Сочинение Актуальность пьесы «На дне»
Актуальна ли пьеса Горького «На дне»? Несомненно да. Сюжет произведения навевает чем то психоделическим и заставляет задуматься о вещах, о которых ранее никогда не думал.
Автор погружает нас в мрачную атмосферу материальной и духовной бедности. Каждому персонажу присуща своя история, повадки, особенности и привычки. Собравшиеся в ночлежке герои социально равны, не смотря на разное прошлое.
Подвал, в котором собрались эти люди, в тексте подается как что-то внешнее, не связанное с остальным миром, как образ самого низшего уровня жизни, как пристанище низких слоев общества, как необитаемый остров.
Актуальность пьесы заключается в образах героев. До сих пор на улицах города можно встретить людей, отстранившихся от нормальной жизни, людей, не способных побороть свои страхи и привычки, людей морально слабых и не желающих изменить что-то в своем жалком существовании.
Из вышестоящих слов можно сделать вывод, что Горький говорит о ничтожности человека, но это не так.
Автор наоборот, дает читателю понять, что «возрождение» и «падение» — контролируемые самим человеком процессы, приводя в пример Клеща — единственного персонажа с шансами на социальный и нравственный подъем, который презирал всех жителей подвала, благословлял работу и рабочих, но, под действием речей Сатина, постепенно спустившегося до уровня своих сожителей. Пьеса символично называется «на дне» и показывает, что именно на этом «дне» личность теряет свое достоинство, получая в замену клички, типа Актера или Татарина. Именно это и является актуальной до сих пор частью произведения.
Горький пытается показать, каким не должен быть человек, и каким должен. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Каждый из персонажей, на мой взгляд, это авторский взгляд на виды людей на разной социальной ступени. Писатель дает понять, что все герои — индивидуальны и их можно считать личностью, но как и дом с фундаментом бывает разного качества, так и человек с его моральными, нравственными ценностями и жизненными устоями бывает разной кондиции. Более коротко мои мысли выразил Сатин — герой «На дне», сказав фразу, очень мне понравившуюся: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».
Горький знал, что пишет историю, которая будет сопровождать человечество еще очень долго. Писатель попытался показать образы разных видов людей, принцип естественного отбора, борьбы за существование, условия морального и физического упада, когда нет никакой надежды, завернув это все в легкоусваемую обертку — описание жизни сожителей и их бытовые ситуации, таящие в себе огромный смысл.
Полезный материал по теме:
- В чём смысл названия пьесы «На дне»?
- Нужна ли правда героям пьесы М. Горького «На дне»?
- В чем заключается трагизм финала пьесы Горького М. «На дне»?
- В чем актуальность комедии «Недоросль»?
- Актуальность романа «Мастер и Маргарита» в наши дни
Современность пьесы М. Горького «На дне»
Чего только не предпринимает буржуазия для ослабления рабочего движения! Она создает и так называемую «рабочую аристократию», которая ведет соответствующую пропаганду в народных массах. За рубежом существует также много различных партий, «прислужников» буржуазии. Они ненавидят рабочих, которые борются за обыкновенные права человека на нормальную, здоровую жизнь. Активную борьбу с этими партиями ведет более сознательная часть народа под руководством социалистических партий. Если можно так сказать, то социалисты являются как бы носителями идеи истинного гуманизма. Они — за правду, они — за человека. На всех языках мира сейчас повторяются вдохновенные слова Сатина из пьесы Горького «На дне»: «Человек — вот правда!»; «Человек — это звучит гордо!»; «Всё — в человеке, всё для человека!» В пьесе Сатин противопоставлен Луке. Именно в их столкновении и заключается основной конфликт пьесы. Сатина ни в коем случае нельзя считать положительным героем. Ho именно этим образом Горький хотел показать, что и на «дне» люди еще не потеряли веры в лучшее, веры в победу. Вдумываясь в образы «дна», многие люди говорят себе: «Если даже отброшенный назад, почти к пещерному образу жизни, человек не превращается в зверя — значит, человеческое сильнее звериного, если даже на самом «дне» жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле -значит, эта вера неугасима; если даже во мраке ночи, когда «путь-дороги не видать», человек не поддается отчаянью, он найдет дорогу». И человек находит этот истинный, единственно верный путь жизни.
Пожалуй, одной из самых острых проблем в мире является проблема безработицы. Проблема «лишнего человека» в обществе стояла очень давно. Многие поколения писателей уделяли этой проблеме очень много внимания, подходили к ней с разных сторон, рассматривали ее с разных позиций. Об этом писали и гении русской классики: Пушкин, Лермонтов, об этом писал и родоначальник литературы социалистического реализма А.М. Горький. Проблема «лишнего человека» стоит в пьесе «На дне» очень остро. В пьесе изображен образ безработного Клеща, потерявшего свою работу в результате кризиса шестидесятых годов. В прошлом он слесарь и гордится этим: «я рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу…» Это он говорит в начале пьесы. Ho потом, надломленный тяжелой жизнью и поддавшийся утешительной лжи Луки, он меняет свои позиции и даже становится защитником Луки. Это еще одно доказательство действия красивых лживых слов на человека, рабочего человека.
В пьесе Горький изображает судьбы таких «лишних людей», как Актер, Пепел, Настя.
Вся беда состоит в том, что эти люди социально неизлечимы. В пьесе сама по себе ночлежка — порождение того общества, где дороже всего ценится рубль. В авторских ремарках мы читаем описание ночлежки: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны». Даже сюда, на «дно» жизни, проникают собственнические инстинкты и мещанские предрассудки. Великий гуманист Горький обличает хозяев ночлежки, и тема обличения тем более усиливается, что ночлежники зачастую люди недюжинные. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью до последней степени.
Главным злом, причиной попадания людей на «дно» является само общество, насквозь прогнившее и неизлечимо больное в социальном плане. Сколько хорошего гибнет в нем, сколько прекрасного! Само общество повинно и в страданиях людей, в их нищете, в их бедствиях, в безработице. Само же оно от этого и страдает. Отсюда мы делаем вывод, что так жить нельзя, что с этим обществом нужно покончить раз и навсегда.
Именно эта идея проходит красной нитью через всю пьесу Горького «На дне». В пьесе Горький опровергает пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставляет ему гуманизм активный, революционный, возбуждающий в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе. Пьеса проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и неукротимым призывом к другой, справедливой и свободной человеческой жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественные слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте.
Гордые слова о том, каким может быть и каким должен быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает революционный смысл. Если человек в своей сущности прекрасен и только строй, основанный на эксплуатации, низводит его до такого ужасающего состояния, стало быть, нужно сделать всё, чтобы этот строй уничтожить и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным. Таков был вывод пьесы. Таков вывод жизни. Только в борьбе можно завоевать счастье, достигнуть великих целей, которые стоят перед народами планеты.
«На дне» современности
Пьеса Горького «На дне», погружающая в жестокий мир человеческой природы, близких до интимности метаний, зазвучала сильно и мощно в новой постановке Юрия Грымова
В московском театре «Модерн» состоялась премьера спектакля Юрия Грымова «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького. В этом спектакле виден авторский почерк режиссера – ни одного слова от себя, полностью оригинальный горьковский текст, лишь в несколько сокращенном виде, но при этом – абсолютно новый взгляд и новые образы, делающие связь пьесы с современностью поразительно прозрачной.
«На дне» современности: Новое прочтение старой пьесы
В ее героях – обитателях ночлежки для неимущих, ворах и пьяницах, опустившихся на дно общества – с удивлением можно узнать своих знакомых, близких и дальних, даже самого себя. Прямой и беспощадный текст пьесы обнажает одни и те же пороки и надежды, вечные вопросы и проблемы, объединяющие людей совершенно разных эпох и социальных статусов.
Есть ли Бог? Что будет после смерти? Что есть правда и что такое человек? – вопрошают герои в отчаянии и безысходности. Горький обнажает неспокойную и трагичную человеческую натуру, лишенную красивой обертки в виде денег, влияния, славы, связей и дает понять – каждый из нас на дне – на дне собственной души.
Фото: Телеканал «Царьград»
Режиссер Юрий Грымов так описал свое восприятие этого автора:
Горький для меня – это абсолютная плоть, это не мышцы и кости, это мясо. Но тут вдруг неожиданно он для меня расцвел. «На дне» — это очень тяжелое чтиво, но когда мы решили, что мы его делаем, когда это попало в голову актерам – оно вдруг превратилось во что-то очень личное, интимное, про каждого из нас. Для меня в этом гений Горького».
Но, возможно, не зазвучал бы так убедительно Горький с современной московской сцены, если бы не талант режиссера. Дело в том, что Грымов нашел образы для героев в нашей современной действительности. Например, странник Лука – герой без биографии, без личной трагедии, лицемерно жалеющий жителей ночлежки и дающий им иллюзорные надежды – становится в прочтении Грымова гламурным хипстером. Это апогей современной глобализированной культуры – теплохладный человек-космополит без проблем и забот.
Неслучайно именно этот персонаж несколько раз появляется на сцене со звонящим телефоном – важной деталью, ставшей в спектакле символом смерти. Сразу вспоминается знаменитая фраза из проповеди английского священника «По ком звонит колокол», и со сцены будто бы звучит немой вопрос – по ком звонит телефон?
Режиссер умело использовал и приемы контраста: один герой умирает, другой в это время самозабвенно читает стихи, одни в отчаянии плачут, другие безудержно веселятся, одни сквернословят, другие молятся. Хоть они и собраны в одном месте, люди глубоко одиноки в своем несчастье, и многочисленные контрастные сцены усиливают этот драматизм.
Фото: Телеканал «Царьград»
Может быть, секрет реалистичности сцен и персонажей – в особом подходе Юрия Грымова, совмещающем коллективное творчество всей труппы, когда актеры предлагают свой взгляд на роли, и довольно строгое руководство режиссера.
Театр – это коллективное творчество, как и поход на корабле. Но при условии, что корабль управляется капитаном – а я был в кругосветке и знаю, что это такое. А если начинается коллективное управление – корабль тонет», — отметил Юрий Грымов.
Спектакль «На дне» не столько развлекает, сколько учит зрителя, вытаскивая его из спешащего городского ритма в плоскость вечного. Он заставляет задуматься о правде и ответственности, о смерти и страдании и о том, что на самом деле важно в нашей жизни.
🗹