Предпосылки написания романа
Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Произведение заслуженно признано одним из самых сильных творений, вышедших из-под пера прекрасного романиста Ивана Тургенева.
Прочитав роман и изучив представленные персонажи, можно не только понять конфликты старших и молодых поколений, но и узнать про быт, тенденции XIX века.
Младшее поколение не хочет принимать навязываемые им идеи от «отцов». А старшее поколение не в состоянии понять и принять новые устои и правила. Писателю удалось очень точно описать настроения в обществе и распознать в Базарове человека нового времени.
Во время написания романа в стране происходило общественное противостояние между настроенными либерально к существующему укладу жизни дворянами и разночинцами-демократами. Все чувствовали необходимость изменений, но относились к будущим реформам по-разному. Склоняющаяся к демократии молодежь, представленная в романе молодым нигилистом Базаровым, хотела глобальных мгновенных изменений. Либералы придерживались умеренных позиций и предлагали путь постепенных эволюционирующих реформ.
В итоге общество раскололось на «отцов» и «детей», либералов и демократов. Автор прекрасно подметил начало процесса и точно отразил зарождение конфликта в своем произведении. Противостояние началось в конце 50-х годов. Именно поэтому действие романа затрагивает 1859 год.
Базаров – новый герой литературы 50-60 годов 19 века.
Сочинение по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети».
В начале шестидесятых годов 19 века обостряется борьба революционной демократии против либералов. В это время появляется роман Тургенева «Отцы и дети». Злободневность романа заключается в том, что автор вывел в нем нового человека и показал непримиримую борьбу двух лагерей – «отцов» и «детей», фактически между либералами и революционером-демократом. В этом произведении виден кризис барина и мужика, общенациональная необходимость уничтожения крепостного права.
В центре романа образ нового типа человека – образ Базарова. Человек, который прошел суровую школу лишений и труда, прожил трудную жизнь. Евгений – представитель нашего молодого поколения. Ему чужд либерализм, ученик о так называемых политических свободах, когда «грубейшие суеверия» душат народ.
Базаров – сын бедного уездного лекаря. Мать его, Арина Васильевна, была настоящей дворянкой прежнего времени, верящей в сны, гадания, приметы. Родители обожали своего сына, которому с детства привили любовь к народу. Простые люди чувствовали, что Базаров «свой брат, не барин».
Портрет Евгения хорошо передает его нравственный облик. Руки у него большие и красные, привыкшие к труду. «Лицо его длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Ум Евгения Васильевича проявляется в его поступках, спорах и разговорах с братьями Кирсановыми.
Тургенев назвал своего героя «нигилистом». Базаров отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, семейный гнет. Разночинец и демократ, он отрицает весь помещичий уклад жизни, старую дворянскую культуру, идеалистическую философию, романтические представления о любви, как о «неземном» чувстве, хотя сам способен на глубокие чувства.
Интересно отношение Базарова к природе и искусству. Если Кирсанов говорит, что любит Россию за красоту природы, за экзотику национальных костюмов, то Евгений относится ко всему этому более прозаично и объективно. Базаров – враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. На взгляды революционера-демократа во многом влияла эпоха. На природу он смотрит с той стороны, с какой она полезна человеку. Евгений говорит: «Природа – это не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров является тружеником науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимым делом.
Евгений Васильевич любит русский народ. Базаров убежден, что он сам – народ. Его речь проста и ясна. Остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им характеризует речь Евгения. Он говорит как коренной русский, как истинный демократ, выходец из гущи народной. Простые люди с любовью и уважением относятся к Евгению, он умеет завоевать их доверие и расположение.
В произведении Базаров резко противопоставлен Одинцовой и Кирсановым. Одинцова холодна и эгоистична. Она любит комфорт и дорожит им. Анна Сергеевна любит спокойную, размеренную жизнь, чего не скажешь о Базарове.
Братья Кирсановы принадлежат к поколению «Отцов». Рьяным представителем аристократов и либералом показан Павел Петрович Кирсанов. Ему чужды взгляды нажизнь молодого поколения. Он возненавидел Евгения за то, что последний перечеркивает всю прожитую жизнь либерала, его привычки и манеры.
В обществе Кирсановых Евгения считают новым человеком. О подобных говорят: «…таких не приходится мерять обыкновенным аршином». Когда Аркадий говори: «…он не на медицинском поприще достигнет известности», — можно понять, что Базаров стоит на пути развития революционном-демократического движения, где он станет знаменитым.
Выдающийся критик Д.И.Писарев в своей статье «Базаров» показал типичность образа Евгения, доказал, что это человек дела, человека, трезво смотрящий на жизнь, подлинный представитель разночинцев-демократов.
Однако Базаров одинок, потому что все люди, окружающие его, по своим знаниям Евгению «по колено». Писарев объясняет, почему Тургенев закончил свой роман смертью героя: «Автор видит, что Базарову некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и крепок; автор видит это и в уме своем снимает со своего героя последний незаслуженный упрек. Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья».
Время Базаровых еще не пришло, но их победа неизбежна.
Индивидуальность героя
Автор описывает образ Евгения как скромного, не очень яркого внешне человека. Его одежда, поведение не привлекают и не захватывают сразу. Герой абсолютно не ставит перед собой целью эпатировать кого-то или произвести приятное впечатление. Более того, при незнакомых людях держится весьма холодно и сдержанно.
Очень откровенен и не склонен выпячивать свои положительные черты. При этом не скрывает отрицательных. Иногда, увлекаясь, под воздействием собственных речей проявляет самолюбие и «безмерную гордость».
Несомненно, Базаров — человек нового времени. Молодой человек имеет собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. Его отличает убежденность и искренность в собственном мировоззрении. Базаров — это представитель модного нигилистического течения.
К сожалению, принципы классического нигилизма заключаются только в отрицании. Ничего конкретного и полезного они предложить не могут. Тургенев невзлюбил новое течение и противодействовал нигилизму во многих своих произведениях.
Тем не менее Базаров — интересная, сильная личность, которая не предает свои идеи и принципы. Он убежден в том, что:
- Крепостное право является злом.
- Дворянство — это устаревшая форма правления с неправильными идеями.
Он готов очистить прошлое во имя будущего.
Благодаря пытливому и неординарному уму Базаров выстроил четкую картину мироздания. Его позиция подкреплена научными фактами и логикой. Именно умение логично обосновывать помогает ему выиграть в споре с Кирсановым. Особенно духовное превосходство Евгения заметно на дуэли.
Главный персонаж очень образован, изучает естественные науки, литературу. Следит за собственным здоровьем, занимается физкультурой и постоянно развивает себя как личность.
Вероятно, подобный герой мог бы достичь больших жизненных успехов и даже изменить устои, отрицаемые им. Но автор на примере судьбы Базарова показывает преждевременность появления таких взглядов.
Базаров решился, вопреки общественным взглядам, сказать «нет» догмам религии. Он доверяет только научным исследованиям и показаниям приборов. Евгений говорит «да» научному просвещению. Но к энтузиазму Базарова относятся настороженно. Многие считают его странным, а некоторые — опасным.
«Базаров — «новый человек»»
Роман Тургенева «Отцы и дети» отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли «нового человека» — деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов. В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала отмене крепостного права. В этой кризисной обстановке резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве и религии. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, представляют не только идеи двух разных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.
Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, самым интересным. Он занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде аристократов, существуют все основания восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого.
«Отцы» и «дети» у Тургенева — это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия нашли свое отражение в романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, и даже само произведение стало явлением не только литературной, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману и, прежде всего, к главному герою — разночинцу Евгению Васильевичу Базарову.
Базаров для русской жизни и для русской литературы — фигура новая и во всем необычная своим поведением. Уже внешний облик его подчеркивает новизну героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев — Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина. А тут — в каком-то «балахоне», с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие «сигарки» Базаров. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом. Обстановка «передовой жизни» оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в невозможность познания мира силами человеческого разума.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров — человек труда, он не привычен для аристократического этикета и условностей. Автор использует прием контраста. Так, Базаров противопоставлен Павлу Петровичу. Демократизм одного—аристократизму другого. А последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова противопоставляется раздвоенности Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.
Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров — натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом — слишком революционно его мировоззрение.
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает Базарова сначала любовью, а затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее «белибердой, непростительной дурью». Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело – отношения с Одинцовой.
Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базарова до «тишины блаженства», так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего герояпредтечи.
Трагедия героя и в его одиночестве. Правда, сам он заявляет: «Нас не так мало, как вы полагаете». Но все же в романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров — одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эти отношения сломили героя, потому что уязвили его гордость. Как-то Базаров самоуверенно заявил Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе». И такой человек нашелся — это Одинцова. Да и с народом, с которым у Базарова нет подлинной близости, среди крестьян он слывет «чем-то вроде шута горохового».
Смерть Базарова — конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода.
Трагический смысл образа воссоздает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.
Испытание любовью
Базаров является сильной личностью с большой буквы. Это однозначно показано в романе «Отцы и дети». Герой своего времени, как принято называть Евгения, не прогибается под обстоятельства и готов любыми способами доказывать свою правоту.
Но Тургенев в ходе рассказа преподносит молодому нигилисту неприятный сюрприз. Это станет камнем преткновения в четкой теории.
Базаров безнадежно влюбляется в Одинцову. Реальность против теории. Любовь против отрицания. С отчаянием атеиста любви влюбленный находит в себе романтизм, отрицаемый им прежде. Изменения смущают героя. Он не способен найти им привычное и логичное объяснение.
Евгений признается Анне Сергеевне в любви. Потерпев поражение, Базаров находит в себе силы не унижаться, а гордо уехать, оставив Анну в покое.
Узнав несчастную любовь, герой начал сомневаться в абсолютной правильности своих убеждений. Он не находит себе места, впадая в пессимизм. Неразделенное чувство Базарова стало молчаливым и гордым страданием.
Смысл жизни для него утрачен, многие убеждения не прошли проверку чувствами. Тем не менее герой демонстрирует недюжинную силу воли, пытаясь подавить в себе романтика. В итоге, потерпев любовную неудачу и не став прежним, Базаров умирает. Как обычный человек, не как нигилист. Перед лицом смерти открывается вся мощность силы этого человека.
Сочинение «Странен ли Базаров для моего поколения?» ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Роговская средняя общеобразовательная школа № 4 им. С. В. Пешеходько
Сочинение в рамках конкурса «И.С. Тургенев – писатель на все времена»
Тема: Странен ли Базаров для моего поколения? ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Выполнил учащийся 10 класса
Мехонцев Максим
Руководитель Бенгардт Елена Ивановна
«Ощущение, будто я стою
посреди переполненной народом комнаты,
кричу во весь голос, а никто не слышит»
Евгений Базаров – главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». С первых страниц романа у меня возникли противоречивые чувства. Невольно думается: «Да он странный!» А так ли странен Базаров для нынешнего поколения? Рассмотрим героя поближе.
Странным можно назвать человека непонятного, необычного, отличного от других внешностью, поведением, речью, привычками, мировоззрением.
Во внешности героя я лично ничего особо примечательного не нахожу. Читаем у Тургенева: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…» Примечательны только спокойная улыбка и тонкие губы, выдающие скрытность и холодность героя.
Мировоззрением Базарова стал нигилизм – отрицание и уничтожение всего отжившего, не имеющего практической ценности. Хотя это и не привычно для общества того времени, но ничего странного в этом нет. Люди довольно часто выбирают отрицание как жизненную позицию. Но это означает лишь то, что Евгений независим от мнения общества. А разве нынешнее поколение всё принимает на веру и стремится подчиниться старшим? Вовсе нет. Один из способов заявить о себе, как о личности – отрицание, как у Евгения Базарова. И многие с успехом им пользуются. Кстати, даже не стараясь искать практическую пользу и значимость такого поведения. Базаров – разрушитель устоев? Практически ничего в своей массе не создает и современное общество. А вот жизненные ценности разрушены.
Касаемо отношения Базарова к дружбе, хотелось бы обратиться к тексту произведения. В диалоге с Аркашей Евгений однажды сказал: «…ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался…» Несмотря на то, что Базаров фактически назвал своего друга «идиотом», я считаю, что он всё-таки способен дружить. С кем, как не с другом, может человек быть откровенным? Разве зазорно высказывать свои мысли, пусть даже и нелицеприятные, товарищу? Разумеется, форма обращения Базарова с младшим Кирсановым далека от идеала воспитанного человека, но в произведении наш герой ни разу не отозвался о друге плохо прилюдно.
В отношении Евгения к своим родителям он довольно суров: «…они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…» Но при этом уважает и ценит их. Просто не принимает смиренности своих стариков перед устоями общества. Он не указывает на недостатки, не поучает отца и мать, не навязывает им свою точку зрения. Отец Базарова в разговоре с Аркадием сказал: «…он от роду лишней копейки не взял». На мой взгляд, Евгений поступает благородно, учитывая то, что он учится, живет в городе, молод, и, как следствие, имеет необходимость в деньгах. Нынешнее поколение — потребители, и зачастую полностью зависят от родителей, не гнушаются материальной помощью.
Правда, не только деньги не берёт у родителей Базаров. Он, в силу своих убеждений, не нуждается и в их заботе, опеке и ласке. Это огорчает и ранит его родителей. А разве это его отличает от других? Но отличной от других особенностью характера Базарова такое поведение назвать нельзя. Любое проявление чувств, будь то прошлое или нынешнее время, вызывает у детей отрицание. Хочется казаться взрослым, самостоятельным, а заботу оставить малышам. Современная молодежь тоже принимают в штыки поучения и наставления взрослых. Конечно, с возрастом приходит осознание того, что любовь родителей бесценна, и Базаров к этому придёт, но не сразу. Предсмертные слова Базарова о родных ему людях: «… мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в нашем большом свете днём с огнём не сыскать», — обращается он к Одинцовой.
Простого русского народа Базаров не понимал. «Русский мужик – это тот самый таинственный незнакомец… Кто его поймёт? Он сам себя не понимает». Да и не мог понять. Потому что очень глубока пропасть между ним и народом. Образование, жизненный уклад, природный талант поднимают его на более высокую ступень развития. Базаров любит труд, а народ трудится в силу необходимости. Науки и вовсе вне досягаемости обычного, простого мужика в отличие от Евгения, получившего хорошее образование. Плохо то, что Евгений относится к простым людям с пренебрежением, подтрунивает над ними. Впрочем, во время, взятое Тургеневым за отправную точку повествования, ничего удивительного в этом не было.
Но действительно противоречив Базаров в отношении любви. Он не воспринимает любовь как нечто возвышенное, не считает тему достойной внимания. «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения…..Это всё романтизм, чепуха, гниль, художества…» В этом он схож с современными молодыми людьми. Для чего тратить время попусту, брать на себя ответственность за кого-то? Самое простое – свободные отношения, так популярные на сегодняшний день. С таким отношением, казалось бы, невозможно полюбить. Но Евгений полюбил. С появлением Одинцовой на страницах романа разворачивается настоящая драма. Противоречия возникают не во внешних проявлениях, а во внутренних переживаниях героя. Душевный разлад терзает его. Один из принципов жизни Базарова нарушается. Не думаю, что ему было легко пройти через испытание любовью. Восхищает выдержка Базарова. Не каждый способен принять отказ как данность. «Полчаса спустя служанка подала Анне Сергеевне записку от Базарова; она состояла из одной только строчки: «Должен ли я сегодня уехать — или могу остаться до завтра?» Спокойствие и выдержка не являются добродетелью современной молодежи. Опуститься до подлости, мщения Базарову не позволяет воспитание. А вот сейчас, на мой взгляд, это в порядке вещей. Если на миг перенести героя в современный нам мир, то он достоин уважения.
Любовь к Одинцовой и душевные муки привели к изменению Базарова перед смертью. Осознав скорую гибель, Евгений изменил своим принципам. Контраст нагляден, если обратиться к высказыванию героя об искусстве. «Об одном прошу тебя: не говори красиво», — говорит Базаров Аркадию, имея ввиду риторику и образность, витиеватость речи. На смертном же одре, переосмыслив многое и пережив крах собственных убеждений, он произносит довольно красивую и трогательную фразу: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»…Обидно, что много в жизни он не успел. Кто знает, как сложилась бы судьба героя, останься он жив? Но человек не всегда способен осознать ошибочность своих взглядов. Что делать, если оказался не на том пути? Уходить. Базаров ушел, потому что не знал нового пути.
Итак, хотелось бы вернуться к главному вопросу: странен ли Базаров? Уверен, что нет. Человек, избравший свой путь и честно придерживающийся его, человек, прошедший путем проб и ошибок, заблуждавшийся и принявший, как данность, крушение своей теории, достоин сочувствия и уважения. Если говорить о Базарове, как человеке, то он бесконечно одинок, никто из героев произведения даже не пытался понять его. Но это одиночество вовсе не означает, что Базаров странный, скорее своеобразный и непонятый окружающими его людьми. Я задаюсь вопросом: «Сколько Базаровых сейчас живет среди нас?» Ведь нам некогда понимать друг друга, на это у нас нет времени. Да и желание понять ближнего возникает очень редко, каждый занят самим собой. В этом наша беда.
Лишний человек
Казалось бы, такой харизматичный молодой человек мог стать примером для подражания, одним из ярких положительных литературных образов. Но Тургенев наглядно показывает, что это не так.
По мере развития сюжета читатель все больше убеждается, что герой — типичный лишний человек. Базаров не может приспособиться к существующей вокруг него общественной жизни и принять современное ему общество. Может только критиковать и осмеивать свое окружение, находясь в положении изгоя. Евгений способен осуждать, но не имеет возможности влиять на исторический ход событий. Невыразительная смерть лишь подчеркивает контраст реальной жизни с амбициями молодого человека.
Образ нигилиста Базарова многогранен и неоднозначен. Это собирательный образ части молодых людей того времени. Талантливых, способных, но обреченных на серое существование и в итоге на забвение.
Молодого нигилиста можно сопоставить с Лермонтовским Печориным. Печорин, как и Базаров, — герой своего времени. Каждый из них является главной фигурой в своих произведениях. Они — лишние в современных им обществах.
У героев личные качества похожи. Оба обладают глубокой насыщенной натурой и ищут смысл жизни.
Краткое описание Печорина, с цитатами из произведения:
- Дворянин с достатком: «…у меня есть лакеи и деньги!..»
- Человек со странностями: «…Вы странный человек!..»
- Ему нравится спорить с окружающими: «…мне хотелось его побесить…»
- Умирает в молодости: «…Печорин, возвращаясь из Персии, умер…»
Теперь кратко рассмотрим цитаты о Базарове:
- Небогатый разночинец. «…Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров…»
- Человек незаурядный: «…вы человек не из числа обыкновенных…»
- Нигилист. «…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!..»
- Умирает молодым от тифа: «…Если я заразился, так уж теперь поздно…»
В каждом из произведений — и в «Герое нашего времени», и в «Отцах и детях» — присутствует тема дружбы и вражды, в которой первую скрипку играет главный герой. В одном случае, это — Печорин и Грушницкий, во втором — Базаров и Аркадий Кирсанов.
Евгений Базаров-«Новый герой» или трагическая личность?
Произведение “Отцы и дети” было написано в тысяча восемьсот шестьдесят первом году, известным писателем И.С. Тургеневым.
Евгений Базаров человек лет тридцати, студент-медик, одетый неопрятно, всегда неухоженный. В обществе он ведёт себя бестактно, не соблюдает ни какие нормы поведения, разговаривает со старшими грубо и не почтительно. Евгений придерживается принципов равенства в обществе, о высшем сословии отзывается плохо.
По происхождению в обществе относится к мещанам. Своих оппонентов по взглядам презирает, относится к ним враждебно. Он слишком заносчив и прямолинеен, даже груб. Любовь в его понятии, это чушь и ее не существует вовсе. Его поведение, “сломанные” моральные ценности и глупые принципы результат увлечения нигилизмом. Единственное общественно полезное, а так же полезное для самого себя, занятие — это изучение медицины и химии. Всё выше сказанное характеризует его скорее, как трагическую личность нежели “Нового героя”, ведь у читателя появляется весьма негативное отношение к Евгению. Базаров мечтает сделать что-то великое для России и для народа, и как это не печально его “отрицание всего” мешает в осуществлении мечты, а так же заводить друзей, проявлять заботу и чувства к своим родителям.
Но всё меняет знакомство с Одинцовой. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он влюбляется, начинают происходить перемены, он осознает, что его взгляды терпят крах. И то прекрасное чувство любви, которое просыпается в нём, взаимно. Но Анна Сергеевна и Евгений подавляют свои чувства, он в силу своих принципов, она из-за того, что её могут не понять в обществе. После многих событий и в виду расхожести интересов со всеми своими знакомым, он уезжает домой, к родителям. Там он занимается врачебной практикой и случайно заражается тифом, после чего в скором времени умирает.
Я думаю, что увлечение Евгения нигилизмом было вполне объяснимой реакцией в то время, в связи с событиями, происходящими в мире, с глобальными переменами, революционным движением, как в России, так и в Европе. Реакция на трудности, с которыми он столкнулся, пробиваясь по жизни. Но на самом деле он ранимый человек, который умеет любить, страдать и это Базаров показал всем, перед самой своей смертью, в самый последний момент, но было уже слишком поздно…
Полезный материал по теме:
- Евгений Базаров — новый герой или трагическая личность?
- Евгений Базаров – «новый человек» (Образ Базарова)
- Евгений Базаров – главный герой романа
- Кто такой Базаров? Его личность и взгляды. Нужны ли Базаровы России? Что такое нигилизм? Базаров как олицетворение нигилизма. Его сторонники. Польза и вред нигилизма.
- Базаров как новый человек русского общества