Способы выражения авторской позиции в драматургии (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Авторские ремарки

В «Горе от ума» А. С. Грибоедов активно использует ремарки, чтобы передать равнодушие, которым отвечает на слова Чацкого фамусовское общество. Характеристика героев комедии, их реплики сопровождаются бесстрастными замечаниями автора. Например, во время диалога с Александром Андреевичем Фамусов «ничего не видит и не слышит». Во время бала, когда Чацкий произносит обличительный монолог, осуждающий «чужевластья мод», гости «кружатся в вальсе с величайшим усердием» или «разбрелись к карточным столам». Ситуация напускной «глухоты» усиливает комический эффект произведения, а также подчеркивает степень взаимного непонимания и отчуждения между конфликтующими сторонами.

Фамусовское общество. От автора

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» строится на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Что собою представляет фамусовское общество? Каковы его нравы и каковы идеалы? Грибоедов показывает нам это живо, конкретно, через отдельные характеры.

Фамусов – типичный московский барин начала 19 века. Он привык быть барином, никем иным он представить себя не может. Оттого он так уверен в себе, так любит себя, так самонадеян. Он занимает важный служебный пост, но службою себя не отягощает. Служба ему даёт положение, деньги и влияние в обществе – этого ему и довольно. Его главное служебное правило – поскорее подписать бумагу: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Подбирая себе помощников, он учитывает не деловые качества, а родственные связи.

Его политические идеалы заключаются в прославлении всего старого, устоявшегося. Ему хорошо живётся. И он не хочет никаких перемен. Идеал для Фамусова – это тот, кто сделал карьеру и обеспечил себе видное положение в обществе. Причём совершенно неважно, какими способами человек делает себе карьеру. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, лишь бы он приводил к желаемому результату.

Скалозуб, с точки зрения Фамусова, самый желанный жених для Софьи. Чем же он так нравится Фамусову? Он сравнительно молод, но уже в чинах. Сейчас он полковник, а завтра непременно станет генералом. Он надёжный защитник старины. Он принадлежит к тем представителям «века минувшего», которые если и думают о чём-либо, то единственно о своей карьере и своей выгоде. Всё это Фамусова в Скалозубе очень устраивает. Скалозуб – это тип аракчеевского офицера, ограниченного службиста, неспособного к живому чувству. Он непримиримый враг всякого знания, просвещения.

Не менее страшен, чем Скалозуб, Молчалин. По всем своим качествам он тоже принадлежит к фамусовскому миру. Он прямое порождение этого мира. С самого первого появления на сцене он кажется совершеннейшим ничтожеством. Он боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми. Он не смеет иметь своего суждения. Удивительно, за что только могла полюбить его Софья!

Своим самым главным талантом он считает «умеренность и аккуратность». Эти свойства вместе с присущим ему раболепием обеспечивают его настоящие и особенно будущие успехи в фамусовском обществе.

Любит ли кого-нибудь Молчалин? Он разыгрывает любовь перед Софьей, поскольку она дочь его хозяина и поскольку она сама этого хочет и при этом напропалую волочится за служанкой Лизой.

Молчалин хитёр и пронырлив. Если у него и есть подобие ума, то это ум мелкий, низкий, низменный. Такой ум опаснее глупости. Ведь именно такие люди, как Молчалин, более всего преуспевали в страшном фамусовском мире. Молчалин молод, но он уже успел получить, числясь по Архивам, три награждения. Он пойдёт и дальше, и выше и непременно достигнет «степеней известных». Плохо устроен мир, в котором преуспевают низкие и подлые люди, подобные Молчалину.

Софья – одна из самых загадочных героинь в русской литературе. Ей трудно отказать в уме и в остроумии. Она насмешлива и находчива. Её любит Чацкий, а когда-то, видимо, и она была к нему неравнодушна. Это само по себе уже много значит. Несомненно, что Софья незаурядный человек. Но почему же она так легко обманулась в своем избраннике? Почему предпочла ничтожного Молчалина умному и блестящему Чацкому?

Софья, при всём своём уме, истинная дочь своего отца. В ней есть скрытая властность. Она хочет быть всегда и во всем хозяйкой положения. С Молчалиным ей легко чувствовать себя на высоте, занимать главенствующую роль. Ни о каких переменах в жизни она не думала и не хотела думать. Беспокойному, мятежному Чацкому она была бы плохой подругой. Всеми своими привычками и устремлениями она была привязана к фамусовскому миру. Недаром она не только отвергла любовь Чацкого, но и сделалась его прямым врагом, первая объявив его сумасшедшим.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и разнообразно. Это не только основные герои, но и второстепенные, эпизодические. С последними мы знакомимся более всего в третьем действии комедии.

Вот перед нами Хлёстова – важная московская барыня, привыкшая не сдерживаться в словах, грубоватая, властная. Вот Загорецкий, готовый всегда предложить свои услуги, откровенный угодник, лжец, карточный шулер. Однако его сомнительные нравственные качества нисколько не мешают его дружбе с хозяевами этого общества.

В третьем действии зритель-читатель знакомится и с такими представителями фамусовского общества, как супруги Горичи, как князь и княгиня Тугоуховские с их шестью дочерьми, томящимися по женихам, и бабушка и внучка Хрюмины и другими. Все они начисто лишены духовных интересов. Для Чацкого и они сами, и то общество, которое они составляют, подобны призракам.

Итак, какие же черты можно назвать общими для всех представителей фамусовкого общества?

  • карьеризм
  • отсутствие духовных интересов
  • неприятие всего нового, ненависть к просвещению
  • преклонение перед иностранным
  • крепостничество
  • служение лицам, а не делу
  • лицемерие
  • отношение к службе как к средству обогащения

Представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный герой сломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. Смех побеждает среду, кишащую молчалиными, скалозубами, загорецкими,— отжившее фамусовское общество.

Проблематика пьесы

В «Горе от ума» присутствуют два сюжетообразующих конфликта. Один из них касается личных отношений героев. В нем участвуют Чацкий, Молчалин и София. Другой представляет собой общественно-идеологическое противостояние между главным героем комедии и всеми остальными персонажами пьесы. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Без учета любовной линии невозможно понять характеры, мировоззрение, психологию и взаимоотношения героев произведения. Однако основным, конечно, является социальный конфликт. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы.

Школяру.ру | В помощь школьнику

Создание и существование комедии «Горе от ума» так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна «всей читающей России». Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца не понята. Затрагивающая актуальные проблемы своего времени пьеса жива до сих пор. Внешне банальный конфликт («После долгой разлуки влюбленный встречается со своей возлюбленной. А она полюбила во время его отсутствия другого. Он в отчаянии уезжает» – пересказ В.И. Немировича-Данченко) с первых сцен завораживает читателя и зрителя. «Высокий» герой, несомненно вызывающий сочувствие, становится не только противовесом отрицательному полюсу комедии, но и сам выступает как объект авторской иронии.

Вообще авторская позиция проявляется в комедии очень отчетливо. Присутствие автора ощущается уже в самом названии: «Горе от ума». Оно изначально выявляет позицию Грибоедова. Он понимает, что ум Чацкого (а именно его ум считает Грибоедов истинным) не принесет ему счастья. В сложившейся в России в начале 20-х гг. XIX в. ситуации, когда дворянство разделилось на консервативное и прогрессивное, столкновения их представителей не могли привести ни к каким результатам. Диалог между двумя типами ума был невозможен. Пытаясь спорить с Фамусовым, Чацкий попадает в комические положения: произнося умные речи, он не замечает, что его никто не слушает, будучи слишком высокого мнения о Софье, не может поверить в возможность любовных отношений между ней и Молчалиным. В монологе о французике из Бордо и о благоговеющих перед ним княжнах он в надежде на сочувствие Софьи рассказал ей, как его осмеяли за предпочтение национального иноземному:

Я рассердясь и жизнь кляня, Готовил им ответ громовый, Но все оставили меня – Но Глядь… Оказалось, он давно уже говорит в пустоту.

Грибоедов здесь с подчеркнутой наглядностью обнаруживает и силу, и слабость своего героя; и смех, который он невольно вызывает, и неподдельное горе, и героический порыв – все это от ума, обернувшегося для Чацкого настоящей трагедией. Безусловно сочувствуя своему герою в его ненависти и непримиримости к фамусовскому обществу, разделяя эти чувства, Грибоедов вместе с тем стремится показать обреченность стремлений Чацкого изменить что-либо в современном обществе. Горькая грибоедовская ирония пронизывает всю пьесу, делая ее так непохожей на традиционные классицистические комедии с героем-резонером, духовным двойником автора. Вообще в своей комедии Грибоедов новаторски подошел к классицистической теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счел нужным руководствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте. В произведении же Грибоедова два конфликта, которые развиваются не отдельно друг от друга, а тесно переплетены. При выборе конфликта ярко отразился реализм Грибоедова. Показанный им конфликт – конфликт определенного исторического периода. Любовный конфликт, тесно связанный с общественным, необходим для того, чтобы показать, как идеологические противоречия могут влиять на отношения людей. Так влюбленный Чацкий, интересующийся чувствами Софьи и «борющийся» с Молчалиным за ее любовь, высмеивает тот мир, в котором живет Софья, а она не может ему этого простить. Любовный конфликт в комедии является катализатором развития действия, так как «всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой и чувства к Софье, раздраженного какоюто ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца» (И.А. Гончаров). Типичность показанного в произведении конфликта подтверждается внесценическими персонажами, среди которых преобладают единомышленники Фамусова. При их характеристике Грибоедов не скупится на сатирические приемы изображения. При описании Максима Петровича сквозь восхищение его «смышленостью» Фамусова явно видна авторская ирония:

На куртаге ему случилось обступиться; Старик заохал, голос хрипкий; Был высочайшею пожалован улыбкой; Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь – уж нарочно. А хохот пуще, он в третий так же точно.

Отрицательное отношение автора к гостям Фамусова тоже передается при помощи сатирических средств. Постоянно проявляется сатира автора в отношении к князю и княжне Тугоуховским с целым «табуном» дочерей, которых нужно повыгоднее выдать замуж:

Вот то-то детки: Им бал, а батюшка таскайся на поклон.

Неприятие Грибоедовым фамусовского общества показано в эпизоде распространения сплетни о сумасшествии Чацкого. Все герои знают, что этот слух ложен, но под влиянием общественного мнения не только начинают верить сплетне, но и приводят аргументы, ее подтверждающие. Грибоедов считает, что невозможно изменить общество, где общественное мнение заменено сплетней. Все герои, верящие сплетне и распространяющие ее, изображаются автором сатирически, в чем проявляется неприятие им их позиций. Сплетня всегда безымянна, поэтому и пущена она безымянными господами N и D, которые настолько же безымянны, насколько безлики (авторская позиция выражается в отказе наделить героев собственными именами). Описание комических положений, в которые порой попадает Чацкий, тоже наполнены авторской иронией, но это горькая ирония, так как Грибоедов понимает, что умный человек оказывается в смешном положении фактически по собственной вине. Он показывает ограниченность ума Чацкого, не сумевшего понять, что представителем фамусовского общества не то, что не смогут его понять, а просто не станут слушать. Порой Грибоедов даже наделяет Чацкого чертами героя-резонера, доверяя ему донести до читателей свои собственные взгляды и мысли. Авторская позиция в комедии выражена достаточно полно и явно. Это облегчает процесс восприятия произведения и оценки его действующих лиц. Грибоедов, не имея возможности выражать свою позицию прямо (как это возможно в эпических произведениях), мастерски использовал различные косвенные средства.

Следующая >

Смотрите также:

  • Конфликт двух эпох в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Чацкий и Молчалин: герой и антигерой в «Горе от ума»

klassreferat.ru

Создание и существование комедии «Горе от ума» так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна «всей читающей России». Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца не понята. Затрагивающая актуальные проблемы своего времени пьеса жива до сих пор. Внешне банальный конфликт («После долгой разлуки влюбленный встречается со своей возлюбленной. А она полюбила во время его отсутствия другого. Он в отчаянии уезжает» – пересказ В.И. Немировича-Данченко) с первых сцен завораживает читателя и зрителя. «Высокий» герой, несомненно вызывающий сочувствие, становится не только противовесом отрицательному полюсу комедии, но и сам выступает как объект авторской иронии. Вообще авторская позиция проявляется в комедии очень отчетливо. Присутствие автора ощущается уже в самом названии: «Горе от ума». Оно изначально выявляет позицию Грибоедова. Он понимает, что ум Чацкого (а именно его ум считает Грибоедов истинным) не принесет ему счастья. В сложившейся в России в начале 20-х гг. XIX в. ситуации, когда дворянство разделилось на консервативное и прогрессивное, столкновения их представителей не могли привести ни к каким результатам. Диалог между двумя типами ума был невозможен. Пытаясь спорить с Фамусовым, Чацкий попадает в комические положения: произнося умные речи, он не замечает, что его никто не слушает, будучи слишком высокого мнения о Софье, не может поверить в возможность любовных отношений между ней и Молчалиным. В монологе о французике из Бордо и о благоговеющих перед ним княжнах он в надежде на сочувствие Софьи рассказал ей, как его осмеяли за предпочтение национального иноземному: Я рассердясь и жизнь кляня, Готовил им ответ громовый, Но все оставили меня – Но Глядь… Оказалось, он давно уже говорит в пустоту. Грибоедов здесь с подчеркнутой наглядностью обнаруживает и силу, и слабость своего героя; и смех, который он невольно вызывает, и неподдельное горе, и героический порыв – все это от ума, обернувшегося для Чацкого настоящей трагедией. Безусловно сочувствуя своему герою в его ненависти и непримиримости к фамусовскому обществу, разделяя эти чувства, Грибоедов вместе с тем стремится показать обреченность стремлений Чацкого изменить что-либо в современном обществе. Горькая грибоедовская ирония пронизывает всю пьесу, делая ее так непохожей на традиционные классицистические комедии с героем-резонером, духовным двойником автора. Вообще в своей комедии Грибоедов новаторски подошел к классицистической теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счел нужным руководствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте. В произведении же Грибоедова два конфликта, которые развиваются не отдельно друг от друга, а тесно переплетены. При выборе конфликта ярко отразился реализм Грибоедова. Показанный им конфликт – конфликт определенного исторического периода. Любовный конфликт, тесно связанный с общественным, необходим для того, чтобы показать, как идеологические противоречия могут влиять на отношения людей. Так влюбленный Чацкий, интересующийся чувствами Софьи и «борющийся» с Молчалиным за ее любовь, высмеивает тот мир, в котором живет Софья, а она не может ему этого простить. Любовный конфликт в комедии является катализатором развития действия, так как «всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой и чувства к Софье, раздраженного какоюто ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца» (И.А. Гончаров). Типичность показанного в произведении конфликта подтверждается внесценическими персонажами, среди которых преобладают единомышленники Фамусова. При их характеристике Грибоедов не скупится на сатирические приемы изображения. При описании Максима Петровича сквозь восхищение его «смышленостью» Фамусова явно видна авторская ирония: На куртаге ему случилось обступиться; Старик заохал, голос хрипкий; Был высочайшею пожалован улыбкой; Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь – уж нарочно. А хохот пуще, он в третий так же точно. Отрицательное отношение автора к гостям Фамусова тоже передается при помощи сатирических средств. Постоянно проявляется сатира автора в отношении к князю и княжне Тугоуховским с целым «табуном» дочерей, которых нужно повыгоднее выдать замуж: Вот то-то детки: Им бал, а батюшка таскайся на поклон. Неприятие Грибоедовым фамусовского общества показано в эпизоде распространения сплетни о сумасшествии Чацкого. Все герои знают, что этот слух ложен, но под влиянием общественного мнения не только начинают верить сплетне, но и приводят аргументы, ее подтверждающие. Грибоедов считает, что невозможно изменить общество, где общественное мнение заменено сплетней. Все герои, верящие сплетне и распространяющие ее, изображаются автором сатирически, в чем проявляется неприятие им их позиций. Сплетня всегда безымянна, поэтому и пущена она безымянными господами N и D, которые настолько же безымянны, насколько безлики (авторская позиция выражается в отказе наделить героев собственными именами). Описание комических положений, в которые порой попадает Чацкий, тоже наполнены авторской иронией, но это горькая ирония, так как Грибоедов понимает, что умный человек оказывается в смешном положении фактически по собственной вине. Он показывает ограниченность ума Чацкого, не сумевшего понять, что представителем фамусовского общества не то, что не смогут его понять, а просто не станут слушать. Порой Грибоедов даже наделяет Чацкого чертами героя-резонера, доверяя ему донести до читателей свои собственные взгляды и мысли. Авторская позиция в комедии выражена достаточно полно и явно. Это облегчает процесс восприятия произведения и оценки его действующих лиц. Грибоедов, не имея возможности выражать свою позицию прямо (как это возможно в эпических произведениях), мастерски использовал различные косвенные средства.

Рекомендуем посмотреть:

  • Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение
  • Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
  • Образ Чацкого (по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  • Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
  • Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
  • Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сравнение образов Софьи и пушкинской Татьяны
  • Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
  • Основные причины конфликта Чацкого с фамусовским обществом

Внесценические персонажи

Фамусовское общество, характеристика которого является предметом данной статьи, не ограничивается участвующими в действии персонами. В комедии между делом упоминается множество людей, которых зрителям так никогда и не представят. Внесценические персонажи — это «невидимые» участники социального конфликта. У них особая функция: с их помощью автор смог расширить рамки произведения, так сказать, вывести сюжет за сцену. Не играя никакой конкретной роли в сюжете, внесценические персонажи неразрывно связаны с защитниками «века минувшего» или, напротив, с представителями «века нынешнего». Именно эти невидимые герои дают представление о расколе русского общества на две неравные половины. В большую часть входят идеологи, которых пригрело фамусовское общество. «Горе от ума» демонстрирует нравственную несостоятельность их взглядов. В меньшую — люди, подобные Чацкому. Он вовсе не одинок. В лагерь ученых правдолюбцев входит брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, князь Григорий, «петербургские» профессоры, у которых учился главный герой, и так далее. Гости Фамусова считают их непрактичными безумцами.

чацкий против фамусовского общества

Фамусов: убежденный консерватор

Этот герой является одной из самых влиятельных персон в московском обществе. Он яростный противник всего нового и полагает, что жить надобно так, как завещали отцы и деды. Высказывания Чацкого для него — верх вольнодумия и разврата. А в обычных человеческих пороках (пьянстве, лжи, угодничестве, лицемерии) он не видит ничего предосудительного. Например, он заявляет о себе, что «монашеским известен поведеньем», однако перед этим заигрывает с Лизой. Для Фамусова синонимом слова «порок» является «ученость». Осуждение чиновничьего низкопоклонства для него — и вовсе признак сумасшествия.

Вопрос о службе — главный в системе жизненных ценностей Фамусова. По его мнению, любой человек должен стремиться сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Чацкий для него — человек пропащий, так как игнорирует общепринятые нормы. А вот Молчалин и Скалозуб — деловые, разумные люди. Фамусовское общество — это среда, в которой Петр Афанасьевич чувствует себя состоявшимся. Он — воплощение того, что осуждает в людях Чацкий.

фамусовское общество характеристика

Your description goes here

Внешне банальный конфликт («После долгой разлуки влюбленный встречается со своей возлюбленной. А она полюбила во время его отсутствия другого. Он в отчаянии уезжает» – пересказ В.И. Немировича-Данченко) с первых сцен завораживает читателя и зрителя. «Высокий» герой, несомненно вызывающий сочувствие, становится не только противовесом отрицательному полюсу комедии, но и сам выступает как объект авторской иронии.

Вообще авторская позиция проявляется в комедии очень отчетливо.

Присутствие автора ощущается уже в самом названии: «Горе от ума». Оно изначально выявляет позицию Грибоедова. Он понимает, что ум Чацкого (а именно его ум считает Грибоедов истинным) не принесет ему счастья. В сложившейся в России в начале 20-х гг. XIX в. ситуации, когда дворянство разделилось на консервативное и прогрессивное, столкновения их представителей не могли привести ни к каким результатам. Диалог между двумя типами ума был невозможен. Пытаясь спорить с Фамусовым, Чацкий попадает в комические положения: произнося умные речи, он не замечает, что его никто не слушает, будучи слишком высокого мнения о Софье, не может поверить в возможность любовных отношений между ней и Молчалиным. В монологе о французике из Бордо и о благоговеющих перед ним княжнах он в надежде на сочувствие Софьи рассказал ей, как его осмеяли за предпочтение национального иноземному:

Я рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый,

Но все оставили меня –

Но

Глядь…

Оказалось, он давно уже говорит в пустоту.

Грибоедов здесь с подчеркнутой наглядностью обнаруживает и силу, и слабость своего героя; и смех, который он невольно вызывает, и неподдельное горе, и героический порыв – все это от ума, обернувшегося для Чацкого настоящей трагедией. Безусловно сочувствуя своему герою в его ненависти и непримиримости к фамусовскому обществу, разделяя эти чувства, Грибоедов вместе с тем стремится показать обреченность стремлений Чацкого изменить что-либо в современном обществе. Горькая грибоедовская ирония пронизывает всю пьесу, делая ее так непохожей на традиционные классицистические комедии с героем-резонером, духовным двойником автора. Вообще в своей комедии Грибоедов новаторски подошел к классицистической теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счел нужным руководствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте. В произведении же Грибоедова два конфликта, которые развиваются не отдельно друг от друга, а тесно переплетены. При выборе конфликта ярко отразился реализм Грибоедова. Показанный им конфликт – конфликт определенного исторического периода. Любовный конфликт, тесно связанный с общественным, необходим для того, чтобы показать, как идеологические противоречия могут влиять на отношения людей. Так влюбленный Чацкий, интересующийся чувствами Софьи и «борющийся» с Молчалиным за ее любовь, высмеивает тот мир, в котором живет Софья, а она не может ему этого простить. Любовный конфликт в комедии является катализатором развития действия, так как «всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой и чувства к Софье, раздраженного какоюто ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца» (И.А. Гончаров). Типичность показанного в произведении конфликта подтверждается внесценическими персонажами, среди которых преобладают единомышленники Фамусова. При их характеристике Грибоедов не скупится на сатирические приемы изображения. При описании Максима Петровича сквозь восхищение его «смышленостью» Фамусова явно видна авторская ирония:

На куртаге ему случилось обступиться;

Старик заохал, голос хрипкий;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь – уж нарочно.

А хохот пуще, он в третий так же точно.

Отрицательное отношение автора к гостям Фамусова тоже передается при помощи сатирических средств. Постоянно проявляется сатира автора в отношении к князю и княжне Тугоуховским с целым «табуном» дочерей, которых нужно повыгоднее выдать замуж:

Вот то-то детки:

Им бал, а батюшка таскайся на поклон.

Неприятие Грибоедовым фамусовского общества показано в эпизоде распространения сплетни о сумасшествии Чацкого. Все герои знают, что этот слух ложен, но под влиянием общественного мнения не только начинают верить сплетне, но и приводят аргументы, ее подтверждающие. Грибоедов считает, что невозможно изменить общество, где общественное мнение заменено сплетней. Все герои, верящие сплетне и распространяющие ее, изображаются автором сатирически, в чем проявляется неприятие им их позиций.

Сплетня всегда безымянна, поэтому и пущена она безымянными господами N и D, которые настолько же безымянны, насколько безлики (авторская позиция выражается в отказе наделить героев собственными именами).

Описание комических положений, в которые порой попадает Чацкий, тоже наполнены авторской иронией, но это горькая ирония, так как Грибоедов понимает, что умный человек оказывается в смешном положении фактически по собственной вине. Он показывает ограниченность ума Чацкого, не сумевшего понять, что представителем фамусовского общества не то, что не смогут его понять, а просто не станут слушать. Порой Грибоедов даже наделяет Чацкого чертами героя-резонера, доверяя ему донести до читателей свои собственные взгляды и мысли.

Авторская позиция в комедии выражена достаточно полно и явно. Это облегчает процесс восприятия произведения и оценки его действующих лиц. Грибоедов, не имея возможности выражать свою позицию прямо (как это возможно в эпических произведениях), мастерски использовал различные косвенные средства.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”

КЛАССИКА

А. С. ГРИБОЕДОВ

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”

В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру.

“Наша драма – подкидыш”, – писал Вяземский. Перенимая все законы классицизма, драматург обязан был показать в пьесе противоборство добра и зла. Но специфика любого драматического произведения состоит в том, что автор нигде не может открыто высказать свое мнение, его мысли спрятаны за действием, происходящим на сцене. По законам классицизма,

раскрывать позицию автора должны были ремарки, афиша, диалоги, монологи и специально введенное в действие лицо – резонер.

Пьеса Грибоедова “Горе от ума”, написанная, по словам Белинского, в “последнее время французского классицизма”, сблизилась с жизнью, одной из первых показала обычный, “сегодняшний” день. Соединяя черты классицизма и реализма, Грибоедов усложняет свою задачу – показать добро и зло, ведь порок в комедии так и не наказан. Он создает цельные характеры, типы, индивидуальности.

Однако в такой, “новой” для литературы того времени драме автор не мог “появляться”

на сцене. Полностью не отказываясь от правил, Грибоедов вводит и “новшества” для передачи своих мыслей.

Название в любом произведении играет огромную роль и подчас является не только увертюрой к последующему, но и тезисом главной мысли, идеи. Итак, “Горе от ума”. Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название “Горе уму”, вставляя предлог “от”? Слово “ум” во времена Грибоедова обозначало прогрессивность идей, и, следовательно, умным человеком считался деятельный. Кому же все-таки горе от этого ума? Чацкому? Да, он “положительно умен”. Однако в комедии вообще нет “простаков” (Молчалин ухаживает за дочерью начальника; Скалозуб сватается к богатой невесте; Фамусов мечтает выгодно выдать Софию замуж).

Почему же сам Грибоедов пишет, что в его комедии “25 глупцов”, а Чацкий “лишь немножко повыше прочих”? Конечно, он выделяется среди общей массы. Но благ ли тот “ум”, от которого всем горе? Возникает вопрос; может быть, и не Чацкий – “правый герой” комедии, а предлог “от” вносит лишь отрицательное значение “уму”?

Следующая сразу же строчка определяет жанр произведения – комедия. Следовательно, в пьесе обязательным будет присутствие смеха, что, в общем, не согласуется с “горем”, тяготеющим ко всему трагическому. В комедии нет ни одного героя, не вызывающего смех. А разве станет драматург показывать “совершенных героев” в комических ситуациях? Однако комедия Грибоедова сочетает в себе и смешное, и серьезное; комические сцены соседствуют в ней с драматическими. Поэтому в данном случае задача комедии не только развлечь, но и научить человека.

Афиша тоже раскрывает отношение автора к героям. Но говорящие фамилии Грибоедова отражают главным образом не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их “слышать” и “говорить” (Тугоуховский, Скалозуб, Хлестова, Молчалин). Уже в афише автор показывает цельный образ каждого героя. Так, если основным порядком в описании действующего лица было имя, отчество, фамилия, потом социальное положение, то в описании Скалозуба сначала указывается, что он “полковник”, ведь это главное в его образе, именно поэтому он “принят как жених” в доме Фамусовых, а потом лишь добавляется – “Сергей Сергеевич”.

О Чацком не сказано ничего, но сама фамилия, нерусского происхождения, указывает на источник возникновения его “вольнодумия”, и лишь имя сближает его с родиной.

Несценические персонажи, одно из нововведений Грибоедова, раскрывают “широкую картину нравов всего общества”. Постоянно упоминающиеся как “примеры для подражанья” Максим Петрович, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна, Татьяна Власьевна, Пульхерия Андреевна… нарочно показываются с самых нелестных сторон. Есть среди внесценических персонажей и истинно деятельные люди: брат Скалозуба, племянник Хлестовой…

С появлением в четвертом действии Репетилова в пьесу вводится мотив двойничества, наверное, не случайно этот “рыцарь пустоты”, по определению Гоголя, есть двойник Чацкого, да и не его одного. Ведь он вмещает в себе “один, два, десять – национальных характеров” (Пушкин).

Одним из традиционных средств передачи авторской позиции всегда были ремарки. Не уходит от этой традиции и Грибоедов. Так, в первой же ремарке “любовь” Софии и Молчалина показана в комедийно-сатирическом плане:

“…дверь в комнату Софии, откудова (намеренное ироничное употребление старой формы) слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают”.

Вроде бы все так романтично, но тут же следует прозаическое продолжение: “Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел”.

Сами ремарки написаны таким языком, на котором разговаривают и выражаются те герои, с которыми они связаны. Поэтому Лизанька “лезет на стул”, Чацкий “с жаром говорит”, а князь Тугоуховский “вьется около Чацкого”. Даже в ремарках Чацкий немного выделяется автором: “Садятся все трое, Чацкий поодаль”. Это его неполное отдаление замечают и другие. “Язык “как ваш”, – говорит ему София, наделяя его даже собственным диалектом. Вообще характеристики персонажей, которые они дают друг другу, безусловно важны в раскрытии авторской позиции, как и диалоги и монологи, подчас приводящие к комическим ситуациям.

“Не человек, змея”, – говорит София о Чацком; “Химеры”, – отзывается обо всех Репетилов; “Жалчайшее созданье”, – вспоминает о Молчалине Чацкий. Даже рифма указывает на суть героя. Вряд ли Грибоедов стал бы так рифмовать любимых героев: Чацкий – дурацкий; Скалозуб – глуп…

К числу главных достоинств комедии относится и ее язык. Речь каждого персонажа неповторима; она соответствует его характеру. Так, речь Скалозуба разделена не на предложения

Или фразы, а на отдельные слова, не согласованные между собой: “Зачем же лазить, например… Мне совестно, как честный офицер…”

Необычен язык комедии – вольный, ямбический, он прежде использовался лишь в баснях. Но с басней пьесу роднит не только стихосложение. Сами персонажи схожи с героями басен: “Какие-то не люди и не звери”; а каждый монолог заканчивается обязательным выводом или моралью.

Проблемы, затронутые в пьесе, общественная и личная, очень важны в контексте всего произведения. Ведь человек в художественной литературе всегда мыслится в единстве личной и общественной жизни. Поэтому нежелание Чацкого понять любимую девушку, грубость и неэтичные вопросы по отношению к ней перекликаются и с несоответствием его “красивых” слов и поступков.

Итак, можно сделать вывод: с помощью названия, жанра, афиши, ремарок, монологов и диалогов, речи, рифмы, стихосложения… Грибоедов передает свое отношение ко всему происходящему и к каждому герою. “Умы” Чацких и Фамусовых сталкиваются в пьесе, как на сцене, так и вне ее. Но не Чацкий и никто из мира Фамусовых не умен. Каждый герой составил себе жизненную схему – вот главное “горе”, по Грибоедову. И главный конфликт пьесы – конфликт живой жизни и схемы.

“Не сотвори себе схемы!” – вот заповедь, которую проповедует нам автор на примерах Фамусова, Чацкого, Скалозуба, Софии…

Не выделяя никого, не ставя своих героев за образец, писатель выдвигает выдающуюся идею, совершенно новую для того времени, причем делает это мастерски, тонко и незаметно.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: