Образ города Калинова
Город Калинов возникает в пьесе «Гроза» Островского как царство «неволи», в котором живая жизнь регламентирована строгой системой обрядов и запретов. Это мир жестоких нравов: зависти и корысти, «разврату темного да пьянства», тихих жалоб и невидимых слез. Течение жизни здесь сохранилось таким же, как сто и двести лет назад: с истомой жаркого летнего дня, чинными повечериями, праздничными разгулами, ночными свиданиями влюбленных пар. Полнота, самобытность и самодостаточность бытия калиновцев не нуждается ни в каких выходах за свои пределы, — туда, где все «неправильно» и «по-ихнему все напротив»: и закон «неправедный», и судьи «тоже все неправедные», и «люди с песьими головами». Толки о давнем «литовском разорении» и о том, что Литва «на нас с неба упала», раскрывают «историософию мирян»; простодушные рассуждения о картине Страшного суда — «богословие простецов», примитивную эсхатологию. «Закрытость», удаленность от «большого времени» (термин М.М. Бахтина) — характерная черта города Калинова.
Всеобщая греховность («Нельзя, матушка, без греха: в миру живем») — сущностная, онтологическая характеристика калиновского мира. Единственный способ борьбы с грехом и обуздания своеволия видится калиновцам в «законе быта и обычая» (П.А. Марков). «Закон» обузил, опростил, подмял под себя живую жизнь в ее вольных порывах, стремлениях и желаниях. «Хищная мудрость здешнего мира» (выражение Г. Флоровского) сквозит в духовной жестокости Кабанихи, дремучей упертости калиновцев, разбойничьей ухватке Кудряша, изворотливой сметливости Варвары, дряблой уступчивости Тихона. Печатью социального изгойства о и бессеребренника Кулигина. Нераскаянный грех бродит по городу Калинову в обличье сумасшедшей старухи. Безблагодатный мир томится под гнетущей тяжестью «Закона», и лишь отдаленные раскаты грозы напоминают о «последнем конце». Всеобъемлющий образ грозы возникает в действии, как прорывы высшей реальности в здешнюю, потустороннюю действительность. Под натиском неведомой и грозной «воли» время жизни калиновцев «в умаление приходить стало»: близятся «последние времена» патриархального мира. На их фоне время действия пьесы прочитывается как «осевое время» ломки целостного уклада русской жизни.
А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория — угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и боятся его. Вот, например, что Дикой говорит Кулигину: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбойник — и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Но Дикой в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, например, так как Кудряш может дать отпор и не боится Дикого и ему подобных. Н.А. Добролюбов в статье «Темное царство» дает такую оценку поведению Дикого: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется». А вот Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитра и действует под «личиной благочестия». Она все повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится».
Но на самом деле Кабаниха жестока. Даже после гибели Катерины она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!» Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно, постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа…» Но в то же время Кабаниха властная, стремится держать всех в подчинении, любит приказывать. Она неискренней веры в Бога и суеверна. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. К Катерине она относится жестоко, не считает ее за человека, вечно унижает и притесняет ее. Не дает ей даже слова сказать: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».
К представителям безвольных, забитых людей «темного царства» относятся Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый наивный человек. О себе он говорит: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Тихон всегда покорен своей матери. Он не может ослушаться ее. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, искренен с ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: «Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Борис, по сути, такой же безвольный человек, как Тихон. Из всех людей города Калинова он выделяется своей образованностью: наверное, поэтому его замечает Катерина. Но при этом он еще и труслив. При последней встрече с Катериной, уже понимая, что она на краю гибели, Борис не скрывает своего страха: «Не застали бы нас здесь». Катерина разочаровывается в Борисе. Борис — непосредственный виновник смерти Катерины.
Полной противоположностью Борису является Кудряш. Кудряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Он неравнодушен и к судьбе других людей. Под стать Кудряшу и Варвара. Она прямая противоположность брату. Смелая и решительная Варвара не желает подчиняться матери. Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было». Но при этом она презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери.
Кулигин — образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. «Чудесна, истинно надобно сказать, что чудесна! Кудряш! Вот, братец мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Кулигина огорчает темнота и невежество обитателей города Калинова. Но Кулигин понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.
Сравнение действующих лиц пьесы подчеркивает одиночество Катерины в этом обществе. Ее личность, ее характер несовместимы с «темным царством». Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти — другого пути у нее нет
Образ Катерины в «Грозе»
Для героини пьесы распадение «русского космоса» становится «личным» временем переживаемой трагедии. Катерина — последняя героиня русского средневековья, сквозь сердце которой прошла трещина «осевого времени» и открыла грозную глубину конфликта человеческого мира и Божественной выси. В глазах калиновцев Катерина — «чудная какая-то», «какая-то мудреная», непонятая даже для близких. «Неотмирность» героини подчеркнута даже ее именем: Катерина (греч. — присно-чистая, вечно-чистая). Не в миру, а в церкви, в молитвенном богообщении обнаруживается подлинная глубина ее личности. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этих словах Бориса — ключ к тайне образа Катерины в «Грозе», объяснение озаренности, светоносности ее облика.
Ее монологи в первом акте раздвигают рамки фабульного действия и уводят за пределы означенного драматургом «малого мира». В них раскрывается свободное, радостное и легкое воспарение души героини к своей «небесной отчизне». За пределами церковной ограды Катерину подстерегает «неволя» и полное духовное одиночество. Ее душа страстно стремится к обретению родственной души в мире, и взгляд героини останавливается на лице Бориса, чуждого калиновскому миру не только в силу европейского воспитания и образования, но и духовно: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Мотив добровольной жертвы за сестру — «сестру жаль» — центральный в образе Бориса. Обреченный «на жертву», он вынужден безропотно ждать иссякания самодурной воли Дикого.
Только по внешней видимости смиренный, затаенный Борис и страстная, решительная Катерина — противоположности. Внутреннее, в духовном смысле они одинаково чужды здешнему миру. Видевшись считанные разы, ни разу не переговорив, они «узнали» друг друга в толпе и уже больше не смогли жить по-прежнему. Борис называет свою страсть «дурою», сознает ее безнадежность, но Катерина «нейдет» у него из головы. Сердце Катерины устремляется к Борису помимо ее воли и желания. Она хочет мужа любить — и не может; ищет спасения в молитве — «не отмолится никак»; в сцене отъезда мужа пытается заклясть судьбу («Умереть мне без покаяния, если я…») — но Тихон не хочет понять ее («…и слушать не хочу!»).
Идя на свидание к Борису, Катерина совершает необратимый, «роковой» поступок: «Ведь что я себе готовлю. Где мне место-то… ». В точности по Аристотелю, героиня догадывается о последствиях, предвидит грядущее страдание, но совершает роковой поступок, не зная всего ужаса его: «Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. <…> Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Но «огонь неугасимый», «геенна огненная», предсказанные сумасшедшей барыней, настигают героиню еще при жизни, — муками совести. Сознание и чувство греха (трагической вины), как оно переживается героиней, уводит в этимологию этого слова: грех — греть (греч. — жара, боль). </…>
Прилюдное признание Катерины в содеянном — попытка загасить сжигающий ее изнутри огонь, вернуться к Богу и обрести утраченный душевный мир. Кульминационные события IV действия и по формальным признакам, и смыслово-содержательно, и образно-символически связаны с праздником Ильи-пророка, «грозного» святого, все чудеса которого в народных преданиях связаны с низведением небесного огня на землю и устрашением грешников. Гроза, что прежде громыхала в отдалении, разразилась прямо над головой Катерины. В соединении с изображением картины Страшного суда на стене полуразрушенной галереи, с выкриками барыни: «От Бога-то не уйдешь!», — с фразой Дикого, что гроза «в наказание посылается», и репликами калиновцев («эта гроза даром не пройдет»), она образует трагедийную кульминацию действия.
В последних словах Кулигина о «судье милосердном» слышится не только упрек грешному миру за «жестокость нравов», но и вера Островского в то, что суя Всевышнего немыслим вне милости и любви. Пространство русской трагедии раскрывается в «Грозе» как религиозное пространство страстей и страданий.
Протагонистка трагедии гибнет, а фарисейка торжествует в своей правоте («Понял, сынок, куда воля-то ведет!..»). С ветхозаветной суровостью Кабаниха продолжает блюсти устои калиновского мира: «бегство в обряд» — единственно мыслимое для нее спасение от хаоса воли. Побег Варвары и Кудряша на просторы воли, бунт безответного ранее Тихона («Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы… »), плач о погибшей Катерине — предвещают наступление нового времени. «Рубежность», «переломность» содержания «Грозы» позволяют говорить о ней, как о «самом решительном произведении Островского» (Н.А. Добролюбов).
В чем главное отличие Катерины от жителей города Калинова.
Катерина – главная героиня пьесы “Гроза” – не смогла ужиться в обществе города Калинова. Она решила покончить жизнь самоубийством, но почему? Почему другим удалось привыкнуть к правилам этого города, а ей нет? Чем же Катерина отличается от других героев?
“Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю” – говорит о себе Катерина. Трудно оставаться собой при всех обстоятельствах, особенно среди таких людей.
Варвара, сестра Тихона, пытается всеми силами пойти против правил, а главное против Машеньки, прибегая к вранью. Кабанова взяла в руки весь дом, учит всех жизни, навязывая всем своё мнение, а сын её, Кабанов, идёт у неё на поводу. Борис терпит издёвки Дикого над собой ради денег, а от самого Дикого все в страхе и ужасе. Неужели возможно жить в таком обществе? Все смирились и привыкли к такой жизни, кроме Катерины Насколько нужно быть сильной и несломленной, чтобы не слиться с такими людьми и не стать такой же? У Катерины свой взгляд на всё, ей не внушить чужого мнения. Она не умеет обманывать, что-то скрывать, как это и получилось в случае с Борисом. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
У такого человека, как Катерина, все волнения и переживания на лице, она все принимает близко к сердцу. Особое отношение к таким понятиям, как “грех” или ”вера” – она понимает, что делает всё на глазах у Бога. Всё это сказалось на внутреннем состоянии Катерины после измены Тихону. Она не смогла простить себя, призналась публично в своём грехе, после чего выбросилась в Волгу. Своим самоубийством Катерина бросает вызов миру. Более того, ей удалось изменить некоторых героев.
Катерина отличается от остальных героев своей искренностью и непокорностью. Она живая. Она переживает, волнуется, любит, а значит, она живет.
Полезный материал по теме:
- Что общего и в чём отличие Катерины от Марфы Кабановой?
- Характеристика города Калинова
- Краткое описание города Калинова
- Быт и нравы города Калинова
- Жестокие нравы города Калинова
Постановки
Первое представление «Грозы» состоялось 16 ноября 1859 г. в Малом театре (Москва). В роли Катерины — Л.П. Никулина-Косицкая, вдохновившая Островского на создание образа главной героини пьесы. С 1863 г. в роли Катерины выступала Г.Н. Федотова, с 1873 — М.Н. Ермолова. В Александринском театре (Петербург) премьера состоялась 2 декабря 1859 года (в роли Катерины — Ф.А. Снеткова, роль Тихона гениально исполнил А.Е. Мартынов). В XX веке «Грозу» ставили режиссеры: В.Э. Мейерхольд (Александринский театр, 1916 г.); А.Я. Таиров (Камерный театр, Москва, 1924 г.); В.И. Немирович-Данченко и И.Я. Судаков (Московский Художественный театр, 1934 г.); Н.Н. Охлопков (Московский театр им. Вл. Маяковского, 1953 г.); Г.Н. Яновская (Московский ТЮЗ, 1997 г.).
Театральный сезон 1859 года ознаменовался ярким событием — премьерой произведения «Гроза» драматурга Александра Николаевича Островского. На фоне подъема демократического движения за отмену крепостного права его пьеса была более чем актуальной. Ее сразу по написании буквально рвали из рук автора: законченная в июле постановка спектакля шла на петербуржской сцене уже в августе!
Свежий взгляд на российскую действительность
Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.
Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале — в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет — беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно — «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.
Усредненный образ провинциального города
Не только лишь со столицей ассоциировался образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…
Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.
Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против «темного царства» — суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.
Характеристика Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» (+ таблица)
Характеристика Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» А. Н. Островского помогает понять причины ее поступков и дает полное представление о положении женщины в 19 веке.
В русской литературе много произведений, рассказывающих о женских судьбах. Героини Пушкина, Грибоедова, Лермонтова отличаются цельностью натуры и силой чувства. Писатели второй половины 19 века продолжили традиции своих предшественников и создали не менее прекрасные женские образы.
В пьесе «Гроза» драматург изображает жизнь купеческой семьи. Центральное место в произведении занимает образ Катерины Кабановой. Она живет с мужем, его матерью и сестрой.
Живется Катерине нелегко, она чужая в доме Кабановых. Известная в Калинове под прозвищем Кабаниха свекровь недолюбливает сноху. Наверное, поэтому Катерина скучает по прошлой жизни. Она родилась и выросла в богатой семье, где отношения строились на любви и уважении. Мать лелеяла дочь, работать не заставляла. Катерина сама находила себе дела. Вставала на рассвете, умывалась ключевой водой. Катерина приносила воду из ключа, поливала цветы. Потом вышивала золотом по бархату.
В доме всегда было много странниц. Девушка слушала их рассказы о святых, о том, где они бывали, что видели. После этих рассказов сны чудесные снились: храмы золотые, сады необыкновенные, а она летает над всем этим великолепием. Мир Катерины был наполнен красотой и поэзией, которые содержались в каждой минуте ее жизни.
Катерина верующий человек, она очень боялась умереть, не покаявшись в грехах. Это была главная причина ее страха перед грозой. До замужества она очень любила бывать в церкви. В солнечные дни она даже видела, как летают под куполом ангелы. Каждый день она молилась, иногда даже по ночам вставала на колени и разговаривала с богом. В религии состояла для нее высшая правда на земле.
У Кабановых, казалось бы, все то же самое: странницы, церковь, молитвы, — но как будто из-под неволи. Ушла из жизни красота, Катерина задыхается в атмосфере кабановского дома. Ей претит ханжество свекрови, которая сама все делает напоказ, но обвиняет в этом Катерину. Сноха не соглашается с ее упреками и высказывает свое мнение, не боясь вызвать ее гнев.
Дети Кабанихи уже давно относятся равнодушно к материнским нравоучениям. Они создают видимость, что слушают, а делают по-своему, только чтобы мать не узнала. Катерина не может так поступать. Варвара, слушая Катерину, называет ее «мудреной» из-за того, что сноха сама создает проблемы. Она искренне не понимает, зачем Катерине эти сложности, ведь можно делать все что хочешь, только чтобы никто не узнал.
Катерина контрастирует с семейством Кабановых, так как она искренняя, открытая, страстная и свободолюбивая женщина. Для ее натуры не свойственно изворачиваться, обманывать, делать то, чего ей не хочется. Для Кабанихи же главное соблюдение всех обычаев и ритуалов, Катерина отстаивает свободные проявления чувств и эмоций. Она обнимает мужа, за это получает выговор от свекрови. Катерина признается, что уважает свекровь как родную мать. Кабаниха резко одергивает ее. Тихон в силу привычки не замечает этого. Героиня все больше ощущает свое одиночество. Она пребывает в ожидании судьбоносного события, у нее появляются мысли о скорой смерти.
Душа Катерины созрела для любви к мужчине. Муж не вызывает у нее ни страсти, ни нежности, но она старается его полюбить. Встреча с Борисом взволновала ее душу, и Борис влюбился в нее, хотя и сам тому не рад. Героиня нарушает клятву верности, данную супругу. Как человек верующий она осознает, что измена – большой грех. Все обстоятельства способствовали ее грехопадению. Уезжает по делам муж, причем он не скрывает от жены, что рад уехать из дома. Золовка узнает ее сердечную тайну и устраивает встречу с Борисом. Решившись, Катерина уже не может остановиться. В Борисе она надеется найти поддержку, которой не чувствует в Тихоне.
О характере героини многое говорит случай, произошедший с ней в детстве. Однажды ее кто-то обидел, и она прыгнула в лодку и поплыла, куда течение понесло. Нашли ее наутро в десяти верстах от дома. Катерина не желает мириться с обстоятельствами, выражая протест против того, что ей не по душе. Свободолюбие не дает ей мириться с правилами, установившимися в Калинове.
Устои дома Кабановых противоречат идеалам Катерины, вызывают в ней упрямство и непокорность. Героиня признается Варваре, что если ей опостынет здесь, то никакие силы не удержат ее, она уйдет или покончит с собой. В конце концов, так и происходит.
После признания в измене жизнь Катерины стала действительно невыносимой. Она ищет Бориса, надеясь на его помощь. По наивности героиня не догадывается, что он целиком зависит от дяди и не противится этому. Он ничем не лучше Тихона, смирившегося с властной матерью. Когда Катерина понимает, что она ошиблась в Борисе, то не видит иного выхода, как кинуться в Волгу. Она ведет разговор сама с собой и приходит к мысли, что могила и дом не имеют большой разницей, могила даже лучше. Слабохарактерный Борис также решил, что для Катерины лучший выход смерть. Он получил то, что хотел, и Катерина стала проблемой в его и без того невеселой жизни.
Поступок Катерины пошатнул калиновские устои. Она осталась верна себе и бросила вызов «жестоким нравам» городка. С опозданием Катерину поддерживает бесхарактерный, никогда до этого не перечивший матери Тихон. Теперь же он обвиняет мать в смерти жены.
Образ Катерины Кабановой
Составляющие образа | |
Черты характера: | Цитаты |
Искренность, открытость | «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». |
Правдивость | «Что при людях, что без людей, я все одна…» |
Страстность | «Такая уж я зародилась, горячая!» |
Религиозность | «И до смерти я любила в церковь ходить!» |
Сила, несгибаемость | «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» |
Умение любить | «Мне хоть умереть, да увидеть его (Бориса)». |
Мечтательность, романтичность | «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». |
Взаимоотношения с другими действующими лицами | |
Тихон | По-своему любил Катерину, но не защищал ее от нападок матери. Катерина его жалела, но не любила. |
Борис | Катерина пошла бы за ним на край света, а он слишком слаб по сравнению с ней и не способен на сильные чувства. |
Варвара | У снохи и золовки дружеские отношения. Варвара жалеет Катерину за то, что она не такая, как они. |
Кабаниха | Катерина относится к свекрови с уважением, но не позволяет унижать себя. Кабаниха пытается заставить сноху покориться, чтобы та подчинилась ее правилам. |
Отношение автора | Автор жалеет Катерину, сочувствует ей, но не одобряет самоубийства героини. Ее образ помогает ему обличить жестокие порядки, царящие в купеческой среде. |
Мнение критиков | |
Добролюбов Н. А. | «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» |
Писарев Д. И. | «…страстность, нежность и искренность составляют действительно преобладающие свойства в натуре Катерины…» |
Антонович М. А. | «… они (люди) способны страдать от всякого гнета и по-своему протестовать против причины их страдания; к таким людям принадлежит и Катерина». |
Калинов как царство несчастных людей
Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.
Зажиточные же горожане — купцы — отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».
Апологеты «темного царства»
Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…
Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.
Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», — как сама утверждает Варенька.
Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».
Что отличает Катерину от обывателей города Калинова
А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория — угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и боятся его. Вот, например, что Дикой говорит Кулигину:
«Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбойник — и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Но Дикой в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, например, так как Кудряш может дать отпор и не боится Дикого и ему подобных. Н. А. Добролюбов в статье «Темное царство» дает такую оценку поведению Дикого: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется». А вот Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитра и действует под «личиной благочестия». Она все повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Но на самом деле Кабаниха жестока. Даже после гибели Катерины она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!» Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно, постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа.» Но в то же время Кабаниха властная, стремится держать всех в подчинении, любит приказывать. Она неискренней веры в Бога и суеверна. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. К Катерине она относится жестоко, не считает ее за человека, вечно унижает и притесняет ее. Не дает ей даже слова сказать: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают». К представителям безвольных, забитых людей «темного царства» относятся Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый наивный человек. О себе он говорит: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Тихон всегда покорен своей матери. Он не может ослушаться ее. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, искренен с ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: «Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Борис, по сути, такой же безвольный человек, как Тихон. Из всех людей города Калинова он выделяется своей образованностью: наверное, поэтому его замечает Катерина. Но при этом он еще и труслив. При последней встрече с Катериной, уже понимая, что она на краю гибели, Борис не скрывает своего страха: «Не застали бы нас здесь». Катерина разочаровывается в Борисе. Борис — непосредственный виновник смерти Катерины. Полной противоположностью Борису является Кудряш. Кудряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Он неравнодушен и к судьбе других людей. Под стать Кудряшу и Варвара. Она прямая противоположность брату. Смелая и решительная Варвара не желает подчиняться матери. Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было». Но при этом она презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери. Кулигин — образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. «Чудесна, истинно надобно сказать, что чудесна! Кудряш! Вот, братец мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Кулигина огорчает темнота и невежество обитателей города Калинова. Но Кулигин понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться. Сравнение действующих лиц пьесы подчеркивает одиночество Катерины в этом обществе. Ее личность, ее характер несовместимы с «темным царством». Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти — другого пути у нее нет.
Островский — Колумб купеческой жизни
Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.
🗹