10 Декабря 1821 – 8 Января 1878 гг. (56 лет)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 11022.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Ранние годы
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.
Некрасов. Краткая биография поэта: происхождение
Он был родом из некогда богатой помещичьей семьи. Однако по причине фатального пристрастия ее членов к азартным играм у отца писателя, Алексея Сергеевича, осталось только небольшое именье Грешнево в Ярославской губернии. Мать поэта, Елена Закревская, была дочерью чиновника. Родители не желали выдавать свою красивую и прекрасно образованную дочь за небогатого и имеющего славу гуляки и картежника армейского офицера. Тогда Елена и Алексей обвенчались тайно. Впоследствии она не раз жалела об этом. Пьяные оргии ее супруга, обнищание семьи вследствие карточных долгов — вот те реалии, в которых жили Елена, маленький Николай и еще 12 его братьев и сестер.
Образование и начало творческого пути
Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.
В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.
Университеты
Будучи в прошлом военным, отец прочил такую же карьеру и своему сыну. Поэтому Некрасов отправляется в Санкт-Петербург для поступления на службу в Дворянский полк. Но этому не суждено было случиться. Встреча с гимназическим товарищем перевернула его судьбу. Он, вопреки угрозам отца оставить его без копейки денег, пытается поступить в университет. Попытка не увенчалась успехом, и Некрасов становится вольнослушателем на филологическом факультете.
Три года лишений (1838 — 1841 гг.), голодный паек, общение с нищими — это все биография Некрасова. Кратко этот период можно охарактеризовать как годы нужды и лишений.
Литературная деятельность
Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский.
Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).
В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.
На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.
В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).
Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.
Детство
Многое в сознании формируют ранние годы. Николай которого выявляет и его становление как писателя, родился в 1821 году в Немирове (ныне Винницкая область Украины). В три года мальчик переехал в родовое имение Грешнево. Там он был невольным свидетелем самоуправства отца, выбивания недоимок, униженного положения матери. Именно ей, рано ушедшей из жизни, он позже посвятит ряд своих произведений («Мать», «Последние песни», «Рыцарь на час»). В 11 лет Николай поступил в гимназию в Ярославле, где учился посредственно. Но там он написал свои первые стихи.
Личная жизнь
В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.
Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.
У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.
Любовь в жизни поэта
В биографии Некрасова было 3 женщины, которые отличались между собой и по характеру, и по социальному положению.
Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 г. Вскоре у них начался бурный роман, в результате чего они начали жить вместе.
И хотя они не были официально расписаны, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья являлась грамотной и красивой женщиной.
Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, так и не смог добиться взаимности (см. интересные факты о Достоевском).
Следующей девушкой Некрасова стала француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.
Их близкие отношения развивались на протяжении нескольких лет, однако до женитьбы дело так и не дошло.
Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова стала Фекла Викторова.
Всю свою жизнь она прожила в деревне, и была очень простым и добродушным человеком.
Несмотря на то, что она имела скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее до беспамятства.
Пара обвенчалась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.
Интересные факты
- Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
- Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
- Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
- На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»
Все интересные факты из жизни Некрасова
Юность
Отец прочил Николаю военную карьеру, и в 1838 г. отправил его в дворянский полк в Петербург. Но там он встретил своего однокашника по гимназии, студента, который увлек его желанием поступить в университет. Экзамены Некрасов провалил. Оставшись без рассерженного отца, он вынужден был искать работу. В эти годы Некрасов, краткая биография которого была бы неполной без этого эпизода, жил в крайней нищете. Иногда он даже ночевал в приютах для бездомных. Нужда не только познакомила его с миром бедняков, но и закалила характер.
Литература
Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Книга была подготовлена в 1839 году, но Некрасов не спешил публиковать свое «детище». Литератор сомневался в поэтической зрелости своих стихов и искал строгого советчика.
Имея на руках корректуру, начинающий писатель попросил основоположника романтизма В.А. Жуковского ознакомиться с ней. Василий Андреевич посоветовал не печатать книгу под своим именем, объяснив это тем, что в дальнейшем Некрасов напишет великие произведения, и за этот «непрофессионализм» Николаю Алексеевичу будет стыдно.
Книги Николая Некрасова
В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом Н.Н. Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен лично Некрасовым.
Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.
Николай Некрасов и редколлегия «Отечественных записок»
В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.
Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год), «Мороз, Красный Нос» (1863 год), «Крестьянские дети» (1861 год), «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год), «Мужичок с ноготок» (1861 год), «Зеленый шум» (1862-1863 годf), «Внимая ужасам войны» (1855 год).
Библиография
- «Актер» (пьеса, 1841 год)
- «Забракованные» (пьеса, 1859 год)
- «Чиновник» (пьеса, 1844 год)
- «Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке» (пьеса, 1841 год)
- «Юность Ломоносова» (драматическая фантазия в стихах одном действии с эпилогом, 1840 год)
- «Современники» (поэма, 1875 год)
- «Тишина» (поэма, 1857 год)
- «Дедушка» (поэма, 1870 год)
- «Кабинет восковых фигур» (поэма, 1956 год)
- «Кому на Руси жить хорошо» (поэма, 1863-1876 год)
- «Коробейники» (поэма, 1861 год)
- «Недавнее время» (поэма, 1871 год)
Признание таланта
Как же все-таки из безвестного нищего вызрел такой как Николай Алексеевич Некрасов? Биография — краткая повесть прожитых лет — не может передать тех трудностей, которые приходилось преодолевать поэту на пути к признанию. Первый сборник его юношеских стихов был признан критиками неудачным. Некрасов пробавлялся написанием водевилей, сочинял сказки в стихах для лубочных изданий. Наконец он решил попробовать себя в прозе. Так начал проявляться его собственный реалистический метод. Еще больший успех ожидал писателя на ниве редакторства в журнале «Современник». На страницах этого издания раскрыли свой талант Тургенев и Толстой, Гончаров и Герцен, Салтыков-Щедрин и Достоевский.
Биография
Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.
Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).
Портрет Николая Некрасова
Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.
Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу
В своей поэзии Некрасов отказывается от романтических канонов, главной в его творчестве стала гражданская тема. Свое поэтическое предназначение он определил в стихотворении-манифесте «Поэт и гражданин» (1856 г.)– «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», чтобы писать о страданиях и нуждах народа.
В стихотворении «Элегия» (1874 г.) Некрасов выразил свое отношение к переменам после отмены крепостного права; события обнажили полумеры реформ, не облегчивших участь«терпеньем изумляющего»народа, привыкшего влачить свое существование «в нищете, покорствуя бичам». Поэт ищет и не может найти ответ на вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Ему, достойному лучшей участи, он посвятил свою лиру. Но звучат сомнения поэта в своем предназначении: ведь на его песни откликается весь окружающий мир, лишь народ «не внемлет и не дает ответа».
В творчестве Некрасова возникает исключительный и самобытный образ Музы, которая не столько возвышенна и лирична, сколько приземлена и трагична. Никому до Некрасова не пришло в голову метафорически изобразить молодую крепостную крестьянку, наказываемую плетью палача и молча переносившую истязание, как родную сестру богини поэзии в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» (1845 г.) Этот трагический образ-символ станет постоянным в творчестве Некрасова на протяжении всей жизни. В стихотворении «Безвестен я…» поэт пишет, что своим божественным даром нужно жертвовать ради людей, встать на путь самоотречения, ибо «обесславленная Муза» как Христос, приняв терновый венец, «под кнутом без звука умерла». В преддверии смерти Некрасов в стихотворении «Музе» назовет ее сестрой своей и народа. В последнем стихотворении «О Муза! Я у двери гроба», предчувствуя свою творческую судьбу, Некрасов напишет о «завидном жребии» его окровавленной, кнутами «иссеченной Музы».
Гражданская позиция звучит даже в пейзажной лирике Некрасова. Пейзаж в стихотворении «Перед дождем» передает состояние человека, его страх перед надвигающейся стихией. Образ обездоленного ямщика в последних строчках стихотворения, виноватого во всем, даже в том, что гроза надвигается, передает незащищенность простого человека перед жандармом, олицетворяющего власть, грозящего нагайкой.
В стихотворении «Несжатая полоса» оставшиеся на поле колоски перешептываются, жалуясь друг другу, вопрошая: «Где же пахарь?». Так в пейзаже осеннего поля с неубранной полоской ржи, звучит социальная нота о том, что страшный недуг помешал закончить жатву крестьянину, надломленному непосильной работой.
🗹