Значение пословицы
Начать рассуждение ученику лучше с объяснения того, как он понимает само выражение и какой смысл в него вкладывает. Для этого можно опираться на общеизвестные факты и включить собственные мысли. В общем виде это может выглядеть так.
Полностью поговорка звучит, как «Береги платье снову, а честь смолоду». И если первую часть понять легко (действительно, проще сразу аккуратно обращаться с вещами, чем потом отстирывать пятна и зашивать дырки), то вторую не всегда можно интерпретировать однозначно.
«Береги честь смолоду» — это пословица, смысл которой в том, чтобы не совершать поступков, оскорбляющих человеческое достоинство. Таким образом, достойное поведение нужно не столько для того, чтобы сохранить хорошую репутацию в обществе, сколько для собственного спокойствия.
Когда у человека есть хорошие, благородные принципы, которым он неукоснительно следует, он легче делает выбор, а, значит, лишён длительных и изнурительных душевных метаний. Он знает, как правильно, и следует этому, несмотря ни на какие преграды и даже угрозы. Такой человек порой пренебрегает даже смертельной опасностью, если в этом возникнет необходимость, и уж тем более не станет жертвовать своей честью ради личной выгоды.
Вот и получается, что лучше всегда поступать в соответствии со своими принципами, чем потом отстирывать пятна на репутации и зашивать дырки на сердце. Совсем как с платьем.
Береги честь смолоду – пословица, значение
Часто возникает вопрос – чьи слова: «береги честь смолоду»? Полная пословица появляется в эпиграфе «Капитанской дочки». Многие полагают, что ее автором является Александр Сергеевич. На самом деле это народная мудрость, которая передается из поколения в поколение. Автор пословицы неизвестен.
Историю фразы удается отследить с 124 века нашей эры. Тогда она звучала иначе: «Стыд и честь – как платье, чем больше потрепаны, тем бесчестнее к ним относишься». Это слова философа Луция Апулея. Поколения много раз перефразировали крылатое выражение, но его суть сохранилась до сегодняшнего дня.
Смотри также: Образ Гринева в «Капитанской дочке»: описание, характеристика
Понятие чести
С принципами всё понятно, но все ли они подходят понятию чести? А если по своим представлениям человек, например, считает себя лучше других и высокомерен в общении? Или, того хуже, считает возможным принести другим вред?
Тогда, конечно, ни о какой чести речи не идёт. Ведь этим понятием обычно обозначают достойные уважения и гордости качества человека. И хотя его можно считать относительным, это чувство изначально присуще человеку, и люди интуитивно определяют его как честность, благородство и здоровье души и чистую совесть. О тех, кто соответствует такому определению, ещё могут сказать, что они готовы последнюю рубаху отдать ради других.
«Береги честь с молоду!» А зачем?
Стоит ли заботиться о том, чего никому не видно? На людях можно играть в смелость и благородство, но полезны ли эти качества? Современный мир не предполагает заботы о ком-то, кроме себя. От родителей, воспитателей, учителей мы слышим, что мир жесток, и нужно бороться, буквально «идти по головам». О каких же достоинстве и чести может идти речь в данном случае?
Школьники, изучая классические произведения и натыкаясь на фразу «Береги честь с молоду», значение ее не улавливают. «Честь нынче не в чести», — шутит молодежь, готовясь идти в бой с жизнью и соперниками за место под солнцем.
Аргументы из литературы
Итак, после того как объяснена собственная позиция, её нужно аргументировать. Для этого прекрасно подходят литературные источники.
Гринев и Швабрин Пушкина
В 1836 году была опубликована повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения рассказывает историю романтической любви Марии Мироновой и Петра Гринева на фоне страшного и кровавого времени для России — восстания Емельяна Пугачёва.
Пара не сразу обрела счастье, сначала им пришлось пройти через серьёзные испытания, одним из которых явилась влюблённость в главную героиню Алексея Швабрина. Молодые люди сошлись в дуэли, закончившейся ранением Петра, а потом в разгар бунта оказались в противостоящих друг другу войсках.
К перипетиям сюжета отлично подходит пословица, выбранная автором в качестве эпиграфа, «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин олицетворяют противоположные друг другу характеры:
- Первый готов умереть, но не предать, такой наказ ему ещё отец дал.
- Второй на всё пойдёт ради спасения собственной жизни.
Время проявить себя и сделать нравственный выбор произошло при трагических обстоятельствах. Честь офицера и человеческое достоинство проявил Пётр, отказавшийся присягнуть Пугачёву и служить в его войске, хотя за это на его глазах казнили капитана и коменданта крепости. Такая же печальная участь не постигла героя только из-за его старого нечаянного знакомства с Емельяном, которому он помог, когда тот был ещё никому не известным беглым казаком.
Швабрин поддался инстинкту самосохранения, отрёкся от присяги на верность отечеству и императрице и пошёл в войско противника. Для него это не было унизительным.
Свою низость по ходу сюжета он продемонстрировал ещё не раз:
- Разработал план, чтобы силой заставить стать его женой Машу Миронову, которую в итоге спас Пётр, получивший от неё записку.
- Попав в тюрьму вместе с соперником, сделал донос на него.
Но благородство и честность всё равно одержали верх над низостью и предательством. Гринев пережил всё, не уронив своего достоинства, не нарушив слова присяги и не изменив принципам, и в итоге получил свободу и любовь Маши. Он выполнил свой долг, сохранил верность отечеству, но не думал о награде, а только хотел быть честным перед самим собой.
Лиза и Эраст Карамзина
Следующий аргумент можно привести на основании сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Её содержание раскрывает тему чести и бесчестия по отношению к любимым.
Завязка произведения заключается в неожиданно вспыхнувшей любви дворянина Эраста к крестьянке Лизе. Для всегда ветреного молодого человека это настолько ново, что он думает оставить светское общество ради возлюбленной.
Испытывающая не менее сильное чувство девушка отдаётся во власть Эраста, но вопреки её ожиданиям, он не оказывается человеком чести. Легко расставаясь с деньгами и не умея при этом зарабатывать на жизнь, дворянин проигрывает своё состояние в карты.
Выход из положения есть, и он заключается в свадьбе с богатой вдовой, но Эраст связан словом Лизе. Тем не менее от узнавшей обо всём девушки он решает просто откупиться. Предложение денег вместо любви обнажило всю глубину малодушия, безволия и эгоизма молодого человека, одним словом, бесчестие.
Лиза же поняла, что сделала ошибку, не уберегла честь, отдавшись непорядочному человеку, и заплатила за это собственной жизнью.
Чичиков Гоголя
О бесчестии ради наживы рассказал Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души». Её герой Павел Иванович Чичиков, как и Пётр Гринёв, свято соблюдал наказ отца, но у того он был другим. Родитель посоветовал беречь копейку и это с детства повлияло на Павла. Стремясь преумножить состояние, он совсем забыл о чести:
- Будучи маленьким, продавал своим одноклассникам еду.
- Повзрослев, провернул аферу с «мёртвыми душами». Не гнушаясь ради достижения цели не только подкупом, но и умалчиванием или обманом.
Не в лучшем свете выглядят и помещики, ради собственной выгоды вступившие в сделку. Они не думают ни о своей, ни о чьей-либо ещё чести, видя только способы улучшения своего материального состояния. Описаны в произведении и чиновники, пользующиеся своим служебным положением и берущие у посетителей взятки.
Персонажи других произведений
Также примеры можно взять и из других произведений. Среди них:
- Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин принял участие в неоднозначной дуэли, не допустив осуждения себя светом, но погубив жизнь молодого поэта. Татьяна отказалась от любви, чтобы сберечь честь своей семьи.
- Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Чиновники здесь не стесняются брать взятки. Хлестаков, принятый за ревизора, с радостью пользуется бесплатными благами.
- Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий запятнал честь, предав своих родных ради возлюбленной. Остап и Тарас остались верны казачьему слову.
- Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Мальчик остался в темноте охранять воображаемый склад, потому что пообещал это подросткам в игре.
- Рассказ А. Чехова. «Доктор». Осип Степанович Дымов ценой собственной жизни спас пациента, оставшись верен врачебному долгу.
Капитанская дочка, или Как беречь смолоду честь — протоиерей Александр Ильяшенко
Подчас классическая литература блестяще подсказывает нам решение очень важных и глубоких духовных проблем. В качестве примера приведем повесть A. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это одно из лучших произведений мировой словесности — совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки еще не готовы к правильному восприятию этой повести. Кроме того, еще с советских времен у нас сохраняется «классовый» подход к литературным героям, что, естественно, резко искажает смысл произведения.
Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то нельзя не поразиться, насколько глубоко охвачены в ней вопросы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял эпиграфом русскую пословицу «Береги честь смолоду». Что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей — все это можно очень хорошо изучить по замечательной повести нашего классика.
Конечно, Пушкина пересказывать невозможно, его надо читать, тем не менее давайте кое-что вспомним. B основе повести лежат воспоминания пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, записанные им во времена царствования императора Александра I и посвященные восстанию Пугачева, в котором по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие и семнадцатилетний офицер Петр Гринев.
Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (а это был не кто мной, как мятежный донской казак Пугачев) с поклоном благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.
Машеньке Мироновой автор отвел в повести сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, ее необыкновенно прекрасная душа, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней произведения. Офицер Швабрин препятствует любви Маши и Петра, плетет интриги. Маша же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистой душой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!»
Вскоре крепость захватывают мятежники. Сколь ярко Пушкин описывает, как во время бунта проявляются высокие качества одних людей и низость других! Родители Маши, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются служить Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести. Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. «Обещаешься ли служить мне с усердием?» — спрашивает он. Гринев же не только не присягает ему, но даже не обещает Пугачеву не идти против него: «Голова моя в твоей власти… отпустишь меня — спасибо, казнишь — Бог тебе судья».
«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают бунтовщика, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась осиротевшая Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.
Резким диссонансом является образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником. Воспользовавшись тем, что Пугачев назначил его комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, снова получив отказ, заточает непокорную девушку в неволю. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств, уже вместе с Пугачевым едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, пытается не пустить их к девушке, но Пугачев выбивает дверь. «На полу в крестьянском оборванном платье сидела Mapия Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей. Указывая на Швабрина, Маша с достоинством произносит: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». Какая твердость, какое благородство, ведь она даже ни единым словом осудила Швабрина! Она мола бы сказать, например: «Я никогда не буду женою этого подлеца!» — имея на это полное право.
Наш великий соотечественник и современник описываемых событий полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Вот какое отношение было тогда к чести, к девичьей чести в особенности.
Капитанская дочка явила нравственную высоту и красоту своей души. Ее родителям удалось вложить в сердце дочери правила доброй жизни: целомудрие, чистоту мыслей, честность, мужество. Когда позднее оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта скромная провинциальная девушка, в своей жизни ничего, кроме Белогорской крепости, не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания Петра Андреевича.
Пушкин гениально описывает, как это могло быть. В летнем саду Маша встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда.
«Вы просите за Гринева? — изумленно спросила дама, прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.
— Как неправда?»
Маша «с жаром рассказала» свою историю. Видя искренность и удивительную чистоту девушки, императрица (а это была она) поверила ей на слово. «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую государыню и изменить судьбу своего возлюбленного, к которому она испытывала глубокую и целомудренную любовь. Вот что такое чистота и вот какой необыкновенной силой она обладает!
Из книги протоиерея Александра Ильяшенко «Исповедь, или Как подготовить детей к Таинству Покаяния». Издательство Московской Патриархии, 2017
Грамотное завершение сочинения
Вдохновляющие, героические примеры из мировой литературы демонстрируют, почему смолоду надо беречь честь. И одновременно с этим рисуют низкий облик тех, кто пренебрегает этим. Конечно, в них описаны далеко не ординарные, сложные ситуации, во многих из них выбор был действительно серьёзен и очень важен.
Тем более строго нужно относиться к своим нравственным качествам в повседневной жизни. Ведь честь — это не осуждать других за спиной, не лгать, не делать кому-то плохо ради своей выгоды, с любовью, пониманием и терпением относиться к окружающим, не только людям, но и животным. Так что совсем не обязательно подвергаться смертельной опасности за отказ присягать врагу, чтобы прослыть достойным человеком.
🗹