Характеристика образа Татьяны Лариной в романе
Татьяна Ларина – главная героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор создал ее страстной и способной по-настоящему любить натурой. В провинциальном местечке, где происходит описание романа, Татьяна кажется совсем чужой. Она предпочитает тихое уединение с книгой играм и выходам в свет. Начитавшись французских романов, она нашла свой идеал в заезжем столичном «денди» Евгении Онегине. Не в состоянии скрывать свои чувства она пишет герою любовное признание, что характеризует ее как бесстрашную и самоотверженную девушку.
Спустя несколько лет при встрече со своим бывшим возлюбленным, ее любовь еще не погасла, однако Татьяна не может ответить на его внезапную любовь взаимностью. Девушка замужем хоть и за нелюбимым, но хорошим человеком. Она готова жертвовать собой, но никогда не причинит боль другому человеку. Этот поступок характеризует ее как волевую повзрослевшую женщину.
БЕЛИНСКИЙ И ПИСАРЕВ О ТАТЬЯНЕ ЛАРИНОЙ И ДРУГИХ (ЧАСТЬ 1)
БЕЛИНСКИЙ И ПИСАРЕВ О ТАТЬЯНЕ ЛАРИНОЙ И ДРУГИХ ГЕРОЯХ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (часть 1). Дайджест Противоречий очень много. А.С. Пушкин
Аннотация. В работе показана ошибочность ряда положений критических статей В.Г.Белинского и Д.И.Писарева, посвященных анализу романа «Евгений Онегин», предложена новая трактовка образов главных героев романа, подчеркнута современность и актуальность этого неувядающего пушкинского творения.
1 Золотой фонд мировой литературы немыслим без романа «Евгений Онегин». Почти два века сотни миллионов читателей, ученых, студентов и школьников разных стран изучают это произведение….. «Евгений Онегин» – роман-загадка. Пушкин щедро разбрасывает по его тексту «заманчивые загадки», чтобы читатель «голову ломал». Великие писатели, знаменитые критики, крупные ученые-пушкинисты нередко высказывают противоположные, часто противоречивые оценки событий или характеров героев. Загадочность романа подтвердил сам Пушкин, отдавая «плоды трудов» своих «журналистам на съеденье»:
Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много. Но их исправить не хочу. (глава 1, строфа LX)
Знаменитые литературные критики В.Г.Белинский и Д.И.Писарев, не смогли, по нашему мнению, дать в полной мере компетентного, достойного их высокой квалификации критического разбора «Евгения Онегина» и избежать противоречивости своих же заключений и суждений по ряду вопросов. Так, не должен видный критик выдавать Татьяну Ларину за эталон русской женщины и одновременно называть ее «нравственным эмбрионом» со «спящим умом», «безнравственным» существом, пошлой «идеальной девой»….
2 При создании романа «Евгений Онегин» Пушкин широко использует 4 принципа:«противоречивость», фигуру умолчания, реализм и «веселость». Пушкин признает принцип противоречивости, реально существующий в природе:
Так нас природа сотворила, К противоречию склонна. (5, VII)
Можно сказать, что Пушкин широко использует принцип литературно-художественного противоречия, выступая в романе сразу в трех лицах: как рассказчик, как автор романа, который постоянно делится с читателем своими мыслями, оценками и воспоминаниями, нередко прерывая рассказчика, и как своеобразный лирический герой романа. Пушкин, как автор, сочинил «необдуманное письмо» Татьяны к Онегину, потом, как рассказчик, восхищается и «не может им начитаться», а затем, как лирический герой, спрашивает: «Татьяна! для кого ж оно?». Как лирический герой, Пушкин общается со своим «добрым приятелем» Онегиным: Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору. (1,XLVI)
Онегин был готов со мною Увидеть чуждые страны. (1,LI)
Разумеется, сложность образов героев, их динамичность может приводить к изменению их взглядов и поведения со временем или в новых обстоятельствах, что не может рассматриваться как их противоречивость. Принцип фигуры умолчания (прерывание повествования) широко используется Пушкиным для активизации мышления и воображения читателя, для сотворчества. Так, зарождение чувства симпатии, любви, первая встреча молодых, развитие их отношений всегда волнуют читателя. Но Пушкин дает очень скудную информацию и о первой встрече Татьяны с Онегиным, и о знакомстве Татьяны с генералом N. …
«Неоконченность романа» стала одной из главных мишеней для многих критиков, утверждающих, что Пушкин оставил роман незавершенным, не дав развязки любовного треугольника.
Даже Белинский пришел к выводу, что «Евгений Онегин» – «роман без конца». На основе анализа текста этого произведения, характеров героев в развитии ниже будет обоснованно показано, что Пушкин не оставил роман без достойного художественного завершения. Общепризнанна реалистичность романа. Поэтому при наличии альтернативных оценок характеров и поступков героев читателю следует выбирать из них наиболее обоснованные, наиболее близкие к реальной жизни. На четвертый принцип – «веселость» – Пушкин обращает внимание читателя уже во введении:
Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных…
Печальных событий и известий в романе читатель без труда найдет немало: разорение отца Онегина и его смерть, болезнь и смерть дяди, смерть отца Татьяны, ранняя смерть родителей Ленского, убийство Ленского на дуэли, смерть няни Татьяны; Евгением, «в цвете лучших лет», овладела «русская хандра», Прасковья Ларина, попав в деревню, «рвалась и плакала», «с супругом чуть не развелась», Ольга потеряла жениха накануне свадьбы, княжна Алина четвертый год больна чахоткой, Татьяне после именин гибель от Онегина кажется «любезной», Онегин в восьмой главе – «на мертвеца похожий». Тем не менее, по словам Пушкина, «главы романа несут на себе отпечаток веселости». Действительно, ниже будет неоднократно показана правота этих пушкинских слов.
3 Белинский жаловался друзьям, что объективный анализ образа Татьяны крайне затруднителен из-за «болезненных противоречий», и в то же время утверждал, что Татьяна «создана… из одного цельного куска», что в ней «нет болезненных противоречий», что она «во всех положениях своей жизни всегда одна и та же», но … «общество пересоздало ее». При этом, разумеется, критик видит огромную «разницу между немой деревенской девочкой с детскими мечтами и светской женщиной, способной словами выражать свои чувства и мысли»….
Почему же Белинский, по словам Плеханова, «самый глубокомысленный из наших критиков», обладавший «чутьём гениального социолога», не может избежать противоречивости своих же суждений? Противоречие, в общепринятом смысле, – это два высказывания, из которых одно является отрицанием другого, одно с другим несовместимо, одно опровергает другое, нарушая логику или правду.
Для поиска объяснения противоречивости приведенных высказываний Белинского следует подробно рассмотреть одну из главных загадок романа: какое «горе, неотразимое ничем, »обрушилось на мать Татьяны Прасковью Ларину в деревне мужа, и с какой целью Татьяну-ребенка возили в Москву?
Как известно, мать Татьяны Прасковью «повезли к венцу» с Дмитрием Лариным, «не спросясь ее совета», хотя в это время
Она вздыхала по другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле. (2,XXXI)
Чтобы «ее рассеять горе» от расставания со «славным франтом Грандисоном», «игроком и гвардии сержантом»
,
Разумный муж уехал вскоре В свою деревню, где она, Бог знает кем окружена, Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась. (2,XXXI) . В имении мужа Прасковья переживала тяжелую стрессовую ситуацию: вместо привычной московской жизни, вместо родных и друзей, любимых подруг, «московских франтов и цирцей» она оказалась «в глуши потерянных селений». Но «муж любил ее безмерно», предоставил ей полную свободу действий. Прасковья Ларина
………хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала. (2, ХХХI)
Привычка, о и нередко вполне может заменить счастье. Но счастливая жизнь Прасковьи Лариной длилась недолго: Пушкин, не вдаваясь в подробности, сообщает, что на Прасковью Ларину обрушилось
горе, не отразимое ничем. (2, ХХХII)
Мы полагаем, что это «ничем не отразимое горе» состояло в том, что родители в первые месяцы после рождения дочери («от самых колыбельных дней») обнаружили у нее признаки неизвестной болезни, и по этой причине Прасковья с дочкой Таней помчалась за помощью к врачам в далекую Москву. Факт посещения Москвы маленькой девочкой Таней подтверждается родственниками Татьяны после приезда ее в Москву на «ярмарку невест»:
Родне, прибывшей издалеча, Повсюду ласковая встреча, И восклицанья, и хлеб-соль. «Как Таня выросла! Давно ль Я, кажется, тебя крестила? А я так на руки брала! А я так за уши драла! (7, XLIV)
Родители, несомненно, рано стали замечать нарушения в психике дочери, странности ее поведения и отставание в развитии. Они тяжело переживали от вида безучастного, неулыбчивого младенца, который «ласкаться не умеет», «смотрит и не видит».
Описание поведения Татьяны-девочки и Татьяны-подростка дает основания утверждать, что наблюдательность Пушкина позволила ему опередить врачей-психиатров всего мира: только через 150 лет после выхода романа психическое расстройство Татьяны Лариной, описанное поэтом, получило в медицине название «аутизм», а легкая форма этого психического заболевания известна ныне медикам как синдром Аспергера.
Современная медицина считает, что аутизм – это состояние психики (психическое заболевание, психическая замкнутость, образ жизни), которое возникает в возрасте от 6 месяцев до 3 лет и проявляется совокупностью таких главных симптомов как отсутствие стремления к общению, преобладание замкнутой внутренней жизни, уход от реальности в мир личных переживаний, мечтательность, чрезмерное фантазирование, самоизоляция, отстраненность от внешнего мира.
4 Все вышеназванные признаки синдрома Аспергера в полном объеме присущи образу Татьяны Лариной, описанному в романе. Вот как характеризует Пушкин свою милую, болезненную героиню….
Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна (2, XXV)
Две последние строчки в черновике романа звучали иначе:
И часто целый день одна Сидела с книгой у окна.
Эта пушкинская поправка: замена слова «с книгой» на слово «молча» весьма красноречиво характеризует героиню. Страдающие от аутизма дети не способны устанавливать эмоциональный контакт с родителями и вести себя типичным для младенцев образом: улыбаться близким, принимать их ласку. Стереотипность речи и поведения, привычка к повторяющимся действиям, неспособность к игре с другими детьми, неумение играть игрушками или что-то делать собственными руками, эмоциональная холодность нередко приводят к отставанию в развитии, умственной отсталости, уходу ребенка в себя, эгоцентризму. Цитаты из романа, описывающие Татьяну, можно включать в медицинские учебники по психиатрии для поэтического описания синдрома Аспергера.
Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. (2, XXVI)
…….. куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды……………….
Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг, Она в горелки не играла, Ей скучен был и звонкий смех, И шум их ветреных утех. (2, XXVII)
С подвижной, веселой младшей сестрой Ольгой Таня не играет и не общается, подруг среди других детей или дворовых девушек у нее тоже нет. Эмоционально маленькая Таня не реагирует на присутствие всего живого в доме, во дворе и округе, никого не замечает, никого не гладит и не кормит. Ни одна собака не сопровождает ее в прогулках по лесу.
Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит. (4,XXIV) Погруженность в свои мечты, уход в себя, эгоистичность Тани кажутся безграничными. Даже судьба родной сестры и ее жениха («брата своего») ее не волнует. После ночи святочных гаданий Таня увидела в «зловещем сне» гибель Ленского от руки Онегина.
Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался… хижина шатнулась… И Таня в ужасе проснулась… Дверь отворилась, Ольга к ней, Авроры северной алей И легче ласточки, влетает; «Ну, говорит, скажи ж ты мне, Кого ты видела во сне?» Но та, сестры не замечая, В постели с книгою лежит, За листом лист перебирая, И ничего не говорит. (5, XXI — XXII)
Свадьба Ольги и Ленского была назначена на ближайшее две недели. Сообщи Таня Ольге содержание сна, дуэль Ленского с Онегиным, безусловно, не состоялась бы: Ольга не отходила бы от Ленского ни на шаг, и повода для ревности Ленского на именинах и ссоры двух друзей не было бы. Но Таня глубоко погружена в свои мысли и в разгадку сна с помощью сонника Мартына Задеки.
….…………. Ее сомнений Мартын Задека не решит; Но сон зловещий ей сулит Печальных много приключений. Дней несколько она потом Все беспокоилась о том. (5, XXIV)
Дефицит речевого общения с окружающими приводит Татьяну к проблемам с речью, ограниченности и скудности словарного запаса.
Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала, И выражалася с трудом На языке своем родном. (3, XXVI)
Постоянная печать бледности на лице («утренней луны бледней») – отличает Татьяну от ее сестры.
Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. (2, XXV)
Молчаливое сидение у окна целыми днями стало основным повторяющимся действием, стереотипной, привычной нормой поведения Тани. Молчание – главное состояние героини. «Бледна, как тень», «в уныние погружена», « грустна и молчалива, как Светлана» – вот ее портрет. Времяпровождение Тани однообразно и бедно впечатлениями. Татьяна привыкла рано вставать. В летнее время после сна в душной комнате она выходит на балкон «предупреждать зари восход», а потом «все грустит она, да бродит по лесам одна». А зимой становится очень тоскливо:в морозные дни «cквозь мерзлое стекло»Тане почти ничего не видно.
В привычный час пробуждена Вставала при свечах она. (2,XXVIII) ………………………………. В глуши что делать в эту пору? Гулять? Деревня той порой Невольно докучает взору Однообразной наготой. (4,XLIII)
И в кабинете Онегина Татьяну очень интересует «вид в окно сквозь сумрак лунный». И в Москве она не меняет своего привычного поведения:
….. ранний звон колоколов, Предтеча утренних трудов, Ее с постели подымает. Садится Таня у окна. Редеет сумрак; но она Своих полей не различает: Пред нею незнакомый двор, Конюшня, кухня и забор. (7, XLIII) Чтобы не пострадала ее репутация, Татьяна вынуждена была выходить к гостям, т.е. переходить от окна своей спальни к окну гостиной. Она или стояла у окна:
Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О
да
Е,
(3, XХХVII)
или сидела у окна спиной к гостям, мечтая о чем-то своем, не вникая в беседу за столом. Такое заключение вытекает из следующего описания. Погруженная в любовные страдания по Грандисону-Онегину, Таня мучается от необходимости выходить к гостям. Все чувства и мысли бесхитростной, открытой, искренней Тани, несомненно, проявлялись в мимике ее лица.
В уныние погружена, Гостей не слушает она И проклинает их досуги, Их неожиданный приезд И продолжительный присест. (3,VIII)
Но поскольку гости не могли видеть недовольства и проклятий на лице Тани, они долго не расходились. Разнообразие в скудные жизненные впечатления вносят сновидения, которые можно разгадывать по соннику – любимой книге, «глубокому творенью» толкователя снов Мартына Задеки.
Мартын Задека стал потом Любимец Тани…. Он отрады Во всех печалях ей дарит И безотлучно с нею спит. (5, XXIII)
В деревенской среде девушек учат встречать дома гостей и потенциальных женихов,
знакомиться с ними («а Дуня разливает чай»). Но присутствовать за столом, участвовать в беседах с гостями, «разливать им чай» Татьяна не могла. Эту обязанность взяла на себя младшая сестра Ольга.
Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал. (3,XXXVII)
Свою героиню Пушкин называет «мечтательницей нежной». О чем же мечтала Татьяна? Авторы либретто знаменитой оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» не смогли найти ответ на эту загадку в тексте романа и вынуждены были сочинить следующий диалог между главными героями.
Онегин: «О чем же вы мечтаете?» Татьяна: «Задумчивость – моя подруга от самых колыбельных дней». Онегин: «Я вижу вы мечтательны ужасно. И я таким когда-то был».
Пушкинские слова о том, что его «милая Татьяна»
…….….. от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным (3, XXIV)
не противоречат вышеизложенной версии психологического портрета главной героини романа. Татьяна, к счастью, попала в небольшое число аутичных детей, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и способных при определенных условиях стать полноценными членами общества, а иногда и продемонстрировать особую одаренность в какой-то области. (Аутизмом, как считается, страдали философ Кант, сказочник Андерсен, художник Нико Пиросманишвили)…. Родители Тани, переживающие из-за негативной репутации дочери в глазах «общественного мнения», очевидно, предпринимали энергичные усилия по преодолению недуга. После поездки с маленькой Татьяной в далекую Москву Прасковья Ларина стала усиленно заниматься воспитанием дочери: учить общаться и налаживать отношения с другими людьми, обучать ее грамоте, французскому языку, читать сентиментальные романы, учить наизусть стихи и танцевать.Здесь матери очень пригодилась ее «стишков любимая тетрадь». Но разорвать привычный круг одиночества Тани ей оказалось не под силу.
В сельском кругу трудно скрыть что-нибудь от окружающих. Слухи о «своенравной голове» «бедной Тани» ни для кого из соседей не были секретом, никто из потенциальных женихов не хотел рисковать своей репутацией и появляться в ее доме. Гуляя по округе, Татьяна уверена: «Меня не знают!» Она полагает, что проживает «в глуши забытого селенья», «в пустыне», хотя няня уверяет ее в обратном:
Кругом соседей много есть; Куда мне их и перечесть. (3,XXXIV) 17-летняя Татьяна свыклась с ожиданием решения судьбы и мечтала: ее «душа ждала кого-нибудь», кто сможет вывести ее из «темницы» к людям. Неожиданное появление Онегина в доме Лариных осталось, по существу, незамеченным Таней: она, как обычно, «вошла и села у окна» спиной к гостю, не вслушиваясь в его беседу с матерью и Ольгой. Поэтому заезжий гость, естественно, не произвел на Таню никакого впечатления и никакого интереса невызвал: вопросов об Онегине после его отъезда она не задавала ни матери, ни Ольге, ни другу Онегина Ленскому. А Онегин при появлении Татьяны успел только заметить ее «и бледный цвет и вид унылый», а после визита к Лариным больше всего боялся, чтобы «брусничная вода» ему «не наделала вреда». Белинский, однако, решил, что Онегин мог заинтриговать Татьяну и побудить ее написать ему любовное письмо:«и она увидела его, и он предстал пред нею молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии». Трудно представить, чтобы деревенская простушка «со спящим умом» так глубоко и быстро смогла оценить столичного заезжего гостя, увидеть «его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром».«Бедная Таня»и понятий таких не имела и слов таких не знала, какие использует Белинский, и, как видно из текста романа, сравнивать Онегина ей было не с кем, если не считать каши в ее голове от героев прочитанных ею сентиментальных книжек.
5 А что же побудило Татьяну через несколько месяцев после визита Онегина написать ему любовное письмо? Для этого надо вспомнить еще об одном важном герое романа – поместном дворянстве. Подчеркиваем, визит Онегина к Лариным остался бы, по существу, незамеченным Таней, если бы не вступила в действие новая сила: оскорбленные высокомерием Онегина соседи, которых Евгений демонстративно не принимал дома.
Сначала все к нему езжали; Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышат их домашни дроги, – Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним. (2,V)
Недоброжелательность соседей резко возросла после введения Онегиным нового экономического «порядка» управления крепостными в своем имении.
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак. (2,IV)
«Общий глас» соседей сурово осудил Онегина:
Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино….. (2, V)
Они затаились, ожидая удобного случая для мести и расправы. Визит к Лариным оказался хорошим поводом для соседских разговоров, злых насмешек и сплетен по поводу того, что столичный ловелас соблазнился даже нашей «бедной Таней». Соседи понимали, что «грешно так шутить» над девочкой, но упустить такой удобный повод поиздеваться над гордецом, отомстить ему за свое унижение они не могли….
…….. Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье И всех соседей развлекло. Пошла догадка за догадкой. Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха; Иные даже утверждали, Что свадьба слажена совсем, Но остановлена затем, Что модных колец не достали. (3, VI)
Злые, клеветнические сплетни о сватовстве Онегина и предстоящей его свадьбе с Таней медленно распространялись по округе, и, наконец, достигли семейства Лариных, поставив их в неловкое положение. Пушкин четко указывает на отрицательную реакцию Лариных и самой Тани на клевету: Татьяна слушала с досадой Такие сплетни. (3, VII)
Но психологическое давление повторяющихся в течение нескольких месяцев слухов не могло не повлиять на детскую психику. Пушкин тонко почувствовал, что ребенок-аутист, начинающий понимать свое состояние, глубоко страдает от того, что он не такой, как все. Он страстно желает разорвать оковы безмолвия, инстинктивно ищет «спасителя». Окружающие Таню люди были бессильны помочь ей вырваться из круга «жестокого одиночества». И она, наконец, поверила слухам, что Онегин – это возможный ее «ангел-хранитель», которого нужно только призвать на помощь. Во время прогулки по саду в голове всплывают строчки «письма для милого героя», заученные наизусть из сентиментальных книжек и тетрадки маминых стихов. Татьяна
Одна с опасной книгой бродит, Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты, Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя. (3, Х)
Она решает рассказать няне о своей любви, не сообщая, о ком идет речь, но опытная няня не принимает всерьез слов любви ее семнадцатилетнего «дитя» к какому-то мужчине. Трижды Таня повторяет свое признание и трижды няня вынуждена напоминать ей, что она нездорова.
«Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: Я плакать, я рыдать готова!.. » – Дитя мое, ты нездорова; Господь помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси… Дай окроплю святой водою, Ты вся горишь… – «Я не больна: Я… знаешь, няня… влюблена». – Дитя мое, господь с тобою! – И няня девушку с мольбой Крестила дряхлою рукой. (3, ХIХ)
«Я влюблена», – шептала снова Старушке с горестью она. – Сердечный друг, ты нездорова. «Оставь меня: я влюблена». (3, ХХ)
И ночью она решилась написать «необдуманное письмо» к загадочному столичному гостю.
И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну… Вдруг мысль в уме ее родилась…
…………..и вот она одна. Все тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме, И в необдуманном письме Любовь невинной девы дышит. Письмо готово, сложено… Татьяна! для кого ж оно? (3, ХХI)
Главное в письме Татьяны – поиск спасителя, защитника, просьба разорвать блокадное кольцо социальной изоляции.
Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю…. Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна.
Таня уверена, что ее страдания могут растопить сердце Онегина:
Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.
Пушкин страдает вместе со своей героиней, сочувствует ей.
Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя. (3, ХХV) …………………………… Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою. Погибнешь, милая. (3, ХV)
Так появилось знаменитое письмо Татьяны к Онегину, по сути, – крик души с мольбой о помощи к «ангелу-хранителю», а по форме – наивное любовное письмо с «младенческими мечтами», выписка чужих страстей из прочитанных романов и маминого альбома стишков, которые, конечно, не мог не знать Евгений – «истинный гений» «науки страсти нежной». Разумеется, ему была хорошо знакома яркая фраза из многих полученных им ранее любовных писем сентиментальных барышень: «то воля неба, я твоя!», также выписанная Татьяной или Прасковьей из романа Руссо «Новая Элоиза» или из элегий французской поэтессы Деборд-Вальмор. Кроме того, никак не вяжется «вид унылый» искренней Татьяны при первой встрече с Онегиным с явно чужими словами из ее письма:
Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он!
«Письмо Татьяны прекрасно …, хотя и отзывается … какою-то детскостью»,—
отмечал Белинский.
6 Подробно рассмотрим реакцию Онегина на полученное письмо. Итак, через несколько месяцев после визита к Лариным неизвестный мальчик передал Онегину анонимную записку без указания адресата и отправителя, выписку-компиляцию известных всем барышням стишков, написанных, несомненно, детским почерком. Вечером следующего дня Ларины принимали Ленского.
«Скажите: где же ваш приятель? – Ему вопрос хозяйки был. – Он что-то нас совсем забыл». Татьяна, вспыхнув, задрожала. – Сегодня быть он обещал, – Старушке Ленский отвечал. (3, ХХХVI)
И, действительно, через некоторое время Татьяна в окно увидела Онегина и в страхе бежала от него в сад. Что же произошло за эти два дня? Пушкин умалчивает об этом, оставляя читателю простор для размышлений. Предлагаем свою версию. В день получения записки, как обычно, Ленский появился у Евгения дома и ознакомился с анонимным письмом. Друзья обсудили это событие. Онегин оценил письмо, как издевательство, как провокацию соседей, как желание выставить его посмешищем на всю округу, хотя он такого повода никому не давал. Автор послания, о которой он понятия не имеет, не указала ни своего имени, ни обратного адреса, чтобы ей можно было ответить запиской. Ему до сих пор неприятно вспоминать опыт расставания с влюбленными в него столичными девицами, их похожие плаксивые претензии и трагические, сентиментальные письма «на шести листах» и «угрозы» родственников. Ведь он
……….. в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. (4, IX)
…………………………………………. Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слезы, Надзоры теток, матерей…. (4, VIII)
В ответ Ленский вынужден был сообщить, что автором письма является Татьяна Ларина, которую он считает своей сестрой, раскрыл известную в округе тайну семьи Лариных и попросил Евгения во имя их дружбы сохранить в секрете факт получения письма, лично поговорить с «печальной» Таней наедине, подчеркнуть ее достоинства, чтобы максимально смягчить для девушки удар отказа. Только просьба друга могла заставить высокомерного Онегина поехать к Татьяне: Кому не скучно лицемерить, Различно повторять одно. (4, VII)
Положение Евгения осложнялось тем, что письмо не было ему адресовано, и это затрудняло начало разговора.
Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним. Минуты две они молчали, Но к ней Онегин подошел И молвил: «Вы ко мне писали, Не отпирайтесь». (4, ХII)
Онегин сдержал слово: «не обманул доверчивость души невинной», провел воспитательную беседу, признал в Татьяне «свой прежний идеал» невесты, уверил ее в том, что он ее не достоин, и, как воспитанный светский человек, провел Таню домой после разговора.
Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна, молча, оперлась, Головкой томною склонясь; Пошли домой вкруг огорода; Явились вместе, и никто Не вздумал им пенять на то. (4, XVII)
Пушкину достаточно одной строфы, чтобы описать жизнь человека, его судьбу. Но в данном случае он выделил Онегину шесть строф романа, чтобы тот мог как можно проще и деликатнее объяснить Татьяне невозможность женитьбы на ней:
Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я. Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. (4, ХIV)
Татьяна сразу по интонации речи Евгения поняла, что ей отказывают, что ее надежды на спасение не оправдались, что жизнь кончена. Здоровье, жизни цвет и сладость, Улыбка, девственный покой, Пропало все, что звук пустой, И меркнет милой Тани младость. (4,XXIII)
Но не только это «было следствием свиданья». По округе из уст в уста передавались невероятные слухи с ядовитыми комментариями о прогулках столичного ловеласа с нашей «бедной Таней» ночью по саду. Соседи затаились, ожидая трагической развязки. Пушкин просит читателей и критиков простить Татьяне сумбурное письмо, не обвинять ее в нарушении принятых правил приличий:
За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? За то ль, что любит без искусства, Что так доверчива она. ………………………… Ужели не простите ей Вы легкомыслия страстей? (3, XXIV)
Характеристика образа Евгения Онегина в романе
Евгений Онегин же не ищет великой любви, он уже присытился светской жизнью, все ему кажется скучным и однообразным. Татьяна ему кажется милой и интересной (не зря он удивляется решению Ленского жениться на хорошенькой, но глуповатой сестре Татьяны), но связывать с ней свою жизнь он не хочет. Он без сочувствия отвергают Татьяну, даже после того, как она пишет полное любви письмо.
О циничности Онегина говорит и тот факт, что желая позлить Ленского, он начинает ухаживать за его невестой, тем самым спровоцировав дуэль. Перед дуэлью он прекрасно спит и не чувствует на себе ответственности за приближающееся горе.
Цитаты из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Результатом воспитания и обучения Евгения явилось его знание языков (французского, латыни, греческого), истории, основ философии и экономики, правил хорошего тона, умение танцевать:
***
«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно»
***
«Он знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале, в конце письма поставить vale, да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»
***
Поэзию Евгений не любит и не понимает, он при случае легко может сочинить эпиграмму на злобу дня:
***
Онегин отличается неусидчивостью, он в принципе не может долго заниматься чем-нибудь:
***
«В своей одежде был педант, и то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил»
***
Все эти качества персонажа становятся залогом благосклонного к нему отношения в свете:
***
Жизнь, полная развлечений, быстро прискучивает главному герою, на некоторое время единственной страстью Евгения остаются любовные приключения, но и они постепенно надоедают ему:
***
«но шепот, хохотня глупцов И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!»
***
«Томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел»
***
Онегин достаточно расчетлив. Узнав о скорой смерти дяди, Онегин не испытывает к нему сочувствия, однако вполне готов притвориться таковым, чтобы получить наследство:
***
«Прочтя печальное посланье, Евгений тотчас на свиданье стремглав по почте поскакал и уж заранее зевал, приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман».
***
«к его язвительному спору, и к шутке, с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм»
***
Сам себя он воспринимает как хмурого и равнодушного человека, стараясь даже преувеличить, говоря о собственной персоне:
***
Однако в этом образе много показного, рисовки. Онегин умеет разбираться в людях и ценить их:
***
«хоть он людей, конечно, знал, и вообще их презирал, но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал»
***
« мой Евгений, не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем»
***
Даже его «отповедь» юной Татьяне вызвана его нежеланием причинить ей еще большее страдание, чем боль отказа:
***
Он пытается быть с нею деликатным и пытается предостеречь девушку от неосторожных порывов в будущем, хотя доля рисовки и самолюбования в его словах все-таки присутствует:
***
«Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет»
***
В отношениях с Ленским, понимая, что они слишком разные для настоящей дружбы, Онегин до поры щадит чувства поэта и не пытается высмеивать его восторженные представления о жизни:
***
В его характере есть и благородство, и чувство собственного достоинства, и окружающие это признают:
«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой»
***
Романтичная и восторженная, в Онегина влюбилась с первого взгляда лишь потому что:
***
Письмо ее к Евгению написано по-французски, в весьма экзальтированном тоне, с высокопарными «книжными» оборотами:
***
Фактически она пишет не живому человеку, а придуманному образу, и в глубине души это сама понимает:
***
Следует, однако, отдать должное, ее смелости. Она пишет, несмотря на то что ей бесконечно страшно:
***
Со временем выясняется, что любовь, которую испытывает Татьяна к Евгению, не легкая, быстро проходящая влюбленность:
***
Она не просто лелеет в душе несчастную любовь, но пытается разобраться в характере Онегина, приходит в его покинутый деревенский дом, читает его книги:
***
«И начинает понемногу моя Татьяна пониматьтого, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной»
***
На семейном совете решено ехать в Москву, на «ярманку невест», но Татьяна и там остается равнодушной к светской жизни:
***
«ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной, и что-то бледной и худой, а впрочем, очень недурной»
***
Замуж она выходит по настоянию семьи, без любви, за человека, который ей нЕслишком нравится:
***
Со времени замужества светские манеры и без того замкнутой Татьяны приобретают оттенок ровной ко всем приветливости, за которую невозможно заглянуть:
***
Не участвующая ни в каких интригах, не соревнующаяся ни с кем, Татьяна вызывает уважение общества, ею очень гордится муж:
***
За время, прошедшее со времени первой встречи с Онегиным, Татьяна научилась, по его совету, владеть собой:
***
«И что ей душу ни смутило, как сильно ни была она удивлена, поражена, но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон»
***
«Княгиня перед ним, одна, сидит, не убрана, бледна, письмо какое-то читает и тихо слезы льет рекой»
«и там же надписью печальной отца и матери, в слезах, почтил он прах патриархальный»
***
Натура восторженная, вплоть до экзальтированности, не до конца сформировавшаяся:
***
Приехал из Германии сразу в деревню, так как не приемлет правил, по которым существует высший свет:
***
Однако Владимир с детства был помолвлен с младшей дочерью соседей Лариных, Ольгой, и в момент повествования влюблен в нее и собирался на ней жениться:
***
«он верил, что душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждет она»
***
«в смятенье нежного стыда он только смеет иногда, улыбкой Ольги ободренный, развитым локоном играть иль край одежды целовать»
***
«Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал»
«Пред этой ясностию взгляда, пред этой нежной простотой, пред этой резвою душой!»
***
Ветрена, не умеет вести себя в обществе, компрометирует и себя, и своего жениха, флиртуя с другим:
***
«На встречу бедного певца прыгнула Оленька с крыльца, подобна ветреной надежде, резва, беспечна, весела, ну точно та же, как была»
***
После гибели жениха на дуэли, девушка быстро влюбляется в другого и выходит за него замуж:
***
🗹