Рассказ Пушкина, который включен в его сборник «повестей Белкина», Главные герои «Станционного смотрителя» – Вырин Самсон, его дочка Дуня, и сам рассказчик. В основе произведения Пушкина лежит история романтической любви и вечная проблема отцов и детей. Молодая девушка бросила родного отца, фактически, она предала его, погнавшись за призрачной мишурой богатой жизни. Даже женившись на Дуне, вряд ли Минский будет выводить ее в свет, и вся ее жизнь пройдет на правах содержанки. Это сентиментальный рассказ о социальных неравенствах и последствиях необдуманных поступков.
Главные герои
Самсон Вырин | Описание Самсона Вырина – это образ «маленького человека». Добродушный и спокойный человек, заботливый отец. Всю свою жизнь трудится, работая станционным смотрителем. У него одна гордость и счастье – его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски. Минский просто вышвыривает его за дверь, сунув деньги. Он понимает, насколько смотритель бесправен и беззащитен. Не пережив разлуки с дочерью, Самсон спился и умер. |
Дуня | Юная, привлекательная дочка Вырина. Расторопная, хозяйственная, во всем помогает отцу. Ей хочется другой жизни, она кокетлива и несколько распущенна. Умеет пользоваться своей привлекательностью, и когда проезжий офицер собирается увезти ее, она беспрекословно следует за ним, хотя и переживает за оставшегося в одиночестве отца. Покончив с крестьянской жизнью, Дуня приезжает на станцию только тогда, когда отца уже нет в живых, в образе богатой и знатной дамы. |
Рассказчик | Мелкий чиновник, часто разъезжающий по служебным делам. От его лица идет описание героев повести. Любознательный молодой человек, с уважением относящийся к простым людям. Умеет найти подход к людям, любит слушать различные истории. Внимательный и наблюдательный человек, умеет сопереживать и сочувствовать чужому горю. Узнав о том, что у Дуни все сложилось хорошо, и она была на могиле отца, он прощает ее. |
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»
(2 часа
)
УРОК 25
Явиться с «Арапом Петра Великого» и с «Белкиным» — значит появиться с гениальным новым словом, которого до тех пор совершенно не было нигде и никогда сказано.
Ф. М. Достоевский
Цели урока:
— продолжение знакомства школьников с творчеством А. С. Пушкина;
— закрепление знаний и представлений учащихся о реалистических произведениях
А. С. Пушкина;
— введение понятия маленький человек
;
— формирование представления о дочернем и сыновнем долге перед родителями.
Форма урока
:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, чтение фрагмента произведения, сообщения учащихся, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Слово учителя
(желательно с компьютерной презентацией).
Мы с вами уже читали в этом учебном году реалистические произведения
, как прозаические, так и стихотворные (например, произведения А. С. Пушкина: поэму «Полтава», и трагедию «Борис Годунов»). Знакомились с такими произведениями и в 5—6 классах. Так, в 5 классе мы читали реалистическую повесть И. С. Тургенева «Муму» и рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», мир крестьянского детства ХIХ столетия предстал перед нами в реалистическом стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», а детство интеллигенции и ребятишек из обездоленных семей мы увидели в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».
Что же объединяет все эти произведения? давайте попробуем разобраться.
В реалистических произведениях человек любого возраста показан в реальных условиях — исторических, социальных, бытовых, и поступает он соответственно этим условиям и своему возрасту; человек ХVIII века не мыслит и не рассуждает так, как мы в ХХI веке, тем более ребенок. Ребенок не может думать, чувствовать и поступать по-взрослому — это психологически неверно
: каждому возрасту — свое. Да и вы всегда почувствуете в литературном произведении фальшь, когда встретитесь с персонажем лет 10—12, рассуждающим как взрослый человек!
Реализм (от лат. realis— вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психология, психологии их среды, времени и места обитания. |
С момента возникновения и формирования реализма
его основной
проблемой была и остается проблема взаимоотношений человека и общества
. Причем и человек, и общество рассматривались в литературе ХIХ века с равным интересом, поскольку исследовалась, анализировалась
человеческая жизнь во всех ее проявлениях
. В литературных кругах второй половины ХIХ столетия о реализме говорили несколько скептически — «проза жизни», хотя она могла быть изображена и в стихотворной форме.
Сам А. С. Пушкин, пытаясь определить главные особенности нового направления
, которого явно требовала жизнь, подрастающие поколения новых читателей, не употреблял термин
реализм
. Да и литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, теоретик
натуральной школы
, исследователь творчества А. С. Пушкина, пользовался не термином
реализм
, а своим излюбленным термином —
натуральность
. Другой литературный критик — Николай Александрович Добролюбов — употреблял термин
реализм
как раз при анализе поэзии А. С. Пушкина, но, скорее, в смысле
восприятия реальности
(«жизненный реализм»).
Стремясь к адекватному, полному и очень похожему постижению реальности, в большинстве случаев прибегая к жизнеподобным формам, реализм создает у читателя иллюзию реальности.
3. Сообщения учащихся.
Сообщение 1.
«Повести Белкина».
«Повести Белкина
» были написаны
А. С. Пушкиным
осенью 1830 года в селе Болдино и опубликованы им в 1831 году.
«Повести Белкина» рассказываются от лица небогатого помещика Белкина, скромного и добродушного, — лица вымышленного, благодаря ему создается впечатление полной достоверности художественного повествования. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц, а ведущим, все объединяющим рассказчиком
остается он сам. Однако сквозь образы всех рассказчиков, и особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, мы ощущаем присутствие
автора
— самого Пушкина, понимаем его оценку событий и персонажей, его идейно-нравственную и стилевую позицию.
Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал. Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях. |
«Повести Белкина» — реалистическое произведение, проникнутое откровенным гуманизмом автора.
Гуманизм (от лат. humanus— человечный, человеческий) — признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений1. |
Все произведения, объединенные в «Повести Белкина», несмотря на тематическое разнообразие
и
различную проблематику
, иногда — печальный конец, в основе своей
оптимистичны
. Здесь также не обошлось без пушкинской иронии: к самому Белкину и его корреспондентам автор относится иронически. Эта ирония, пронизывающая «Повести Белкина», проявляется в отношении ко многим персонажам. Например, в «Станционном смотрителе» писатель иронизирует по поводу
всех станционных смотрителей
, затем — над мнимой болезнью Минского.
А. С. Пушкин, утверждая в «Повестях Белкина» новый творческий метод — реализм, дал правдивую, трезвую оценку окружающей действительности, создал самобытную отечественную прозу, реалистически воссоздающую и переосмысливающую жизнь.
Сообщение 2
. «Станционный смотритель».
Основная проблематика «Повестей Белкина
» —
человек и общество, социальные противоречия и нравственное достоинство простого, маленького человека.
Бедный, «маленький человек» и его внутренний мир — тема «Станционного смотрителя». Самсон Вырин — «сущий мученик четырнадцатого класса», он «маленький человек» и по социальному положению — малый чин, и по своему происхождению — «из простых», и по недостатку образования.
В этой повести А. С. Пушкин продолжает разработку темы «маленького человека», начатую еще Н. М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Именно в этом произведении пушкинский гуманизм раскрылся в полной степени. Новое в облике Самсона Вырина — пробуждение человеческого достоинства в «маленьком человеке» и начало протеста против своего бесправия, безысходности ситуации. Обиженный судьбою и людьми, Вырин стал обобщенным образом страдания, бесправия. В то же время Самсон Вырин — образ брошенного отца, забытого горячо любимым чадом.
Образ Самсона Вырина породил целую галерею подобных художественных типов, с которыми мы потом познакомимся при чтении произведений Н. В. Гоголя (Башмачкин в «Шинели») и Ф. М. Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях»).
4. Чтение произведения
(с. 99—108 учебника).
5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Какое впечатление оставило у вас начало повести А. С. Пушкина
«
Станционный смотритель
»?
Расскажите о своих чувствах и мыслях, возникавших во время чтения.
— Найдите в начале произведения предложения, в которых явно проявляется авторская ирония.
Ирония (от греч. eironeia— притворство, насмешка) — осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии — двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония2. |
Вспомните, что осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны. Часто это прием, демонстрирующий авторскую отстраненность от повествования, от фигуры рассказчика.
— Что мы узнаем о станционных смотрителях во вступлении к повести? Какое чувство у вас вызвали эти люди? Почему?
— Как характеризует одной фразой Пушкин людей на данной должности?
(«Сущий мученик четырнадцатого класса».)
— Как такое отношение характеризует самого писателя?
— От чьего имени ведется повествование о судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина?
(От имени рассказчика.)
— Каким предстает перед нами рассказчик в самом начале повествования о семье Выриных? Можно ли утверждать, что рассказчик
и
автор
— одно лицо? Аргументируйте свой ответ.
— Что вы можете рассказать о Дуне — дочке станционного смотрителя? Опишите ее.
— Опишите избу, в которой находилась придорожная станция, для чего автор ввел в описание интерьера «картинки», изображавшие историю блудного сына?
— Какое впечатление произвела Дуня на рассказчика? Чем она отличалась от своих деревенских сверстниц? Только ли красотой?
— Почему рассказчик испытывал «печальные предчувствия», подъезжал через несколько лет к знакомой почтовой станции? Обосновано ли было такое предчувствие?
— Что сразу бросилось в глаза рассказчику по приезде в дом Самсона Вырина? Как вы думаете, почему?
— Опишите Самсона Вырина до и после печальных для него событий. Какие черты определяют характер Вырина? Почему он вызывает сочувствие у читателей?
— Как описывает старик Вырин свою дочку? Какие черты ее характера и поведения он подчеркивает?
— Есть ли в тексте слова, напрямую говорящие о сильной отцовской любви Самсона Вырина к дочери? Найдите их.
— Найдите в тексте фразы, говорящие о недалекости и недальновидности станционного смотрителя. Как вы думаете, почему он не заподозрил ничего дурного со стороны очередного проезжего?
— Расскажите, как вели себя проезжий гусар и дочь смотрителя Дуня. Какие моменты в их поведении могли бы насторожить Самсона Вырина? Почему этого не произошло?
— Реально ли описаны события и поведение героев? Интересно ли читать об этом?
— Опишите чувства главного героя
после отъезда дочери в церковь. Достоверно ли они описаны?
— Что происходит с Самсоном Выриным после бегства дочери с гусаром?
6. Работа с учебником.
Давайте прочитаем в учебнике статью «О ,,Повестях покойного Ивана Петровича Белкина”», написанную литературоведом А. Л. Слонимским (с. 97— 98 учебника).
— Что нового вы узнали из данной статьи?
— Какие дополнительные сведения к услышанному сегодня вы из нее почерпнули?
— Перечитайте третий абзац статьи. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится? Аргументируйте свой ответ.
— Как вы понимаете слова А. Л. Слонимского: «В ,,Станционном смотрителе” особенно ярко выразился присущий Пушкину дух гуманности»?
7. Домашнее задание
(если всего два урока).
Для всего класса:
— прочитать все произведение до конца;
— подготовить выразительное чтение любого отрывка из повести «Станционный смотритель»;
— вопросы и задания из учебника № 1—3 (с. 112).
Для хорошо подготовленных учащихся:
— написать сочинение-эссе на тему «Что я понимаю под словом «гуманизм»?».
1 По кн.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест. 2002. — С. 251.
2 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 315—316.
Внешность Самсона Вырина
Автор не даёт описания внешности героя слишком детально, показывает его как “человека лет пятидесяти, свежего и бодрого… длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.” Вырин – образ маленького человека, его черты типичны, поэтому описание внешности несколько размыто. Больше внимания уделяется впечатлению, которое производит герой: его любят дети, он добродушен, прост, не требователен, терпелив.
Композиция повести делится на две части, во второй, после побега дочери Самсон выглядит совсем по-иному: “но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…”
История создания
В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение, и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.
🗹