает за крепостное право, так как бедные крестьяне трудились на господ, вторым это было очень выгодное, они не хотели ничего менять, относясь к людям как рабочему скоту к рабочему скоту.
Также в этом обществе царствуют женщины, а мужчины лишь выступают в роли прислуги. Все друг друга обсуждают и говорят за спиной.
Грибоедов дал героем своей книги говорящие фамилии, чтобы подчеркнуть весь ужас того общества. Например, Молчалин не имел своего мнения и был молчалив. Фамусов же боялся каких-либо рассказов о себе. Стоит ли говорить о таких фамилиях как Хлестова, Хрюмин и Скалозуб?
Единственный человек, который действительно был порядочным в этом произведении — это Чацкий. Он пытался открыть людям глаза на то, что происходит на проблемы, в которых они погрязли. Однако общество не принимало его и считало каким-то сумасбродом.
В заключение хочется сказать, что автор произведения изобразил Москву как место, в котором пережитки прошлого борются с настоящим, не признают ничего нового и настолько консервативны, что тем самым разрушают все вокруг, не замечая этого.
Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»
А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.
Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей. Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».
Вариант 2
Самое известное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано в послевоенные годы. Время, описанное в комедии, является начальным этапом зарождения декабризма, когда прогрессивные революционеры вступают в схватку с приверженцами старых порядков.
Москва и ее жители приходят в себя после войны с французами. Общество того времени отказывается принимать какие-либо новшества, придерживаясь законов прошлых времен. Многие жители сгруппировали закрытые общества, в которые могут попасть только люди богатые и обладающие высокими чинами. Такие общества существовали на сплетнях, слухах и льстивых речах.
Одно из таких обществ и описал Грибоедов. Его главой являлся Фамусов – вдовец, наделенный богатством и властью. Он ровнялся на своего дядю, который добился расположения царей с помощью своей лести.
Простой человек не мог попасть в его окружение, если только он не принесет выгоду. Так получилось с Молчалиным и Загорецким. Они не были дворянами и не имели знатных корней, зато хорошо умели услужить. Благодаря своей лести они не только получали повышение, но и уважение в обществе.
В Москве того времени было необходимо иметь влиятельных знакомства, но хорошее образование или даже разговоры о нем призирались. Людей больше волновали светские балы и гуляния, а не изучение наук, считавшееся уделом глупцов.
Жители России все больше восторгались Францией, ежели своей родиной. В обиход вошел французский язык, молодые девушки увлекались французскими романами.
Общество Фамусова осталось далеко позади и поддерживало крепостное право. Им было выгодно считать обычных людей рабами, видя в этом колоссальную выгоду.
Также в этом обществе господствовал матриархат. Мужчины были только слугами, всюду царили сплетни и эгоизм.
В комедии есть только один человек, обладающий положительными качествами – Александр Чатский. Он старается указать людям в обществе на их ошибки, побудить их к принятию образования и культуры, но встречается с насмешками и шквалом негатива. Слухи, образовавшиеся вокруг него, описывают Чацкого, как умалишенного. Он не протягивает там долгого времени. Фамусовское общество вытесняет его из своего окружения, и Александр уезжает из Москвы.
В комедии автор изобразил Москву местом, где старые законы и порядки борются с нововведениями, а ее жители не впускают в обиход ничего нового. Этим они разрушают не только все вокруг, но и самих себя.
Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства
Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.
Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».
А
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы
Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829). Слова Фамусова (действие 1, явление 4). Фамусов Павел Афанасьевич увидел свою дочь Софию в компании со своим секретарем Молчалиным Алексеем Степановичем. Фамусов недоволен тем, что его незамужняя дочь встречается с Молчалиным, так как хочет женить ее на богатом человеке со связями в обществе.
Ария московского гостя
Из художественного фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975 г.) режиссёра Эльдара Рязанова (киностудия Мосфильм).
Женщины в комедии «Горе от ума»
Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы?..
Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете. Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»
Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.
Пример 1
Автор в своем произведении “Горе от ума” говорит о презрении к дворянам того времени, ко всему фамусовскому обществу. В Харькове есть дом номер 21 на улице Карла Маркса. Если есть желание узнать, как выглядит дом Павла Афанасьевича Фамусова, то непременно нужно его увидеть. Этот дом – типичный особняк дворянства первой половины 19 века.
Там ворота, которые на воротах украшены “степными бабами”, а также парадный фасад с колоннадой. Если постоять здесь, то можно перенестись в те времена и представить, как в эти ворота въезжают коляски. Люди выходят, идут к дому, сначала попадают в переднюю, потом в залу, которая относилась к парадным покоям. В них не жили, они были так, на всякий случай, там люстры были окутаны полотном, а также наблюдался вощеный паркет и портреты предков. Дальше видим гостиную, и вот, наконец, святая святых – внутренние покои с низкими потолками, коридорами. Здесь музицируют, почтенные отцы семейств заигрывают с молодыми крепостными девушками, здесь интригуют барышни. Появление Чацкого в этом доме в один из вечеров вызывает переполох. Он странствовал по свету, теперь вернулся. Фамусов переживает, что он может что-то понять или увидеть и тогда: “Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” То есть неважно, что происходит в доме, главное не нарваться на неодобрение со стороны. Центром интеллектуальной жизни дворян является гостиная. Здесь они могут читать, принимать важных людей. Вся московская знать присутствует на приеме у Фамусова. Здесь и старые девы, не бросившие идея найти жениха, милые барышни, щебечущие о новинках сезона, а также старики и старухи. Любой здравомыслящий человек увидит всю зацикленность этих людей. Однако, массы – движущая сила. Вот и Софья решила этим воспользоваться. Она ненароком обмолвилась, что Чацкий – сумасшедший. И все, молва тут же разнеслась. Юноше общество само поставило диагноз. В итоге Фамусов буквально выгоняет Чацкого, он отказывает ему от дома. Если вдуматься – это низко, ведь он является сыном покойного друга Павла Афанасьевича. Причем юноша в молодости относился к Фамусову как к отцу. Теперь он понимает, что Павел Афанасьевич – бездушный человек. Но у дворянства свои законы: кто хоть немного отличается от них, тот сразу чудак и чужой.
Очень символично, что в наши дни в доме номер 21 в городе Харькове на улице Карла Маркса располагается не что иное, как морг. Однако имеется там и табличка, что это здание – памятник архитектуры.
Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе
Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.
Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.
Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»
Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.
Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.
Сочинение Фамусовская Москва
Горе от ума — название самой популярной комедии в стихах А.С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.
Фамусов — типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.
Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других людей.
Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.
Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.
Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.
Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный — Фамусовская Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.
Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.
Любовь дворян ко всему иностранному
В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.
В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.
Сплетни и слухи в фамусовской Москве
Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.
Сочинение на тему что нового мне покажет москва
Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена. Действие комедии происходит в переломное для России время. После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа. Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва? Москва первой четверти ХIХ века – это город, строящийся после войны и пожаров. С тех пор дороги, тротуары, Дома и все на новый лад. Но при этом Чацкий спрашивает: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились. Дома новы, но предрассудки стары. Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового. Ведь столбовые все, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то, чтоб новизны вводили, – никогда, Спаси нас Боже! Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов. Павел Афанасьевич – вдовец. Он уверен, что является для всех положительным примером. Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца. ………………………………… Монашеским известен поведеньем!.. Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей. Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить… Что же беспокоит Фамусова и его окружение? Отсутствие морали? Нет. Служанка Лиза очень точно формулирует ответ: Грех не беда, молва не хороша. Да и самого Фамусова беспокоит, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Ведь «злые языки страшнее пистолета». Что же является главным в жизни для представителей фамусовской Москвы? Богатство и карьера. Для достижения этих целей все пути хороши. Примером служит «покойник дядя» Максим Петрович. Чтобы заслужить улыбку и благоволение государыни Екатерины, он три раза падал на пол, «да так, что чуть затылка не пришиб». Но зато именно он был чаще других играть в вист, слышал при дворе приветливое слово, он выводил в чины. давал пенсии. В результате он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве. Я вашу партию составил: мосье Кок, Фома Фомич и я. ……………………………….. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка! Я гладил все его; как шелковая шерстка! За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе. Спасибо, мой дружок. …………………………. Спасибо, мой родной. А Антон Антоныч Загорецкий ? человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий. При нем остерегись: переносить * горазд, И в карты не садись: продаст. Так отзывается о нём Платон Михайлович. Но ведь он мастер услужить, достанет и билеты на спектакль и арапку для Хлёстовой, поэтому и принят в обществе Фамусовых. Этакой услужливостью Молчалин и Загорецкий добиваются не только любви и признания в обществе, но и продвижения по карьерной лестницею В фамусовском обществе ценятся связи. Сам Фамусов придерживается принципа: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!.. Молчалин находит покровительство у Фамусова и Татьяны Юрьевны, у которой «…Чиновные и должностные-/ Все ей друзья и все родные». Характерна для консервативного дворянства и необразованность. Обсуждение лицеев, школ, гимназий, книг на балу вызывает всеобщее негодование. Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами. ……………… басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари. Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято. Представители фамусовской Москвы преклоняются перед всем иностранным, презирают родную культуру и русский язык. В обществе говорят на французском. Как иронизирует Чацкий Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве. Приехал – и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. Надо также отметить, что представители фамусовского общества являются убеждёнными крепостниками. Хлёстова рассказывает Софье: ……… мне и сестре Прасковье Двоих арапченков на ярмарке достал; Купил, он говорит, ….. У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!» Да и сам Фамусов обещает швейцару Фильке: « В работу вас, на поселенье вас…» Интересно, что в фамусовской Москве властвуют женщины. Они по силе характера не уступают мужчинам. Даже Фамусов признаётся, что женщины « Судьи всему, везде, над ними нет судей; …» Именно к Татьяне Юрьевне ездят на поклон и за покровительством, а Фамусова волнует, «…что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». Женщины фаммусовского круга кокетливы. Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, * Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, … Это тоже способ добиться первенства. Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось. Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем. Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!» Но кто же является завидным женихом? За кем охотятся матушки и батюшки барышень на выданье? Лиза отвечает на этот вопрос : Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами, да с чинами, …………………………………………………… И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; Вот, например, полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы. Прежде всего, жених должен быть при деньгах. Фамусов говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». И тот же Фамусов рассуждает: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями. В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями. Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме. Воистину «злые языки страшнее пистолета»! Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии. Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!» Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова. Вон он на цыпочках, и не богат словами; …………………………….. Молчит, когда его бранят! Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия. Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию. Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом. Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает: Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, ………………………………………….. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Фамусовское общество губит ростки свободомыслия. Таким образом, в комедии «Горе от ума» А.А.Грибоедов описал конфликт между устаревшими формами жизни и новыми веяниями. Переход от старого к новому – всегда процесс болезненный и тяжёлый. Добавил
: Margarita1995
Основные проблемы, поднимаемые в произведении
Автор высмеивает светское общество XIX века и его нравы, поэтому написать такое произведение было очень смелым шагом со стороны писателя. К написанию его сподвиг один случай на аристократическом приеме в Петербурге, там Грибоедова возмутило отношение общества к одному из иностранных гостей.
Поскольку автор обладал прогрессивными взглядами, он высказался о том, что думает перед всеми гостями. После этого даже все решили, что он сумасшедший, а весть эта быстро распространилась в обществе, после этого началось сочинение комедии, начертать которую не составило ему большого труда.
В комедии показана жизнь, которая касается множества тем и проблем своей эпохи:
- Философские.
- Нравственные.
- Национально-культурные.
- Бытовые.
Кроме этого, затрагиваются проблемы крепостных крестьян, служения государству, широко освящена тема семейного уклада и ценностей. Все это раскрывается в произведении через призму ума.
Манера написания перенята у Крылова: это живой, речевой, литературный и реалистический язык того времени. У каждого из героев своя судьба, лексикон, манера говорить и излагать свои мысли. Герой Чацкого и его конфликт с остальными отражается и часто может проявляться в разговорной речи с персонажами. Одной из особенностей написания является драматургическое и художественное мастерство.
Несмотря на то что произведение отражает, прежде всего, дух того времени, оно является современным и актуальным и сейчас. Так как проблемы ума и глупости, быта и повседневности, политических идеалов прошлого и современности будут всегда. Цитатный запас пьесы содержит большое количество крылатых фраз, которые востребованы.
Пьеса является новаторской, отличается от ранее написанных способом изображения героев. Они показаны более реалистичными людьми, наделенными одновременно отрицательными и положительными чертами характера. На страницах этого произведения показывается конфликт консервативного уклада жизни дворян с прогрессивным взглядом на жизнь нового дворянского поколения. Светское московское общество, жизнь которого показывается, изображено очень ярким и запоминающимся. Особая роль уделяется персонажам второстепенного плана.
Описание города и общества
В 1812 году во время завоеваний Наполеона I, Москва была сожжена дотла. Поэтому время, показанное в грибоедовской комедии, захватывает этап восстановления крупного города. Несмотря на самые разные изменения в жизни и устоях, Москва консервативна и статична. Общество не желает принимать никаких нововведений, придерживаясь семейных традиций прошлого.
Пожалуй, единственное, что может взволновать дворянское общество фамусовской Москвы — это слухи и сплетни о самом обществе. Павел Афанасьевич Фамусов кратко признает, что «хуже сплетен ничего нет».
Идеальный москвич, по представлениям консервативного общества, это обязательно состоятельный и властный человек. Именно таким был и дядя Павла Афанасьевича, который лестью и подхалимством сумел добиться даже расположения императрицы. К таким людям у дворян лояльное и восхищенное отношение, несмотря на те способы, которыми они добились своего положения и статуса.
По сообщению самого Фамусова, каждый житель Москвы должен быть чем-то полезен. И если, к примеру, у Молчалина и Загорецкого не было состояния и дворянского титула, то их терпеливость и лесть позволяли им продвигаться по службе и жизни.
В Москве начала XIX века очень важно было иметь связи среди богатых людей. Именно поэтому человека со связями принимали в обществе как богача. Задаваясь вопросом, что нового покажет мне Москва, каждый из богачей понимал: ничего. Жизнь разнообразилась только пересудами и сплетнями о своих знакомых.
Самыми популярными занятиями в дворянском кругу были:
- балы и танцы;
- охота и отдых на природе;
- любые развлечения (вплоть до игры в карты и выпивки в трактирах).
Изучение наук и чтение книг считалось глупым занятием. Об образовании московские дворяне предпочитали не говорить вообще. Поэтому сочинение «Фамусовская Москва» всегда строится на порицании необразованности общества.
Однако вскоре настроения общества начинают меняться. После Отечественной войны в моду входит французский язык. Юные барышни начинают называть себя «мадам» и увлекаются чтением французских любовных романов. При этом на волне изучения иностранного языка фамусовский круг выступает за крепостное право, так как это крайне выгодно. И хотя между собой кто-то из дворян выступает за прогресс, с глазу на глаз каждый из них считает нормальным порядком вещей иметь крепостных и слуг в доме.
🗹