Цитаты, характеризующие главных персонажей драмы «Гроза»учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

У Островского много пьес о купечестве. Один из критиков назвал его «Темным царством». Самодурство в купеческом мире держится на покорности. Но ведь в человеке невозможно уничтожить стремление к достойной жизни.

Написанная в 1860 году, пьеса символизирует начало освобождения общества от тирании. «Гроза» считается одним из наиболее известных пьес XIX столетия.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из персонажей пьесы. Овдовевшая богатая купчиха, деспотичная и грубая, она терроризирует все свое семейство, и требует беспрекословного подчинения своей воле. Кабаниха воспитана в старинных нравах и обычаях, и все это варварство она старается воплотить в жизни. Для нее является неприемлемым, если муж будет любить и уважать свою жену. Она твердо уверена, что муж обязательно должен бить свою жену и господствовать над нею, а иначе он просто превратиться в тряпку. Жена, по ее мнению, в свою очередь должна быть рабыней для мужа, исполнять его требования, не показывая своих чувств. Кабаниха полностью поработила своего сына, подавила в нем всякую волю к самостоятельности, она и невестку свою всячески угнетает, выражает ей свое недовольство малейшими ее проступками, постоянно точит и пилит девушку. Но, однако, полностью подавить волю невестки Кабаниха не в силах.

Собирательный образ

Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.

Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.

Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».

Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».

Роль странницы

Основополагающая роль Феклуши — блаженная странница. Именно так её воспринимают герои. Образ странника распространён и популярен в русском фольклоре и авторских произведениях, поэтому несложно представить себе внешний вид Феклуши, хоть Островский не упомянул эту деталь в тексте. Черты странников в литературе:

  • бедность;
  • дефекты внешности;
  • лохмотья в качестве одежды;
  • возраст средний и старше;
  • часто рассказывают истории.

Имя героини — следующая деталь, которая говорит о её образе. Уменьшительно-ласкательная форма указывает на инфантильность и уровень умственного развития Феклуши.

Традиции

А. Н. Островский с помощью образа Кабанихи и ее приказов сыну демонстрирует те традиции, которыми жили многие люди: «Скажи, чтоб не грубила свекрови», «Чтоб почитала свекровь, как родную мать!», «Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!», «Чтоб в окна глаз не пялила!», «Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!».

Кабанова уверена в том, что отношения в браке должны строиться на приказах: «Оно все лучше, как приказано-то».

Кабаниха живет показной жизнью, для нее традиции – главное в жизни. Когда Тихон уезжает из дома, Кабанихе важно, чтобы прощание с ним было в соответствии с традициями. Так она обращается к Катерине: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!».

Кабанова упрекает Катерину в том, что она не плачется по отъезду мужа: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Гроза»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гроза»
  • для самых компанейских — Главные герои «Гроза»
  • для самых любопытных — Анализ «Гроза» Островский
  • для самых крутых — Читать «Гроза» полностью

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

  1. 1. Лада Шадрова 315
  2. 2. Игорь Проскуренко 181
  3. 3. антон воевод 181
  4. 4. Тихон Штельма 107
  5. 5. Сынг Мин Ким 106
  6. 6. Альбина Синицина 60
  7. 7. Ольга Жаркова 59
  8. 8. Тимофей Рассолов 55
  9. 9. Елена Ванеева 52
  10. 10. Роман Беспалов 44
  1. 1. Юлия Бронникова 16,760
  2. 2. Кристина Волосочева 16,595
  3. 3. Ekaterina 16,371
  4. 4. Алина Сайбель 16,234
  5. 5. Мария Николаевна 15,780
  6. 6. Лариса Самодурова 15,695
  7. 7. Darth Vader 15,586
  8. 8. Liza 15,040
  9. 9. TorkMen 14,751
  10. 10. Лиса 13,465

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Монолог Кулигина о грозе

Кулигин, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоносова, т. е. апеллирует к поэзии классицизма: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»\ а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота…» (действие 4, явление 4).Таким образом, Катерина и Кулигин — единственные два персонажа драмы, способные эстетически воспринимать природу, причем особенности восприятия у каждого свои: Кулигин мыслит и говорит о природе языком классицизма, Катерина — языком романтизма.

Гроза характеристика образа Феклуши

ГРОЗА (Драма, 1859) Феклуша — странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения.

Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной). На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз — в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Ф. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.

Ф. не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира. Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!», Ф.

особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»). Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф.

о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена».

Примета этого — повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осоз-нает надвигающуюся гибель своего мира.

Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

Савелий Прокофьевич Дикой

Полной противоположностью Кулигина является Савелий Прокофьевич Дикой. Это купец, имеющий определенный вес в своем городе. Но в отличие от Кулигина, душа его верна и беспросветная, он полностью отрицает знания, людей он ненавидит, осуждает и порицает каждого. Дикой является совершенным самодуром, вызывающий к себе лишь отрицательные чувства. Истинным наслаждением для Дикого является грубое унижение человеческого достоинства. Он привык унижать и запугивать людей, применяя для этого грубую брань. Его поведение приносит окружающим много горя и страданий.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: