- Сочинения
- Литература
- Фонвизин
/
/
Фонвизин в своем произведении показал образ Цыфиркина очень ярко и интересно. Он представлен в образе учителя Митрофанушки. Автор использовал прием «говорящей фамилии», так что с самого первого знакомства с этим персонажем, можно понять, что он преподавал арифметику. И все же, также хочется отметить, что персонаж не являлся мастером своего дела. Профессию преподавателя он выбрал не потому что она ему нравилась, или он хотел «проливать свет» новым ученикам. Немного разбираясь в арифметике и цифрах, герой решает преподавать уроки. Ранее он был на службе, и проработал там двадцать лет в качестве военного человека, который проверял расчетные счета своим сослуживцам, и в качестве дополнительного заработка, обучал детей.
Когда он приходит в дом к Простаковым, то они просят его обучить Митрофана математике. Платят они ему очень мало, и в финале произведения становится понятным то, что он так и не смог ничему обучить данного юношу. Несмотря на то, что учитель потратил целых два года, прилагая немало усилий для того чтобы донести до юноши глубокий смысл в своей науке, он не смог ничего добиться от него. Так как для Митрофана арифметика казалась чем-то ненужным, и он не мог понять, что простые расчеты, которые делают люди, также требуют обучения этому. Ведь, например, в ситуациях, с которыми юноша столкнется далее, покажут, что знания арифметики помогли бы ему во многом. Однако, он ленится постигать азы данной науки, и все свободное время старается бездельничать.
Очень неплохую характеристику Цыфиркин получает от Стародума, который называет его добрым и трудолюбивым человеком. Являясь довольно простым и миролюбивым человеком, который большую часть своей жизни отдал службе Родине, герой вызывает чувства уважения и сопереживания. Из-за того, что он не смог добиться результата, обучая Митрофана, становится понятным то, что это сделать не смог бы практически никто. Писатель хотел также затронуть такую тему, как образование. Он хотел подчеркнуть не только то, что Цыфиркин был добрым человеком, но также и то, что существует серьезная проблема с образованием. Ведь для многих оно являлось лишь дополнительным средством заработка, и учителями были весьма неопытные и молодые люди, которые не могли настаивать в тех ситуациях, когда это требовалось. В произведении данный герой показан трудолюбивым, искренним, жизнерадостным и миролюбивым. Он хотел, чтобы в стране было больше грамотных и образованных людей.
Сочинение 2
Учителя Митрофана в пьесе «Недоросль» не являются главными героями, но они, несомненно, играют важную роль в смысле всего произведения. Их наняли родители для своего сына, чтобы тот учился грамоте. В обществе того времени только появился закон об образовании для дворянских детей, но не все понимали значение обучения. Такой и была мать Митрофана Простакова, нанявшая учителей только потому, что так было нужно.
Одним из них был Пафнутьич Цыфиркин. Это был крепкий и сильный мужчина, но он не являлся настоящим учителем. В должности офицера он около тридцати лет отслужил в армии, и теперь вышел в отставку. Цыфиркин хорошо знал математику, и, чтобы подзаработать на жизнь, помогал необразованным помещикам в ведении бухгалтерских дел и занимался репетиторством с дворянскими детьми, обучая их арифметике.
Мужчина занимался с Митрофаном около двух лет. Цыфиркина наняли за ничтожную плату, но уже год ему не платили жалование. Отставной офицер всеми силами старался обучить невежду Митрована, но тот отказывался воспринимать хоть какие-то знания, проявляя свою ленивость и непутевость. И даже мать, воспитавшая сына таким, потакала ему в его лени и нежелании учиться.
Когда Простаковы решили расплатиться с Цыфиркиным, то он не принял от их денег. Учитель считал, что не заслуживает оплаты, потому что не смог дать парню никаких знаний. Порядочность и честность преподавателя сыграли только на руку жадным Простаковым, не желающим расставаться со своими накоплениями.
По мнению Стародума, Цыфиркин поступает опрометчиво, когда берет на себя вину за неспособности Митрофана к обучению. Но в то же время подмечает его трудолюбие, наличие совести и чести, а также полное отсутствие корыстных побуждений. Мудрый Стародум хочет сам наградить Цыфиркина за его добросовестные и честные старания, и учитель с благодарностью принимает награду.
На примере учителя Фонвизин доносит до читателя, как важно иметь образование, но и не забывать про нравственность, справедливость и честь. Автор ставит Цыфиркина в пример, как достойную личность и хорошего человека, несмотря на то, что он был не настоящим учителем.
Проблема, поднятая в пьесе, указывает на важность образования в стране и необходимость обучения квалифицированных учителей. Но хоть Цыфиркин и не был настоящим учителем, он обладал важными качествами, выражая преданность своему делу. Таким как он должен быть каждый преподаватель.
Сравнение учителей
У Митрофана были помимо Цыфиркина ещё два учителя. Они преподавали:
- немецкий язык (Вральман);
- грамоту (Кутейкин).
По сравнению со всеми, Цыфиркин был самый бескорыстный и честный. Так, Вральман вообще выдумал, что он учитель, а на самом деле раньше работал лакеем и не говорил на немецком языке. Он человек:
- лживый;
- ленивый;
- бессовестный;
- трусливый.
Стоило Цыфиркину и Кутейкину припугнуть горе-немца, как он тут же сбежал, а из-за двери начал выкрикивать бахвальные фразы.
Учитель грамоты тоже не был открытым и честным человеком. Он требовал жалование за свою работу, хотя она не была выполнена как полагается, ученик так и остался глупым и необразованным.
Характеристика Цыфиркина
Стоит сказать, что в данной замечательной пьесе, написанной великолепным писателем Фонвизиным, образ Цыфиркина представлен учителем Митрофанушки. Фамилия героя является «говорящей», и через нее становится понятным тот факт, что он приходился для юноши учителем арифметики. Благодаря тому, что автор использовал уменьшительно-ласкательную форму при обращении к данному персонажу, стоит сказать, что таким образом он хотел донести до читателя ту информацию, что настоящим педагогом его все же назвать было нельзя. Прослужив более двадцати лет в армейской службе, данный герой знает основы математических наук достаточно поверхностно, и стоит отметить, что практику он получил, помогая сослуживцам производить проверку их счетов.
Когда он становится учителем для сына Простаковых – Митрофана, то в конце произведения не берет деньги с родителей, потому что понимает, что за целых два года непрерывного обучения, не смог обучить молодого человека практически ничему. И здесь не показано то, что он не смог сделать этого из-за того, что был плохим педагогом. Скорее, автор хотел отобразить невероятно ленивого Митрофана, который привык ничего не делать и ни о чем не думать. Стоит сказать, что арифметика и математика не являются легкими для изучения предметами, и, следовательно, нужно прилагать немало усилий для того, чтобы изучить их. Это не входило в планы Митрофана, поэтому уроки Цыфиркина он слушал крайне невнимательно, и отказывался выполнять его задания, которые давал учитель для того, чтобы закрепить тему.
Из характеристики Стародума становится понятным тот факт, что он считает Цыфиркина достаточно добрым и приятным человеком, который вызывал положительные чувства как у самого автора, так и у читателей. Будучи весьма простым, спокойным и трудолюбивым персонажем, он не вписывался в привычную жизнь людей того времени, так как его система ценностей заключалась в том, что он считал свою деятельность полезной, и старался направлять все силы для того, чтобы реализовывать свое мастерство. Тот факт, что герой не взял денег с Простаковых, говорит о большой порядочности и честности данного персонажа. Помимо этого, в произведении показана такая мысль, что большинство учителей и педагогов того времени не являлись настоящими профессионалами своего дела. Например, тот же Цыфиркин, изначально был военным человеком, и его наняли для того, чтобы он обучал юношу.
Другие темы: <- Милон в комедии «Недоросль»? ФонвизинПравдин в комедии «Недоросль» ->
`
Образец 4
Во многих произведениях отечественных писателей, так или иначе, затрагивается тема человеческой безграмотности, человеческой невежественности, и, конечно же, нежелания к обучению. Все эти пороки в большинстве случаев очень сильно высмеиваются, дабы отбить у читателя всякое желание вести такой, казалось бы, привлекательный образ жизни, что без сомнения отлично влияет на мировоззрение читателей. Одним из таких авторов был Фонвизин. Он написал немалое количество действительно достойных своей известности произведений, в которых через призму юмора и сатиры показывал все человеческие низменности, и просил читателя отказаться от них, и жить по совести, наряду с разумом. Одно из таких произведений это “Недоросль”.
В произведении нас знакомят с множеством если не комичных, то уж точно забавных персонажей, которые тем или иным образом олицетворяют человеческие черты личности, явно гиперболизируя эти самые черты, таким образом, заостряя на них внимание. Создавая эти образы, автор тем или иным образом указывает на их составляющую характера, что, конечно же, создаёт особый образ, который в свою очередь создаёт отражение своего собственного места в произведении, другими словами как бы создаёт некий оплот именно своей черты. Одним из таких персонажей является учитель Цыфиркин.
Цыфиркин – бывший солдат, который вызвался преподавать в барском доме арифметику их сыну. Однако, так как учитель из него не лучший в мире, у него мало что получается, в особенности в обучении их сына арифметике. Но, понимая это, и признавая свою вину, Цыфиркин не берёт платы за своё преподавание, так как осознаёт, что хоть ученик ленив и не очень умён, он всё-таки несёт ответственность за то, что тот до сих пор ничему так и не научился. Потому можно сделать вывод, что Цыфиркин, это не тот персонаж, которого интересуют деньги или материальные блага, он, скорее человек чести, человек которому необходимо одобрение со стороны, дабы он мог спокойно жить. Это характеризует его как человека доброй натуры, как человека, который всегда готов помочь нуждающемуся, готов помочь тому, кто этого заслуживает, и именно поэтому он и заслуживает уважения.
В произведении гиперболизированная черта Цыфиркина является альтруизм, ведь он просто обожает людей, и готов прийти на помощь всему и вся вокруг.
Другие сочинения: <- Характеристика и образ Вральмана? Фонвизин Д.И.Характеристика и образ Правдина ->
Популярные сочинения
- Тарас Бульба — патриот русской земли сочинение для 6, 7 класса
Николай Васильевич Гоголь посвятил свое произведение «Тарас Бульба» временам, когда на Руси жили славные казаки. Писатель не случайно посвятил им одно из самых лучших своих произведений - Сочинение на тему Ай да Вакула, какой молодец
Тихая, ясная, зимняя ночь. Величавый месяц светит в небе, усыпанном звездами. Вот-вот наступит Рождество! - Характеристика Ионыча Старцева в рассказе Чехова
«Необходимо каждый день выдавливать из себя по капле раба»,- считал А.П.Чехов. Т.е. необходимо работать над собой, чтобы развиваться, быть лучше. Если человек перестает над собой работать, он деградирует, теряет себя.
«Недоросль», анализ комедии Фонвизина
Замысел комедии «Недоросль» возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик.
В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.
«Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.
Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.
Основные проблемы, которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения.
Обратите внимание
Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности.
Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.
Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.
Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.
Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма. Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток.
Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма: достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию.
В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.
Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин.
Важно
Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера.
Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.
Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.
Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными.
Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем».
Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.
При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом.
Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца.
Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.
На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.
Совет
Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства».
Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин.
Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном.
Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.
Название пьесы, а также имя Митрофана еще при жизни автора стали нарицательными. Мы и сегодня вспоминаем о «Тришкином кафтане», упоминаем другие крылатые фразы из замечательной социальной сатиры Фонвизина.
По произведению: «Недоросль»
По писателю: Фонвизин Денис Иванович
Источник: https://goldlit.ru/fonvizin/794-nedorosl-analiz
🗹