Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс

  • Краткие содержания
  • Горький
  • Песня о Соколе

Над спящим морем склонилось ночное небо, будто пытаясь заглянуть в самую его душу и понять песни неутомимых волн, мерно накатывавших на берег. Важные задумчивые горы отбрасывали длинные тени, словно стараясь заглушить звуки воды и стереть серебро морской пены, отблескивавшей в голубых отсветах сияющей луны.

Я лежал на песке возле огромного камня вместе со старым чабаном Рагимом, высушенным солнцем и горячими крымскими ветрами. Неподалеку горел костер, уха из свежевыловленной рыбы почти сварилась, и на сердце было спокойно и легко.

Рагим смотрел в морскую даль и размышлял о судьбе людей, не служащих богу и пророку. Был он задумчив и как раз в том настроении, чтобы можно было попросить старика поведать сказку или историю. Я и попросил. Рагим рассказал старую песню об уже и соколе.

Уж заполз высоко в горы в сырое ущелье. Вверху сияло солнце, раскаляя горы, с которых сбегал в море поток. Вдруг с неба рядом с Ужом упал окровавленный Сокол. Птице жить оставалось недолго, потому Уж рискнул приблизиться и завести разговор.

И поведал ему Сокол, что в жизни не видел ничего лучше неба и счастлив умирать, познав его глубину и свободу. Но Уж не мог понять, как можно ползать в синей пустоте, лишенной сырости. Но Сокол тоскливо вздохнул в ответ и сказал, что мечтает еще раз взлететь напоследок. Тогда Уж порекомендовал ему спрыгнуть с края ущелья – авось крылья поднимут.

Так Сокол и поступил, но сил не хватило, и камнем скользя по скалам, он рухнул в поток.

Уж долго думал о любви птиц к небу и не мог понять, что же видел сокол в этой безбрежной голубой пустыне. И так захотелось ему познать прелесть полета и хоть ненадолго оторваться от земли, что свернулся он кольцом и прыгнул в воздух. Ударившись о землю, Уж понял прелесть полетов: она заключалась в падениях. Птицы показались ему смешными и глупыми. Теперь он видел небо и его пустоту, в которой был свет, но не было пищи и опоры. Гордость летающих служила лишь для прикрытия безумства их желаний. Теперь он не поверит речам ни одной птицы, потому что знал правду. Довольный собой, Уж свернулся клубком на камне. А внизу морские волны пели песню, разбиваясь о берег. И в рокоте этом слышались слова о гордой птице, дрожали скалы от этого гула, и, казалось, само небо вторило им, славящим в песне безумство храбрых как величайшую мудрость жизни.

Море накатывало на песок, и старик беседовал с ним, как с живым существом. Я смотрел в ночное небо, ожидая звуков, которые поведали бы мне про тайны мира.

Лишь гордые и свободные личности готовы даже жизнь отдать за свои идеалы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткий анализ «Песня о соколе» Горький

Песня о Соколе Горького — это произведение, о котором можно сказать, что оно премногих томов тяжелей. В этом небольшом стихотворении писатель выражает умные мысли, создавая удивительный мир, где пишет о подвигах и смысле жизни. Сделаем же анализ песни о Соколе, что задали нам в 8 классе.
Анализируя работу писателя, видим произведение, в котором Горький восхваляет храбрость, воспевает стремление жить, а не существовать, менять что-то в своей жизни. Эта песня, словно гимн революции, где писатель противопоставляет двух героев Ужа и Сокола.

Анализ произведения

Знакомясь с произведением, мы встречаем странника, которому и поет песню о Соколе рассказчик Надыр-Рагим-оглы. Сама же песня рассказывает о Соколе, что парит в небе и по воле случая, раненный в грудь, падает в ущелье горы. Там свернувшись спал Уж. Вот между ними и завязался разговор, во время которого мы понимаем сущность каждого персонажа. Именно диалог раскрывает героев, при этом мы видим столкновение двух мировоззрений, двух жизненных позиций.

Сокол и Уж — это символы в работе автора, что дают возможность получить ответы на жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. Это и смысл жизни, и в чем этот смысл заключается, это и предназначение людей, и как прожить жизнь не зря, и что каждый из нас оставит после себя.

Работая над песней о Соколе и ее анализом, мы видим Ужа, который не стремится ни к чему. Его устраивает земная жизнь. Он ни о чем не мечтает оправдывая все тем, что все прахом будет, хоть ползай, хоть летай. Он смеется над Соколом, считая его желания безумными, а небо пустым местом.

Другое дело — это жизненная позиция Сокола. Вот он прожил жизнь не зря, не боялся парить в небе, не боялся вступать в схватку, он жил, познал счастье и желая в последний раз подняться в небо перед смертью, кинулся со скалы, погибая свободным и счастливым.

Уж было задумался о своей жизни и попытался тоже подняться в небо, однако упал на камни и понял, что смысл полета в падении, которое он не понимает. Он так и не понял, в чем же было счастье Сокола. Решив для себя что его стихия это земля, он гордился собой. Вот только больше Ужом никто и не гордился, в то время как о Соколе слагают песни и помнят его даже после смерти, воспевая храброго сокола, что в бою с врагом истек кровью и пал смертью храбрых.

В произведении Горький показал два типа людей. В лице Ужа он изобразил тех, кто ползет по земле, не желая ничего менять, тех кто никогда не станет соколом. В лице Сокола автор показывает исключительных личностей, кто борется за счастье. Именно людьми-соколами Горький и восхищается, он восхищается теми, кто готов бороться и даже умирает за свои идеалы.

Источник

Краткое содержание

Казалось, огромное море уснуло и теперь «крепко спит», отражая на своей зеркальной поверхности легкие перистые облака. На фоне яркого синего неба четко вырисовываются остроконечные горные вершины.

«На песке у громадного камня» лежит рассказчик, разморенный солнцем и тишиной. Неподалеку от него «старый крымский чабан» по имени Рагим занят приготовлением ухи. Мужчины находятся в том настроении, когда на душе светло и радостно и «нет иных желаний, кроме желания думать».

Рагим, удобно расположившись на горячем песке, «вдумчиво смотрит в мутную даль». Он принимается размышлять о жизни, особо не беспокоясь о том, слушает его рассказчик или нет. Рагим не уверен, куда попадают те, кто при жизни не служил «богу и пророку». Возможно, они превратились в морскую пену и «серебряные пятна на воде»?

Мужчина просит Рагима рассказать ему сказку – ему очень нравится, как старик рассказывает свои сказки. В этот раз пастух предлагает рассказать ему песню об Уже и Соколе.

Глава 1

Однажды Уж заполз высоко в горы и, удобно расположившись в ущелье, любовался морем. Солнце ярко освещало все вокруг, «горы зноем дышали в небо». Неожиданно в ущелье, где отдыхал Уж, упал «с неба Сокол с разбитой грудью».

Поначалу Уж испугался, но видя, что хищная птица обречена на верную смерть, осмелился подползти поближе и завязать с ней разговор.

Даже перед смертью Сокол не роптал на судьбу. Он радовался, что «славно пожил»: узнал, что такое счастье и радость победы в сражении, свобода полета и красота бездонного неба. Однако Уж не мог представить себе всю красоту неба, ведь ему куда ближе была земля, где «тепло и сыро». В глубине души он чувствовал превосходство над Соколом и считал, что «все в землю лягут, все прахом будет».

Отважному Соколу было невыносимо умирать в душном ущелье, где пахло гнилью. Он мечтал в последний раз высоко подняться в небо и почувствовать радость битвы. Уж предложил «свободной птице» прыгнуть с края ущелья: быть может, крылья поднимут Сокола и он напоследок ощутит себя свободным, вольным сыном неба.

Сокол так и поступил, но не хватило у него сил для свободного полета, и он стремительно падал вниз, «ломая крылья, теряя перья». Последний приют он нашел в морской пучине.

  • Рассказ про небо для школьников

Глава 2

В своем ущелье «Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу». Он никак не мог понять, что разглядел Сокол «в пустыне этой без дна и края», что смогло его так сильно увлечь. Уж решил испытать не себе радость полета и, недолго думая, прыгнул в бездну, позабыв простую истину: «Рожденный ползать — летать не может!».

Ужу повезло, и он не расшибся насмерть, а только больно ударился о камни. Из своего опыта он сделал вывод, что вся радость полетов заключалась в падении. Теперь Уж не сомневался в том, что гордость птицам нужна только для того, чтобы «прикрыть безумство своих желаний». Довольный собой, он свернулся клубком на камне. А между тем внизу бушевало море, и в «львином реве» волн слышалась песня: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!».

«Песнь о соколе» — анализ произведения Максима Горького

Многие произведения Максима Горького читатели воспринимают как истории, не имеющие отношения к реальной жизни. Но не стоит забывать, что некоторые творения автора были написаны во времена революции. Есть у него и такие очерки, где присутствуют аллегорические образы и мораль, например, «Песнь о соколе». Анализ произведения поможет раскрыть главную тему, а также понять, что хотел сказать своим поклонникам писатель.

Мысли автора

Анализ произведения «Песня о соколе» показывает, что эта композиция посвящена храбрым и свободным людям. Их олицетворением является вольная птица сокол. Писатель использует характерный стиль. Он сопоставляет два образа. Противоположным птице героем является уж. Горький пытается представленными образами показать сущность каждого из них. Он использует одновременно 2 жанровых направления, объединив в одном тексте поэму и прозу. Идеей при создании произведения стали люди, которые принимали участие в революционном движении.

Повествование в произведении ведется от имени старика, которого лирический герой просит рассказать сказку. Одновременно с пением старика автор описывает морской пейзаж. Писатель с первых строк хочет передать настроение собеседников. Они с самого начала были настроены на глубокие размышления. Благодаря описаниям того, что находится вокруг героев, читатели чувствуют уверенность и спокойствие.

Основные герои песни имеют разные характеры. Сокол привык жить размеренной жизнью. Он спокоен и рад тому, что все идет своим чередом. Затем автор погружается в описание лежащего на камне ужа. Этот образ олицетворяет неповоротливость и приземленность мыслей некоторых личностей.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Белый пудель
    Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа
  • Краткое содержание Драгунский Одна капля убивает лошадь
    В начале рассказа отец маленького Дениса заболел и ему вызывают врача. Выясняется, что у него небольшие шумы в сердце и врач советует отказаться от курения. Обеспокоенная мать Дениски тоже пытается повлиять на мужа
  • Краткое содержание Шукшин Мастер
    В деревне Чебровка живет человек по имени Сема Рысь. Он известен и во всей округе своим мастерство. Сема очень хороший столяр. Его даже приглашают в другие села поработать. Однако, у Семы была очень плохая привычка выпивать.
  • Краткое содержание Пройслер Маленькое привидение
    В сундуке старого замка жило Маленькое Привидение. Каждую ночь оно выбиралось оттуда, лишь стрелки часов показывали 12. Привидение любило бродить по комнатам и коридорам, разговаривая с портретами
  • Краткое содержание Бунин Кавказ
    Суть рассказа заключается в том, что люди, которые любят друг друга, в силу обстоятельств не могут быть вместе, так как женщина замужем. Они придумали план, как остаться наедине

Оригинал этого произведения читается всего за 9 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Тёплая южная ночь. Рассказчик и мудрый старик Рагим сидят у большого камня между горами и морем. За горами уже видно сияние восходящей луны. Пламя костра освещает изрезанный трещинами бок камня, а на костре варится уха из недавно пойманной рыбы.

Рассказчик просит Рагима рассказать сказку. Сначала старик не соглашается — хочет, чтобы его уговорили. Наконец, он начинает рассказывать песню напевным, унылым и ритмичным речитативом.

Содержание произведения

Высоко в горах в ущелье лежал уж и любовался морским приливом. Над его головой ярко светило солнце. Неожиданно в ущелье упал раненый сокол и начал биться о твердые камни. Уж испугался и хотел отползти подальше от птицы. Но вскоре он понял, что птице осталось жить недолго. Он подобрался поближе и спросил: «Что, умираешь?».

Сокол понимал, что это последние мгновения его жизни. Он сожалел лишь о том, что больше никогда не увидит небо. Птица встрепенулась и подумала, что хочет в последний раз подняться ввысь. Тем временем уж задумался: возможно, в небе действительно так хорошо, что перед смертью птица думает только об этом? Он предложил соколу подползти к самому краю и броситься камнем вниз. Может, в этот момент крылья птицы расправятся, и она сможет высоко взлететь?

Расправив крылья, сокол ринулся вниз, но чуда не произошло. Он упал камнем в воду, и поток унес его в море.

После этого ужа заинтересовала любовь к небу, он решил попробовать взлететь. Свернувшись в клубок, герой прыгнул в воздух, но не разбился, а лишь засмеялся. Он подумал, что рожденный ползать летать не может!

Источник

***

Высоко в горах, в сыром и тёмном ущелье лежал Уж и смотрел на море. Над ущельем сияло солнце, а глубоко внизу нёсся стремительный поток. Вдруг в это ущелье упал смертельно раненный Сокол.

С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твёрдый камень…

Испуганный Уж решил было отползти подальше, но быстро понял, что птице осталось жить несколько минут. Тогда подполз он к Соколу и прошипел: «Что, умираешь?».

Продолжение после рекламы:

Сокол действительно умирал. Он славно пожил и жалел лишь об одном: что больше никогда не увидит небо. Сокол жалел Ужа, ведь тот не может увидеть небо так близко. Уж усмехнулся и возразил, что небо — пустое место, а ему и «здесь прекрасно, тепло и сыро».

Летай иль ползай, конец известен: все в камень лягут, всё прахом будет…

Сокол встрепенулся и с тоской воскликнул, что хотел бы перед смертью в последний раз подняться в небо, прижать врага к ранам на своей груди, чтобы тот захлебнулся его кровью. Сокол мечтал о счастье битвы.

Уж подумал, что в небе, должно быть, и правда «пожить приятно», и предложил соколу подойти к краю ущелья и броситься вниз — может, тогда крылья поднимут птицу, и она сможет взлететь.

И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошёл к обрыву, скользя когтями по слизи камня.

Расправив крылья и вздохнув всей грудью, он бросился со скалы и упал вниз как камень, «ломая крылья, теряя перья». На дне ущелья птицу подхватил бурный поток, омыл кровь, закутал в пену и умчал в море.

Уж долго лежал в ущелье и думал о страсти Сокола к небу. Он захотел узнать, что видел Сокол «в пустыне этой без дна и края», и зачем такие как он «смущают душу своей любовью к полётам в небо».

Брифли существует благодаря рекламе:

Уж решил хоть ненадолго взлететь, свернулся в кольцо «и прянул в воздух».

Рождённый ползать — летать не может! Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…

Уж решил, что прелесть полёта — в паденье. Он начал смеяться над птицами, которые не знают земли, а «ищут жизни в пустыне знойной», где много света, но нет ни пищи, ни «опоры живому телу». Он решил, что за своей гордостью птицы скрывают «негодность для дела жизни». Но Ужа не обманешь — он уже видел небо и взлетал. Теперь он только крепче верит в себя — «земли творенье — землёй живу я». Гордый собой, он свернулся на камнях.

А волны бились о берег, и «в их львином рёве гремела песня о гордой птице».

Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

Пусть Сокол погиб в бою с врагами, но придёт время, когда капли его горячей крови зажгут сердца «безумной жаждой свободы, света».

Жанр повествования

Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.

Уж не знает, почему Сокол стонет, так как он не понимает, насколько в небе свободно и вольно. Уж в рассказе символизирует мещанство, он любит лишь свое жилище, и ему сложно осознать, что можно проживать совсем иначе.

Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.

Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:

В лирическом творчестве Максим Горький ушел от классических стихотворных форм, хоть сохраняет романтизм и ритмометрический строй поэтических рассказов.

Тема и идея

Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.

Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.

Основная проблематика

История создания ранних лирических рассказов Горького и сегодня принимается многими как красивые сказки и предания, которые не имеют чего-то общего с действительностью конца 19 столетия. Но нужно понимать, что написание большинства из них объясняется революционным движением 1894–1898 гг. И если «Песнь о Буревестнике» читалась современниками в качестве призыва к революции, то анализ произведения «Песня о Соколе» показывает, что она больше напоминает басню, из-за использования в рассказе аллегорических образов.

Примечания

  1. [news.samaratoday.ru/news/186697/ Этот день в истории края. Горький в «Самарской газете»]
  2. [home.sinn.ru/~gorky/TEXTS/SSP/PRIM/sokol_pr.htm О соколе и уже]
  3. Maxim Gorky. Nyanyian Burung Helang
    (Максим Горький. Песня о соколе). – “Dewan Sastera”. Kuala Lumpur: DBP, Jilid 43, bil. 7, Julai 2013, hlm. 68-71
  4. Ем. Ярославский. Путь пролетарского писателя в подполье // Революционный путь Горького: Сборник. — М.—Л.: Центрархив, 1933. — С. 10.
  5. Цит. по: [feb-web.ru/feb/irl/il0/ila/ila22252.htm Касторский С. В., Балухатый С. Д. Творчество Горького 90-х годов] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Т. X. Литература 1890—1917 годов. — 1954. — С. 229.
  6. [www.marxists.org/russkij/lenin/works/26-1.htm В. И. Ленин. Автору «Песни о соколе»] // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений: В 55 тт. — Том 26 (Июль 1914 — август 1915). — М.: Издательство политической литературы, 1969. — С. 96-97.
  7. И. А. Груздев. Горький. — М.: Молодая гвардия, 1960. — С. 108.
  8. [az.lib.ru/m/menxshikow_m_o/text_0010.shtml M. Меньшиков. Красивый цинизм] // Максим Горький: pro et contra / Вступ. ст., сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. — СПб.: РХГИ, 1997.

Анализ «Песня о соколе» Горького М.Ю.

«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»). Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна.

В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом».

В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью. Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».

Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн. В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции.

Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения.

Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «…Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).

Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль моря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т.д.).

В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гордой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: