Сочинение «Был ли иной путь у Катерины»: могла ли она поступить иначе?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Был ли иной путь у Катерины?

Одной из самых впечатляющих книг А.Н. Островского стала пьеса «Гроза». Это произведение по праву может называться шедевром русской классической литературы. Любой ученик, читавший это произведение, знает, насколько оно печально. Но, несмотря на невероятно трагичный финал, пьесу относят к жанру драмы, а не трагедии. Этому есть объяснение. Необходимо заглянуть во внутренний мир главной героини пьесы и ответить на вопрос: «а был ли у нее иной путь, кроме самоубийства?»

Катерина – необычайно добрая и нежная девушка. Она росла в семье, где с детства героиню всячески окружали заботой и ласкою. Катерина росла в родительском доме, словно птичка на воле: делала, что и когда хотела, наделенная свободой и доверием со стороны родных. Героиня была по-настоящему счастлива, но все изменилось с ее замужеством. Попав в новый дом своего мужа Тихона, Катерине пришлось встретиться с жестокостью, алчностью и деспотичностью своей свекрови. Кабаниха была главой семейства, всех членов которого она держала в строгости и подчинении себе. Катерина, привыкшая к любви и атмосфере взаимопонимания, поникла и потеряла интерес к жизни.

Девушка изрядно нуждалась в любви, но от мужа Тихона ей не удавалось ее получить. Она жаждала защиты от злобной Кабанихи, но и тут Тихон ничем не мог помочь девушке, не имея сил и храбрости противостоять своей матери. Катерина, прибывающая в таких чуждых ей условиях, изо дня в день мечтала о воле, новой жизни. Ей хотелось стать птицей и улететь с этого дома, где нет места ни любви, ни заботе, ни счастью.

Улететь она, конечно, не могла. И тогда она встретила, как девушке тогда казалось, свое спасение в связи на стороне. Но и тут Катерину ждало глубокое разочарование, а вместе с ним и стыд, и упреки всего дома. И тогда девушка решилась наложить на себя руки. И нельзя сказать, что эта смерть была трагична для самой Катерины. Напротив, смерть стала лишь ее избавлением от зла и мрака, царившего в доме Кабанихи. Пожалуй, только так героиня смогла обрести желаемую ею свободу.

У Катерины не было иного выхода. Девушка была не способной потратить свою жизнь на пребывание в несчастье. Уйдя из жизни, Катерина получило то, что хотела. Потому эта пьеса может расцениваться не более, чем как драма. Катерина получила не трагичный, а, пожалуй, счастливый финал.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения «Был ли иной путь у Катерины», будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. «Гроза» была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную. Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем. «Гроза» удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

сочинение был ли иной путь у Катерины

Популярные сочинения

  • Сочинение Дядя Хвост из рассказа Муму Тургенева
    В рассказе И.С. Тургенева «Муму» несколько главных героев. Это прежде всего Герасим – глухонемой дворник и барыня. Кроме того есть немало значительных персонажей
  • История России в произведениях Пушкина — сочинение
    Безусловно, чтобы ни писал Александр Сергеевич Пушкин, это так или иначе будет связано с историей России, ведь все его произведения отражают эпоху, в которую творил великий писатель. XIX век с его культурой, традициями и бытом
  • Сочинение по картине Сосны освещенные солнцем Шишкина 3, 5, 8 класс
    Пожалуй, не найдется среди живописцев 19-го века более искусного пейзажиста, чем И.И. Шишкин. Его картины, изображающие луга, леса, поля поистине великолепны.

Краткое содержание

В сочинении «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, «домостроевском» обществе. К Дикому приезжает племянник Борис — образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» в школьную программу.

сочинение был ли иной путь у Катерины в пьесе гроза

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона — не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении «Был ли иной путь у Катерины в «Грозе»? Другой вариант — это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант — уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный — это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении «Был ли иной путь у Катерины» можно упомянуть, что связь можно было скрыть — Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины — она не смогла бы никого обманывать.

Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?

слчинение был ли иной путь у Катерины в грозе

Выбор Катерины

В девичестве героиня «Грозы» была счастлива. Она свободно гуляла, любовалась природой, видела улыбки и доброе отношение к себе и отвечала тем же. Беззаботная пора счастья прошла, когда ее выдали замуж за слабохарактерного человека, к которому у девушки не было любви. Супруг находился под влиянием мамы и нередко обижал Катерину. Свекровь, грубая Кабаниха, ела невестку поедом.

Катерина влюбилась в Бориса

Вдруг случилось неожиданное — Катерина влюбилась в Бориса. Она это сделала от отчаяния или потому, что ее душа желала всплеска чувств, новых эмоций.

Любовь на стороне — это грех, молодая женщина призналась в нем супругу. Он был готов простить жену, но Кабанова понимала, что возвращение в семью свекрови не приведет ни к чему хорошему. Ей придется терпеть упреки и унижения еще в большей степени. От безысходности она нашла единственный выход, который видела в тот момент, — броситься в глубокие воды Волги.

Был ли у Катерины другой выход, можно проанализировать с учетом обстоятельств, в которых она оказалась. Любовь к Борису — результат прозябания в атмосфере тупости и ханжества, царящих в доме Кабанихи. Молодая женщина мечтала о яркой и полной событиями жизни, но видела только деспотизм. И все же из ее ситуации были выходы:

  1. Остаться с Борисом, уехать с ним в Сибирь, куда он направлялся по воле дядюшки. Об этом она просила его во время последнего свидания. Однако безвольный любовник не в состоянии взять такую ответственность. Он отказал Катерине, после чего ее надежды на свободу были разрушены.
  2. Получить развод. Очень тяжелый, но возможный путь. В то время юридическая волокита могла длиться долго. Нужно было пройти много унижений. Бракоразводный процесс — редкость даже у дворян (достаточно вспомнить произведение о чете Карениных). В купеческих семьях, где жила Екатерина, он был почти невозможен.
  3. Уйти в монастырь. Замужнюю женщину могли не принять, да и по складу характера Катерина не была монашкой. Кроме того, Кабаниха могла ее легко отыскать и вернуть.
  4. Убить мужа и свекровь. Однако молодая женщина не могла причинить боль людям и нарушить божественные заповеди.
  5. Продолжать искать любовь на стороне или вернуться в отчий дом. Принцип Варвары («Делай что хочешь, лишь бы было шито-крыто») чужд молодой женщине. Натура Катерины не терпит лжи и неискренности. Она могла вернуться домой, но тогда бесчестие легло бы на всю семью.

Дальнейшая жизнь с Тихоном

Конечно, в сочинении «Был ли иной путь у Катерины» нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.

сочинение был ли иной путь у Катерины в пьесе гроза кратко

Вот и получается, что броситься в Волгу — было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.

Это лишь некоторые мысли для сочинения «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза», кратко мы оговорили возможные варианты финала.

Сочинение на тему был ли другой выбор у катерины

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест­вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче­нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно­вение между старыми традициями и новыми веяния­ми, между стремлениями к свободе и теми обществен­ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос­подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде. Бесправность женщины в семье мы видим на при­мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы­росла в патриархальной, религиозной, любящей се­мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо­тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют… Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!» Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се­мью, где совсем другая а. Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до­вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидаю­щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра­ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход. Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован­ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу­бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз­ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои­ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бро­сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на­шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела­ние найти родственный отзыв в другом сердце, по­требность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…» Не в силах противостоять любви, Катерина изме­няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест­ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления… к нему вле­чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы». Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка­терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре­лигиозно окрашены. Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь­ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от­крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те­перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги­лу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в мо­гилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на­сильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!» Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за­брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше­ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…» Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер­ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само­убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени­ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вы­растет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, бу­дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел­тенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..» В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла­кивать, перед ее мужеством можно только прекло­няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: