Особенности
Эпос легко отличим от других литературных жанров. Для него характерна передача действий и событий, которые происходят во времени и пространстве. Именно эти две черты выделяют эпос от других подобных литературных родов.
Эпос может быть любого объема, с любым числом действующих персонажей и любой чередой происходящих с ними событий.
В роли рассказчика выступает сам автор или персонаж, который создан автором в качестве повествователя.
В эпосе события прошлых времен могут переплетаться с авторскими размышлениями или вставками рассказчика и его отношением к происходящему.
Эпос позволяет увидеть подробнейшие описания персонажей, их жизни, каждого события, которые разворачиваются с героями, даются четкие описания времени и места происходящих действий.
В качестве выразительных средств эпические произведения содержа: характеристики и портреты, описание внешности, поступков и даже интерьера помещений, где находятся персонажи произведения.
Особенности эпоса как литературного рода
Эпос (от греч. epos — слово, повествование, рассказ) — род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. Как правило, время изображаемого действия и время повествования о нем не совпадают — это одно из наиболее важных отличий от других родов литературы.
Способы изложения — повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. отличается спокойно-созерцательным, отстранённым отношением к изображаемому.
Эпический текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей. У него неограниченный объём (от короткого рассказа до многотомных циклов (например, «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака объединяет 98 романов и новелл) — это позволяет «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства.
У эпоса, по сравнению с другими родами литературы, самый богатый арсенал художественных средств, что позволяет с наибольшей глубиной раскрыть внутренний мир человека, показать его в развитии.
Особую роль в эпических произведениях играет автор-повествователь или рассказчик. Его речь (содержание и стиль) является единственным, но очень эффективным средством создания образа этого персонажа. Несмотря на то, что иногда повествователь идеологически близок писателю, их нельзя отождествлять (например, повествователь в произведении И.С. Шмелёва «Лето Господне» и сам автор не одно и то же лицо).
Эпические жанры
Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);
Средние — повесть,
Малые — рассказ, новелла, очерк.
Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, былина, историческая песня.
Значение эпоса
Эпическое произведение не имеет ограничений в своем объёме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».
Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).
Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».
До XVIII века ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).
Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).
21. Драма как литературный род. Три варианта теории драмы
Драма (др.-гр. drama — действие) — род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем.
Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы:
1) отсутствие повествовательно-описательного изображения;
2) «вспомогательность» авторской речи (ремарки);
3) основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог);
4) драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок — основные средства создания образа героя;
5) объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками;
6) требованиями сценического искусства продиктована и такая особенность драмы, как некое преувеличение (гиперболизация): «преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (Л.Н. Толстой) — иначе говоря, театральная эффектность, повышенная экспрессивность; зритель пьесы ощущает условность происходящего, о чём очень хорошо сказал А.С. Пушкин: «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие… читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc».
Драма (др.-греч. ???u? — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой[1][2], принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру[1][3]. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления[2]. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.
С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие».
Виды драмы трагедия драма (жанр) драма для чтения (пьеса для чтения)
Мелодрама иеродрама мистерия комедия водевиль фарс цзацзюй
История драмы Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.
Дионисийские танцы
Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшпили, sottises).
Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).
Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.
Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).
В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшибышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).
Оформление драматического произведения В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Драматическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга. Драматический текст может включать в себя следующие блоки:
Список действующих лиц, располагается обычно перед основным текстом произведения. В нём при необходимости даётся краткая характеристика героя (возраст, особенности внешности и т. д.)
Внешние ремарки — описание действия, обстановки, появление и уход действующих лиц. Часто набирается либо уменьшенным кеглем[4], либо тем же шрифтом что и реплики, но на больший формат[5]. Во внешней ремарке могут приводиться имена героев, причём если герой появляется в первый раз — его имя дополнительно выделяется. Пример:
Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.
Реплики — слова, которые произносят герои. Реплики обязательно предваряются именем действующего лица и могут включать внутренние ремарки. Пример:
Дуняша. Я думала, что вы уехали. (Прислушивается.) Вот, кажется, уже едут.
Лопахин (прислушивается). Нет… Багаж получить, то да се…
Внутренние ремарки в отличие от внешних кратко описывают действия, происходящие во время произнесения героем реплики, либо особенности произнесения. Если во время произнесения реплики происходит какое-то сложное действие, следует описать его с помощью внешней реплики, при этом указать либо в самой ремарке, либо в реплике с помощью внутренней ремарки, что актёр продолжает говорить во время действия[5]. Внутренняя ремарка относится только к конкретной реплике конкретного действующего лица. От реплики отделяется скобками, может набираться курсивом.
Наиболее распространены два способа оформления драматических произведений: книжный и кинематографический. Если в книжном формате для отделения частей драматического произведения могут использоваться разные начертания шрифта, разные кегли и т. д.[6], то в кинематографических сценариях принято использовать только моноширинный шрифт печатной машинки, а для отделения частей произведения использовать отбивку, набор на разный формат, набор всеми заглавными, разрядку и т. д. — то есть только те средства, которые доступны на пишущей машинке[5]. Это позволяло многократно вносить изменения в сценарии по мере производства, сохраняя удобочитаемость.
Драма в России
Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.
В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.
Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, А. Потехин, А. Пальм, В. Дьяченко, И. Чернышев, В. Крылов, Н. Я. Соловьев, Н. Чаев, гр. А. Толстой, гр. Л. Толстой, Д. Аверкиев, П. Боборыкин, князь Сумбатов, Новежин, Н. Гнедич, Шпажинский, Евт. Карпов, В. Тихонов, И. Щеглов, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие.
Жанры
Жанровое своеобразие эпических произведений также разнообразно. Тут от малых до больших форм, таких как: романы, эпопеи (большие формы эпоса), повести и хроника (средние формы), рассказы, фельетоны, дневники, сказки, притчи, басни (малые формы).
Итак, что такое эпос.
Это литературный род, используемый автором для описания и выражения своего отношения к персонажам и событиям, с ними происходящими. В эпических произведениях представляются как картины настоящего, так и прошлого.
Мнение читателей
Пользуясь случаем, мы провели небольшой опрос среди студентов литературного института на тему «Что такое Эпос?». Получили разные, иногда очень противоречивые высказывания.
Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.
…………
Это повествование о том, что случилось, причем каждое слово эпоса может быть истолковано по-своему.
………….
Эпос это эпическое произведение, которое в отличие от мифа, имеет повествовательную, а не легендарную основу. Обычно в эпосе действуют боги или герои, которые ведут за собой народ или героев. Также, как правило, в эпосе присутствуют два действующих лица: одно из них – главный герой, другое – его друг. В древнегреческом языке это были боги. Эпос и мифы также отличаются и по своим сюжетам.
…………
Это не только поэма, но и рассказ. Например, «Евгений Онегин» это не только роман в стихах, но еще и энциклопедия русской жизни.
………..
Это рассказ о героических деяниях, сюжет которого развивается вокруг одного человека. Эпос — это рассказ, который разворачивается вокруг группы персонажей. Поэтому в эпосе один герой может вести рассказ. В этом и есть отличие эпоса от новеллы.
………..
Эпос это не просто история, это то, что останется в веках. Это как бы краткое изложение всех тех великих подвигов и сражений, которые были совершены людьми за многие века существования человечества.
………..
Это эпическое произведение древней литературы, написанное на классическом языке. По Эпосу можно реконструировать мировоззрение и мировоззрение ее эпохи. В эпосе часто используются мифологические персонажи и мотивы. Герои эпоса могут быть как реально существовавшие исторические лица, так и вымышленные. Существуют разные виды эпоса: героический, философский, исторический, бытовой.
Если вы не согласны с каким-либо из этих мнений, напишите об этом в комментариях и обоснуйте свой ответ.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР Диагностика связной речи у детей осуществляется с помощью доступных для…
- Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
- Сопровождение процесса развития связной устной речи у детей с ОНР Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития речи у детей с нарушением речи….
Крупные эпические жанры
Эпопея – это родовое обозначение крупных эпических, а также сходных с ними произведений.
Существует два определения эпопеи:
- Это обширное повествование в прозе или стихах о каком-либо выдающемся национально-историческом событии
- Продолжительная, сложная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
Становлению жанра эпопеи предшествовало возникновение былевых песен, носивших полуповествовательный, полулирический характер, которые были вызваны боевыми подвигами племени, клана и приурочены героям, вокруг которых группировались. Эти песни затем складывались в крупные поэтические единицы – эпопеи. Они были запечатлены цельностью построения и личного замысла, однако только номинально приурочены к какому-либо автору. Таким образом, например, возникли поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомера.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Эпос как литературный род 400 руб Реферат Эпос как литературный род 250 руб Контрольная работа Эпос как литературный род 240 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Еще одним крупным эпическим жанром является роман – прозаический жанр, предполагающий повествование о развитии личности и жизни главного героя или героев произведения в переломный, нестандартный период жизни.
Название жанра возникло в средине 12 века вместе с жанром рыцарского романа, в противопоставление историографии на латинском языке. Несмотря на популярное мнение, такое название изначально относилось не к любому сочинению на народном языке (лирика трубадуров, героические песни никогда не называли романами), а к тому произведению, которое было возможно хотя бы отдаленно противопоставить латинской модели – басне, историографии, видению.
С историко-литературной точки зрения говорить о возникновении романа как жанра говорить невозможно ввиду того, что «роман», по существу, является инклюзивным термином, перегруженным идеологическими и философскими коннотациями и указывающим на комплекс явлений, являющихся относительно автономными и не всегда генетически связанными между собой.
В этом смысле возникновение романа занимает несколько эпох, начиная с эпохи Античности и заканчивая 18 веком. При этом большое значение имели процессы конвергенции – поглощение и усвоение нарративных типов и классов из соседних литературных рядов.
Одним из древнейших видов эпических произведений является эпическая поэма. Этот жанр ужу с эпохи античности сосредоточил все свое внимание на изображении взятых из далекого прошлого героических событий. Обычно эти события были эпохальными, оказали большое влияние на ход национальной и общей истории. Образцами эпической поэмы являются «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Неистовый Роланд» Ариосто и т.д. эпическая поэма вызывала особый интерес со стороны теоретиков и писателей классицизма. Жанр был признан венцом поэзии за его гражданственность, возвышенность, героику. Писатели классицизма в процессе теоретической разработки жанра главным образом опирались на традиции античности. Выбор героя произведения определялся не только нравственными качествами, в первую очередь лон должен был быть личностью исторической, а события, к которым герой был причастен, должны иметь общенациональное и общечеловеческое значение. герой произведения должен стать образцом, примером человеческого поведения.
🗹