В чем смысл жизни Обломова? Обломов: история жизни

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Смысл жизни Обломова

Илья Ильич Обломов, главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», является очень любопытным персонажем. Его стиль жизни напоминает реку, вяло текущую в каком-то тенистом парке – спокойный, размеренный, пассивный и очень медлительный. В жизнь Обломова нет места суете или спешке, и практически каждый день герой проводит на любимом диване. Однако в чём же заключается смысл его жизни? Ответ на этот вопрос Гончаров раскрывает на протяжении всего произведения.

С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

На мой взгляд, проблема так называемой «обломовщины» знакома каждому человеку. Желание ничего не делать рано или поздно настигает любого из нас, однако если это состояние становится естественным для человека, наступает кризис личности, ведь без постоянного саморазвития мы деградируем, перестаём развиваться и в итоге просто приходим к бессмысленному и апатичному существованию, которое сложно назвать жизнью.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Абсурдность жизни главного героя произведения

С самого начала произведения Илья Ильич предстает перед читателем в совершенно абсурдной ситуации. Он каждый день проводит в своей комнате. Лишенный каких-либо впечатлений. В его жизни не происходит ничего нового, нет ничего, что наполнило бы ее каким-то смыслом. Один день похож на другой. Абсолютно ничем не увлекаясь и не интересуясь, этот человек, можно сказать, напоминает растение.

Единственное занятие Ильи Ильича – это удобное и безмятежное лежание на диване. С самого детства он привык к тому, что о нем постоянно заботятся. Он никогда не думал о том, как обеспечить собственное существование. Всегда жил на всем готовом. Не было такого случая, который бы нарушил его безмятежное состояние. Жить ему просто удобно.

Обломовка

Родное поместье предстает в сознании героя неким безмятежным идиллическим миром. Здесь как будто не существует времени. Даже часы в доме бьют очень странно. Их звук напоминает ворчание собак, готовых наброситься друг на друга.

В поместье ничего не меняется. Его обитатели испытывают страх перед всем незнакомым. Даже процесс чтения здесь имеет механический характер. Отец Илюши Обломова держит перед собой газету, как будто совершая некий ритуал. Читает он, как правило, периодические издания трехлетней давности.

Обо всем этом герой вспоминает на протяжении романа. И, читая главы произведения, посвященные ностальгии, читатель отчасти получает ответ на вопрос, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Заключается она прежде всего в том, что герой романа впитал уклад Обломовки и полагает, что подобный образ жизни является единственно верным.

Патологическая безынициативность, лень, абсолютное равнодушие ко всему происходящему вокруг — все это результат воспитания. Обломов лелеет в душе образ поместья. И иногда даже видит его во сне.

Бездействие не делает человека счастливым

И это постоянное лежание на диване не вызвано какой-то неизлечимой болезнью или психологическим расстройством. Нет! Ужасно то, что это естественное состояние главного персонажа романа. Смысл жизни Обломова заключен в мягкой обивке дивана и удобном персидском халате. Каждому человеку время от времени свойственно задумываться о цели собственного существования. Приходит время, и многие, оглядываясь назад, начинают рассуждать: «А что я сделал полезного, зачем я вообще живу?»

Конечно, не каждому дано свернуть горы, совершить какой-либо героический поступок, но сделать собственную жизнь интересной и полной впечатлений может любой человек. Никого и никогда бездействие еще не сделало счастливым. Возможно, лишь до какого-то определенного момента. Но это никак не относится к Илье Ильичу. Обломов, история жизни которого описана в одноименном романе Ивана Александровича Гончарова, не тяготится своим бездействием. Его все устраивает.

Жилище главного персонажа

О характере Ильи Ильича можно судить уже из некоторых строк, в которых автор описывает комнату, где обитал Обломов. Конечно, убранство помещения не выглядело бедным. Обставлена она была шикарно. И тем не менее не было в ней ни уюта, ни комфорта. Картины, которые висели на стенах комнаты, были обрамлены рисунками паутины. Зеркала, предназначенные для того, чтобы увидеть в них свое отражение, могли быть использованы вместо бумаги для письма.

Вся комната была покрыта пылью и грязью. Где-то валялась случайно брошенная вещь, которая так и будет лежать, пока не понадобится снова. На столе — неубранная посуда, крошки и объедки вчерашней трапезы. Все это не вызывает чувства уюта. Но Илья Ильич не замечает этого. Паутина, пыль, грязь и неубранная посуда – это естественные спутники его ежедневного возлежания на диване.

Мечтательность в характере Ильи, или Как изменить жизнь в деревне

Зачастую Илья Ильич упрекает в неряшливости собственного слугу, которого зовут Захар. Но тот как будто подстроился под характер хозяина, а возможно, и сам изначально был недалек от него, совершенно спокойно реагирует на неопрятность жилища. По его рассуждениям, нет никакого смысла убирать комнату от пыли, так как она все равно там скапливается вновь. Так в чем же смысл жизни Обломова? Человека, который даже собственного слугу не может заставить навести порядок. Он не может управлять даже своей жизнью, а существование окружающих ему вообще неподвластно.

Конечно, иногда он мечтает совершить что-то для своей деревни. Он пытается придумать какие-то планы, опять же — лежа на диване, для того что бы переустроить деревенский быт. Но этот человек уже настолько оторван от реальности, что все построенные им мечты так и остаются ими. Планы такие, что их воплощение практически невозможно. Все они обладают каким-то чудовищным размахом, не имеющим ничего общего с реальностью. Но смысл жизни в произведении «Обломов» не раскрывается только лишь в описании одного персонажа.

Детство

Однажды, засыпая, герой задается вопросом: «Отчего я такой?» А во сне видит дивные картины из детства. В этих грезах есть ответы и на вопросы персонажа, и на тот, который ставит перед собой читатель, а именно в чем состоит трагедия жизни Обломова. Описание снов Ильи Ильича помогает прояснить происхождение его социальной отрешенности.

Сон условно разделен на три части. И с помощью этого приема автор рассказывает читателю предысторию героя. В первой речь идет о нравах, царивших в поместье. Как об Обломовке, так и о детстве персонажа известно из глав, в которых описываются красочные сновидения.

Рос он, окруженный беспредельной заботой. Везде и всегда его сопровождала няня, что не позволяло мальчику особенно резвиться. В поместье царил и сна. Главным занятием его обитателей было «ничегонеделанье».

Герой, противоположный Обломову

В произведении присутствует еще один герой, который и пытается пробудить Илью Ильича от его ленного состояния. Андрей Штольц – это человек, наполненный кипящей энергией и живостью ума. За что бы ни брался Андрей, все ему удается, и от всего он получает удовольствие. Он даже не задумывается, зачем делает то или иное дело. По словам самого персонажа, он трудится ради труда.

Чем отличается смысл жизни Обломова и Штольца? Андрей никогда не лежит, как Илья Ильич, без дела. Он всегда чем-то занят, у него огромный круг общения с интересными людьми. Штольц никогда не сидит на одном месте. Он постоянно в разъездах, знакомится с новыми местами и людьми. Но тем не менее не забывает об Илье Ильиче.

Сказки

В чем состоит трагедия Обломова? Уже было сказано, что лень и бездействие, характерные для этого персонажа, стали следствием воспитания. А составляющей в нем были сказки, рассказанные няней. Илюша рос ребенком впечатлительным. Истории о молочных реках, волшебницах и прочих чудесах он впитал в себя. И, уже повзрослев, осознал, что явь у него смешалась со сказкой.

В третьей части сна речь идет об отрочестве героя. Трагедия жизни Обломова берет начало в первобытной лени, от которой страдают, сами того не замечая, все жители поместья. Здесь царит простота нравов, тишина и бездействие. И все это способствует развитию своего рода болезни, которую автор именует обломовщиной. Жизнь героя была с детства разделена на две половины. Первая — это тоска и скука. Вторая представляла собой мирное веселье.

Влияние Андрея на главного персонажа

Монолог Обломова о смысле жизни, его суждения о ней, совершенно противоположны мнению Штольца, который становится единственным, кто смог поднять Илью с мягкого дивана. Более того, Андрей попытался даже вернуть своего товарища к активной жизни. Для этого он прибегает к некому ухищрению. Знакомит его с Ольгой Ильинской. Понимая, что приятное общение с красивой женщиной, возможно, быстрее пробудит в Илье Ильиче вкус к жизни более разнообразной, чем существование в его комнате.

Как же меняется под влиянием Штольца Обломов? История жизни его теперь связана с красавицей Ольгой. В нем даже пробуждаются нежные чувства к этой женщине. Он пытается измениться, подстроиться под тот мир, в котором живут Ильинская и Штольц. Но его долгое лежание на диване, его деградация личности не проходят бесследно. Смысл жизни Обломова, связанный с его неуютной комнатой, очень глубоко укоренился в нем. Проходит какое-то время, и он начинает тяготиться отношениями с Ольгой. И, конечно, разрыв их стал неизбежным.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Куприна Яма сочинение
    В 1914 году появилось произведение А.Куприна «Яма» в нем он поднимает тему продажной любви. Это первый писатель, который не побоялся раскрыть жизнь женщин, которые продают свою любовь.
  • Зависть — это одно из самых плохих качеств человека. Она непременно губит личность, доброту и мировоззрение человека, порождая хаос и грубость. Зависть живет где — то внутри и каждый раз извивается червяком, завидев красивую одежду или новую машину.

  • Сочинение Что такое счастье? рассуждение 15.3, ОГЭ, 8, 9 класс
    У каждого человека своё представление о счастье. Для одного это много денег и возможность жить в своё удовольствие. Для другого человека счастье — это любимая жена, дети
  • Анализ произведения Олеся Куприна
    Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали
  • Сочинение Алексей Мересьев в Повести о настоящем человеке
    Образ летчика Алексея Мересьева обладает множеством положительных личных качеств героя. Безусловно, сильная черта его характера — настойчивость в достижении поставленной перед собой цели

Приложение 1

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц
возраст
портрет «человек среднего роста, приятной наружности, в лице господствовала мягкость, душа открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам» «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «Цвет лица ровный», глаза выразительные
родители «Штольц немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»
воспитание Воспитание носило патриархальный характер, переходил «из объятий в объятия родных, друзей» Отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»
Отношение к учебе Учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое» «учился отлично, и отец сделал его референтом в своем пансионе»
Дальнейшее образование До 20 лет провел в Обломовке Штольц закончил университет
Образ жизни «лежанье у Ильи Ильича было нормальным состоянием» «участвует в какой-то компании, отправляющей товары заграницу», «он беспрестанно в движении»
Ведение хозяйства Не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы
Жизненные стремления «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями Выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»
Взгляды на общество Все «члены общества – мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин» Погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, поддерживает прогрессивные изменения в обществе
Отношение к Ольге Хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь Воспитывает в ней деятельное начало, способность к борьбе, развивает ее ум
взаимоотношения Считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, прислушивался к его советам Высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег от мошенника Тарантьева, хотел возродить к деятельной жизни
самооценка Постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура Уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету
Особенности характера Бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний Обломова

и
Штольца
. Проблемные задания Групповая Уметь составлять
сравнительнуюхарактеристикуОбломова
и
Штольца
. … Фронтальная, групповая Уметьсоставлять
сравнительнуюхарактеристикуОбломова
и Ольги, выявить…

    Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

    Урок
    Друга? Встреча со Штольцем

    . В чём различие воспи­тания
    Обломова
    и
    Штольца
    ? Почему любовь к Ольге… дни?) 18, 19 5-6 Обломов и
    Штольц
    . Составление плана
    сравнительнойхарактеристикиОбломова
    и
    Штольца
    , беседа по составленному плану…

    Приказ № от 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр и. Н. Ищук

    Рабочая программа
    Чит. главы романа. Сравнительная
    характеристикаОбломова
    и
    Штольца
    22 Тема любви в романе… Обломов» Инд. задан. «
    Сравнительнаяхарактеристика
    Ильинской и Пшеницыной» 23 … Вопр.10 стр.307.
    Сравнительнаяхарактеристика
    А.Болконского и П.Безухова…

    Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева 3 часа в неделю. Всего 102 часа

    Урок
    Образ Обломова

    , формирование его характера, образ жизни, идеалы. Уметь составлять
    характеристику
    … до конца 52 Обломов и
    Штольц
    .
    Сравнительнаяхарактеристика
    Составить план
    сравнительнойхарактеристикиОбломова
    и
    Штольца
    . Уметь высказывать свои мысли…

И. А. Гончаров работал над романом «Обло­мов» в течение десяти лет. В этом (лучшем!) про­изведении автор выразил свои убеждения и на­дежды; отобразил те проблемы современной ему жизни, которые волновали и глубоко задевали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне опреде­ленное, почти философское понятие. Нельзя ис­ключать и образ Ольги Сергеевны Ильинской, без которого характеры мужчин не были бы полно ос­вещены.

Чтобы понять характер человека, мотивы его поступков, нужно обратиться к истокам формиро­вания личности: детству, воспитанию, окруже­нию, наконец, к полученному образованию.

В Илюше сконцентрировалась, кажется, сила всех поколений его предков; в нем чувствовались задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но стремления Ильи самостоятельно познавать мир пресекались не спускавшей с него глаз нянькой, из-под надзора которой он вырывался лишь во время послеобе­денного сна, когда все живое в доме, кроме Ильи, засыпало. «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смер­ти».

Внимательный ребенок наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей», «глав­ная жизненная забота» которой есть хорошая еда, а потом — крепкий сон.

Тихое течение бытия нарушалось лишь иногда «болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом». Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, наложенным «еще на пра­отцев наших». В Обломовке всегда при удобном случае избавлялись от работы, «находя это воз­можным и должным». Такое отношение к труду воспитывалось в Илье Ильиче, принявшим гото­вую норму жизни, передаваемую из поколения в поколение без изменений. Идеал бездействия под­креплялся в воображении ребенка нянькиными сказками о «Емеле-дурачке», получающем от вол­шебной щуки разные дары, причем незаслужен­ные. Сказки глубоко проникают в сознание Ильи, и он, будучи уже взрослым, «бессознательно грус­тит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками ро­дителей: «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Лов­кий, подвижный ребенок постоянно останавлива­ется родителями и нянькой из боязни, что маль­чик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

В таких условиях сложилась апатичная, лени­вая, трудная на подъем натура Ильи Ильича. Он был окружен чрезмерными заботами матери, сле­дящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел, не перетрудился на обучении у Штольца, и готовой под любым, даже самым незначительным предло­гом не отпускать Илюшеньку к немцу. Она счита­ла, что образование не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Но все же родители Обло-мова понимали необходимость образования, одна­ко видели в нем только средство для продвижения по службе: чины, награды начали получать в то время «не иначе, как только путем ученья». Роди­телям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».

Заботы матери пагубно сказались на Илье: он не приучился к систематическим занятиям, ни­когда не хотел узнать больше, чем задавал учи­тель.

Ровесник и друг Обломова, Андрей Иванович Штольц, любил Илью, пытался расшевелить его, привить интерес к самообразованию, настроить на деятельность, какой был увлечен сам, к которой был расположен, потому что воспитывался совер­шенно в других условиях.

Отец Андрея — немец дал ему то воспитание, которое получил от своего отца, то есть обучил всем практическим наукам, рано заставил рабо­тать и отослал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец. Но грубое бюргерское воспитание отца постоянно соприкасалось с нежной, ласковой любовью мате­ри, русской дворянки, которая не противоречила мужу, а тихо воспитывала сына по-своему:«…учила его прислушиваться к задумчивым зву­кам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя…» Соседство Обломовки с ее «первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвиж­ностью» и княжеского «с широким раздольем бар­ской жизни» также помешали сделать Ивану Бог­дановичу Штольцу из сына такого же бюргера, каким он был сам. Дыхание русской жизни «отво­дило Андрея от прямой, начертанной отцом колеи». Но все же Андрей перенял от отца серьезный взгляд на жизнь (даже на все ее мелочи) и прагматичность, которые он пытался уравнове­сить «с тонкими потребностями духа».

Все эмоции, поступки и действия Штольц со­держал под «никогда не дремлющим контролем» разума и расходовал строго «по бюджету». Причи­ной всех своих несчастий и страданий он считал самого себя, вину и ответственность «не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», в отличие от Обломова, который не находил сил признать себя ви­новным в своих бедах, в никчемности своей бес­плодной жизни: «…жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами старался… найти вино­ватого вне себя и на него обратить жало их, но на кого?»

Поиски оказывались бесполезными, потому что причина загубленной жизни Обломова есть он сам. Ему было очень мучительно это сознавать, так как он «болезненно чувствовал, что в нем за­рыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое на­чало, может быть, теперь уже умершее…». Обло­мова терзали сомнения в правильности и нужности прожитой жизни. Однако с «летами волнения и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…».

Различно отношение Штольца и Обломова к воображению, имеющему два противоположных воплощения: «…друга — чем меньше веришь ему, и врага — когда уснешь доверчиво под его слад­кий шепот». Последнее произошло с Обломовым. Воображение было любимым спутником его жизни, только в мечтах он воплощал богатые, глу­боко зарытые способности своей «золотой» души.

Штольц же не давал воли воображению и боял­ся всякой мечты, ей «не было места в его душе»; он отвергал все, что «не подвергалось анализу опыта, практической истины», или принимал это за

«факт, до которого еще не дошла очередь опыта». Андрей Иванович настойчиво «шел к своей цели», такое упорство он ставил выше всего: «…это было признаком характера в его глазах». Он лишь тогда отступал «от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходи­мая бездна». Он трезво оценивал свои силы и от­ходил, не обращая внимания на мнение окружаю­щих.

Обломов боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к реше­нию не великих, а самых насущных проблем. Он находил утешение в своих любимых «примири­тельных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и поря­дочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение). Как чис­тый, наивный ребенок, Илья Ильич не допускал и мысли о возможности обмана; элементарная ос­мотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.

Об отношении Ильи Ильича к труду уже говори­лось. Он, как и его родители, всячески избегал труда, который был в его представлении синонимом скуки, и все усилия Штольца, для которого «труд — образ, содержание, стихия и цель жизни», подвигнуть Илью Ильича на какую-нибудь деятель­ность были тщетны, дело не продвигалось дальше слов. Образно говоря, телега стояла на квадратных колесах. Ей требовались постоянные толчки изряд­ной силы, чтобы сдвинуться с места. Штольц бы­стро утомился («возишься, как с пьяницей»), разо­чаровало это занятие и Ольгу Ильинскую, через любовь к которой раскрываются многие стороны ха­рактеров Обломова и Штольца.

Знакомя Илью Ильича с Ольгой, Штольц хотел, «внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти Насмешливой женщины», которая могла бы пробудить Илью к жизни, осветить его тусклое суще­ствование. Но Штольц «не предвидел, что он вно­сит фейерверк, Ольга и Обломов — и подавно».

Любовь к Ольге изменила Илью Ильича. По просьбе Ольги он отказался от многих своих при­вычек: не лежал на диване, не переедал, ездил с дачи в город исполнять ее поручения. Но оконча­тельно вступить в новую жизнь не смог. «Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и про­зреть!» А Обломов боялся бурь и перемен, страх к новому он впитал с молоком матери, по сравнению с. которой, правда, ушел вперед (Илья Ильич уже отвергал «единственное употребление капита­лов — держать их в сундуке», понимая, что «долг всякого гражданина — честными трудами поддер­живать общее благосостояние»), но добился не­много, учитывая его способности.

Его утомляла беспокойная, деятельная натура Ольги, и поэтому Обломов мечтал, чтобы она ус­покоилась и тихо, сонно прозябала бы с ним, «переползая из одного дня в другой». Поняв, что Ольга никогда на это не согласится, Илья решает расстаться с ней. Разрыв с Ольгой обозначал для Обломова возврат к прежним привычкам, оконча­тельное духовное падение. В жизни с Пшеницы-ной Илья Ильич нашел бледное отражение своих мечтаний и «решил, что идеал его жизни осуще­ствился, хотя без поэзии…».

Приложив немало усилий к пробуждению в Обломове тяги к деятельности, Ольга вскоре убежда­ется, по выражению Добролюбова, «в его реши­тельной дрянности», то есть в неспособности к духовному преобразованию, и бросает его.

Пройдя через любовь и разочарование, Ольга стала серьезнее относиться к своим чувствам, она так нравственно выросла, что Штольц не узнал ее, встретившись через год, и долго мучился, пытаясь разгадать причину разительных перемен в Ольге.

В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы между совершенно разными по характеру и взглядам людьми.

Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет читателю разобраться, способна ли она изменить человека в лучшую сторону.

Смысл жизни и смерти Обломова

Единственной мечтой Ильи Ильича становится желание обрести покой. Ему не нужна кипучая энергия повседневной жизни. Тот мир, в котором он замкнут, с его маленьким пространством кажется ему гораздо приятнее и комфортнее. А та жизнь, которую ведет его друг Штольц, не привлекает его. Она требует суеты и движения, а это несвойственно характеру Обломова. Наконец вся кипучая энергия Андрея, которая постоянно наталкивается на равнодушие Ильи, иссякла.

Илья Ильич находит свое утешение в доме вдовы, фамилия которой Пшеницына. Женившись на ней, Обломов о жизни совершенно перестал беспокоиться и постепенно впал в моральную спячку. Теперь он снова облачен в свой любимый халат. Опять лежит на диване. Семейная жизнь Обломова приводит его к медленному угасанию. В последний раз Андрей навещает своего друга уже под неусыпным оком Пшеницыной. Он видит, как опустился его друг, и делает последнюю попытку, чтобы вытащить его из омута. Но смысла в этом нет.

Подходы

Возможны разные подходы к приобретению новых компетенций, навыков. Можно попробовать разложить сложный навык на целую серию относительно простых навыков, ранжировать составляющие по степени сложности и осваивать сложный навык как бы по кусочкам. По такой методике обучают спортсменов выполнять сложные упражнения. Например, в большом теннисе новичка сначала учат держать правильно ракетку, затем правильно делать замах, затем бить по мячу возле стенки и так далее. При другом подходе сложный навык целесообразнее осваивать целиком, комплексно ? особенно при решении реальных жизненных задач.

Можно тренировать себя, начиная с простых действий, разрешения простых ситуаций и постепенно увеличивать нагрузки, а можно «рвануть» ? если здоровье позволяет. Ведь порой, чем суровее условия тренировки, тем быстрее и надежнее вырабатывается и закрепляется навык, компетенция.

Можно попробовать одновременно развивать сразу несколько компетенций, а можно развивать нужные навыки (избавляться от ненужных)один за другим, последовательно. Например, Бенджамин Франклин предпочитал ликвидировать свои вредные привычки строго по очереди. Вероятно, в таком подходе есть рациональное зерно, поскольку, осваивая сразу несколько навыков, можно запутаться в планах своих действий или растерять свои силы понапрасну. (Помнишь известную пословицу ? «за двумя зайцами погонишься ? ни одного не поймаешь»?) С другой стороны, тренировки разных навыков можно разнести в течении одного периода по времени суток или ситуациям.

Многим технически устроенным товарищам Обломовым понравится вести дневник планирования поведения и самонаблюдения (эдакий «развиватель»), а другим достаточно будет «устной» постановки целей и самоконтроля без фиксирования результатов на бумаге.

Пробуй, экспериментируй, изобретай, открывай ? как правило, готовые работающие стратегии и схемы поведения можно найти только за большие деньги у различных тренеров (спорт-, психо-, бизнес-). Причем, не факт, что для твоего организма чужие схемы окажутся «впору».

Положительные черты в характере главного героя

Раскрывая смысл жизни и смерти Обломова, необходимо упомянуть, что Илья Ильич все-таки не является отрицательным героем в этом произведении. Есть в его образе и достаточно яркие положительные черты. Он безгранично гостеприимный и радушный хозяин. Несмотря на постоянное лежание на диване, Илья Ильич очень образованный человек, он ценит искусство.

В отношениях с Ольгой он не проявляет грубости или нетерпимости, галантен и обходителен. Его внутренний мир очень богат, но разрушен излишней заботой с самого детства. Сначала можно подумать, что Илья Ильич безгранично счастлив, но это лишь иллюзия. Сон, который заменил реальное состояние.

Обломов, проблема смысла жизни которого превратилась в трагедию, вроде бы доволен своим положением. И тем не менее он понимает никчемность своего существования. Приходят к нему моменты осознания собственного бездействия. Ведь запретил Илья Штольцу пускать Ольгу к нему, не захотел, чтобы видела она процесс его разложения. Не может человек образованный не понимать, насколько пуста и однообразна его жизнь. Лишь лень не дает изменить ее и сделать яркой и разнообразной.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: