8 Июня 1910 – 18 Декабря 1971 гг. (61 год)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 7860.
Александр Трифонович Твардовский (1910–1971 гг.) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и медалей. Автор поэмы «Василий Тёркин», которая выделяется на фоне остальных произведений того времени отсутствием идеологической пропаганды.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Ранние годы
Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого и Ивана Никитина.
Уже в 14 лет им было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. Когда в стране проходила коллективизация и раскулачивание, поэт поддержал процесс (утопические идеи высказал в поэмах «Страна Муравия»(1934–1936 гг.), «Путь к социализму»(1931 гг.)). В 1939 году, когда началась война с Финляндией, А.Т. Твардовский, как член коммунистической партии, участвовал в соединении СССР и Белоруссии. Затем же обосновался в Воронеже, продолжал сочинять, работал в газете «Красная Армия».
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье в Смоленской области. Отец — Трифон Гордеевич Твардовский (1881—1949), кузнец. Мать — Мария Митрофановна (1888—1965). В 1928 году решил жить самостоятельно и уехал в Смоленск. Во время войны работал военным корреспондентом в разных газетах. В то же время написал своё самое значительное произведение «Василий Тёркин». С 1950 по 1970 года являлся (с перерывом) главным редактором журнала «Новый мир». Был женат на Марии Илларионовне Гореловой, от которой имел двух дочерей. Умер 18 декабря 1971 года в возрасте 61 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Основные произведения: «Василий Тёркин», «За далью-даль», «Страна Муравия», «Дом у дороги» и другие.
Биографии других писателей и поэтов Читать стихи А.Т.Твардовского
Творчество писателя
Самым известным произведением Александра Трифоновича Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, поскольку была очень актуальна в военное время. Дальнейший творческий период в жизни Твардовского был наполнен философскими мыслями, которые прослеживаются в лирике 1960-х годов. Твардовский начал работать в журнале «Новый мир», полностью пересмотрел свои взгляды на политику Сталина.
В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского на XXII съезде КПСС, Александр Солженицын передал ему свой рассказ «Щ-854» (позже названный «Один день Ивана Денисовича»). Твардовский, будучи в то время на посту редактора журнала, оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться разрешения Хрущева на публикацию данного произведения.
В конце 60-х годов в биографии Александра Твардовского произошло значимое событие: началась кампания Главлита против журнала «Новый мир». Когда же автора вынудили покинуть редакцию в 1970 году, вместе с ним ушла и часть коллектива. Журнал был, кратко говоря, разгромлен.
Детство и образование
Ребенок рос в семье обычных рабочих: отец по профессии был кузнецом, а мать происходила из рода однодворцев. В доме все были грамотными людьми, а в его стенах уютными зимними ночами мама или папа читали для всей семьи труды Лермонтова, Пушкина, Гоголя и других русских классиков.
Самый обыкновенный класс в сельском училище, расположенном в Ляхове. Здесь маленький Александр Трифонович провел четыре года школьной жизни. Отучившись в начальных классах, ребенок поступает в девятилетнюю гимназию, которая через некоторое время закрывается. Необходимой суммы у родителей, чтобы платить за учёбу их чад в другом образовательном учреждении, не было.
Известные произведения Александра Трифоновича Твардовского.
Мировое признание своего таланта молодой Твардовский получил после публикации поэмы «Страна Муравия» (1934-36гг.), где автор показал идеальный коммунизм как заранее обреченный на провал эксперимент большевиков.
В романе читатель увидел иносказательный смысл губительной идеи коллективизации, и ее влияние на жизнь обычного крестьянского работяги. Поэма в полной мере раскрывает тревожные ожидания, борьбу и размышления крестьянина в год «исторического перелома».
«Василий Теркин». Образ главного героя, веселого и сильного парня, Твардовский начал писать в 1940 году, будучи военкором газеты «На страже Родины».
Историю Теркина сам автор назвал «книгой про бойца без начала, без конца» – непринужденным взаимодействием прозы и слога, дающим полную свободу взаимоотношений фронтового человека и поэта.
Здесь отсутствуют популярные в то время идеологическая пропаганда и упоминания о Сталине. Роман представлен как эпизодическая цепь энергичных военных действий, связанных одним героем – Василием Теркиным, солдатом передовой, готовым в любой момент погибнуть.
Газета «Красноармейская звезда» где печаталась поэма, быстро приобрела славу главного атрибута фронтовой жизни. А Твардовский в одно мгновение стал автором культа военной тематики.
«Дом у дороги». Фабула поэмы 1946года практически идентична «Василию Теркину» – описание судьбы простого человека через призму войны. Но своей рукой автор акцентировал внимание читателя на лирическом восприятии эпических событий.
Если в «Василии Теркине» был изображен человек сражающийся, то «Дом у дороги» показывал тесное переплетение между победой и ее ценой для освободителей, нашедших дома «заросший травой бугорок».
Личная жизнь
Более сорока лет известный писатель Твардовский прожил со своей женой Марией Илларионовной Гореловой. Она смогла стать для Александра Трифоновича не только любимой женой, матерью его детей, но и соратником, другом. Она всю свою жизнь посвятила мужу. В минуты отчаяния и депрессии она всегда была рядом и поддерживала мужа. Мария Илларионовна не только множество раз перечитывала произведения мужа, но и ходила по редакциям.
После смерти известного поэта Мария Илларионовна опубликовала письма мужа, где он часто прибегал к ее советам, нуждался в ее поддержке. В этом счастливом союзе у талантливого и знаменитого поэта Александра Трифоновича Твардовского родились две дочери: Валентина и Ольга. Как известно, Валентина окончила МГУ и стала доктором исторических наук, а Ольга окончила Художественный институт и стала художником кино и театра.
В этом браке у известного писателя также был в 1937 году рожден сын Александр, который заболел дифтерией и еще в младенческие годы умер.
Юность Александра Твардовского.
В 1925 году состоялся первый литературный дебют Твардовского, когда местная газета «Смоленская деревня» напечатала его стихотворение «Новая изба». Событие вдохновило юного школьника на знакомство с Исаковским М. В, русским поэтом-песенником и редактором газеты «Новый путь».
Благодаря наставничеству великого прозаика вскоре публикуется стихотворная подборка бытовой тематики с заметкой о творческом пути молодого автора.
После окончания школы, окрыленный успехом Твардовский решает переехать в Смоленск, где работает внештатным корреспондентом газеты «Рабочий путь», буквально выживая за счет своего литературного таланта.
В 1930 году он поступает в педагогический институт и продолжает совершенствовать творчество, черпая вдохновение из многочисленных рабочих поездок Смоленщиной.
Первая книга
Уже в пятнадцать лет Твардовский Александр Трифонович начал писать небольшие заметки, которые печатали смоленские газеты. А когда у него уже было собрано несколько серьезных стихотворений, то принес их Михаилу Исаковскому, который в то время работал в редакции газеты «Рабочий путь». Именно Михаил Исаковский в дальнейшем помогал Александру Трифоновичу, став для него не только наставником, но и другом.
В 1931 году вышла первая поэма Твардовского «Путь к социализму». А уже через четыре года в смоленском издании вышла и первая книга «Сборник стихов», где были собраны стихотворные произведения Твардовского, написанные с 1930 по 1936 годы.
Твардовский А. Т.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо на Смоленщине в семье кузнеца. Его отец Т.Г. Твардовский владел куском земли, однако семья постоянно нуждалась, «жили скудно и трудно». Писать стихи Твардовский начал еще в детстве. В 1924 году он начал посылать заметки о проблемах села в смоленские газеты, вскоре в газете «Смоленская деревня» появилось первое напечатанное стихотворение поэта «Новая изба». В 1928 году, собрав около десятка своих стихов, Твардовский отправился в Смоленск к М.В. Исаковскому, который работал редактором газеты «Рабочий путь». Исаковский открыл молодому талантливому автору дорогу в большую поэзию.
Самый значительный период в литературной судьбе, по признанию самого А.Т. Твардовского, пришелся на 1930-1936 годы. Это было время, когда происходила коренная перестройка деревни на основе коллективизации. Поэт поступает в Педагогический институт. Успешно окончив второй курс, переходит доучиваться в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). В эти годы были написаны и опубликованы первые поэмы Твардовского «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934-1936), где он изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Именно «Страну Муравию» Твардовский считает своим становлением как литератора.
Осенью 1939 года Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Потом в качестве спецкорреспондента фронтовой газеты участвовал в Советско-финской войне.
Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин». Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Победу Твардовский встретил в Тапиау Восточной Пруссии (сейчас Гвардейск Калининградской области), и тогда же на одном дыхании написал последнюю главу своей поэмы, ставшей атрибутом фронтовой жизни.
В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», посвященная первым трагическим месяцам Великой Отечественной. В 1950 году Твардовского назначают главным редактором журнала «Новый мир», который сразу стал средоточием самой талантливой и прогрессивной литературы Советского Союза. В 1963 году Твардовский печатает повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Публикация стоила поэту много сил и труда. С 1964 по 1969 годы журнал переживает нелегкие времена, Твардовского преследуют, травят, ставят в вину публикацию сенсационной повести Солженицына. В 1969 году редколлегию «Нового мира» разгоняют.
Вскоре после разгрома журнала у Твардовского обнаружился рак легких. 18 декабря 1971 года поэта не стало.
Пребывание в Восточной Пруссии
В 2010 году исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. Судьба поэта тесно связана с историей нашего края. Он прошел всю войну как спецкорреспондент самых популярных фронтовых газет – «Красная Армия» и «Красноармейская правда». Закончил войну в звании подполковника, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды. Весть о Победе встретил в Тапиау (сейчас Гвардейск Калининградской области) Восточной Пруссии, куда поэт вошел в составе 3-го Белорусского фронта. Под впечатлением от этого события буквально за один день написал последнюю главу «Василия Тёркина».
Товарищ Твардовского по фронту и сотрудничеству в газете, автор романов «Высота», «Охота к перемене мест», «Земля, до востребования» Евгений Воробьев вспоминает: «Мне довелось вместе с ним в первые часы пересечь границу Восточной Пруссии перед городом Ширвиндтом (сейчас пос. Кутузово Краснознаменского района). Речка Шешупа с неподвижной пепельной водой. В низком, задымленном небе над Ширвиндтом смутно виднелся далекий шпиль – то ли кирха, то ли городская ратуша. Свежеотесанный черно-белый столб с надписью «Германия» в первые же часы был испещрен автографами. В дело пошли и уголек, и кинжал, и штык, и чернильный карандаш. Все торопились проехать через границу, воочию увидеть фашистское логово. А Твардовскому хотелось подольше постоять у пограничного столба, поглядеть, как бойцы переходят, переезжают через границу. Настороженно вглядывались вперед – доведется ли нам вернуться на родину?»
Вскоре появился очерк «За рекой Шешупой», где Твардовский описывает пересечение границы Восточной Пруссии. Писатель называет Ширвиндт одним «из первых пунктов, занятых нами на немецкой земле».
Поначалу природа нашего края не вызывает у Твардовского приятных чувств. В главе «По дороге на Берлин» из поэмы «Василий Тёркин» мы находим такие строки:
Скучный климат заграничный,
Чуждый край краснокирпичный,
Но война сама собой,
И земля дрожит привычно,
Хрусткий щебень черепичный
Отряхая с крыш долой…
Шли ожесточенные бои, на каждом шагу подстерегала смерть. Не до красот природы было подполковнику Александру Твардовскому. Однако нельзя сказать, что характеристика природы Восточной Пруссии осталась у писателя застывшей. В очерке «У моря» из книги «Родина и чужбина» взгляд выхватывает выразительную деталь: «Немецкая каска, залитая наполовину, покачивается на мели, то черпая воду через край, то сплескивая ее через другой». Твардовский видел море в первый раз в жизни, но оно показалось ему чужим и холодным: «Может быть, лучше было бы увидеть его впервые не вдали от родины и не в горячке и напряжении трудного боя, а в мирное время, с террасы дома отдыха на крымском или кавказском побережье».
Через день после окончания штурма – 11 апреля 1945 года – в газете «Красноармейская правда» был опубликован очерк Твардовского «Кёнигсберг». Автор пишет: «И, однако, тяжелая громада города-крепости и в этом своем полуразмолотом виде предстает настолько внушительно, что это несравнимо со всеми другими, уже пройденными городами Восточной Пруссии».
В письме от 4 мая 1945 года своему родственнику фронтовику М.Г. Плескачевскому Александр Трифонович сообщил, что за зиму сделал «три новые главы Тёркина», и что ему предлагается поездка в Берлин: «Сижу с командировкой в кармане, а один за другим отпадают варианты возможной машины: та испортилась, ту не дают, ту обещали, да что-то не едут. Дело для меня не в сенсации – таковой уже нет, а в том, понятном для всякого интересе и желании после четырех лет мотания на войне увидеть ее месторождение, город, с которым столько связано адресованных ему проклятий и пр… В общем, работа моя заканчивается, по совпадению, с окончанием войны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела – и можно будет поставить точку».
Но в Берлин поехать не получилось, и последняя точка в поэме «Василий Тёркин» была поставлена в Тапиау (Гвардейск). День Победы поэт встретил здесь вместе с редакцией фронтовой газеты «Красноармейская правда».
По воспоминаниям Алексея Кондратовича со ссылкой на самого Твардовского, «последнюю главу «От автора» поэт написал словно бы на одном дыхании, в настроении на редкость духоподъемном, 9 мая, 1945 года, в День Победы… Твардовский еще рассказывал, что он нашел укромное местечко, да еще заперся там и решил во что бы то ни стало завершить свою книгу».
Писатель Евгений Воробьев рассказал в своих воспоминаниях об этом историческом дне: «Стоя на крыльце уцелевшего дома, где ночевали сотрудники редакции, Александр Твардовский вместе со всеми участвовал в салюте, оглушившем Тапиау. Свои патроны расстрелял, выпросил запасные обоймы у писателя Мориса Слободского и художника Ореста Верейского.
Почти одновременно с «Василием Тёркиным» Твардовский писал поэму «Дом у дороги» (опубликована в 1964 г.). Тема ее – война, но с иной стороны, чем в «Тёркине», — со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших трудные годы. Действие разворачивается в Восточной Пруссии. Сюда в концлагерь попала героиня поэмы, жена солдата Настасья Маслова, здесь она батрачила вблизи Прейсиш-Эйлау (сейчас Багратионовск Калининградской области). Прототипом героини произведения явилась простая русская женщина Настасья Яковлевна Маслова, которую Советская Армия освободила из концлагеря. Твардовский встретился с ней на Кёнигсбергском шоссе. Эта встреча легла в основу очерка «Настасья Яковлевна», опубликованного 2 марта 1945 года в «Красноармейской правде», а также дала творческий импульс для создания поэмы. Весной 1990 года в Багратионовском районе было открыто интернациональное кладбище – мемориал узников концлагеря Шталаг 1-А. Этот зловещий лагерь фигурирует в очерке Твардовского «Из песен о немецкой неволе». Однако при подготовке 5-го тома собрания сочинений писатель исключил этот очерк.
В книге очерков «Родина и чужбина», а также других произведениях, имеющих непосредственное отношение к нашему краю, А.Т. Твардовскому удалось достоверно показать душевное состояние людей – и победителей, и побежденных. Писатель утверждал: люди не рождаются врагами, таковыми их делают обстоятельства. Он показал отходчивость русского человека, способного забыть недавнюю мстительную ярость и пожалеть голодного немецкого ребенка. Наши солдаты и офицеры, пришедшие на территорию рухнувшей нацистской Германии, в большинстве своем, стремились не унижать и не издеваться над побежденными. Твардовский видел происходящие события как поворот к новому, грядущему мышлению.
В настоящее время в Гвардейске на доме №21 по улице Калининградской, где размещалась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда», установлена мемориальная доска А.Т. Твардовскому. Это произошло, благодаря инициативе и усилиям журналистов Петра Казаченка и Эдуарда Лифшица. С 2010 года в Гвардейске проводятся «Тёркинские чтения», на которых присутствуют все писательские организации нашего края.
22 января 2015 года памятную доску поэту открыли в Черняховске. В январе-апреле 1945 года Твардовский не менее восьми раз посещал Инстербург (ныне г. Черняховск Калининградской области), выполняя задания редакции газеты «Красноармейская правда». 25 января 1945 года в газете появился очерк А.Т. Твардовского «Гори, Германия», в котором нашли отражение картины горящего Инстербурга. Здесь он работал над своими знаменитыми поэмами «Василий Тёркин» и «Дом у дороги». Памятная доска Твардовскому установлена на одном из домов в центре города. По сведениям местных краеведов, изучавших дневники поэта, именно в этом здании останавливался и жил поэт. Автор памятной доски из бронзы с барельефом поэта – известный скульптор, Народный художник России Владимир Суровцев.
5 мая 2021 года в городе Гвардейске состоялось открытие скульптуры Василию Тёркину. Скульптуру установили рядом с библиотекой, которая носит имя А.Т. Твардовского. Работу выполнил известный в Калининградской области скульптор Андрей Шевцов.
А.Т. Твардовский Василий Тёркин («От автора») А.Т. Твардовский Василий Тёркин («По дороге на Берлин») А.Т. Твардовский За рекой Шешупой А.Т. Твардовский Кёнигсберг А.Т. Твардовский Настасья Яковлевна А.Т. Твардовский Салют А.Т. Твардовский У моря
Список использованной литературы:
- Аркашев В.И. Дорогами Василия Теркина (страницы из фронтовой жизни А.Т. Твардовского). – Минск: Беларусь, 1985.
- Воспоминания о Твардовском. – М.: Советский писатель, 1982.
- Казаченок П.П. Голоса памяти. – Калининград: Калининградская правда, 2005.
- Карапетьян Е., Кравченко Ю. Фейерверк над Тапиау // Краеведческий альманах «Отечество». 2006. №4. С. 6 – 9.
- Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М.: Художественная литература, 1985.
- Кравченко Ю., Сухинина В. Он в свою ходил атаку (К 100-летию А.Т. Твардовского) // Краеведческий альманах «Отечество». 2010. №8. С. 139-141.
- Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткий справочник / Под ред. О.А. Ржешевского. – М.: Республика, 1993.
- Трифоныч (От редакции) // Параллели. 2010. №8. С. 30-31.
Цикл стихотворений о матери
Тема Родины почти у каждого поэта неотделима от темы матери, женщины. Матери Марии Митрофановне поэт посвятил стихотворения «Я помню осиновый хутор… » (1927), «Песня» (1936), «Не стареет твоя красота… » (1937) и др. Но самым ярким получился цикл из четырех стихотворений под общим названием «Памяти матери» (1965), написанный после ее ухода из жизни. Этот цикл автобиографичен. Первое стихотворение — об авторе, поэте, который вспоминает свой уход из дому в другую жизнь, о том, как эта разлука кончается вызовом к матери на последнюю встречу-разлуку. Это грустная элегия о неумении (и даже нежелании) любить своих матерей, покаяние перед собой и матерью.
Второе стихотворение цикла — «В краю, куда их вывезли гуртом…» — описание трагической страницы жизни семьи Твардовских в ссылке, в Зауралье. Образ матери предстает уже во внутреннем, духовном состоянии: она любит свой край, не мыслит себя без него. Для нее даже родное кладбище — символ Родины. Мать не могла равнодушно смотреть на чужое таежное кладбище. Его образ — противоположный веками созданному образу белорусского кладбища, которое всегда выделялось своими «воздушными» чертами.
Третье стихотворение цикла «Как не спеша садовники орудуют...» переводит рассказ в философский план: сравнивая неспешный труд садовников, засыпающих корневища яблонь в яме грунтом так, «Как будто птицам корм из рук, / Крошат его для яблони», по горсточке его отмеривают, и труд могильщиков — поспешный, «рывками, без передышки», ибо он оправдан чувством вины живых перед мертвыми, суровостью и магией подобного ритуала. Так сцена погребения матери перерастает в монолог автора о жизни и смерти, их взаимозависимости, о благородстве любого труда, о вечности и мгновении. Это философская элегия, раздумье о вечных истинах.
Завершается цикл о матери стихотворением «Ты откуда эту песню…», в котором звучит мелодия с повторяющимся эпиграфом (одновременно и рефреном, несколько видоизмененным в конце) из народной песни:
Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону домой…
Когда-то пела ее в юности мать А. Твардовского. Вспоминала она ее, переезжая в сибирский край, где «леса темнее», «зимы дольше и лютей».
Мелодия грустная далее переходит в трагическую. Песня матери, высказавшей боль разлуки и с родными в юности, и с родителями в зрелом возрасте, и с жизнью, завершается за две строфы до окончания стихотворения рефреном-эпиграфом. В двух последних строфах песня продолжает звучать в исполнении автора. Это поэт пишет свой реквием, молитвенно повторяя песню матери.
Стихотворением-реквиемом А. Твардовского можно назвать отклик на смерть первого космонавта Земли — «Памяти Гагарина» (1968). До этого поэт написал стихотворение «Космонавт» (1961), в котором восхитился подвигом своего земляка, совершенном «во имя наших и грядущих дней». Но то была торжественная ода, гимн. Второе стихотворение дополняет содержание первого. Поэт пишет о подвиге, благодаря которому мир «стал добрее», потрясенный этой победой. Морально-этическое значение подвига Гагарина доводится до мировых масштабов, а сын смоленского края показывается сыном всей планеты, космоса. Еще одна идея утверждается в стихотворении: первый космонавт — посланец мира, ибо после его полета Земля кажется такой маленькой, беспомощной, что возникает вопрос: «…маленькой Земле — зачем же войны, / Зачем же все, что терпит род людской?». Третья идея стихотворения — автор утверждает, что великий подвиг совершил обычный юноша, «хлеботочец», затем — сам кормилец, не чета древнему княжескому роду. И последняя мысль произведения — констатация бессмертия подвига, славы, скорбь о том, что ушел из жизни не только герой, но и человек, «свойский парень, озорной и милый, / Лихой и дельный, с сердцем не скупым».
Поэма «Василий Теркин»
В 1941 году Твардовский Александр Трифонович, биография которого тесно связана с литературой, работал в редакции воронежской газете Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма, которую сам автор охарактеризовал «без начала и конца», считается самым известным произведением Твардовского. В ней рассказывается об эпизодах из Великой Отечественной войны.
Поэма Твардовского написана точным и простым слогом. В ней одно событие быстро сменяется другим. Все эпизоды связаны между собой только главным героем. Каждая глава печаталась в газете «Красноармейская правда» сразу после написания. Такие выпуски были чрезвычайно популярны на фронте. Эта поэма прославила поэта Твардовского.
Известно, что в 1944 году подполковник Александр Твардовский, биография и творчество которого всегда интересует читателей, был награжден орденом Отечественной войны второй степени. А уже на следующий год он получил такой же орден, но уже первой степени.
Интересные факты из жизни Александра Трифоновича.
Подборка интересных фактов из личной жизни и общественной деятельности писателя А. Т. Твардовского.
- Отец будущего поэта купил землю у потомков Нахимова.
- Первые стихи Саша сочинил в 12 лет, не умея писать на бумаге.
- С отцом у мальчика были напряженные отношения.
- Несмотря на раскулачивание собственной семьи, поэт одобрял идею коллективизации.
- Много лет подряд соблюдал семейную традицию – на день рождения супруге дарил букет сирени.
- «Василий Теркин» вызвал неоднозначную реакцию союза писателей – Ахматова наделила эпитетом «несуразные стишки», а Бунин оставил восторженный отзыв.
- Публикация опального Солженицына в «Новом мире» была одобрена Хрущевым.
- Сам Солженицын назвал Твардовского патриотом русской культуры и святым революционером оппозиции.
- Один из немногих поэтов, не написавший ни строчки про любовь.
- За всю писательскую деятельность четыре раза награжден Государственной премией СССР.
Не каждый писатель оставляет после себя культовые произведения с мощным влиянием на развитие российской литературы.
Жизнь А.Т. Твардовского была насыщенной исторически переломными событиями. И, как истинный патриот, он оставил достойное наследие, не теряющее своей актуальности и сегодня.
🗹