План анализа стихотворенияметодическая разработка по литературе (9 класс)


Есть вопрос? Ответ найдется

Анализ концептосферы подойдет студентам филологического отделения или просто людям, которые разбираются в стилистических приемах и могут анализировать язык. Школьники нуждаются в упрощенном варианте. Для того чтобы объяснить, что такое тема стихотворения буквально на пальцах, можно использовать следующий алгоритм. Тема стихотворения – это вопрос, который задает автор, а идея – ответ, который он же и дает в ходе повествования. Иногда тему можно определить просто исходя из названия, а над идеей приходится пораскинуть мозгами. Конечно, это объяснение вызывает скептические смешки у лингвистов и литературоведов, однако практика показывает, что оно действительно помогает понять суть определения. Например, в стихотворении, где автор плачется о неразделенной любви, тема и идея могут быть следующими: «Кто виноват, что любовь бывает безответной?»/«Никто не виноват, так сложилась судьба».

Тема – дело авторское и тонкое

Примечательно, что в современной лирике порой и сам автор не знает, какова у него тема стихотворения. Поэт просто пишет, что чувствует, и надеется, что эти же чувства он сможет вызвать у читателя. Иногда из-за чрезмерной образности его труд кажется перегруженным, и в подобных произведениях читателю очень трудно разобраться. В них не всегда просматривается даже намек на идею, даже если у автора за плечами несколько удачных сборников. В любом случае определение темы и идеи стихотворения – это очень субъективное дело. Не следует ругать учащихся за то, что в поэме о любви они увидели намек на ненависть, просто похвалите их за сообразительность.

Что мы узнали?

Для того чтобы определить место стихотворения в творчестве определенного поэта, нужно рассмотреть творческий период, к которому относится стихотворение, указать исторические и биографические сведения, которые помогут определить, в контексте чего написано стихотворение. Также необходимо указать, является ли стихотворение программным (основные темы и проблемы творчества, стиль и язык поэта, авторские взгляды на жизнь). Это помогает понять, выражает ли стихотворение особенности всего творчества или оно выделяется на фоне других стихотворений.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Разбор стихотворения

К анализу стихотворения необходимо приступать после полного прочтения поэтического текста и его осмысления. Необходимо понимать значение всех незнакомых слов и выражений. Важно знать в какой период жизни произведение было написано поэтом, что привело его к созданию литературного текста.

При разборе стихотворения важно помнить о трех составляющих: историко-биографической, лингвистической (лексика, стилистика, фонетика, грамматика) и литературоведческой (тематика, жанр, композиция, стиль).

Важной составляющей разбора является жанр и тематика текста. Стихотворение относится к лирическому жанру, где мысли и идеи автора выражаются через призму лирического героя. Важно помнить, что лирический герой не является самим автором и не всегда полностью отражает его точку зрения. Тема произведения может быть любой: философской, любовной, общественно-политической.

Далее следует уделить внимание сюжету и композиции. В лирических произведениях сюжет часто отсутствует, так как это не повествовательный жанр, и о чувствах героя читатель узнает благодаря выразительной лексике и художественным средствам.

Большое значение в стихотворении играют изобразительные средства. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, антитезы, оксюморон, гипербола и многое другое.

Оксюморон – сочетание несопоставимых понятий.

Также важно обратить внимание на рифму, которая используется в тексте, на способы рифмовки. Рифма может быть мужской,женской, дактилической, гипердактилической. Рифмовка в стихотворении может быть кольцевой, параллельной, перекрестной.

В конце разбора стихотворения ученику необходимо сделать собственные выводы, сформировать свое отношение к прочитанному. Нужно ответить на вопрос, понравилось ли стихотворение и почему. Важно также описать эмоции, которые вызвало это лирическое произведение.

План анализа стихотворения

Особенности восприятия

Тема и основная мысль стихотворения разными людьми могут быть определены по-разному, и отличия в трактовке порой просто потрясают. Конечно, некоторые преподаватели работают строго по учебнику, поэтому попытки учащегося объяснить стих как-то по-своему воспринимают как каприз и нежелание соблюдать священный стандарт. Таким педагогам следует вспомнить основную цель образования: прежде всего — научить ребенка думать, а не зубрить и повторять то, что когда-то сказали «умные люди». А уж об одном-единственном мнении в такой сфере, как литература, вообще говорить не приходится.

Значение

В стихотворении могут отражаться такие авторские рассуждения, которые характерны для всего его творчества. Необходимо понять, является ли анализируемое стихотворение программным, характерно ли оно для всего поэтического творчества. Для этого нужно определить типичные и нетипичные черты для определенного периода творчества поэта и для творчества в целом.

В программных стихотворениях отражаются основные темы и проблемы творчества, стиль и язык поэта, авторские взгляды на жизнь.

При определении места важно учитывать, представляет ли данное стихотворение особенности всего поэтического творчества или оно выделяется на фоне других стихотворений.

Если затрагивается определенная тема, характерная для всего творчества поэта, то необходимо указать место данного стихотворения среди всех стихотворений, написанных на данную тему.

Период

Чтобы определить место стихотворения, необходимо посмотреть, к какому периоду творчества оно относится.

Учитывать необходимо не только творчество поэта, но и его биографические сведения.

Указание исторических и биографических сведений, на фоне которых складывался творческий путь поэта, поможет определить, в контексте чего было написано стихотворение.

Рис. 1. Жанры школьной биографии.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: