Очень краткий пересказ рассказа «Бежин луг».
В июле рассказчик пошел в лес, чтобы поохотиться. Когда стало темнеть, он понял, что заблудился. Оглядевшись, охотник понял, что то место, где он заблудился, люди называют Бежин луг. Рассказчик встретил деревенских мальчишек, которые пасут коней, и попросился заночевать с ними.
Он притворился спящим и слушал, о чем разговаривают ребята: Ильюша, Федя, Костя, Павлуша и Ваня. Мальчики пугали друг друга страшными историями, только Ваня весь вечер спал, укрывшись рогожей.
К утру мальчики уснули. Рассказчик поутру застал не спящим только Павлушу, и ушел, попрощавшись с ним.
Направление и жанр
Жанр произведения «Бежин луг» — рассказ. На это указывают как характерные признаки, так и то, что произведение вошло в сборник «Записки охотника». Последний полностью состоит из рассказов, хотя некоторые истории по объёму приближены к повести. Другие произведения, вошедшие в сборник:
- «Льгов»;
- «Мой сосед Радилов»;
- «Уездный лекарь»;
- «Ермолай и мельничиха».
Это не полный список рассказов, а только самые известные из них. Все они отличаются повествовательным характером и проникнуты любовью к простым людям.
Литературное направление, к которому относится «Бежин луг», — реализм. Но многие исследователи творчества Тургенева отмечают, что в рассказе присутствуют нотки романтизма. На это указывают:
- связь пейзажных описаний с чувствами героев;
- сказочный подтекст и нагнетание тревожной атмосферы в некоторых сценах;
- поэтические описания внешности героев;
- душевность, с которой автор рассказывает о событиях.
Таким образом, поэтические черты прослеживаются во всём рассказе. Заполняя читательский дневник, об этом стоит упомянуть. Также нужно указать, кто написал «Бежин луг» и из каких частей состоит композиция произведения. Структура рассказа:
- Экспозиция. В ней автор описывает прекрасный июльский день.
- Завязка. Эта часть знакомит читателя с охотником. Здесь же рассказывается, как охотник плутал по лесу.
- Кульминация. Она начинается с того момента, когда рассказчик увидел мальчиков, сидящих у костра.
- Развязка. Момент, когда рассказчик отправляется домой.
- Эпилог. Самая короткая часть, состоящая из заключительных предложений. В эпилоге автор рассказывает о гибели Павлуши.
Автор дал произведению название, которое ничего не выражает. Этим он хотел подчеркнуть, что не даёт оценки услышанным историям. Верить им или нет, читатель должен решить сам. Вот почему рассказ о Бежином луге называется именно так.
Главные герои и их характеристика:
Основные персонажи рассказа «Бежин луг» - это крестьянские ребята-пастухи.
- Федя. Этому мальчику примерно четырнадцать лет. Одет он не бедно, а значит, он - из состоятельной семьи. Федя пас лошадей скорее ради развлечения, а не для заработка. Не был суеверным и относился к товарищам покровительственно.
- Павлуша. Ему около двенадцати лет. Любознательный, смелый, решительный. Одет бедно.
- Ильюша. Ему двенадцать лет. Особенность его внешности - нос с горбинкой. Одет чисто, аккуратно. Работник бумажной фабрики. Боится всего потустороннего.
- Костя. Этот мальчик лет десяти, с печальным и мечтательным взглядом. Худой, одет бедно. Всего боится.
- Ваня, семилетний мальчик. Большеглазый, кудрявый. Открытый, добрый мальчик, любит природу. Весь рассказ спит.
Характеристики героев
Действующие лица в этом произведении — мальчики и рассказчик. Люди и потусторонние сущности, о которых рассказывают ребята, — третьестепенные персонажи. Главные герои и их краткие характеристики:
- Федя. На вид ему 14 лет, это самый старший из ребят. Фёдор ведёт себя уверенно, чувствуется, что он из обеспеченной семьи. Он хорошо одет, на ногах — свои, а не отцовские сапоги. Ночные посиделки для мальчугана — лишь забава, а не обязанность, как для других ребят.
- Павлуша. Мальчик с серыми глазами, широкими скулами и бледным лицом. По описанию автора, Павлуша неказист, однако рассказчик сразу проникается к нему симпатией. ребёнок смел и умён, не суеверен, отлично разбирается в сортах рыбы и звёздах. В этот вечер мальчику доверили следить за похлёбкой. В конце произведения читатели узнают о внезапной гибели Павла.
- Илья. Трусоватый парень лет 12. Когда ребята рассказали о водяном, он очень перепугался. Этот мальчик описан как типичный крестьянский ребёнок. На нём добротная одежда, он трудолюбив и опрятен, при этом верит во все приметы и деревенские легенды.
- Костя. На вид герою около 12 лет. У него веснушчатое лицо, заострённое книзу, «как у белки», и блестящие глаза. Вид у ребёнка печальный: кажется, будто он хочет что-то сказать, но не может найти слов.
- Ваня. Семилетний мальчуган, самый тихий и незаметный из всех ребят. Он лежит под рогожей, свернувшись калачиком. Понятно, что особой помощи от него нет, но это не главное. Ване всё интересно, он с любопытством рассматривает небо и восхищается природой. Об этом мальчике рассказчик пишет, что он душевный, мечтательный, чуткий и наблюдательный.
- Рассказчик. Это сам Иван Сергеевич, заядлый охотник, любитель бродить по лесам. Большую часть времени он играет роль пассивного наблюдателя, чтобы передать увиденное и услышанное максимально точно и подробно.
Всех ребят автор описывает с душевной теплотой. Из рассказа понятно, что он не насмехается над суевериями, а восхищается трудолюбием, смелостью и сообразительностью детей, которым слишком рано приходилось взрослеть.
Краткое содержание рассказа «Бежин луг» подробно.
Автор: Иван Сергеевич Тургенев
Рассказ открывается пейзажем - автор описывает красоту летнего июльского неба, солнца. Летним днем рассказчик решил поохотиться, но заблудился в лесу. В потемках охотник понял, что место, где он находится - это Бежин луг.
Рассказчик увидел в темноте мальчишек. Они сидят у костра и следят за табуном лошадей. Охотник попросился остаться с ними на ночлег, чтобы утром найти дорогу обратно.
Когда ребята убедились, что их гость спит, стали разговаривать.
Разговор мальчиков касался суеверий. Ребята делись друг с другом страшными историями и легендами.
Ильюша был очень суеверным, поэтому рассказал очень много историй о потустороннем: историю про домового, который обитал на бумажной фабрике; про говорящего барашка; про барина, который после смерти искал разрыв-траву; про женщину, которая увидела себя мертвой; про то, как в день солнечного затмения придет Тришка.
Павлуша тоже рассказывает ребятам страшилку о солнечном затмении. Вообще Павел до конца не верит в непознанное, и все рассказанные ему истории пытается объяснить чем-то реальным.
После рассказа Павлуши собаки подняли лай, и Павлуша кинулся туда, где лают собаки, подумав, что волки напали на табун. Рассказчик отметил, что это славный малый, и восхитился, как он без оружия и даже без палки на волков пошел.
Костя верит в сверхъестественное, поэтому тоже рассказывает страшилки - о русалке и водяном.
После рассказа Костей истории о том, как водяной забрал к себе одного мальчика, Павел пошел на реку за водой. Когда он вернулся, то рассказал, будто видел, как утопленный мальчик манил его к себе прямо из реки.
Федя насмешливо относился к страшилкам товарищей, однако рассказал одну, про утопленную барыню, которая выжила, но осталась сумасшедшей на всю жизнь.
Самый маленький пастух, Ваня, не участвовал в беседе, а весь вечер проспал, накрывшись рогожкой.
Проснувшись утром, охотник уходит. Павлуша проснулся перед его уходом, поэтому охотнику удалось попрощаться только с ним.
Рассказчик делится грустной новостью в эпилоге произведения. В том же году, когда рассказчик встречался с ребятами, Павлуша упал с коня и умер.
Иван Сергеевич Тургенев
БЕЖИН ЛУГ
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…
В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился наконец вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. «Вот как только я выйду на тог угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»
Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно»! Теперь опять нужно вправо взять».
Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.
Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета. Мне стало совестно перед ней, и я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор. До сих пор я все еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себе прямо, по звездам — наудалую… Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.
Темы и проблемы
Основная тема рассказа — тема природы
, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
Отдельной строкой можно выделить тему народных верований
, примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа
«Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.
Главная мысль
В рассказе нет морализаторства, автор не рассуждает, как правильно жить, что такое хорошо и плохо. Он просто излагает факты, и это делает произведение пронзительным. Читатели видят крестьянских детей глазами Тургенева. Они предстают открытыми, честными, простыми и добрыми. Рассказчик принадлежит к другому сословию, но не кичится этим. Напротив, он попал в такую ситуацию, когда пришлось обращаться к детям деревенской бедноты.
Основную идею произведения можно кратко сформулировать так: душевные качества не зависят от происхождения, сословия и богатства. Неслучайно среди героев есть мальчик из богатой семьи, причём он сидит вместе с другими и не показывает превосходства, хотя и держится довольно бойко.
Автор постарался донести до читателей мысль, что простые крестьяне достойны уважения. Они заслужили его своим трудом, стойким характером и любовью к окружающему миру. Произведение «Бежин луг» учит любить природу, а также относиться к людям по-доброму.
Жизнь может быть счастливой и гармоничной, даже когда она не переполнена материальными благами. По мнению писателя, красота и счастье — в мелочах, важно лишь научиться ценить то, что есть, и отличать истинные ценности от фальшивых.
История создания
Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.
Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.
Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».
Темы и проблематика
Тургенев посвятил рассказ взаимодействию природы и человека, благодаря которому можно достичь душевной гармонии. Эмоции героев подчёркивают яркие описания природы. Автор уделяет внимание таким деталям, которых большинство не замечает. Слова и выражения, которые он использует для описания пейзажей:
- «огнистое»;
- «румянец»;
- «пылает пожаром»;
- «густеет гроза»;
- «вихри-круговороты».
Эпитетами, метафорами и сравнениями пестрит весь рассказ. Автор не нарочно демонстрирует любовь ко всему живому: он действительно очень трепетно относится к природе, поэтому строки сами собой получаются завораживающими и проникновенными.
Ещё одна важная тема — роль примет, легенд и суеверий в жизни крестьян. Как относится Тургенев к тому, что люди верят в нечистую силу, сложно сказать. Он не высмеивает ребят, но и не даёт читателям понять, что тоже верит в леших, русалок и домовых. Ему симпатичен Павлуша, отличающийся прагматичным взглядом на судьбу. Однако в конце истории читатели узнают о кончине этого парня.
Проблематика рассказа строится на трудной жизни крестьянских детей. Все они, кроме одного, были бедно одеты. По описанию можно понять, что даже наличие собственных сапог в те годы было роскошью. Однако даже в таких трудных условиях детские души не зачерствели. Мальчики говорят не только о потусторонних вещах. Они замечают свист куликов и «божьи звёздочки», говорят о тёплых странах, где никогда не бывает зимы.
Сострадание также не чуждо этим ребятам. Они душевно рассказывают, как убивается мать, чей ребёнок утонул в реке. Другая печальная история — о девушке, которую бросил жених, а потом «испортил водяной». Обо всём этом мальчики говорят проникновенно и просто, без тени жестокости или насмешек. Так автор подчёркивает их доброту, богатый внутренний мир, умение сострадать и чувствовать чужую боль.
🗹