Образ Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Александр Сергеевич Пушкин очень тонко обыгрывает бунт маленького человека в поэме «Медный всадник». В основе произведения лежит конфликт обыкновенного столичного жителя и государства, которое предстаёт в образе памятника Петру I. Монументальная фигура царя — это власть, беспощадная по отношению к простым людям. Евгений — обедневший дворянин с непростой судьбой и проблемами, олицетворяющий собой народ.

Характеристика Евгения

Молодой человек живёт в маленькой съёмной квартире. Зарабатывает мало, но особо и не стремится к богатству.

Евгений

Существуя в своём маленьком мирке, он не интересуется ничем вокруг, а просто «Живёт в Коломне: где-то служит…»

.

Иногда, всё же мечтает «…что мог бы бог ему прибавить ума и денег»

.

Происхождение и фамилия

Чтобы подчеркнуть незначительность персонажа Евгения, автор не указывает его «прозванья»

, то есть фамилии
«…хотя в минувши времена оно, быть может, и блистало…»
. Молодой человек совершенно не интересуется своей роднёй и не скучает по малой родине.

Описание внешности

В начале поэмы Евгений предстаёт молодым, здоровым человеком, полным надежд на будущее.

После трагедии, случившейся с любимой девушкой, он превратился в бездомного оборванца «…одежда ветхая на нём рвалась и тлела…»

.

Род занятий

Евгений уже два года служил мелким чиновником. Особых высот не добился, часто размышлял «…о том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь…»

. В мечтах часто перепрыгивал с одного на другое, поэтому особых планов не имел.

Любовь в жизни Евгения

Молодой человек хотел жениться на девушке из бедной семьи Параше. Накануне наводнения в мечтах он размышлял, как будет жить с молодой женой и детьми «…местечко получу, Параше препоручу семейство наше и воспитание ребят… »

. В разлуке из-за стихии, Евгений скучал по своей любимой.

В) Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

Сложен образ Евгения. Евгений — бедный чиновник, представитель столичной мелкоты, тех городских низов, для которых наводнение как раз и ужаснее всего. И в то же время в образе Евгения характерно отразились напряженные историко-политические размышления Пушкина на тему о русском дворянстве, которые нашли место в его многочисленных заметках, планах, набросках, наконец, В ряде произведений тридцатых годов. Евгений, подобно самому поэту, выходец из того феодального «старинного дворянства», которое в результате централизующей государственной политики Петра «упало, — говоря словами Пушкина, — в неизвестность»: «обеднело», «пришло в упадок», «составило род третьего сословия». И поэт считает необходимым довести это до сведения читателей, представляя им своего героя: * Прозванья нам его не нужно, * Хотя в минувши времена * Оно, быть может, и блистало, * И под пером Карамзина * В родных преданьях прозвучало; * Но ныне светом и молвой * Оно забыто. Все это определяет то сложное историческое и социальное обобщение, которое стоит за «мятежом» Евгения, следующим сразу же после лирического отступления Пушкина. Кулак на Медного Всадника сжимает не только петербургский бедняк, счастье и жизнь которого разбиты в щепы выбором места для новой столицы, но и «темный потомок» «некогда знатного, боярского рода», мститель за обиды «униженных» и «раздавленных» Петром предков. «Мятеж» Евгения — основное содержание его второй встречи с Медным Всадником — дан с еще большей, чем все предшествующее, пластической выразительностью и силой. Сперва, как и во время первой встречи, Евгений находится позади Медного Всадника, который и теперь обращен к нему спиною. Затем, после того как «прояснились в нем страшно мысли», Евгений обходит памятник кругом и оказывается перед Медным Всадником лицом к лицу. Там — Евгений и Медный Всадник были поставлены друг около друга, здесь — друг против друга. Там — сопоставление, здесь — противопоставление, конфликт. * Кругом подножия кумира * Безумец бедный обошел * И взоры дикие навел * На лик державца полумира. * Стеснилась грудь его. * Чело К решетке хладной прилегло, * Глаза подернулись туманом, * По сердцу пламень пробежал, * Вскипела кровь. * Он мрачен стал * Пред горделивым истуканом * И, зубы стиснув, пальцы сжав, * Как обуянный силой черной, * «Добро, строитель чудотворный! * Шепнул он, злобно задрожав,- Ужо тебе!..» Слово «ужо» весьма выразительно как по своей стилистической, сугубо просторечной, окраске, так и по своей семантике (значит «потом», «позже» и вместе с тем зачастую употребляется как угроза мести, наказания). И в «Ужо тебе!..» Евгения заключено в высшей степени значительное историческое и политическое содержание. О характере его можно судить по следующему. Издавна установилась, встречается уже в русской публицистике XVI века, символика коня и всадника: народ и царь (см. басню Крылова «Конь и Всадник», впервые опубликованную в 1816 году и в издании 1825 года поставленную на первом месте; см. аналогичное сравнение в пушкинском «Борисе Годунове» — в диалоге Басманова с Борисом). Эта же символика прямо выражена в пушкинском «Россию поднял на дыбы». На фальконетовском памятнике Петру конь и всадник слиты воедино. Но в поэме Пушкина между ними проводится и тонкое различение: в отличие от «горделивого» всадника, коню придан эпитет «гордый»; о всаднике сказано в прошедшем времени: «Россию поднял…», о коне — в настоящем и будущем: «Куда ты скачешь…» и «где опустишь…» В связи с этим особую выразительность приобретает рисунок фалькокетовского памятника Петру, набросанный Пушкиным в его черновых тетрадях примерно около этого же времени. На рисунке — скала; на ней — конь; но всадника на коне нет. * В ответ на слова Басманова: * Всегда народ к смятенью тайно склонен: * Так борзый конь грызет свои бразды * По что ж? Конем спокойно всадник правит * царь Борис отвечает) * Конь иногда сбивает седока. Па рисунке Пушкина гордый конь сбил горделивого седока. Это, несомненно, бросает яркий свет и на «Ужо тебе!..» Евгения. Но восклицание-угроза Евгения-прозрение в далекое будущее.’ Что же касается «мятежа» Евгения — это еще только бунт «частного» против «общего», причем — самое главное — бунт во имя только «частного». Поэтому «бунт» Евгения — бунт одиночки, безумный и безнадежный протест, не только неизбежно, но и законно обреченный на неудачу. И все это тоже выражено с необыкновенной пластичностью, в ярких и живых художественных образах «Медного Всадника» — гармонической пере кличкой начала поэмы с ее концом.

Г) Образ Петра в поэме.

В центре поэмы — личность Петра I, великого преобразователя, деятельность которого постоянно интересовала поэта, потому что петровская эпоха — один из крупных поворотов в истории России.

Поэма «Медный всадник» — грандиозное философское раздумье Пушкина о поступательном ходе истории. Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развертывается сюжет «петербургской повести». В нем дан величественный образ Петра — преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения, — укрепление русского государства на берегах Балтийского моря.

Петр выступает здесь и как покоритель самой природы, ее стихий, и как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него веками царили «на берегу пустынных волн».

а, Петр поднял Россию на дыбы, но и на дыбу одновременно. Самодержец и самодур. Человек власти, этой властью развращенный, употребляющий ее на великое и низкое. Великий человек, унижающий достоинство других людей. Герцен писал: «Петр I — самый полный тип эпохи или призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего, он начал нашу каторжную работу истории, продолжающуюся полтора века и достигнувшую колоссальных результатов». Слова эти можно поставить эпиграфом к «Медному всаднику».

В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.

Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить Петербург, который затмил даже Москву. Петербург и поныне воспринимается как памятник Петру Великому.

Но все-таки Петр поступил иррационально и несколько необдуманно, построив город не в самом благоприятном месте. Он не смог до конца покорить стихию буйной реки. И она уже не раз проявляла свой нрав. Так и в судьбе Евгения Нева сыграла роковую роль.

Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью, людей, не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Маленького человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.

В поэме Евгений встречается с Медным всадником — образом Петра, который за минувшее время претерпел изменения. Из царя-реформатора он превратился в каменного истукана, при виде которого невольно начинаешь испытывать тревогу. И для Евгения эта встреча оказалась плачевной. Ему начинает казаться, что Медный всадник пытается его догнать и уничтожить.

Таким образом, Петр имеет несколько воплощений, но некоторые из них могут сломать и погубить «маленького» человека.

Жизнь Евгения после трагедии

Наутро после наводнения несчастный нашёл место повыше, чтобы рассмотреть, сохранился ли дом любимой девушки на окраине. Сидя на каменном льве, он видит только высокие волны и от волнения не может сдвинуться с места.

Как только немного спала вода, Евгений, наняв лодочника, плывёт на берег залива, но не находит знакомого дома: «И, полон сумрачной заботы, всё ходит, ходит он кругом, толкует громко сам с собою…»

.

Поняв всю глубину своей трагедии, молодой человек повредился рассудком: «Ужасных дум безмолвно полон, он скитался»

. Недели, и месяцы, бедный Евгений бродил по улицам.

Он «…спал на пристани; питался в окошко поданным куском…», «И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек. Ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мёртвый…»

.

Евгений и Медный всадник

Однажды он очутился в том месте, откуда с тоской наблюдал за наводнением в тот жуткий день. Памятник Петру по-прежнему смотрел вдаль, не интересуясь жизнью «мелких» людей.

Медный всадник

Сознание Евгения вдруг прояснилось, и он всё вспомнил. Осуждение «…того, чьей волей роковой под морем город основался…»

закипело в сердце:
«Добро, строитель чудотворный! – шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..»
.

И тут Евгению почудилось, что ожил Медный всадник, рассердился на него. В страхе, что его преследует грозный властелин, всю ночь убегал несчастный от своих видений.

Бунт и душевный протест

После случившегося в поэме «Медный всадник» образ маленького человека начинает меняться. Евгений бесцельно бродит по улицам города, ставшего для него чужим и враждебным. Сама судьба приводит его на Сенатскую площадь, где он видит памятник Петру. В воспалённом сознании несчастного «кумир с простёртою рукою» становится виновником его бед и несчастий.

Он осмеливается грозить самодержцу, бросая вызов всему государству, которому нет дела до простых людей. Эта сцена заканчивается тем, что Евгению кажется, будто «мощный властелин судьбы» обращает на него свой взор. Испугавшись собственной дерзости, «маленький человечек» убегает с площади.

Безумцу кажется, что медный исполин его преследует, ему повсюду слышится топот копыт. Это привело к душевному надлому главного героя.

Пушкин отмечает, что когда Евгению приходилось проходить мимо памятника, он чувствовал смятение и всегда снимал картуз, выражая покорность своей судьбе.

Бунт главного героя демонстрирует высшую духовную силу этого скромного человека. Он осмеливается бросить вызов самодержцу и понимает, почему Петру нет дела до его проблем. Ночная погоня Медного всадника лишь убеждает Евгения в том, что одиночное неповиновение ничего не исправит, только навлечёт на него гнев. Герой выбирает путь смирения и вскоре умирает на пороге своего полуразрушенного дома.

Отношение автора к герою

Пушкин в начале поэмы намекает, что Евгений – человек незначительный. Он даже не даёт себе труда придумать новое имя, а просто берёт то, с которым «…перо к тому же дружно. Прозванья нам его не нужно…»

.

Евгений

После перенесённых потрясений герой вызывает чувство жалости у автора: «…но бедный, бедный мой Евгений…»

. Описывая конфликт между простым человеком и государством, Александр Пушкин говорит о том, что один не может противостоять грозной силе и заставляет читателя сочувствовать, сопереживать за разбившиеся мечты и надежды.

Краткое описание главного персонажа поэмы и его биографии, сопровождаемое большим количеством цитат, поможет в написании сочинения на тему «маленького» человека и для внеклассного чтения.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: