Литературный портрет «Гоголь» как своеобразная художественная форма повествования

Самобытным писателем и замечательным сатириком в истории русской литературы является Николай Гоголь. Его талантливые книги знакомы каждому не только в нашей стране, но и за ее пределами. По его произведениям уже снято много художественных кинолент, а в театрах проходят спектакли по его произведениям. Литературное гоголевское наследие велико и значительно. В творчестве Н.Гоголя есть произведения, которые относятся как к романтическому направлению, так и к реалистическому. Известно, что самобытный писатель родился в месте, где было много имений уже известных литераторов. Это и повлияло на формирование Николая Гоголя. Родился он в Полтавской губернии, где в 1809 году Великие Сорочинцы являлись культурным центром провинции.

Биография Николая Гоголя

значение гоголевского творчества

О детстве писателя известно многое. Так, отец самобытного писателя был драматургом, но он занимался этим непрофессионально, а на любительском уровне. Он работал секретарем у графа, который мог себе позволить иметь крепостной театр. Вот для этого театра отец Гоголя и писал пьесы, а маленький писатель смотрел эти постановки. Кроме этого, у помещика Трошинского была огромная библиотека, которую было разрешено посещать и читать книги и ребенку секретаря. Но на этом обучении Гоголя не заканчивается и после небольшого домашнего обучения он отправляется в гимназию, которая находилась в Нежине.

В гимназии высших наук он стал учиться в 1821 году, именно там ученикам внушались идеи о том, что чиновник – это опора страны, на которой она и держится. Поэтому после окончания училища у выпускников был только один путь – пойти на государственную службу. Но знаний, которые давали в гимназии, было недостаточно, чтобы заниматься литературой. Поэтому самобытный писатель начинает еще заниматься и самостоятельно. Он выписывает разнообразные альманахи и литературные журналы. В гимназии он писал забавные эпиграммы, часто их героями становились учителя.

Они были не только смешными, но и остроумными. Но этому творчеству тогдашний гимназист не придавал никакого значения.

Семья

Его родители считались помещиками среднего достатка. Их звали:

  • Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (произошёл из старинного дворянского польского рода Яновских; писатель, драматург и театральный деятель)
  • Мария Ивановна Косяровская (до замужества в 14 лет, родилась в семье помещиков).

Всего у них было 6 детей:

  • Николай (1809–1852),
  • Иван (1810–1819),
  • Мария (1811–1844),
  • Анна (1821–1893),
  • Елизавета (1823–1864),
  • Ольга (1825–1907).

Первые гоголевские произведения

После учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, мечтая о карьере чиновника. Но уже тогда, в 1828 году, его никуда не желают брать на работу. Будучи человеком впечатлительным, он обиженный и расстроенный пишет поэму «Ганс Кюхельгартен», где главный герой – молодой немецкий юноша, мечтающий послужить своей родине, но его не отпускают осуществить свою мечту. Конечно же, прототипом главного героя становится сам автор. Но его литературное творение подверглось сильнейшей критики. Это очень обидело начинающего писателя. Он сжигает весь вышедший из печати тираж этого произведения.

Проанализировав причины своей неудачи, Н.Гоголь начинает понимать, что все его мечты были наивными и детскими, но когда он устраивается на работу мелким чиновником, то служба ему совсем не нравиться и он разочаровывается. Единственное, что нравится самобытному писателю в то время – это общение с литераторами, которые уже были известны. Среди них оказывается и опальный поэт Пушкин. Сказочные мотивы появляются в гоголевских произведениях этого времени. Так, в 1832 году он создает повесть, где смех играет важную роль. Когда же «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в тираж, то были высоко оценены. А.Пушкин сразу же сообщил всему миру о том, что из Гоголя выйдет толк.

В этой повести автор описывает простую жизнь украинского народа, и совсем нет в этом гоголевском произведении страданий человека, который оказывается лишним для общества. Такой сюжет для русской литературы того времени был необычен. В это время Николай Гоголь, которому не нравилась служба чиновником, бросает свою должность и решает посвятить все свое время литературе. Он увлекается изучением истории, особенно его интересует Древний мир и Средние века. В какой-то момент он решает, что должен пойти преподавать. В университете Киева он пытается выбить себе кафедру, но опять терпит неудачу. Поэтому в 1835 году он отказывается от изучения истории.

Образ Петербурга и «маленького человека» в повестях «Невский проспект», «Портрет» и «Шинель»

В «Невском проспекте» жизнь столицы передана через образ главной улицы Петербурга – места для праздных гуляний и «всеобщей коммуникации». Светский парадный лоск,красота фасадов строений и блеск огней Невского проспекта – иллюзия «настоящей» и красивой жизни. Сверкающие витрины магазинов, заполненные бесполезными и баснословно дорогими безделушками, для горожан, особенно для дам, – своеобразная ловушка, заставляющая непроизвольно поворачивать к этому сиянию голову, как «подсолнух к солнцу».

Утром Невский почти пуст, только нищие побираются[5] вчерашними объедками у открывающихся кондитерских, и простой люд спешит на работу.После полудня проспект заполняется гувернерами, чиновниками, купцами, ремесленниками, к вечеру кавалерами и дамами, демонстрирующими свои наряды. Интересно, что нет описания человеческих лиц, подробно описываются туалеты, шляпки, фасоны, усы, бакенбарды и прочие внешние атрибуты. Когда зажигаются фонари, наступает самое «таинственное время».Все на Невском проспекте «дышит обманом»: благопристойный вид господ скрывает ничтожество, под модными шляпками дам прячется непристойное обличие.

Внимание приятелей, художника Пискарева и поручика Пирогова, прогуливающихся по проспекту, привлекают две барышни. Каждый устремляется за своей избранницей. Приключение одного заканчивается трагически, другого комически.

Пискарев, пораженный красотой брюнетки, начинает следовать за ней, и с ужасом понимает, что она обитает в публичном доме. На следующий день, в порыве спасти юное создание из порочной среды, он возвращается и делает ей предложение. Но она с насмешкой его отвергает. Художник, поняв, что за прекрасным обликом скрывается уже развращенная и продажная душа, разочаровавшись в своих представлениях об идеале, кончает жизнь самоубийством. Его тело найдут только через несколько дней, на похороны никто не придет, даже приятель Пирогов. Так в повести затронул тему одиночества и ненужности «маленького человека» в большом столичном Петербурге.

Похождения поручика в тот вечер закончились иначе. Преследуя блондинку, узнает, что она замужем, но это его не смущает. Пошляк Пирогов пытается ее соблазнить, за что будет высечен приревновавшим мужем-немцем.

Невский проспект представляется писателем не просто как место действия, а мир, лишенный гармоничной целостности, осколочный, словно каким-то демоном искрошенный«на множество кусков, и все эти куски без смысла, без толку смешаны вместе», причудливо спутав добро и зло. Гоголь причины социального зла видел в духовных болезнях общества: нравственном разложении, равнодушии.

Невский проспект

В повести «Портрет» на фоне петербургской темы звучит тема таланта, отношения к творчеству и искусству.

Молодой талантливый, но бедный художник Чартков однажды под влиянием смутного влечения покупает в лавке на последние деньги портрет старика с удивительно пронзительным и живым взглядом. В раме портрета оказался клад с золотыми червонцами. Сначала юноша мечтает, что, благодаря этим деньгам, он сможет предаться вдохновению и творить в уединении, забыв о нищенском существовании.

Но соблазны столичной жизни меняют его планы. Он переезжает из лачужки на Васильевском острове в квартиру на Невском проспекте, заводит знакомства, благодаря которым появляются богатые заказчики. Он становится знаменитым и модным портретистом, но незаметно теряет талант, выполняя все прихоти клиентов, превращаясь в умелого ремесленника. У него появилось положение в обществе, с его мнением и художественным вкусом стали считаться самые влиятельные люди, он нажил приличное состояние.

Однажды Чарткова пригласили из Академии художеств на выставку, чтобы послушать его мнение о работе художника, с которым он был знаком в нищей молодости, много лет учившегося в Италии и жившего отшельником.Увидев истинное произведение искусства, он осознал пошлость своих творений. Поняв, что променял свой божий дар на благополучие, сгорая от зависти,стал тратить все накопленные деньги на покупку талантливых картин и, уничтожая их в бешенстве, умирает в полном безумии.

А портрет старика, купленный им случайно в юности, выставили на аукцион[6]. Одним из покупателей оказался сын художника, нарисовавшего этот портрет, пока он рассказывал покупателям страшные истории об этой картине и изображенном на нем старике-ростовщике, от чьих денег гибли люди, портрет таинственным образом исчезает.

В повести «Портрет» Гоголь показал, что человеку, сотворенному по образу и подобию божьему, дано счастье творить и развиваться духовно. Забыв о своем предназначении, человек погибает.

Эта мысль может служить ключом и к раскрытию образа «маленького человека» в повести «Шинель».По словам поэта и критика Аполлона Григорьева, Гоголь показал «последнюю грань обмеления[7] божьего создания», когда самая простая, бытовая вещь становится роковым источником счастья, горя и смерти.

В «Шинели» впервые героем произведения стал странный объект для эстетического исследования:ничтожный петербургский чиновник, озабоченный покупкой шинели. Его портрет не вызывает симпатии: фигура нелепая и невзрачная, немного лысоватый, кожа морщинистая и рябоватая, с нездоровым цветом лица.Облику соответствует неблагозвучное имя героя Акакий, но оно в переводе с греческого означает«не делающий зла»,«беззлобный».

Акакий Акакиевич Башмачкин – аскетичный служитель, человек мелкого чина, писарь. Свои профессиональные качества в переписывании бумаг довел до совершенства, в начертании букв он видит какой-то смысл, и даже получает от своей работы удовольствие. Но он безнадежно бездарен и неумен: поручение отредактировать текст документа, заменив глаголы 1 лица на 3 лицо стало для него сущим мучением. Не в состоянии он изъяснять свои мысли, фразы его состояли почти из одних предлогов, наречий и частиц, были бессмысленными и неоконченными. Его удел быть незаметным безотказным «вечным титулярным советником», в департаменте над его нелепостью издевались молодые сослуживцы. Он сносил все обиды, только говорил иногда: «Зачем вы меня обижаете?». В этих словах одному из сослуживцев как-то открылся иной смысл, словно Башмачкин пытался донести до него: «Я брат твой».

Акакий Акакиевич, Шинель

У Башмачкина износилась шинель, он стал копить на новую, экономя на самом необходимом. Страстные мечты о шинели завладели всей его душой, его жизнь наполнилось смыслом, он стал оживленнее и тверже характером в достижении цели, дерзкие мысли приходили в его голову, он даже захотел отважиться на меховой воротник из куницы.

Наконец, портной Петрович сшил недорогую, но добротную шинель, с кошачьим мехом на воротнике. Увидев обновку, один из сослуживцев предложил обмыть ее у него дома. А поздно ночью, когда Башмачкин возвращался из гостей, на него напали два грабителя и сняли шинель. Потрясенный чиновник, не найдя защиты у полицейского, обратился по совету к некоему «знатному лицу», прося помощи. Но его выгнали, и он заболевает, пролежав несколько дней в бреду, умирает от горя.

Гоголь описал не просто историю приобретения и потери шинели, а показал, как страсть владения этой шинелью, ставшей «подругой жизни» и смыслом существования,явилась подменой истинных ценностей, способной погубить человека. Зло не в том, что человек владеет вещами, страшно, когда человек становится рабом вещей. Такое обывательское повседневное богоотступничество своей пошлостью страшнее героических и романтических протестов богоборцев.

И все же Гоголь говорит, что «обмелевшее божье создание», не сумевшее должным образом проявить себя,тоже заслуживает сострадания, ибо он брат всем по замыслу Господа.

Восприятия личности «маленького человека» сложны и противоречивы. Это человек, задавленный жизненными обстоятельствами, угнетенный несправедливым социальным устройством, превращенный словно бы в частичку бюрократического механизма, в то же время убогий, ущербный, примитивный в своем развитии.

У Гоголя нашло продолжение и развитие образа «маленького человека» из произведений Пушкина. Этот образ станет стержневым в русской литературе, появится во многих произведениях различных писателей.

Гоголевский цикл «Петербургские повести»

После появления первого сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» автор начинает много работать, и поэтому практически сразу он выпускает еще два сборника рассказов «Арабески» и повестей «Миргород». В них идет описание и украинских поселений, и самого города Петербурга. Он пишет в это время еще несколько повестей, которые потом объединяет в общий цикл «Петербургские повести». Получается, что в этот гоголевский сборник входит пять повестей:

•Портрет. •Невский проспект. •Записки сумасшедшего. •Нос. •Шинель.

Во всех этих повестях главные герои — простые и обыкновенные люди, жизнь которых очень страшна в этом безжалостном и суровом мире. И в этих повестях впервые после пушкинского «Медного всадника» появляется образ Петербурга. Гоголевский город на Неве красив, легок, но для маленького человека он холоден и страшен. Но рядом с простым человеком, с грациозным и равнодушным городом появляются мистические и загадочные мотивы.

Писательство с этого времени становится основной деятельностью Николая Гоголя. Он относится к нему очень серьезно, видя в нем весь смысл своей жизни. Продолжая общаться с передовыми литераторами того времени А.Пушкиным и В. Жуковским, он постоянно посещает литературные круги. Все это имеет огромное влияние на его творчество. Автор работает усиленно, практически без передышки, не отдавая свое предпочтение какому-то определенному жанру. В этот период он пишет много произведений, которые потом стали известны.

Тогда же о нем заговорили и критики. На него обратил внимание и В.Белинский, который признавал талант молодого литератора.

Римский период в творчестве Николая Гоголя

После выхода цикла «Петербургские повести» автор пробует свои силы и в драматургии. В 1835 году он пишет чудесную и реалистическую комедию-пьесу «Ревизор», которую уже на следующий год ставят в театре. Автор задумал собрать все российские пороки и посмеяться над ними. Все герои гоголевской комедии объединены страхом, ведь каждый из них имеет много пороков. После ее постановки на театральных помостах, где первый спектакль не имел успеха, у автора появился постоянный зритель, с которым у него сложились хорошие и дружеские отношения. Им стал император Николай Первый.

Не понимая зрителя, который так отнесся к первой театральной постановке, он решает написать еще одно маленькое произведение, где как раз и объясняет весь смысл своей комедии. Это небольшое гоголевское произведение имело название «Размышление у театрального подъезда». Самобытный писатель так писал о смысле своего комедийного произведения:

«Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее во всем продолжении ее. Это был смех».

После этого обиженный Николай Гоголь уезжает в Рим, где много и усердно работает. Именно там он приступил и к написанию поэмы «Мертвые души», которые уже в 1842 году публикуются в России. Авторский замысел заключался в трех частях, подобно «Божественной комедии» Данте. Однако все три части он написать не успел. Его произведение подверглось жестокой критике. И уже через три года ему становится так плохо, что в Риме его помещают в специализированную клинику для душевнобольных. Сам российский император передает ему деньги на лечение. Поэтому сразу же после выздоровления, вернувшись на родину, он благодарит императора и озвучивает свое желание уйти в монастырь.

Детство

Родиной Николая Васильевича Гоголя, прекрасного сатирика, удивительного писателя и необычного человека является село Сорочинцы. Когда же родился Гоголь? Произошло это знаменательное событие двадцатого марта в 1809 году. В именье, принадлежавшем его семье, которое называлось Васильевкой, мальчик родился и провёл всё своё детство. Его отец, чьё имя было Василий Афанасьевич, был человек серьёзный, происходивший из довольно древнего и благородного рода, который был начат Остапом Гоголем, считавшимся соратником Богдана Хмельницкого. Мать же Николая Васильевича также не из простой семьи. Отцом её был придворный советник, пользовавшийся уважением и давший дочери хорошее образование.

Это интересно: Гончаров, Миллион терзаний краткое содержание.

Семья Гоголя была крепкая, а родители души не чаяли в своём чаде. Отец Николая отличался своим искромётным юмором, любовью к комедиям, которые не только устраивал у себя в доме, но и в которых принимал участие сам. Говорил он красноречиво и любил сострить. Все эти качества, как известно, передались его сыну. Марья Ивановна же была хорошей матерью, любящей женой и превосходной хозяйкой, которая всегда радовалась гостям, старалась принять всех как можно радушнее, к тому же имела очень сильные религиозные наклонности, к коим пыталась склонить и своего ребёнка.

Школьная пора

Учился мальчик в Нежинском лицее, где уже начал проявлять себя, как писателя и незаурядного человека. Многие особенности и наклонности были присущи ему отчасти благодаря влиянию родителей. Талант его начал проклёвываться уже в первых классах, а учителям и одноклассникам оставалось только удивляться и отмечать, какие порой едкие замечания отпустит Николай, какое забавное и очень меткое прозвище придумает учителю, как тонко сострит.

Свою карьеру устраивать будущий писатель и сатирик начал уже в средней школе. Потому как преподавание детям самых разных наук в данном учебном заведении оставляло желать лучшего, ученики старательно занимались самостоятельно и старались вести просветительскую деятельность для всего заведения. Они создали собственный журнал, редактором которого, конечно, стал Николай Васильевич, а также организовали театральный кружок, в деятельности которого и Гоголь принимал активное участие.

Публицистика в гоголевском творчестве

Николай Гоголь так и не ушел в монастырь, поэтому русская литература пополнилась его произведениями и стала намного сильнее. Вскоре он приступает и к публицистическим жанрам, где особенно выделяется его статья «Выбранные места из переписки с друзьями». Это гоголевская статья была опубликована в 1847 году. Известно, что основная часть сюжета – это письма, остальная часть – это небольшие статьи публицистического характера. По своему характеру произведение получилось угрюмое и консервативное.

Основная мысль – это вопрос о крепостном праве в России. Автор считает, что крепостное право отменять не стоит, так как великая русская литература началась с од Ломоносова. Отсюда он делал вывод о том, что благополучие литератора заключается в его умении восхвалять императора. Но его книга, посланная духовнику, имела негативную реакцию и его за вольность, проявленную в публицистической статье, его чуть не отлучили от церкви. Но помогло вмешательство императора.

Не понравилась статья и критику В.Белинскому. Он, прочитав ее, заявил о том, что автор пытается вернуть страну в прошлое, которое было страшное и мрачное. Усмотрел он в написании этого произведения и личную заинтересованность автора стать воспитателем наследника престола. Чтобы отвести от себя подозрения Николай Гоголь предложил критику работать вместе и тот согласился. Но, к сожалению, у писателя опять случился новый приступ шизофрении. Поэтому сотрудничество не состоялось.

Но самыми мрачными годами для Николая Гоголя становятся его последние годы. Совершенно больной, он все-таки пишет вторую книгу своей поэмы «Мертвые души», и даже готов передать ее издателю для печати. Но в начале февраля, практически уже перед самой смертью, он собственноручно сжигает ее, находясь в помутнении рассудка. Утром он сожалеет об этом, а еще через 10 дней он умирает.

Интересные факты

  1. До рождения Николая у его матери было два выкидыша. Она боялась потерять ещё одного ребёнка. Тогда она дала обет назвать ребёнка в честь Николая Чудотворца (святитель Николай). Чтобы родить, она переехала за врачебной помощью из родных краёв в дом врача Трофимовского (село Сорочинцы).
  2. Гоголь любил рукоделие: вязал на спицах, кроил платья сёстрам, ткал пояса и шил платки. Кроме этого он был хорошим кулинаром и садоводом.
  3. Гоголь обычно описывается высоким худощавым брюнетом. Однако знаменитый художник И. К. Айвазовский однажды описал его так: «низенький, сухощавый, с весьма длинным, заострённым носом, с прядями белокурых волос». По словам одной из его сестёр, его волосы стали темнеть после переезда в Петербург, и по всей видимости Гоголь всё-таки был русым.
  4. Многими годами позже племянник Гоголя женился на внучке Пушкина, таким образом две великие для литературы семьи породнились (старший сын сестры Елизаветы по имени Николай Владимирович Быков и Мария Александровна Пушкина).

Узнайте также о Пушкине, Лермонтове и про Реализм.

Влияние гоголевского творчества на русскую литературу

Известно, что Николай Гоголь — это самый таинственный писатель. В его произведениях смогли превосходно сочетаться два прекраснейших факта: сила воображения и жизненная наблюдательность. Необычность авторских образов состоит в том, что смех чаще всего присутствует на страницах его рассказов и повестей. Именно Николай Гоголь воспел Петербург, но критики усмотрели, что он омрачил его своими образами мелких петербургских чиновников. И на страницах гоголевских произведений возникает уже трагедия этого города.

Но автора мучили противоречия, которые потом находили отражение в его творчестве. Он обличает общество и верит в их правдивость, как в комедии «Ревизор». Его поэма «Мертвые души» — это бессмертное произведение. Гоголь пытался спасти Россию. Гоголевские идеи были продолжены и другими знаменитыми авторами: Достоевским, А.Блоком, Толстым.

Последние годы

После показа «Ревизора» поэт уезжает в Германию. Здесь дописывает «Мертвые души». В 1837 г. на дуэли убивают Пушкина. Гоголь тяжело перенес смерть писателя и бросил все свои сочинения. После посетил Италию, здесь в 1841 г. он завершил первый том «Мертвых душ», чтобы опубликовать роман, он вернулся в Москву и жил в доме Погодина. Цензура разрешила издание «Мертвых душ» в 1842 г. Обложку книги поэт оформил самостоятельно.

Летом 1842 г. писатель опять уехал заграницу. Он посетил Италию, Францию, Голландию. Гоголь дописывал второй том «Мертвых душ». В 1845 г. у писателя произошел душевный кризис. Он сжег свое неоконченное произведение. Почти перестал писать знакомым, а в 1848 г. поехал в Иерусалим.

В 1849 г. Гоголь приехал в Петербург и начал по памяти восстанавливать второй том. Но через время здоровье ухудшилось. В 1852 г. погибла его давняя подруга, Екатерина Хомякова. Гоголь перестал есть, признался священнику, что «охвачен страхом смерти», и больше не писал. После он сжег все рукописи, в том числе практически восстановленный том «Мертвых душ». 21 февраля 1852 г. Гоголь умер. Сегодня его могила находится на Новодевичьем кладбище.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: