«Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»
Основой конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза» является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает «темное царство» города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы? Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах целого Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться — ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен. Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха — тоже самодур, только в пределах семьи. Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы — единственно верные и приемлемые, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами. В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, ломают себя, идут на противоборство — делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи. Марфа Игнатьевна психологически уничтожает их, вынуждает ненавидеть себя, но не замечает этого: ей дороже те вековые устои, которые являются основой ее жизни. Но Дикой и Кабаниха — это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживает невежественные «придворные», такие, как странница Феклуша. Эта женщина, живущая тем, что прикармливается в богатых домах купцов, поддерживает веру Кабанихи в Домострой, в религиозные предрассудки. Рассказы Феклуши о далеких землях, где живут люди с «песьими головами», о большом мире, где скоро наступит конец света, потому что люди позабыли законы предков, заставляют Кабаниху еще яростнее защищать свои взгляды. Помимо Феклуши, подданными «темного царства» являются Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин, да и все остальные жители Калинова. Ведь все они воспитывались по старым патриархальным законам и все они живут по ним. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за наследства, вынужден во всем слушаться Дикого… Никто из этих людей не сумел открыто жить так, как он считает нужным, быть свободным, как-то измениться. Да и осуждают ли эти люди законы «темного царства»? Думаю, что нет. Именно поэтому, утверждает А. Н. Островский, патриархальные купеческие законы так сильны в провинции, именно поэтому так трудно и долго доходят до русской «глубинки» новые веянья, прогресс, просвещение.
Широкий смысл понятия «темное царство»
Вначале охарактеризуем широкий смысл данного понятия: темное царство в пьесе Островского «Гроза» – образная характеристика социально-политического состояния России на определенной стадии ее развития.
Ведь вдумчивый читатель, интересующийся историей, четко себе представляет, о какой России (конец XVIII века) идет речь. Огромная страна, фрагмент которой показал драматург в пьесе, жила по старинке, в то время, когда в странах Европы динамично происходила индустриализация. Народ был социально парализован крепостным правом (которое отменили в 1861 году). Еще не строились стратегические железные дороги. Народ в своей массе был безграмотным, необразованным, суеверным. Фактически государство социальной политикой занималось мало.
Все в провинциальном Калинове как бы «варится в собственном соку». Т. е. люди не задействованы в крупных проектах – производстве, строительстве. Их суждения выдают полную некомпетентность в простейших понятиях: например, в электрическом происхождении молнии.
Темное царство в пьесе Островского «Гроза» – общество, лишенное вектора развития. Еще не оформился класс промышленной буржуазии и пролетариата… Финансовые потоки общества не были сформированы недостаточными для глобальных социально-экономических преобразований.
Сочинение на тему: БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Комедия «Ревизор», написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году и поставленная впервые в 1836 году, отразила современную писателю действительность — Россию первой половины XIX века. На сцене комедия шла с большим успехом: настолько реалистичны были описанные в ней события и узнаваемы черты главных действующих лиц. Говорят, Николай I, посмотрев пьесу, заставлял и своих министров посетить представление «Ревизора». А критики характеризовали комедию как «наполненную жизненной истиной». В то же время благодаря «Ревизору» у Гоголя появилось много врагов. «Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые лишь изредка на поверхности настоящей России находишь: столько накопил плутней, подлости, невежества». Но я думаю, что такие негативные оценки только подтверждают гениальность литературного произведения и свидетельствуют о глубине и предельной точности (что не всем по вкусу) показанных жизненных явлений.
Итак, перед нами захолустный уездный городок. А точнее, современная Гоголю Россия в миниатюре. Что она собой представляет?
Присутственные места, где в передней под ногами «так и шныряют» домашние гуси с гусятами. Судебный заседатель, от которого всегда «отдает немного водкою». Больницы, по коридорам которых «несет такая капуста, что береги только нос».
На улицах «кабак, нечистота». Возле старого забора «навалено на сорок телег всякого сору».
Частный пристав «к делу не может быть употреблен», так как мертвецки пьян. «Вот уже два ушата воды вылили, до сих пор не протрезвился». Квартальный крадет «в ботфорты» серебряные ложечки.
А горожане? Кто выпорот без всякой вины, кто избит Держимордой.
Таков удручающий быт уездного городка. И вина за его неприглядность, по-моему, лежит на уездных чиновниках. Ведь это их отношение к своим обязанностям довело город до такого состояния. Но чиновникам некогда служить на благо государства. Свое время они проводят за бесконечными обедами, попойками, карточными играми, а усилия тратят на пошлые разговоры и глупые сплетни.
В комедии «Ревизор» нет такого персонажа, который бы считал процветающее в городке взяточничество пороком. Напротив, и взяточничество, и казнокрадство, и обворовывание жителей воспринимаются чиновниками, то есть людьми, находящимися на государственной службе, как вполне обыденная, даже рутинная часть жизни. Да и как может быть иначе, если главный взяточник сам городничий?! Недаром он самоуверенно заявляет: «Тридцать лет живу на службе… мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду».
Может быть, поэтому городничий, узнав о том, что квартальный «стянул» у купца «штуку сукна», считает своим долгом лишь слегка упрекнуть его: «Смотри! не по чину берешь!» А к «открытому» признанию судьи о взяточничестве он, как видно, относится совершенно спокойно: «Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете…»
Какими еще чертами наделены персонажи комедии? Сразу бросаются в глаза низкий уровень их образованности и ничтожность интересов.
Судья Ляпкин-Тяпкин, осиливший за всю свою жизнь пять или шесть книг, считается самым «начитанным». Поч. Но сведения о новостях он черпает из чужих писем, не считая зазорным их вскрывать. Жена и дочь городничего охотятся лишь за женихами, свежими сплетнями и новыми нарядами.
Но главная из подмеченных Гоголем черт, присущих чиновникам, — это, пожалуй, чинопочитание. Что, кроме желания угодить вышестоящему начальству, могло заставить поднаторевшего в служебных интригах городничего («Трех губернаторов обманул!..») увидеть в Хлестакове, совсем еще молодом человеке, жалком «елистратишке», «фитюльке» и «пустышке»,
грозного ревизора? Именно страх перед столичным инспектором (а на воре, как известно, и шапка горит) затмевает разум городничего настолько, что городничий принимает нагромождение небылиц в речах подвыпившего Хлестакова за чистую монету: «Любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели», «меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы» и так далее.
Характерно, что сначала городничий стремится дать столичному ревизору взятку («Ну, слава богу, деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад»), а затем угостить его обедом, не скупясь на вино. Можно не сомневаться, что подобные действия в отношении инспекторов были приняты чуть ли не по всей николаевской России.
Сатира Гоголя убийственно точна, но в ней нет оттенка безысходности. Сам Николай Васильевич говорил о «Ревизоре» как о произведении, «замышленном с целью произвести доброе влияние на общество». Писателю удалось четко обрисовать, а значит, и донести до зрителей и читателей основные пороки чиновничьей России. Осознание проблемы, на мой взгляд, и есть первый шаг к ее разрешению.
Сочинение на тему: БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- Сочинение по комедии Ревизор
- сочинение на тему быт и нравы героев пьесы гроза
- быт и нравы героев пьесы гроза
- сочинение быт и нравы героев пьесы гроза
Сохрани к себе на стену!
Сочинение Сочинение «Быт и бытие в произведениях литературы 60-х и 90-х годов »
Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого гораздо удобнее было бы родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дудинцев в романе “Не хлебом едины”. Поиски смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то искания наших лучших писателей всегда были направлены на художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-х и 90-х гг. не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новых еще нет, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Литература 60-х и 90-х гг., пытаясь найти выход из жизненного тупика, обращается к простому человеку с его маленькими, обыденными, повседневными проблемами. Однако в литературе 60-х этот вопрос решается иначе, нежели в литературе последних десятилетий XX в. Шестидесятниками принято называть тех, кто во время “оттепелей” входил в литературу. Входили они дерзко и шумно, своими страницами свидетельствуя, что поэзия, проза, критика и драматургия выходят из летаргического состояния, в котором находились в годы сталинского режима. Это хорошо показано в рассказах В. М. Шукшина и в повести Юрия Трифонова “Обмен”. В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. Это, конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “проблема” ставятся слова “нравственность”, “добро”, “теплота”. Но, к сожалению, сейчас стало необходимо задумываться об этом, ибо надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Авторы 60-х гг. призывают нас быть добрее, душевнее, чаще вспоминать историю, уроки прошедшей войны. Одним из таких авторов был В. М. Шукшин. В. М. Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои — такие же, как и он сам. Они самые обыкновенные люди; они работают, устают, судачат о разных разностях, пьют, но все-таки это люди особые. В. М. Шукшин одним из первых в 60-е гг. обратился к теме духовных исканий личности. Шукшин уловил диалектику духовного процесса, он заметил не только светлые, но и тревожные тенденции и предупреждал о них. Писатель увидел, что рядом с героями, пытающимися выстроить метафизическую вертикаль, формируются люди совсем другого типа. Рассмотрим этот трудный процесс очеловечивания на примере нескольких рассказов Шукшина. В рассказах “Чудик”, “Микроскоп” мы видим, что герои Шукшина искренние и открытые натуры, что их действия устремлены к добру. Таких героев Шукшин называет ласковым словом “чудик”. Чудик всегда и везде хочет доставить людям радость, но все его порывы, как правило, заканчиваются конфузом. Каждый из: “чудиков — это тип времени”, в нем существует своеобразный зазор между жаждой жить насыщенной человеческой жизнью и умением так жить. Они не всегда могут разобраться в философских вопросах, которые ставят перед собой; порой имеют искаженное представление о подлинной культуре, а иногда им просто не хватает широты кругозора. Неудачи, которые случаются с ними, свидетельствуют о том, что нет и не может быть легкого и безболезненного способа обретения душевной гармонии. Мало почувствовать в себе желание жить одухотворенно. Надо найти нравственные ориентиры и придерживаться их. У Шукшина также есть и такие герои, которые заняты только реализацией собственного “я”. Так нереализованная душа компенсирует свою человеческую недостаточность. Герои Шукшина все разные: кто-то ощущает неудовлетворенность, которая порой доходит до неистовства, кто-то все в жизни меряет рублем, чтобы у него все было не хуже, чем у других. Шукшин в своих произведениях опирается в большей степени на самого человека, на его душу, нежели на проблему быта. Он был уверен в том, что в человеке есть зло, но только из-за социальной несправедливости. В это же время, что и Шукшин, творил свои шедевры Ю. Трифонов. Но в своих произведениях он больше делал упор на то, что “быт — это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая сегодняшняя нравственность. Быт – это война, не знающая перемирия”. В повести “Обмен” мир четко разделен на два лагеря: семья Дмитриевых и Лукьяновых, точнее сказать, Дмитриевы против Лукьяновых или Лукьяновы против Дмитриевых. Страницы повести напоминают репортаж о холодной войне. Трифонов ставит своих героев в обстоятельства, которые проверяют прочность нравственных основ. Главный герой повести Виктор Георгиевич Дмитриев говорил своей жене Елене: “Есть в тебе какой-то душевный дефект, какая-то недоразвитость чувств. Что-то недочеловеческое”. Именно это “недочеловеческое” становится предметом исследования писателя. Каждый человек в этих семьях недочеловечен. Если у Дмитриевых недочеловеченье возникает от непомерного чувства превосходства над “людьми другой породы”, то у Лукьяновых — от хищничества. Повесть Трифонова “Обмен” очень схожа с произведениями “грзного реализма” 90-х годов, который возник в конце 80-х гг., как протест, как желание сказать неприглядную и страшную правду всему человечеству. “Грязный реализм” — это тупиковая ветвь в литературе, она никуда не ведет, и выход, который предлагают писатели 90-х гг. Начало этой литературе положили шестидесятники, которые обратились к частной жизни человека, к его быту. Но эта литература не была такой безвыходной, как литература 90-х годов. Решение конфликта они видели в сохранении в человеке нравственности и души. Шестидесятники верили в изначально искреннее, чистое, нравственное начало, поэтому в их произведения были положительные герои. В произведения 90-х годов положительных героев нет. Они считают, что человек по своей природе нравственно грязен, а система это только усугубляет. Человек в себе несет зло.
🗹