Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?


Историческая основа комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов изобразил в комедии «Горе от ума» нравы московского дворянства начала 19 века. В то время в аристократическом обществе наметился раскол между дворянами, придерживающимися консервативных взглядов, и теми, кто принял идеи декабризма и проповедует идеалы истинной гражданственности и патриотизма. В комедии этот раскол назван борьбой «века нынешнего» с «веком минувшим». Многие особенности исторической реальности того времени нашли отражение в пьесе «Горе от ума». Известно, что главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, как и сам автор, выражает идеи декабристов, а именно стремление к справедливости, уважение к народу, к свободе человеческой личности. Однако были в изображенном Грибоедовым обществе и те, для кого эти идеи – дань моде, а не осознанное стремление сердца. В этом отношении необходимо рассмотреть характеристику Репетилова в комедии «Горе от ума».

Сочинение: Двойники Чацкого в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(431 слово) Главные герои литературных произведений очень часто имеют двойников в разряде второстепенных персонажей. Это позволяет более детально раскрыть персонажа, вытащить наружу все то, что скрыто от глаз. Исключением не стала пьеса Грибоедова «Горе от ума».

Временным двойником Александра Андреевича Чацкого является Платон Михайлович Горич. «Старый товарищ» стал идеальным мужем до такой степени, что походил больше на комнатную собачку. Это заметно в речах его жены:»Мой муж — прелестный муж». Так же говорит Молчалин о собаке Хлестовой: «Ваш шпиц — прелестный шпиц», которого та брала с собой на балы от скуки. Софья, сама того не понимая, спасает Чацкого от участи «мужа-собачки», когда отвергает его. Товарищи духовно близки в прошлом. Даже называют друг друга братьями. Александр Андреевич мог стать как Платон Михайлович. Вероятность небольшая, но она все же есть. Их схожесть была заметна в прошлом, когда Горич не был женат. Именно поэтому Платон Михайлович — временной двойник Чацкого.

Следующим, более явным, двойником Чацкого является Репетилов. До определенного момента персонаж даже не упоминался, и появляется он внезапно на вечере в доме Фамусова. Репетилов также называет Чацкого братцем, что говорит об их близости. Александр Андреевич сам видит свое сходство с товарищем. Он был пылкий, влюбленный и несдержанный, возможно, даже болтливый. Теперь, в разговоре с Репетиловым, он больше напоминает Софью: от него мы слышим холодные, язвительные, иногда оскорбительные, речи. Чацкий буквально оказывается на месте барышни — Репетилов напоминает об утренних неприятностях, от чего Александр Андреевич не горит желанием общаться и даже видеть старого друга.

Репетилов перетекает от одного гостя к другому, не замечая их смены. Это очень напоминает Чацкого. Репетилов — утрированная, несколько искаженная версия Чацкого. Он воплотил в жизнь то, о чем друг только мечтал. Это стало кошмаром наяву. Репетилов не только материализует мысли товарища. Он почти проживает его жизнь. Это пространственный двойник, показывающий Александра Андреевича таким, каким он может стать на самом деле, если не покинет фамусовское общество, искажающее все идеалы.

Также в пьесе присутствует двойник-антагонист. С первого взгляда сложно увидеть между героями хотя бы малейшую схожесть, но при более детальном изучении это становится очевидно. Чацкий и Молчалин становятся похожими благодаря влиянию общества. Александр Андреевич использует ложные ценности, как аргумент против общества, в котором находится. Алексей Степанович же использует те же ценности для извлечения личной выгоды. Но оба они прекрасно понимают, что происходит в обществе: один знает и молчит, другой бьет в набат, но все равно ничего не добивается. Объединяет и «сталкивает лбами» этих персонажей борьба за Софью. Их схожесть довольно поверхностна, именно поэтому ее так сложно заметить.

Каждый из двойников раскрывает Чацкого с новой стороны. Горич показывает возможное будущее, не забывая рассказать о прошлом; Репетилов — настоящее, а Молчалин — мелкие, но не менее важные детали настоящего. Каждый из персонажей дополняет картину.

Автор: Мария Шнайдер

Основные черты героя

Что говорит сам о себе Репетилов? То, что он дурак и смешон. Наш герой не умеет вести правильную беседу, перескакивает с темы на тему. Это либерал, которого не устраивает положение в обществе, да и в стране в целом.

Как и многие его современники, Репетилов мечтал об успешной карьере. Для достижения цели выбрал легкий путь: породнился со знатным и богатым родом. Став зятем известного чиновника, он забыл о всех тяготах жизни. Время и статус позволяют ему тратить свою жизнь в развлечениях на званых ужинах и за игрой в карты.

Во времена, описанные Грибоедовым, в моде были различные тайные общества. Автор посчитал нужным «наградить» героя членством в престижном английском клубе для элиты и некого «тайного» общества (под ним понимается зарождающееся декабристское движение). И даже там Репетилов прослыл как «шут», способный только на то, чтобы развлекать всех болтовней. Его фамилия с латинского языка переводится характерно: «повторять». Таким авторским приемом показано: Репетилов в разговоре постоянно возвращается к одним и тем же темам.

Отрицательные черты характера: ложь, глупость, лень. Репетилов показан как плохой отец и муж, постоянно обманывающий жену. Есть в герое и положительные черты: доброта и жизнерадостность. Но они «теряются» на фоне негативного образа жизни.

«Чацкий и Репетилов — герой и пародия»

Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».

«Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!» — писал Грибоедов Бегичеву. В комедии показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Комедия отразила не только быт и нравы Москвы и «времен Очакова и покоренья Крыма», но и движение передовой дворянской мысли. В облике Чацкого показана идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства. Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. После долгого отсутствия Чацкий возвращается в Москву, приезжает в дом Фамусова. Он находит, что всё и все здесь изменились. Изменился и он. Умный и образованный, умеющий любить, остроумный и красноречивый, честный и деятельный. Герой попадает в «фамусовское общество», где царит чинопочитание, карьеризм, лесть, глупость, пустозвонство, чванство. Чацкий не захотел подчиняться законам этого общества и поплатился за это. Его объявили сумасшедшим. Но Чацкий — сильная личность. Он — «человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин»… Да, фамусовское общество боится Чацкого: ведь он ворвался в тишину общества, как вихрь; бурной радостью, громким и неудержимым смехом, пылким негодованием он нарушил их существование. И хотя сейчас Чацкий бессилен, но верится, что его время наступит. Воспринимаем мы Чацкого как героя, несмотря на то, что он покидает и дом Фамусова, и Москву.

Совершенной противоположностью Чацкому является Репетилов. «Душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов. Он появляется у Фамусова, когда заканчивается бал и гости начинают разъезжаться. Репетилов «вбегает с крыльца, падает со всех ног и поспешно оправляется». Встреча с Чацким его обрадовала. Репетилов понимает, что «жалок, смешон, неуч, дурак». Однако, как многие молодые люди, записался в «секретнейший союз». Но когда Чацкий поинтересовался, чем они занимаются, то Репетилов произнес: «Шумим, братец, шумим ». Дело еще не созрело, но вокруг умнейшие люди. Репетилов создает видимость деятельности, но вся она бессмысленна и пуста. И хотя он единственный, кто усомнился в сумасшествии Чацкого, но перед всеми струсил, заткнул уши и отошел в сторону. Он не герой, он — видимость героя, пародия на героя. Репетилов хочет быть в центре внимания, но слова и дела его никчемны. И доказательство этому его последние слова: «Куда теперь направить путь… Вези куда-нибудь».

Роль героя в произведении

Появление на балу старого приятеля Чацкого, которым и является Репетилов, сопровождается шумной болтовней «ни о чем». Будучи любезным со всеми гостями, он за короткое время умудряется показать всю никчемность своей жизни. Автор «рисует» героя, как типичного представителя общества, в котором хотят глобальных изменений, но чужими руками. Главное — ничего не делать для этого самому. Но порассуждать о проблемах любят.

Репетилов — это собирательный образ нескольких характеров, представители которых подстраиваются под моду определенного времени. Это острая пародия на общества, интересы и «пустых» людей, которые ведут беспорядочную жизнь и не меняются годами. В образе персонажа Репетилова и его способа жизни Грибоедов показал, как можно высокие идеалы «опошлить и приземлить».

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома.

Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества. Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром.Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом: И я в чины бы лез, да неудачи встретил, Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5) И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя: Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4) Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества. Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось: А наши старички??

Как их возьмёт задор, Засудят о делах, что слово — приговор, — Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их…беда! Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, Спаси нас Боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ник чему, Поспорят, пошумят и…

разойдутся. (II,5) Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном — либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж. Г.

Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят И вместе, глядь, водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать! Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными.

А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли. Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя: Ругай меня, я сам кляну своё рожденье, Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) «Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?

«. Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе». Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами: Чуть свет — уж на ногах!

И я у ваших ног. (I, 7), А Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого: …славно пишет, переводит.

(II,5) Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу… водевили (IV, 4). Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит. д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль: Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня, В приличьях скованы, не вырвемся из ига… (IV, 4) При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею: Куда теперь направить путь? А дело уж идёт к рассвету. Поди, сажай меня в карету, Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы. Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разныхчерт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т. д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума». Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т. д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

Понравилась статья — ?

Вы прочитали материал на тему: Какова роль образа Репетилова в комедии Горе от ума?

25 Апрель 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: