- Краткие содержания
- Твардовский
- По праву памяти
Произведение начинается с воспоминаний автора о том, что когда вместе с другом они хотели знать все науки. Тогда они были уверены, что никаких преград нет, и главное не бояться, иметь желание, любить Родину. Они думали, что вернуться в родной край как московские гости, будут гордостью для своих родителей. Но тогда они не знали, что приготовила им судьба и что придется им пережить.
Сын за отца не отвечает.
Эти слова принадлежат Сталину. А писатель, таким образом, обращается к молодому поколению, потому что сейчас эти слова не могут быть в серьез восприняты. Но были времена, когда если не повезло с такой графой, были просто брошены обществом. От них отворачивались друзья, близкие и родные люди и даже если у “сына” не было никаких поступков, то он отвечал за деяния своего отца. И после этого заявления Сталина все изменилось. Но ему даже и в голову не могло прийти, что сыну порой приходилось отвечать за деяния отца, которые тот и не совершал. Автора обвиняют в сердобольности. Но ему надоело слышать эхо прошлых лет, ведь они миновали. Но крестьяне никогда не упреков власть, а наоборот благодарил. Каждый верил после этого заявления, что справедливость восторжествует. Тех, кого выселили, надеялись на возвращение на Родину, ведь они перешли в рабочий класс.
У советских людей появился новый Бог, Сталин. Он призывал отказаться от отца и матери. Особенно это коснулось окраин. Автор делает примечание, что отец должен отвечать за своих детей, но вот сам Сталин ни за одного из детей не ответил
О памяти
Автор говорит, что нельзя забывать тех, кто погиб в лагерях. Он знает и понимает, что все знали о репрессиях, даже если лично они кого-то не коснулись. Автор считает, что новое поколение тоже должно знать историю. И хотя Сталин был популярен у народа, но это только потому что хватит и не только его одного. Автор вспоминает Ленина, который не любил рукоплескания. Он проводит анализ и приходит к выводу, что во всех бедах виноваты сами люди и только самим теперь проедется это расхлебывать. Но если вдруг хочется вернуть былое, то нужно позвать дух Сталина. Но автор не сожалеет о том, что так все сложилось, а никак было в детских мечтах.
Это произведение уникально тем, что человек решает переосмыслить все трагические события прошлого. И собственная судьба кажется отражением многих судеб, которые были погублены в лагерях. Без прошлого не может быть настоящего, и даже насколько бы оно не было трагичным и печальным.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
История создания
Поэма «По праву памяти», краткое изложение которой будет рассмотрено ниже, написана в 60-е годы. Но из-за запрета она опубликована лишь в 1987 году. Произведение изначально задумывалось как часть поэмы «За далью — даль», так как Твардовский считал ее незаконченной, в ней была некая недосказанность: «Недосказал. Могу ль оставить…»
Однако позже дополнительная глава сформировалась в самостоятельную поэму. И это произведение отражало недовольство писателя политическими и общественными переменами 60-х годов: попытки опять возвеличить Сталина, сокрытие от народа решений съезда партии, разрастающийся тоталитаризм, жесткая цензура, заказные доносы, фальшивые письма от лица «трудящихся». Все эти изменения отражались на судьбе всего народа и самого Твардовского. Все это искренне волнует писателя, он не может остаться в стороне и выступает в поэме обвинителем власти и обличителем ее жестоких, антигуманных действий.
Твардовский А.Т.,
«По праву памяти» представляет собой лирико-публицистическую поэму, созданную в 1963-1969 гг. Изначально она задумывалась как дополнение к поэме «За далью – даль». В содержательном плане поэма представляет собой лирико-философское и социальное раздумье писателя о непростых судьбах отдельной личности, своей семьи.
История написания
Произведение создавалось в условиях обострившейся после отставки Н. Хрущёва борьбы двух основных тенденций:
- демократической;
- бюрократически-консервативной. Сразу после отставки власть перешла именно к этому блоку. К нему же примкнули неосталинисты, которые требовали возобновления репрессий.
Несмотря на то, что с трибун провозглашалась свобода слова, в действительности любое свободомыслие подвергалось критике. В эти годы, сразу после отставки Хрущева, начался затяжной конфликт журнала «Новый мир», главным редактором которого являлся Твардовский, и советской власти.
После прихода к власти Брежнева курс на десталинизацию был свернут, в экономике и общественно-политической жизни наметился возврат к командно-административной системе, хрущевская «оттепель» сменилась «заморозками».
Крайне важно отметить, что в эти годы формируется тенденция к замалчиванию информации о сталинских репрессиях.
В эти годы Твардовский создает свое произведение как акт сопротивления наступившей реставраторской тенденции в социальной жизни СССР.
Особенности произведения
Композиция поэмы включает три раздела:
- «Перед полетом» — глава описывает наивные и чистые юношеские упования лирического героя;
- «Сын за отца не отвечает» — глава повествует о трагической судьбе народа во времена правления Сталина;
- «О памяти» — заключительная глава посвящена обличению кампании забвения сталинских преступлений.
В произведении ярко отобразился свойственный Твардовскому обостренный историзм поэтического мышления, обозначение нравственной, гражданской, творческой позиции. Он неоднократно подчеркивал, что
«Только память делает людей живыми…»
Замечание 1
Память становится для писателя фундаментом творческого мировоззрения, ключом к пониманию главной универсальной ценности – человеческой жизни, точнее, миллионов человеческих жизней, искалеченных сталинскими репрессиями.
Само произведение стало сатирическим разоблачением тоталитаризма, поэма приобретает трагедийное звучание, окончательно утрачивая оптимизм ранних произведений автора.
Поэма носит ярко выраженный автобиографический характер, представляет собой своеобразную исповедь о прожитой жизни самого Твардовского и всего народа.
Повествование характеризуется высокой правдивостью изображения, воскрешает «живую», не отпускающую боль трагических событий русской истории начала прошлого века.
Поэма – это осмысление поэтом всей его прожитой жизни, в которой отразились все противоречия, все трагические события, с которыми столкнулись в первой половине прошлого столетия миллионы людей. Главным мотивом произведения выступает мотив поисков правды, истины в мире. В данном аспекте поэма является продолжением созданной раннее поэмы «За далью – даль».
Мотив поисков правды пронизывает произведение, начиная от первых строк, обращения поэта к себе:
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой
Тема репрессий, справедливости, возможностей построения нового мира приобретает в поэме глубоко личностный, интимный характер. Автор рассказывает читателю о нелегкой судьбе своей семьи, безвинно обвиненной и раскулаченной. Предлагает читателю задуматься над тем, каково было отцу Твардовского – крестьянину-труженику, который зарабатывал хлеб своим трудом, принять
«…слепой и дикий
Для круглой цифры приговор»
Каково было его семье оказаться по несправедливому приговору в «краях, где виснет иней».
Он раскрывает все двуличие, всю лживость известного лозунга Сталина «Сын за отца не отвечает» рассказывая, какой травле подвергался он лично из-за отца. Подчеркивает, что во времена сталинских репрессий, сын отвечал за отца, от него требовалось «забыть», «в забвенье утопить живую боль».
Твардовский подчеркивает, что слова «отца народов» вступают в противоречие с законами Божьими, с требованиями «почитать отца своего». Соответственно, голос Сталина звучит в произведении как голос, противостоящий человеческой сущности и природе, как голос Сатаны.
Воспоминания, горькая, мучительная память об ужасах и преступлениях Сталина, о жестокой эпохе, правда о брежневских временах, которые продолжают покрывать преступления сталинского периода, ее ложь, двуличность – все это пронизывает последнюю поэму Твардовского.
Твардовский стал для русской литературы и культуры в целом не просто поэтом, литератором, но голосом и совестью народа. В сложные времена он взял на себя роль рупора свободолюбия, правдоискателя. Тем самым он получил широкое признание общественности, и одновременно – негодование властей, официоза, угодливых критиков-конформистов.
После выражения осуждения подавления Пражской весны 1968 г. советскими танками, журнал, редактором которого являлся Твардовский, был разогнан, сам редактор был уволен. Советская власть обвиняла Твардовского в недостатке партийности, клевету на советскую действительность, ее очернительство.
Гонения и травля во многом стали причиной смерти поэта.
Сама поэма при жизни автора опубликована не была, она появилась в печати лишь в 1987 г., спустя почти десятилетие, после того как ее создать ушел из жизни.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма «По праву памяти» стала вершиной творчества Твардовского, она ознаменовала полный отход автора от оптимизма, которым отличались его первые произведения. В центре внимания поэта – сложные исторические судьбы русского народа в первой половине прошлого столетия.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/tvardovskiy_a_t_po_pravu_pamyati_kratkiy_analiz/
Жанровое своеобразие
С точки зрения жанра поэму можно назвать лирико-философским раздумьем. Хотя сам поэт называет ее «дорожным дневником». Главные действующие лица произведения: советская страна, населяющие ее люди, а также их дела и свершения.
Интересно жанровое своеобразие произведения «По праву памяти», краткое содержание которого свидетельствует о наличии сказочного сюжета, а также волшебных героев:
- главный герой, возвращающийся домой;
- герой-помощник — тракторист;
- антигерой – вор;
- спаситель – Сталин.
Также о преобладании сказочного начала говорит обилие присказок, поговорок, пословиц в фольклорном стиле. Таким образом, Твардовский изображает действительность в мифологизированной форме, поэтому многие эпизоды имеют глубокий символический смысл.
Тема
Основная тема поэмы «По праву памяти» (краткое содержание подтверждает эту мысль) – тема памяти. Но эта проблема трансформируется в другую, более опасную – ответственности пред потомками за нежелание разбираться с тем, что произошло в прошлом: «Кто прячет прошлое… тот вряд ли с будущим в ладу». Твардовский считал, что никто не вправе забывать прошлое, так как оно касается всех и влияет на будущее страны, на ее развитие и благополучие народа.
Поэма построена как экспрессивный монолог лирического героя, обеспокоенного утратой преемственности и разрушением связи между поколениями.
Молчание, равное безответственности
Поэт указывает, что не может быть никаких оправданий тем людям, которые, быть может, и не принимали непосредственного участия в чудовищных злодеяниях сталинского режима, но отмалчивались, наблюдая за ними. И расплатой за такое бездействие могут быть только нравственные муки до конца дней. Тайным судом совести, как считает поэт, должен судить себя всякий человек. В произведении Твардовский рассуждает о пройденном пути в непростую эпоху. Одна из основных идей поэмы – это мысль об исторической памяти. Отказ от необходимости помнить приравнивается к отказу от ответственности.
Поэма «По праву памяти»: краткое содержание
Произведение состоит из трех частей. Первая часть посвящена юношеским воспоминаниям писателя, она звучит тепло, иронично, наполнена планами и мечтами: «И где, кому из нас придется… расслышать молодость свою».
Мечты молодого поэта высоки и чисты, его главное желание – работать на благо родной страны. А в случае необходимости он готов отдать за Родину и жизнь. Писатель с тоской и печалью вспоминает о своей юношеской наивности и незнании всех невзгод, что приготовила судьба: «Любить родную землю-мать, / Чтоб за нее в огонь и в воду».
Вторая глава произведения «По праву памяти», содержание которого мы рассматриваем, называется «Сын за отца не отвечает». Это самая трагическая часть не только в поэме, но и в жизни Твардовского. Дело в том, что семья писателя была раскулачена и сослана в Сибирь, сам Александр Трифонович остался жить в Смоленске лишь потому, что в те годы отделился от родных. Помочь близким поэт ничем не мог, и это всю жизнь мучило его. К тому же за ним закрепилось клеймо «сын кулака», что не облегчало жизни в Советском Союзе. Именно эти переживания отразились в поэме: «Благодари отца народа, что он простил тебе отца».
Третья часть поэмы звучит утвердительным монологом, где писатель отстаивает право на память. Лишь пока потомки помнят дела своих предков, те живы. Память – великий дар человека, и он не должен от нее отказываться.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Женщина в белом Коллинз
Уолтер Хартрайт – молодой художник, по протекции своего товарища, устаивается на работу педагогом по рисованию в одну, очень богатую усадьбу. Перед отъездом в имение, молодой человек зашел попрощаться со своими родными - Краткое содержание Шукшин Стёпка
Герой данного рассказа – молодой парень, которого зовут Степка, и который вернулся из тюрьмы в родную семью. Действие рассказа происходит весной в деревне. Когда Степка встретил отца, тот спросил его, вышла ли из него дурь - Краткое содержание Замазка Носова
Однажды, подготавливая рамы к наступлению зимы, стекольщик замазывал трещины на окне. Как только он ушел, два мальчика — Шура и Костя, отскоблили замазку и стали лепить из нее разных животных - Краткое содержание Пара гнедых Тендряков
1929 год. Год надежды и начинающихся репрессий. В России идет коллективизация. В нашей деревне тоже. В теплый летний день навстречу друг другу едут телеги со скарбом. Бедняки переезжают в дом богачей - Краткое содержание Лунный камень Коллинз
Многие века в индийском храме стояла священная статуя Бога Луны, во лбу которой сверкал желтым цветом красивейший алмаз. По древней легенде, если драгоценный камень покинет обитель, он принесет своему владельцу несчастья
Один из известнейших русских писателей, Александр Трифонович Твардовский, по праву считается талантливым поэтом и журналистом. Он один из немногих одаренных людей, которым удавалось печататься в советские годы. Однако не все произведения Твардовского были одобрены критикой и допущены к публикации. Среди запрещенных текстов была поэма «По праву памяти». Краткое содержание ее будет рассмотрено в данной статье.
Анализ
Поэма «По праву памяти» многими критиками была названа покаянием Твардовского. В ней поэт пытается искупить ошибки молодости, его горе и сожаление выливаются в прекрасные строки гениального произведения.
В первой главе вместе с юношескими воспоминаниями можно заметить и предощущение исторических перемен, которые обернутся трагедией и конфликтом героя не только с окружающей действительностью, но и с самим собой. Именно внутренний конфликт станет основным во второй главе произведения. Поэт под разными углами смотрит на фразу Сталина «Сын за отца не отвечает». Эти слова были неким спасательным кругом для тех, кто не хотел разделить участи своих родителей. Однако лирическое «я» поэта отвергает эту помощь, он не хочет предавать своего отца. Более того, он встает на защиту изгнанного родителя. Твардовский готов ответить за него, отстаивать право на человеческое отношение к врагу народа, тем самым пытаясь искупить юношеское предательство своей семьи.
Но постепенно идея ответственности за дела родителей перерастает в ответственность за свершения всей страны. В том, что творилось во времена Сталина, виновны все те, кто молчаливо взирал на репрессии.
О чем хотел сказать Твардовский
Дальнейший анализ «По праву памяти» Твардовского показывает: произведение построено в форме взволнованного монолога. В нем поэт обращается к своим современникам, в первую очередь к молодежи. И поэма представляет собой исповедь автора «о том, что душу жжет» — о попирании морально-нравственных законов, поругании достоинства личности. Поэт говорит о произволе 30-х годов, который превосходил все границы, который стоил миллионам людей жизней. Поэт пишет о поломанных жизнях своих близких – родителей, братьев и сестер – которые в это время были высланы на Северный Урал. Память в понимании Твардовского – это не просто воспоминания о событиях прошлого. Это невозможность забыть родных людей, боль его души, которая никогда не может быть изглажена в сердце.
🗹