Разум и чувство в повести «бедная лиза» и романе «война и мир»


Образ и характеристика Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина

Меню статьи:

  • Сюжет повести
  • Образ Лизы
  • Проблематика «Бедной Лизы

Повесть «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, которая впервые была опубликована в 1792-м году в «Московском журнале», ознаменовала собой начало новой эпохи русской литературы, которая на тот момент значительно уступала литературе Западной Европы.

Пока Европа вовсю зачитывалась сентиментальными романами, в России литература была более церковная, догматическая, лишена чувствительности. «Бедная Лиза» – это классический образец сентиментализма, ставший результатом поездок Николая Карамзина в Европу.

Этой повести присущи все черты сентиментализма: идеализация героев и яркие, донельзя простые противоречия, которые были наложены на довольно-таки посредственный сюжет.

Совет

Мы говорим «посредственный» не для того чтобы каким-то образом уменьшить вклад Николая Карамзина в русскую литературу, но, стоит признать, что тема соблазнения богатым барином бедной крестьянки с трагической концовкой действительно не является новой для читателя.

Другое дело, что события в «Бедной Лизе» были нанесена на русскую реальность. Именно благодаря описаниям окрестностей Москвы, «лизиного» пруда, Симонова монастыря, близ которого жил на даче Карамзин, читатель воспринимает повесть близко и видит ее в новом, оригинальном для себя свете.

Эти же описания делают все события в повести более реалистичными для читателя, он переживает вместе с героями.

Сюжет повести

Рассказчиком является сам автор, который услышал историю бедной Лизы от Эраста, богатого барина, соблазнившего ее. С самого начала повести автор готовит читателя к трагическому финалу, он не скрывает, что судьба девушки сложилась плачевно и часто упоминает ее имя с прилагательным «бедная», обозначая этим не материальные трудности, а нечто большее в судьбе этой юной девушки.

Сам Николай Михайлович говорил, что сюжет повести – донельзя простой. Красивая крестьянка Лиза ходит в город продавать цветы и ягоды, зарабатывая, таким образом, на хлеб. Однажды в городе она встречает богатого барина Эраста. Между молодыми людьми сразу же появляется симпатия, которая перерастает в более сильные чувства.

Эраст приходит к Лизе домой, разговаривает с ее мамой, договаривается о единоличном праве на покупку работы Лизы. Молодые люди начинают встречаться по ночам. Эти встречи тайны, Эраст просит Лизу не рассказывать о них даже собственной матери.

После вести о том, что к Лизе сватается богатый крестьянский юноша, Эраст клянется девушке в вечной любви, и она отдается ему.

После тесного сближения любовь Эраста тухнет, он больше не испытывает настолько сильного влечения к Лизе, не видит в ней непорочного ангела и пытается избежать ее общения. Через некоторое время молодые люди расстаются, потому что барина призывают в войска.

Не провоевав и дня, проиграв все свое состояние в карты, Эраст возвращается в Москву и женится на богатой вдове, поправляя тем самым свое материальное положение. Убитая горем Лиза, которая считает, что ее возлюбленный на войне, однажды видит его на улице Москвы. Однако, когда она кидается к нему, он ее отвергает, дает ей деньги и просит оставить его в покое.

Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст, узнав об этом, чувствует себя виноватым и раскаивается. Но чувство раскаяния не возвращает людей из мертвых.

Образ Лизы

Образ молодой красивой крестьянки, пылко полюбившей богатого барина, стал новым для русской литературы. Чувственная девушка, дитя природы, описывается автором так:

«…одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».

«Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою».

Чувства Лизы: жертва чувств

После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют». Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.

Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать… Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.

Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.

Темы, идеи, образы в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»

Сентиментализм как направление в литературе возник в XVIII веке. Основные особенности сентимен­тализма — обращение писателей к внутреннему миру героев, изображение природы; на смену культу разу­ма пришел культ чувственности, чувства.

Самое известное произведение русского сентимен­тализма — повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Тема повести — тема смерти. Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитыва­лась в бедной, но любящей семье. После смерти отца Лиза осталась единственной опорой для своей старой больной матери.

Тяжелым физическим трудом она за­рабатывает на жизнь («ткала холсты, вязала чулки»), а летом и весной рвала цветы и ягоды для продажи в городе. Эраст — «довольно богатый дворянин, с из­рядным разумом и добрым сердцем, добрым от приро­ды, но слабым и ветреным». Молодые люди знакомят­ся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются.

Важно

Эрасту вначале нравились их платони­ческие отношения, он «с отвращением помышлял… о презрительном сладострастии, которым прежде упи­вались его чувства». Но постепенно отношения разви­вались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно.

Лиза понимает, что не подхо­дит Эрасту по социальному положению, хотя он и ут­верждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею не­разлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю». Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст пе­ременился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходи­мо отправиться на службу.

Вместо того чтобы сра­жаться с неприятелем, в армии Эраст «играл в карты и проиграл почти все свое имение». Он, забыв все обе­щания, данные Лизе, женится на другой с целью по­править свое материальное положение.

В этой сентиментальной повести не столько важны поступки героев, сколько их чувства. Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхожде­ния тоже способны на глубокие чувства, пережива­ния. Именно чувства героев — объект его пристально­го внимания.

Особенно подробно автор описывает чувства Лизы («Все жилки в ней забились, и, конеч­но, не от страха», «Лиза рыдала — Эраст плакал — ос­тавил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста…

и Лиза, оставлен­ная, бедная, лишилась чувств и памяти»).

Пейзаж в произведении не только служит фоном раз­вития событий («Какая трогательная картина! Утрен­няя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, ко­торая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании»), но и показывает отно­шение автора к изображаемому.

Автор олицетворяет природу, делая ее даже в какой-то мере участницей со­бытий. Влюбленные «всякий вечер виделись… или на берегу реки, или в березовой роще, но всего чаще под те­нию столетних дубов…

Там часто тихая луна, сквозь зе­леные ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви… Они обнимались — но цело­мудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия». В сцене грехопадения Лизы природа как бы протестует: «…

Совет

ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения… Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сето­вала о потерянной Лизиной невинности».

Основной темой в произведениях писателей-сенти­менталистов являлась тема смерти. И в этой повести Лиза, узнав об измене Эраста, покончила жизнь само­убийством.

Чувства простой крестьянки оказались силь­нее чувств дворянина. Лиза не думает о матери, для кото­рой смерть дочери равносильна собственной смерти; о том, что самоубийство — большой грех.

Она опозорена и не представляет жизни без своего возлюбленного.

Поступки Эраста характеризуй его как ветреного, легкомысленного человека, но все же до конца жизни его мучило чувство вины за смерть Лизы.

Писатель раскрывает внутренний мир своих героев через описание природы, внутренний монолог, рассу­ждения рассказчика, описание взаимоотношений ме­жду героями.

Название повести можно истолковать по-разному: эпитет «бедная» характеризует главную героиню Лизу по социальному положению, то что она не бога­та; а также то, что она несчастна.

Источник: https://5litra.ru/soch/50-temy-idei-obrazy-v-povesti-n-karamzina-bednaya.html

«Бедная Лиза»: анализ произведения Карамзина

Популярность повести «Бедная Лиза», анализ которой мы проведем, была столь велика, что окрестности Симонова монастыря (именно там происходят описанные в произведении трагические события) стали местом своеобразного «паломничества», почитатели таланта Карамзина таким образом выражали свое отношение к судьбе полюбившейся им героини.

Сюжет повести «Бедная Лиза» смело можно назвать традиционным: бедная крестьянская девушка жестоко обманута богатым и знатным человеком, она не выдерживает предательства и уходит из жизни. Как видим, ничего особо нового читателю не предлагается, но в этот избитый сюжет Карамзин вносит неподдельный человеческий интерес к героям, он описывает их историю в доверительной, интимной манере, его влечёт к себе мир душевных переживаний героев, соприкасаясь с которым он и сам испытывает глубокие и искренние чувства, которые находят выражение в многочисленных лирических отступлениях, характеризующих и героев, и, в первую очередь, самого автора, его гуманистическую позицию, готовность понять каждого из героев.

Образ Лизы стал для своего времени очень крупным художественным открытием, главная мысль Карамзина звучала даже не полемически, а вызывающе: «… и крестьянки любить умеют!». Обратим внимание на восклицательный знак, автор настаивает на своём, готовый историей «бедной Лизы» доказать это своё утверждение, которое у большинства «просвещённых читателей» сначала могло вызвать в лучшем случае лишь улыбку.

Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» создан в русле противопоставления жизни сельской, близкой к природе, чистой и целомудренной, где ценность человека определяется только его человеческими качествами, и городской, условной и в этой своей условности испорченной, портящей человека, заставляющей его приспосабливаться к обстоятельствам и терять свое лицо в угоду «приличиям», соблюдение которых обходится — в человеческом плане — очень дорого.

В образе героини Карамзин выделяет такую черту, как самоотверженность. Она «неутомимо» трудится, чтобы помочь матери, которая называла её «божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за всё то, что она делает для матери». Страдая от горя, вызванного смертью отца, она «для успокоения матери старалась таить печаль своего сердца и казаться спокойною и весёлою». Человеческое достоинство девушки проявляется в том, что она гордо и спокойно несет свой крест, она не может взять не заработанные ею деньги, она искренно и наивно полагает, что недостойна быть избранницей «барина», хотя и чувствует к нему большую любовь. Сцена объяснения героев в любви пронизана поэзией, в ней, наряду с условностями, ощущается подлинное чувство, поэтически воплощенное в душевных переживаниях героев, которым созвучны картины природы — утро после объяснения в любви Лиза называет «прекрасным». Образы «пастушка» и «пастушки» как нельзя более полно передают душевную чистоту героев, целомудренность их отношения друг к другу. На какое-то время душевная чистота героини преобразила Эраста: «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которыми прежде упивались его чувства».

Идиллические отношения «пастушка» и «пастушки» продолжались до тех пор, пока Лиза не сообщила возлюбленному о сватовстве к ней сына богатого, после чего они, обезумев от страха потерять друг друга, переступили грань, отделяющую «платоническую любовь» от чувственной, и при этом Лиза оказывается несравненно выше Эраста, она полностью отдаётся новому для себя чувству, тогда как он пытается осмыслить произошедшее, по-новому посмотреть на любимую девушку. Замечательная деталь: после своего «падения» Лиза боится, чтобы «гром не убил меня как преступницу!» Произошедшее роковым образом сказалось на отношении Эраста к Лизе: «Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы». Именно этим вызван его обман: он пресытился Лизой, ее чистой любовью, кроме того, ему нужно было поправить свои материальные дела выгодной женитьбой. Попытка его откупиться от Лизы описана автором с потрясающей силой, а слова, которыми он фактически изгоняет Лизу из своей жизни, говорят о его подлинном отношении к ней: «Проводи эту девушку со двора», — приказывает он слуге.

Самоубийство Лизы показано Карамзиным как решение человека, для которого жизнь закончена прежде всего потому, что его предали, он не в состоянии жить после такого предательства — и делает страшный выбор. Страшный для Лизы еще и потому, что она — набожна, она искренно верит в Бога, и самоубийство для нее — это страшный грех. Но ее последние слова о Боге и о матери, она ощущает свою вину перед ними, хотя изменить что-либо она уже не в силах, слишком страшная жизнь ее ожидает после того, как она узнала о предательстве человека, которому верила больше, чем себе…

Образ Эраста в повести «Бедная Лиза» показан автором как образ сложный и противоречивый. Он по-настоящему любит Лизу, он старается сделать ее счастливой и это ему удается, он наслаждается своим чувством к ней, теми новыми для себя ощущениями, которые вызваны этим чувством. Однако он так и не может преодолеть в себе того, что, вероятно, можно было бы назвать влиянием света, светские условности до какого-то предела им отметаются, но потом он снова оказывается в их власти. Можно ли осуждать его за его охлаждение к Лизе? Могли бы герои быть счастливы вместе, если бы этого охлаждения не было? Новаторством в создании художественного образа Карамзиным можно считать изображение душевных страданий Эраста, который выгоняет Лизу из своей новой жизни: здесь «злодейский поступок» героя переживается им самим настолько глубоко, что автор не может осудить его за этот поступок: «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык моё не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Да и финал повести даёт нам возможность увидеть, что герой страдает от содеянного им: «Эраст до конца жизни своей был несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Сентиментализму присуща определённая «чувствительность», которой отличается и сам автор повести. Современному читателю такие глубокие переживания могут показаться странными, однако для времени Карамзина это было подлинное откровение: столь полное, глубочайшее, погружение в мир душевных переживаний героев становилось для читателя способом познать и самого себя, приобщение к чувствам других людей, талантливо описанным и «прожитым» автором повести «Бедная Лиза», делало читателя духовно богаче, открывало ему новое в своей собственной душе. И, наверное, в наше время горячее сочувствие автора своим героям не может оставить нас равнодушными, хотя, конечно, и люди, и времена очень сильно изменились. Но во все времена любовь остаётся любовью, а верность и преданность всегда были и будут чувствами, которые не могут не привлекать к себе души читателей.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Лизы в произведении «Бедная Лиза»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

Образ Лизы из повести русского писателя-сентименталиста Н. Карамзина «Бедная Лиза» являлся источником вдохновения для многих писателей последующих поколений. В Лизе впервые в литературе Н. Карамзин изобразил чистую, непорочную и искренне любящую крестьянскую девушку, что было немыслимо для литературы второй половины XVIII века.

«Бедная Лиза» – это повесть, поражающая нас глубиной своих чувств. Это небольшое произведение описывает нам историю любви между бедной крестьянской девушкой Лизой и дворянином Эрастом. Лиза мгновенно полюбила этого доброго, молодого человека. И ее чувство не осталось безответным.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: