13 Февраля 1769 – 21 Ноября 1844 гг. (75 лет)
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 4070.
Иван Андреевич Крылов (1769–1844 гг.), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Детство и юность
Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича перевели по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Жизнь и творчество Ивана Крылова. Полная биография
Рождение Иван Андреевича пришлось на холодный февраль 1769 года. Мальчик был рожден в Москве, но отсутствие денег и работы вскоре вынудило семью переехать в Тверь. Отец семейства, военный без регалий, умер, когда Ивану исполнилось всего 9 лет. А мать и двое сыновей оказались в еще более бедственном положении.
Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло. Парня спасла любовь к чтению и, оставшийся в наследство от отца, сундук с книгами. Французский язык он выучил благодаря благодушным соседям, которые позволили ему присутствовать на уроках их детей. Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами.
Постоянное пребывание в полунищем классе и общение с простым народом обогатило язык будущего баснописца. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не по наслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными. Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату.
В большом городе юноша приобщается к театральной жизни. Это способствует его желанию творить. Совместить постоянную работу с творческой возможности не представлялось, и в 18 лет Иван уходит с должности, чтобы посвятить себя писательству. Поначалу, его работы не снискали похвалы. Первая написанная трагедия «Филомела» была, мягко говоря, неудачной. Но автора это не остановило. За ней последовали несколько комедий, которые хотя и были раскритикованы, но показали заметный рост мастерства писателя. С 20-ти летнего возраста Крылов начинает активно заниматься выпуском сатирических журналов. Первый журнал «Почта духов», в сотрудничестве с Рахманиным, продержался на плаву лишь год. За ним последовали «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях и печатались первые прозаические произведения Ивана Андреевича и его единомышленников. Смелые авторы позволяли себе обличать помещичьи нравы, что, вероятно могло стать причиной гонений. Крылов покидает город и не пишет на протяжении 7 лет.
В 1806 году он возобновляет творческую работу успешно переведя басни Лафонтена, напечатанных в журнале «Московский зритель». В этом же году, вернувшись в Санкт-Петербург, ставит две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые имеют успех у публики. Ведь в них выставляется на смех французомания, а народ устал от наполеоновских войн.
Творческий взлет и всеобщая любовь приходят к автору в 1809 году, после первого напечатанного сборника басен, среди которых знаменитая «Слон и Моська». Через 3 года писатель возвращается на службу в публичную библиотеку, где проработает 29 лет. В эти годы свет увидели более 200 басен, написанные Иваном Андреичем. Писатель мастерски умел высмеять в них человеческие пороки и действительность суровой жизни того времени. Огромное множество его фраз стали крылатыми, они были понятны всем слоям общества, а не только образованным. Всенародную любовь доказывает то, что только при его жизни были издано 80 тысяч сборников басен.
Современники описывают писателя, как человека спокойного, рассеянного, ленивого, но при этом добродушного, не любящего ссориться. О его неряшливости и любви к обжорству слагали анекдоты, что, впрочем, не оставляло его без внимания слабого пола, благодаря его врожденному обаянию. Официально он так никогда не женился, но по слухам имел гражданскую жену, свою домработницу Феню и внебрачную дочь Сашу. С ними он прожил до конца своих дней, с радостью нянчил детей Саши и переписал на ее мужа все свое состояние. Ушел из жизни Иван Андреевич в ноябре 1844 года.
Басни Крылова полюбились многим с детства.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Ранее творчество. Драматургия
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А. О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.
Современные автору критики, хотя и не высказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М. Е. Лобанова, сам И. А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я. Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.
Окружение
Несмотря на свои смелые произведения, Иван Андреевич был уважаемым членом российского общества. Он был членом Императорской российской академии, статским советником и членом Общества любителей российской словесности. В его окружении были люди образованные и имеющие собственный взгляд на политику государства и общественный уклад. Среди них – Александр Сергеевич Пушкин, князь Федор Николаевич Галицын, поэт и переводчик Михаил Евстафьевич Лобанов.
Можно сказать, что Иван Андреевич получил достойное признание своей личности и творчестве еще при жизни. У него было много друзей и поклонников, которым нравились басни и переводы Крылова. Он, в свою очередь, уважал и ценил их любовь. Так, например, он завещал перед своей смертью, чтобы вместе с приглашениями на похороны каждому из его друзей было отправлено издание с его баснями. Так и произошло: все приглашенные получили по экземпляру с траурной каймой и почтением памяти умершего. Во время самих похорон Граф Алексей Федорович Орлов (известный и уважаемый государственный деятель, один из первых людей в стране) решил сам принять участие в процессии и нести гроб Крылова.
Издательская деятельность
Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».
Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.
Интересные истории из жизни
Иван Андреевичем был многогранным человеком, который черпал вдохновение для своего творчества из собственного опыта и наблюдений. Мы подготовили для вас несколько интересных фактов о жизни великого баснописца:
- Все басни поэта были изданы и получили признание еще при его жизни. Всего их 230 штук и 9 книг. Это является исключительным случаем в литературе того времени – большинство авторов были оценены по достоинству уже после их смерти, так как действовала жесткая цензура.
- Мать Крылова скончалась, когда ему было всего 19 лет. Заботы о младшем брате легли на юного Ивана Андреевича, и он справился с ними очень хорошо.
- Несмотря на то, что Крылов считается самым известным баснописцем, сам он считал, что самая выдающаяся его работа – это составленный им русско-славянский словарь.
- Басни Крылова выходили и на других языках еще при его жизни. Они были изданы в Германии и Франции.
- Иван Андреевич упорно трудился в юности, но после получения признания не стеснялся того, что он временами ведет праздный образ жизни, любит полениться и хорошо поесть. Современники не осуждали его за эти качества, а только добродушно подшучивали и считали добродушным чудачеством. И несмотря на то, что Крылов умел наслаждаться жизнью (ведь ему так не хватило этой беззаботности в детстве и юности), он действительно добился больших успехов в литературе.
Официальной жены и детей у И. А. Крылова не было. Есть предположения, что он сожительствовал со своей кухаркой Феней, и современники даже говорили, что она родила от него внебрачного ребенка. Когда Феня умерла, Крылов за свой счет выучил ее дочь Александру в пансионе. Ее семье Крылов завещал и все свое имущество после смерти. Это подтверждает тот факт, что Александра действительно была дочерью Ивана Андреевича, но признать ее публично он не мог, так как союз с Феней общество бы осудило, а Крылов был уважаемым его членом.
Последние годы
В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С. Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И. И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, многие из которых изучаются в разных классах в школе, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.
Умер Крылов 9 [21] ноября 1844 года от двухстороннего воспаления лёгких.
Эпоха и нравы
В период взрослой жизни Крылова произошла Отечественная война 1812 года. Он не принимал в ней участие, но в это время творчество Ивана Андреевича приняло явное политическое направление. Так, например, басня «Волк на псарне» содержит патриотические настроения, а особенности внешней политики 1810-ых годов отражены в «Ворона и курица», «Лебедь, Щука и Рак».
В то же время Крылов критикует особенности внутренней политики Российской Империи. В «Крестьяне и река» он критикует дворянство с его пороками, а в баснях «Волки и овцы» и «Рыбьи пляски» он осуждает самоуправство чиновников и бюрократию.
Главные произведения
Главными произведениями И. А. Крылова можно назвать его басни. Они написаны в стихотворной форме, без сложных слов и выражений – так, чтобы детям и школьникам было легко понять их мораль. И несмотря на то, что эти произведения рассчитаны на читателей младшего возраста, их нравственные уроки остаются актуальными в течение всей жизни человека. Несколько примеров:
- «Мартышка и очки» — иронический текст, в котором автор говорит о важности образования и просвещения. Мартышка, которая так стремилась улучшить зрение, что набрал себе полдюжины различных очков – это аллюзия также на чиновников и управленцев, которые имеют власть, но не представляют, что с ней делать. И сколько бы не было очков – если не знать, как они работают, то все усилия будут бесполезны. С помощью этой басни Крылов также осуждает государственных деятелей, не имеющих образования – их невежество может навредить целой стране, а скрыть его от общества не получится.
- «Ворона и лисица» — неоднозначная басня, в которой текст и мораль несколько не состыковываются. Дело в том, что стремление личности получать желаемое с помощью лести – не есть хорошо (в тексте эту роль играет лисица). Но, в то же время, это весьма рабочий способ в том случае, если требуется одурачить человека незадачливого (в басне это ворона). Прочитав произведение, можно говорить о том, что находчивость и остроумие может привести к победе над тем, кто готов купиться на лесть и сладкие речи. Примечательно, что в басне поведение лисицы нельзя назвать некрасивым. Ведь она никого не обманывает и не ищет нечестных путей – ворону подставляет именно ее невежество и падкость на угодничество со стороны других. Из-за того, что ее ослепляют льстивые слова лисицы, ворона перестает правильно воспринимать окружающую обстановку – и лишается того, чем дорожила.
- «Стрекоза и муравей» — произведение о том, как нас может погубить недальновидность и стремление к беззаботной жизни. Стрекоза, которая все «лето красное пропела», зимой осталась без дома пищи. А муравей, который упорно трудился, создал себе все условия. Таким образом автор показывает читателю, что именно трудолюбие и упорство могут гарантировать успех, а не праздник жизни – ведь он имеет свойство заканчиваться.
Помимо басен, Крылов писал и другие произведения, ориентированные на более взрослую аудиторию. Например, в комедийном жанре созданы произведения «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Сочинитель в прихожей». Также писатель написал трагедию с элементами шутовства «Трумф, или Подщипа» — в ней он сатирически рассматривает и критикует Павла I вместе с его царским двором.
Таким образом, Крылова нельзя назвать исключительно детским писателем. Он создавал произведения для людей, где говорил о морали и нравственности – а эти темы актуальны в любом возрасте. Разница была лишь в подаче материала: где-то он писал о важных вещах простыми образами и ситуациями, а где-то использовал элементы сатиры или даже трагедии. Так или иначе, мы можем сказать, что большинство произведений Крылова описывают человеческую добродетель и ее значение для всех нас.
🗹