Творчество Анненского
0
(0)
Достаточно сложна и интересна и творческая биография Иннокентия Федоровича Анненского
(1855—1909). Поэт неоднократно заявлял о своей символистской ориентации, хотя личные контакты с отдельными представителями этого течения он установил лишь в последний год своей жизни.
Поэтическая судьба Анненского сложилась драматично. Начав писать стихи еще в 70-е гг., он в течение десятилетий не публиковал ни одной строки, полностью посвятив себя педагогической (долгие годы он был директором Царскосельской гимназии) и переводческой деятельности.
Единственный прижизненный сборник стихотворений Анненского был выпущен в свет в 1904 г., когда ему было уже 49 лет. Анненский мечтал об отставке, чтобы целиком отдаться писательской работе, но эти планы перечеркнула внезапная смерть: 30 ноября 1909 г., на заре литературной славы, он скончался от сердечного приступа. Издание основных поэтических опытов Анненского было осуществлено его сыном.
Мир поэзии Анненского изысканно графичен, полон намеков и целомудрен. Ему чужды поэтическая экспансия, уиство красок, эпатажная экзотика. Лирике Анненского рисуще приглушенное камерное звучание, причудливая, всегда психологически мотивированная ассоциативность, пристальное внимание к детали.
Значительное место в поэзии Анненского принадлежит теме смерти,’ тоски, уныния, апатии (стихотворения «У гроба», «Ненужные строфы», «Тоска», «Трактир жизни» и др.)
Однако пессимизм Анненского не был данью модного поветрия в литературе, «сумеречность» его лирики объясняется его социальной совестливостью, мучительным неприятием, отвержением бездуховной действительности, бесплодными поисками идеала. «Я — слабый сын больного поколенья»,— признается он в стихотворении «Эго».
Лирика Анненского в значительной степени импрессионистична. Он наследует прежде всего импрессионизм А. Фета. Пейзажные зарисовки в его поэзии несут в себе сублимированное переживание, драматическое в своем существе, которое реализовано прихотливо и почти иррационально, что отмечали многие критики и литературоведы.
«Его мысль,— писал, например, В. Брюсов об Анненском,— всегда делала причудливые повороты и зигзаги, он мыслил по странным аналогиям, устанавливающим связь между предметами, казалось бы, вполне разнородными»8. Вот пример, один из многих, такой неожиданности:
И желтый шелк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков черные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья.
(«Сентябрь»)
«Спелое страданье» — образ, который как бы выносит наружу то, что таится во внешних реалиях осеннего пейзажа и улавливается глубинной поэтической интуицией.
Анненский — большой мастер пейзажа. Окружающий мир для него многокрасочен и многозвучен, полон движения. В некоторых стихотворениях — «Ветер», «Ноябрь», «В тихих песнях», «Май», «Весна» — он создает яркие, порою умиротворенно-живописные образы. Но в целом его лирика природы тоже драматична и даже трагична. В ней звучит тоска и печаль по безвозвратно уходящему времени:
Сейчас наступит ночь. Так черны облака…
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито,— желанье и тоска,
Там все, что близится,— унылость и забвенье.
(«Тоска мимолетности»)
Поэтизацией глубокого, искреннего чувства отличается нсцрогочисленная любовная лирика Анненского:
Если б вдруг ожила небылица,
На окно я поставлю свечу,
Приходи… Мы не будем делиться,
Все отдать тебе счастье хочу!
(«Canzone»)
Но любовь у Анненского тоже драматична. Ее постоянные спутники — разлука и печаль:
Что счастье? Чад безумной речи?
Одна минута на пути,
Где с поцелуем жадной встречи
Слилось неслышное прости?
(«Что счастье?»)
Анненский был не только поэтом, но и критиком, а также драматургом. Он создал четыре трагедии в стихах на сюжеты эллинской мифологии.
Трагедии Анненского — это прежде всего мир страдающего человека. Их герои — люди мятущиеся, терзаемые и терзающиеся, стоически переносящие удары судьбы и произвол неправедных богов, олицетворяющие подлинное человеческое достоинство.
В одной из своих статей Анненский назвал творчество Достоевского поэзией совести. Такой была поэзия и самого Анненского. Оно пронизано острым осознанием своей причастности к судьбам людей, тревогой за человека, за все живое и сущее. В этом суть всей гуманистической позиции Анненского — поэта и гражданина.
0 / 5. 0
.
Анализ стихотворения Смычок и струны
Стихотворение «Смычок и струны» принадлежит перу Анненского – одного из поэтов «Серебряного века». Он особенно любил это своё творение. В жизни поэт был сдержанным человеком и обычно скрывал свои чувства, но при чтении «Смычка и струн» не мог оставаться спокойным. Очевидно, это произведение затрагивало его самые глубокие и трепетные чувства.
Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.
Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:
Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!
При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:
Кому ж нас надо? Кто зажёг Два жёлтых лика, два унылых. И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.
Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:
«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала д а , Но сердцу скрипки было больно.
Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:
Смычок всё понял, он затих, А в скрипке это всё держалось. И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.
Здесь трагический разрыв между внешним благополучием и скрытым страданием оттеняется игрой слов, ведь «музыка», лишенная сердцевины (среднего слога), становится «мукой». Это созвучие противоположностей создаёт впечатление траура, которое подчёркивается эпитетом «чёрный» в заключительной части стиха:
Но человек не погасил До утра свеч. И струны пели. Лишь солнце их нашло без сил На чёрном бархате постели.
На протяжении всего стихотворения сохраняется грустное, печальное настроение. В двух местах автор использует восклицательные знаки для того, чтобы показать не восторг, а всю горечь происходящего. Вопросы, остающиеся без ответа, усиливают мучительные переживания героев. Эпитеты «тяжёлый», «тёмный», «унылых» и слова «бред», «тьму», «расстанемся», «больно» подавляют редкие проявления света «мутно-лунны», «жёлтых», «зажёг». Но в конце картина изменяется: наступает утро, восходит солнце, а слово «постель» наводит на мысль об отдыхе. Здесь проступают христианские мотивы: тех, кто не останавливается в своём стремлении к высшему счастью, Бог доведёт до светлой обители, где они обретут успокоение от всех прошлых страданий.
Стихотворение «Смычок и струны» написано очень выразительным образным языком и производит неизгладимое впечатление на душу читателя. Не случайно оно стало самым известным произведением Анненского, которого вполне заслуженно считают поэтом большой психологической силы и тонкости.
Иннокентий Анненский — Что счастье? Чад безумной речи ( Что счастье? )
Chto schastye?
Chto schastye? Chad bezumnoy rechi? Odna minuta na puti, Gde s potseluyem zhadnoy vstrechi Slilos neslyshnoye prosti?
Ili ono v dozhde osennem? V vozvrate dnya? V smykanyi vezhd? V blagakh, kotorykh my ne tsenim Za nepriglyadnost ikh odezhd?
Ty govorish. Vot schastya byetsya K tsvetku prilnuvsheye krylo, No mig — i vvys ono vzovyetsya Nevozvratimo i svetlo.
A serdtsu, mozhet byt, miley Vysokomeriye soznanya, Mileye muka, yesli v ney Yest tonky yad vospominanya.
Xnj cxfcnmt?
Xnj cxfcnmt? Xfl ,tpevyjq htxb? Jlyf vbyenf yf genb, Ult c gjwtketv ;flyjq dcnhtxb Ckbkjcm ytcksiyjt ghjcnb?
Bkb jyj d lj;lt jctyytv? D djpdhfnt lyz? D cvsrfymb dt;l? D ,kfuf[, rjnjhs[ vs yt wtybv Pf ytghbukzlyjcnm b[ jlt;l?
Ns ujdjhbim/// Djn cxfcnmz ,mtncz R wdtnre ghbkmyeditt rhskj, Yj vbu — b ddscm jyj dpjdmtncz Ytdjpdhfnbvj b cdtnkj/
F cthlwe, vj;tn ,snm, vbktq Dscjrjvthbt cjpyfymz, Vbktt verf, tckb d ytq Tcnm njyrbq zl djcgjvbyfymz/
Средства выразительности
Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:
- Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
- Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
- Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.
Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Родине» анализ стихотворения Белого по плану кратко – жанр, идея, тема
Следующая
Анализ стихотворений«Жди меня и я вернусь» анализ стихотворения Симонова по плану кратко – жанр, идея, смысл
История создания
Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.
Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.
Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.
Жанр – пейзажно-философская лирика.
Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.
Тема
Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые он испытывает в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорна попытка человека уйти в выдуманный мир. И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией.
🗹