Рождение и детство
Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).
В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.
Подробно
Александр Николаевич Островский (годы жизни 31.03.1823-02.06.1886 гг.) является величайшим русским драматургом, творчество которого представляет собой важнейшую стадию развития национального театрального искусства.
Творчество драматурга принято подразделять на несколько периодов: ранний, второй, предреформенный и послереформенный.
Ранний период творчества писателя характеризуется сильным влиянием натуралистической школы и белинских идей, которые обуславливают создание драматургом произведений, обличающих общественные пороки. К примеру, пьеса «Картина семейного счастья», в отношении которой устанавливается запрет цензуры на театральную постановку.
Комедийная пьеса «Свои люди-сочтемся» способствует признанию за писателем славы драматурга-новатора, поскольку автору удается продемонстрировать зрителям картины их жизни представителей русского купечества, которые до этого времени не интересовали творческих людей.
Следующий творческий период писателя характеризуется увлечением демократическим славянофильством, изображением сохранения в купечестве патриархата, нравственной не испорченности, простодушия. Ярким примером произведения, созданного в данный период, является пьеса «Бедность не порок», являющаяся изображением определенной модели русского патриархального общества, противостоящего современной цивилизации. При этом автору удается передать тесное переплетение комедийного и драматического начал в пьесе.
Творческий период перед началом реформ характеризуется у писателя расширением охвата реальной действительности, поскольку автор затрагивает не только купечество, но и чиновничество, дворянство, а также тему маленького человека. Самым известным произведением данного периода творчества писателя является пьеса «Гроза», которая с точки зрения литературных критиков представляет собой народную трагедию.
В период творчества, приходящийся после окончания реформирования, писатель уходит от изображения современной действительности и обращает свое внимание на исторические события. Из-под пера мастера выходят драматические произведения, повествование в которых посвящено истории, политическим событиям, а не бытовым. При этом писатель не забывает тему современности, поскольку его интересует и начало буржуазного развития страны. Поэтому пьесы драматурга становятся более расширенными и многогранными, а их тематика затрагивает и всех представителей дворянства, и представителей новой буржуазии, и мелкого чиновничества, и интеллигенции. Отличительной особенностью произведений данной периода творчества является изображение автором внутренней борьбы собственных персонажей.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Юность и образование
Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.
Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.
Творческий путь
У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.
Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!». Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене. Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.
Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника». В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера. Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.
После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».
Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.
Литература
Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».
Портрет Александра Островского
В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.
Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.
Книги Александра Островского
Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.
Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.
Памятник Александру Островскому в Москве
С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».
В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.
Александр Островский в пожилом возрасте
1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.
За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.
Личная жизнь
Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.
В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.
Островский: биография «пореформенного» периода
- 1865 год – он основывает театральный кружок, школу для талантливых любителей театра.
- 1870 год – по его инициативе создаётся школа писателей-драматургов.
- Успешно занимается переводами Сервантеса, Шекспира.
- Общее число театральных произведений достигло 54.
- В 1872 году им написана стихотворная комедия «Комик XVII столетия».
О том, какой насыщенной и плодотворной была жизнь писателя, свидетельствует его биография. Островский А. Н. умер 14 июня 1886 г. в заволжском имении Щелыково.
Интересные факты
- Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
- Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.
- В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.
- С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
- Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.
- Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
- Драматург все время жил в долгах. Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.
Творчество Островского
В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.
С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник».
Смерть
Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.
Автор: Анастасия Сметанова
Краткая биография Островского
Александр Николаевич Островский
Александр Николаевич Островский — драматург, который внес огромный вклад в развитие национального театра. В его произведениях отображаются обычные ситуации с обыкновенными людьми. Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье. Его отец был судебным стряпчим и в 1839 году стал дворянином.
В детстве Александр много времени проводил в домашней библиотеке. Ему нравилась русская литература. Отец хотел, чтобы мальчик стал юристом. Поэтому в 1835 году Александр поступил в московскую губернскую гимназию. В 1840 году он продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета. Островский не сдал экзамен по римскому праву и бросил университет. В 1843 году по желанию отца он отправился на службу канцеляристом в суд. Александр часто сталкивался с ситуациями, в которые попадали крестьяне, мещане, купцы.
К 1846 году начинающий драматург создал много сценок, связанных с купеческим бытом. К его первым произведениям относится очерк «Записки замоскворецкого жителя» и пьеса «Картина семейной жизни». Их опубликовали в «Московском Городском Листке». Когда критик Степан Шевырев прочел пьесу Островского, он сказал, что появилось новое драматическое светило в литературе.
В 1850 году в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтемся!». Это произведение принесло известность Александру Николаевичу. В 1853 году на сцене Малого театра зрители увидели пьесу «Не в свои сани не садись». На протяжении следующих тридцати лет в театрах Москвы и Петербурга регулярно появлялись новые пьесы драматурга.
В 1859 году опубликовали сборник сочинений Островского. Литературный критик Николай Добролюбов закрепил за драматургом славу изобразителя «темного царства». В 1863 году Островского наградили Уваровской премией. Драматург получил награду за пьесу «Гроза», в которой рассказывается о жизни в городе Калинове на Волге.
В 1866 году драматург организовал Артистический кружок. В 1874 году Островский образовал Общество драматических писателей и оперных композиторов. Он был председателем на протяжении многих лет. В 1883 году Александр III пожаловал Островскому пенсию в размере 3000 рублей. В 1885 году драматургу предложили должность заведующего репертуарной частью в московских театрах.
С Островского начался театр в нынешнем понимании. Драматург внедрил несколько успешных идей. Он создал актерский ансамбль, в который вошел Мартынов, Садовский, Васильев.
Островский — автор замечательных пьес. К ним относится «Бедная невеста», «В чужом пиру похмелье», «Шутники», «Василиса Мелентьева», «Волки и овцы». Отдельного внимания заслуживают произведения «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». По мотивам пьес создан мультфильм «Снегурочка», фильм-сказка «После дождичка в четверг», телеспектакль «На всякого мудреца довольно простоты».
Александру Николаевичу нравилась актриса Любовь Косицкая. Островский проживал вместе с простолюдинкой Агафьей Ивановной. Она была читателем и критиком его произведений. После смерти сожительницы драматург женился на Марии Бахметьевой. В семье появилось шестеро детей.
Островский умер 14 июня 1886 года в имении Щелыково. Драматурга похоронили на церковном кладбище в селе Николо-Бережки. Последняя работа Александра Николаевича — перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира.
🗹