Сочинение Недоросль — против каких пороков направлено произведение Фонвизина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Против каких пороков направлено произведение Недоросль

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» имеет сатирическую направленность и высмеивать многие пороки современного ему общества.

Центром концентрации и зарождения пороков является госпожа Простакова и ее брат Скотинин. Они противостоят Софье, ее дядюшке, Стародуму, Милону, возлюбленному Софьи.

Госпожа Простакова считает, что в современном мире при ее положении вовсе не обязательно уметь читать, писать. Ее мировоззрение состоит в том, что образование не нужно вовсе. Свое видение жизни она передает своему сыну, Митрофану.

Митрофан в переводе на русский язык означает «подобный матери». Имена и фамилии значат очень многое в комедиях классицизма. Действительно, Митрофан очень похож на госпожу Простакову, но представляет собой худшую версию. Это ленивый молодой человек, которому принадлежат следующие слова:« Не хочу учиться, а хочу жениться!». Действительно, Митрофан не хочет получать знания, хотя к нему ходят учителя по арифметике, закону божьему и другим дисциплинам. Он, как и его мать, относится к этому как к простой формальности. В дворянской среде принято, чтобы к сыновьям ходили заниматься учителя. Успехи в обучении у Митрофана были весьма посредственные.

Из-за недостатка образования и знаний, жизненные стремления у госпожи Простаковой и ее брата были весьма низменные. Этим был обусловлен и их характер. Это склочные, злые, грубые, жестокие мстительные герои. Таким образом, автор подчеркивает положительное влияние знания на человека.

Госпожа Простакова хотела женить своего сына на Софье, богатой сиротке. Ей думалось, что тогда Митрофан обретет не только богатство, но и положение в обществе. Скотинин в этот раз не был солидарен с сестрицей. Он не хотел выдавать племянника за богатую невесту. Скотинин хотел сам жениться на Софье, в то время как девушка была влюблена в Милона. Эта ситуация стала причиной конфликта.

В конце концов побеждает сторона добра, знаний. Госпожа Простакова сама пострадала от своей ограниченности и глупости. Она не только потеряла имение, но и сына, который ей нагрубил в конце пьесы.

Модель воспитания Простаквой потерпела фиаско. Эта модель состояла из потакания капризам, облегчения жизни и лени, отсутствия прививания хороших привычек и качеств. По сути, Простакова вовсе не воспитывала сына. Своими действиями она погибла и себя, и его. Ведь такой Митрофанушка совершенно не приспособлен к жизни в обществе.

В чем суть концовки

Смысл последней реплики Стародума в «Недоросле» заключается в том, что Простакова пожинает плоды своего воспитания. У нее вырос эгоистичный, корыстный, ленивый сын. Он никого не любит, кроме себя. Поэтому неудивительно, что Митрофан отказывается помогать матери. Стародум утверждает, что от юноши не будет проку на службе. Фонвизин на примере недоросля показал моральный упадок дворянского сословия. Воссоединением Софьи и Милона писатель показал победу здравого смысла над невежеством.

Удивительно, насколько проблемы, поднимаемые в классических произведениях 19-20 веков, актуальны во все времена. Хорошо бы смысл «Недоросля» заставлял задумываться современных родителей. Ведь сегодня и тут и там растут «Митрофанушки», имеющие все блага по щелчку пальцев, считающие лишь материальное ценным. Достойные плоды злонравного воспитания.

Чему учит комедия

Во время чтения произведения автор заставляет задуматься о том, как важно быть образованным человеком в суровой современности. Глупость и невежество оказывают влияние на жизнь людей, так как они не могут принимать правильные решения и достигать целей. Из-за своего халатного отношения ко всему Простаковы потеряли жилье, поэтому больше не могли вести праздный образ жизни.

В этом произведении кратко затрагивается тема уважения к ближним, и автор учит своих читателей, что нужно заботиться и уважать родных людей, так как семья считается самым ценным в жизни человека.

Нужно понимать возможности близких и прислушиваться к их проблемам.

Краткое содержание и смысл комедии Недоросль

В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» фамилии героев имеют смысл. Автор с помощью такого приема раскрыл характер персонажей. «Звучные» фамилии — особенность классического стиля в литературе.

Главные герои

Фонвизин тонко и точно подмечает недостатки героев с помощью их фамилий:

  • Вральман — обманул окружающих и притворился светским человеком.
  • Госпожа Простакова — глупая, деспотичная, корыстолюбивая барыня. Балует своего сына и мечтает женить его на Софье.
  • Митрофан — сын Простаковой, недоросль 16 лет. Невежественный, ленивый, грубый юноша.
  • Правдин — государственный служащий, представитель образованного дворянства. Приехал разобраться с беспорядками в деревне Простаковой.
  • Стародум — богатый дворянин с высокими моральными принципами. Честный человек, всего добился сам. Единственный родственник Софьи и ее опекун.
  • Софья — добрая, умная девушка. Живет у Простаковых, племянница Стародума. Любит Милона.
  • Милон — храбрый офицер с высокими представлениями о морали. Хочет сделать предложение Софье.
  • Скотинин — брат Простаковой. Малообразованный мужчина, везде ищущий выгоду.

Сюжет

Малообразованная госпожа Простакова души не чает в своем сыне Митрофанушке. Она старается уберечь его от любых трудностей. Даже в учебе барыня видит вред, и советует сыну учиться «для вида». Из-за такого воспитания Митрофан вырастает невежественным, ленивым, любящим праздно проводить время.

В доме Простаковых проживает девушка по имени Софья. Она — сирота, ее единственный родственник и опекун, Стародум, уехал в Сибирь. От него давно не было вестей, поэтому госпожа Простакова решила выдать Софью замуж за своего брата, Тараса Скотинина. Но Скотинин не любит девушку — его больше интересует ее приданое.

От Стародума приходит весточка: он сделал племянницу своей наследницей. Простакова меняет свои планы: теперь она хочет женить на ней Митрофана. В деревню приезжают солдаты. Постоялец Простаковых, чиновник Правдин, встречает своего давнего знакомого, офицера Милона.

Правдин рассказывает, что он приехал с тайной проверкой имения. Милон надеется встретить свою возлюбленную. Ей оказывается Софья, которая рассказывает о планах Простаковой. Неожиданно в деревню приезжает Стародум. Он хочет забрать племянницу в Москву, потому что нашел ей жениха.

Простакова пытается убедить Митрофана взяться за учебу. Но молодой дворянин не слушает ни маму, ни своих учителей, Кутейкина и Циферкина. Немец Вральман говорит, что не стоит учиться — от образования пользы нет.

Тем временем Стародум узнает, что выбранный им жених — это Милон, возлюбленный Софьи. Он благословляет молодых. Простакова узнает о намерении постояльцев уехать в Москву. Барыня решает похитить Софью, но ее планам мешает Милон. Офицер делает предложение девушке, и она отвечает согласием.

Правдин получает извещение о том, что деревня Простаковых переходит под его попечительство. Барыня в отчаянии, но ее утешает присутствие Митрофанушки. Но сын грубит ей, что очень расстраивает женщину. Правдин предлагает ему пойти на службу. Молодой дворянин соглашается, еще сильнее огорчая свою матушку.

На заметку! Стародум подводит итог истории фразой: «Вот злонравия достойные плоды!». В этой фразе и заключен основной смысл «Недоросля».

Характеристика героев

Митрофан Терентьевич Простаков — необразованный и ленивый юноша. Он настоящий маменькин сынок, так как зависит от мнения матери и всегда её слушается. Родители любят своего сына и называют умным и способным, хотя он таким не является. Герой обладает определёнными чертами характера, позволяющими составить его полноценный образ:

  • избалованный;
  • хитрый;
  • капризный;
  • эгоистичный.

Простаков неуважительно относится к учителям, неохотно выполняет задания и часто на них жалуется матери. Митрофанушка жестокий и малодушный человек, поэтому во сне спокойно смотрит на то, как его мать избивает отца. Он является эгоистичным человеком, так с презрением относится к няне и к родителям. Простаков не привык терпеть отказы, поэтому грозится покончить жизнь самоубийством, чтобы получить желаемое.

Главный герой — глупый человек, но его это не пугает, так как он думает, что родители и крестьяне смогут обеспечивать его до конца жизни. На протяжении 4 лет Митрофан изучает разные науки, но его уровень знаний не повышается, так как он не прилагает усилий к учёбе.

Несмотря на юный возраст, юноша хочет жениться, поэтому родители ищут ему знатную невесту с большим состоянием. Герой хорошо относится к свиньям. В этом произведении Митрофана можно отнести к группе отрицательных персонажей.

Госпожа Простакова — немолодая дворянка, грубая помещица. Жестоко обращается с крестьянами, ругая за каждую провинность и отбирая у них всё ценное. Она гордится тем, что произошла из древнего дворянского рода Скотининых. Женщина постоянно ругается и обзывает крепостных, а также дерётся со слугами. Простакова обладает злым нравом, бешено ведёт себя с людьми и не любит никого, кроме себя и Митрофана.

Героиня умеет лицемерить ради получения выгоды, притворяясь доброй и ласковой. Простакова является необразованной женщиной, поэтому не заставляет сына прилагать усилий к учёбе. Учит сына быть эгоистом и ни с кем ничем не делиться. За сына готова подраться даже с родным отцом.

Господин Стародум — 60-летний отставной офицер, который служил при императорском дворе. Заработал целое состояние, благодаря честному труду, без воровства и лицемерия. Герой является искренним и добрым человеком, хотя некоторые люди считают его угрюмым и неразговорчивым. Стародум не любит дурных людей, которые портят жизнь другим. У мужчины нет нормального образования, но при этом он умный человек. Он ценит в людях милосердие и честность, поэтому не смотрит на чины и материальное состояние.

Герой с любовью вспоминает об отце и благодарит его за воспитание. Мужчина является приверженцем старых ценностей и обычаев со времён Петра I и с презрением относится ко времени правления Екатерины II, осуждая дурные качества общества. Он никогда не лицемерил людям с высшими чинами ради того, чтобы получить выгоду, так как для него было важно сохранить непорочную душу.

Стародум относится к группе положительных персонажей, так как ставит моральные качества выше богатства и власти.

Проблема воспитания молодых дворян

Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.

Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.

Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук. За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.

Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.

Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.

Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.

Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.

Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость. Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей. Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.

Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.

Критика пьесы

Многие критики разбирались в своих статьях c проблемами, которые поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», так как эта пьеса была уникальна и отражала проблемы дворянства. Например, так выразил мнение о комедии Николай Васильевич Гоголь: «Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… <?…> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души…»

Проблема крепостного права

Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного. Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна. Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.

Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.

Виновником происходящих событий Фонвизин считает не воспитание, а рабство, растлевающее и развращающее помещиков. От нынешних дворян, по его мнению, не осталось ничего человеческого. Для них чужды такие понятия, как честь, достоинство, порядочность, человечность.

Именно крепостное право превратило помещиков в тиранов и монстров. В финале комедии добро и справедливость восторжествуют. Помещиков лишат права владеть крепостными, а именье будет находиться под опекой государства. Конфликт разрешен.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: