- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- В чем противоречивость характера Печорина
Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!
Устав от света, он едет на войну. Но он не придумывает, не ищет смысл в этих военных действиях, поэтому война скоро ему тоже надоедает. Он бы мог пойти работать в госпиталь, ведь у врачей есть смысл жизни – спасать людей, но с таким подходом, ему бы скоро тоже всё надоело и там. И стал бы Печорин циничным доктором.
Когда, например, он похищает Бэлу, то многим рискует. Вообще-то он обостряет войну! И все это очень опасно, ведь ее родные готовы мстить. И она сама совсем не факт, что его полюбит. Ведь она гордая, а он её держит, как пленницу. Если что, она убежит! Но Печорин прилагает столько усилий, чтобы она к нему привыкла, полюбила его… А вот когда это происходит, то она ему уже не интересна! Так, наверное, бывает. Вот учится человек на врача – тяжело, даже спать некогда, столько запоминает, подрабатывает в больнице, но когда получает диплом, то ему все это уже всё надоело! И он идет работать не по специальности! Странно… но бывает! Но в ситуации с Бэлой нужно было уважение к ней иметь, хотя бы жалость. Ведь он её погубил! Из-за него она погибла, а он даже не хотел с ней попрощаться.
Наверное, ему надо само утверждаться… Вот он может добиться поставленной цели. И не просто какой-то цели, например, вскопать огород или выучить сто английских слов, или прочитать за неделю «Войну и мир»… Может он влюбить в себя человека! Но вот опять противоречие – цели эти у него не очень хорошие (отбить девушку у приятеля, к примеру). А ещё они какие-то бесцельные! То есть его цели ему самому надоедают. Они ему уже не нужны, когда он их добился.
Смотрится этот «герой» времени почти, как нехороший человек. Но всё-таки он сам себя не понимает и даже страдает. Плохо, что из-за него страдают другие люди, мимо которых он просто не смог пройти. Ему невозможно было перенести счастья контрабандистов, спокойствия Бэлы, любви своего приятеля к княжне Мэри. Лучше б он последнему помог! А так только всем плохо сделал.
Сочинение 3
Почти все главные герои известных произведений имеют самые лучшие черты характера, например, они добрые, честные, бескорыстные. Но Михаил Лермонтов наделил главного героя своего произведения не самыми лучшими чертами. Григорий Печорин — главный герой произведения М.Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель сделал своего героя загадочным, наделив его противоречивым характером.
Григорий Печорин — благородный человек. Но он не обращает внимания на других людей, они ему безразличны. Он может оскорбить или обидеть человека и не сожалеть об этом в будущем. Он часто совершает низкие поступки по отношению к другим людям. Печорин делает несчастным не только других людей, но и себя. И он сам это прекрасно осознаёт, но ничего поделать с этим не может. При желании он может добиться чего угодно, но он не пытается к чему-либо стремится и живёт лишь с целью развлечения.
Печорин не ценит дружбу с Доктором Вернером. Он открыто сказал, что не считает его своим другом. Но при этом он может поделиться с ним любыми подробностями из его жизни. Вернер во время дуэли с Грушницким даже выступал в качестве секунданта.
Противоречие можно встретить в отношениях главного героя с женщинами. В Печорина много раз влюблялись женщины. Но он не ценил их и относился к любви равнодушно. Печорин смог влюбить в себя Мери, отняв её у Грушницкого. Мери влюбилась в Печорина. Но Печорин не испытывал к ней никаких чувств и отказал Мери, чем сделал её несчастной. Печорин использовал Мери и других женщин только для развлечений. Он не привык приносить им радость и счастье.
Григорий Печорин не был трусливым человеком. Во время дуэли Печорин совсем не хотел убивать Грушницкого. Но выбрал место на краю обрыва для дуэли, где даже несильное ранение может привести к смерти. В итоге Печорин убивает Грушницкого.
Печорин считает, что каждый человек сам вершит свою судьбу. Что человек своими действиями сам приводит себя к успеху или к несчастью. Но иногда он может сказать о том, что какие-либо события могут быть предначертаны судьбой.
Главный герой осознаёт свою противоречивость. Он не видит смысла в своей жизни. Ему не приносят радости ни деньги, ни женщины, ни приключения. Он несчастен сам и делает несчастными окружающих. Его сознание как будто разделилось на две части, одна из которых делает плохие и необдуманные действия, а другая просто наблюдает и презирает самого Печорина.
9 класс
Литература для всех
Образ Печорина
(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
М. Лермонтов
«Герой нашего времени» — произведение, созданное в последекабристскую эпоху. В романе поставлен вопрос о судьбе незаурядной личности в эпоху безвременья, о безысходности положения лучших молодых людей из дворянства. В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Печорин — это сильная, яркая и в то же время противоречивая и трагическая личность.
Богатые силы Печорина не могут найти себе применения. В дневнике герой записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные …Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший свет жизни». Печорин не увидел цели, не нашел себе применения. Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Утратив смысл в жизни, герой ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения его времени.
Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний. Писатель вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.
Характер Печорина и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с другой — «нервическая слабость». Печорину около 30 лет, а «в его улыбке что-то детское».
Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…». Непонятной для Максима Максимыча остается и история с Бэлой — равнодушие Печорина, казалось, при такой сильной недавней любви. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. Он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…» Но вскоре Григорий Александрович понимает тщетность надежд: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни»,— признается он Максиму Максимычу.
Будучи еще молодым, Печорин остро чувствует свою обреченность, наверно, поэтому бесстрашный Печорин пугается стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боится простуды. Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была «нервическая слабость»… Жизнь на Кавказе не дала ему душевного удовлетворения, не помогла ему найти смысл жизни. Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: «Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно». (Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни.) Он путешествует в надежде хоть как-то скоротать век или найти свой безвременный конец. На вопрос Максима Максимыча: «А когда вернетесь?» — Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и зачем?..» Горький итог жизни.
Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению «…есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»
Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… «При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».
С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности. Но самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки. По словам Белинского, «бешено гоняется он за жизнью», но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; «разбито» сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч. Печорин стремится «любить весь мир” — и приносит людям одно лишь зло и несчастье. Однако это не делает его счастливым, из дневника героя видно, что перед нами человек со страдающей душой.
Печорин самокритичен. Он признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Сам Печорин выносит себе приговор: «Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…». С горьким чувством он расценивает себя, как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Печорин, не жалея себя, вскрывает причины своего эгоизма: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…” Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключена сила личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба — потребность его натуры.
Печорин — человек богато одаренный, яркий. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам, но не находит. И где бы он ни появился, он приносит людям одно горе: Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «лишнего человека»? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что он ищет, там нет. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», к которому так стремился другой лермонтовский герой Мцыри, не лежит в будничной жизни «водяного общества», куда попадает Печорин, его там нет. (глава «Княжна Мэри»)
Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком «естественным» и «цивилизованным». Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) — натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на «детей природы».
Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но его дела мелки, а цели случайны и незначительны.
Итак, Григорий Александрович Печорин личность крайне противоречивая. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям, но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Печорин не идет проторенной дорогой светских молодых людей, он служит, но не выслуживается, но, к сожалению, становится закономерным звеном в ряду «лишних людей». Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.
Отношение к фатализму
Двойственность натуры этого человека проявляется и в том, как он относится к существованию предопределения. Вначале Печорин утверждает, что не верит в судьбу, однако поспорив с Вуличем, всё же меняет свою точку зрения. Впрочем, он не говорит, что предопределения вовсе нет. Просто теперь он считает, что люди сами пишут свой сценарий. Только сам человек способен построить собственную жизнь.
Герой часто размышляет на философские темы. Он нередко говорит, что-то или иное событие в его жизни предопределено свыше. Он осознаёт свои внутренние противоречия. Печорин проявляет к себе строгость и называет себя:
- человеком, который скучает по балу;
- моральным инвалидом.
Кажется, что в нём живут две личности, которые не имеют между собой ничего общего.
Григорий является убеждённым фаталистом. Он понимает, что вся окружающая суета совершенно бесполезна и лишена какого-либо смысла. Однако при этом он испытывает страх что-то не успеть и спешит жить. Ради достижения намеченной цели мужчина готов идти по головам, препятствия его не страшат, а лишь раззадоривают, разжигая азарт охотника. В подобные моменты ему нет дела до того, что кому-то из дорогих людей он может сделать больно.
Он настолько замкнут на самом себе, что ему попросту наплевать на всех окружающих. Занимаясь постоянным самокопанием, он пытается отыскать ответы на вопросы, которые не дают ему покоя.
Порой за маской отчуждённости и холодности в этом человеке всё же проявляется некая человечность: так, ему сложно было пережить расставание с Верой, она была единственной девушкой, к которой он испытывал чувства, хоть в чём-то похожие на любовь. После кончины Бэллы ему тоже было непросто восстановиться. Это трагическое событие навсегда оставило шрам в душе. После произошедшего он старался больше не думать о печальной истории, чтобы не тревожить болезненные раны. Внешне он пытался не показывать своей разбитости, но в действительности мужчина всё же переживал.
🗹Стремясь найти смысл своего существования, Григорий занимается моральным мазохизмом. Ужаснее всего, что он считает своим предназначением калечить чужие судьбы и лишать людей надежды.