Краткое содержание Островский Горячее сердце для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • Островский
  • Горячее сердце

Эта комедия Островского раскрывает все сложности быта мещанской жизни 19 века.

Этот драматург способен показать изнутри все тонкости проживания в маленьком городке, где правит самодурство и абсолютная власть таких персонажей как Тарас Тарасович Хлыпов. Этот человек совершенно уверен, что обладание им миллионного состояния дает ему право быть властелином города Калинов и распоряжается жизнями своих многочисленных соотечественников.

Драматург откровенно издевается над главным героем и высмеивает стремление утвердить власть над миром. Раскрываются все его чаяния и стремления. Это глупец, которому неизвестны нормы морали человеческого общества. Он руководим только желанием к постоянному пьянству и снедаем алкогольными выходками в попытках самоутвердится.

Другой неадекватный персонаж комедии Курослепов. Он давно потерял связь с реальностью и придерживается тех ветхозаветных взглядов на жизненные устои и является классическим самодуром. Он всегда находится в полусонном состоянии. Куролесов совсем опустился и загнал себя в самый темный угол, где могут выжить только представители примитивного племени старого купечества.

Автор показывает этих существ как среднестатистических представителей мещанского сословия и награждает хлесткими эпитетами животных со скотской природой.

Единственный человек кому по силам перебороть этот гнилой мир, это дочь Куролесова от первого брака, девушка Параша. Это и есть то горячее сердце, которое может изменить этот мрачный и гибнущий мирок разврата и стяжательства.

Характер девушки ковался в условиях отцовской тирании и сложных личностных отношениях с жителями городских окраин. Городок не отличается размахом и множеством строений и живущие тут люди легко подчиняются обладателям больших капиталов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Краткие содержания произведений

  • Бедность не порок
  • Без вины виноватые
  • Бесприданница
  • Бешеные деньги
  • Волки и овцы
  • Горячее сердце
  • Гроза
  • Гроза по действиям
  • Доходное место
  • За двумя зайцами
  • Как закалялась сталь
  • Лес
  • На всякого мудреца довольно простоты
  • Не все коту масленица
  • Поздняя любовь
  • Последняя жертва
  • Свои люди сочтемся
  • Свои люди сочтемся по действиям
  • Сердце не камень
  • Сказка Снегурочка
  • Таланты и поклонники

История создания

Пьеса Островского состоит из пяти действий. Работу над ней автор начал в октябре 1868 году и в ноябре он уже закончил текст. Комедия была опубликована через год в журнале «Отечественные записки». Ставить же ее на сцене было затруднительно, так как цензура не пропускала работу. Разрешение Островский мог получить только после добавления небольшого примечания в начале текста: события происходят 30 лет назад в уездном городе Калинове.

Критики негативно встретили работу драматурга. Они указывали на излишнюю карикатурность действительности. Первая постановка была проведена 15 января 1869 года. Официальные отзывы тоже были отрицательными, но сам драматург не воспринимал их. Через несколько лет в одной газете он писал, что спектакль имел небывалый успех.

Особенно тепло о сюжете «Горячего сердца» Островского отзывался Л. Н. Толстой. После этого пьеса была неоднократно воспроизведена в разных театрах и актерских составах. Не все они имели успех.

В современном мире комедия не теряет своей актуальности, так как она затрагивает «вечные» темы. Для детального анализа произведения придется внимательно прочитать текст пьесы. Можно также запомнить основных героев и события комедии.

Спектакль Горячее сердце

Ещё со времён Станиславского, и даже Прова Садовского-старшего и Гликерии Федотовой, эта пьеса обычно ставится на актёрский крупняк. В русле этой традиции сделан и спектакль Коручекова. И это – здорово! Роли вахтанговских первачей, Князева и Маковецкого, сами по себе – и отдельный увлекательнейший спектакль, и главная удача этой премьеры. Удались роли и молодых сердец, Параши и Гаврилы, у Марии Бердинских и Василия Симонова. А самым горячим, самым ярким сердцем в этой детективно-сердечной истории оказалось сердце городничего Градобоева. Сердце девушки Параши, как её чеканно играет Бердинских, сверхрационализированное, геометрически расчерченное по правильным линиям-правилам. Гаврило в исполнении Симонова – обладатель чрезвычайно кроткого голубиного сердца, воистину «князь Мышкин», ждущий свою роковую «Н.Ф.». Могуче и экстравагантно сердце Хлынова/Маковецкого, но оно ориентировано на внешний эффект, на презентацию себя великолепного – «и тут появляюсь Я-Хлынов (!) в белом костюме или в белоснежном адмиральском мундире!», это сердце горячит, но греет лишь его самого, хотя отчасти и является катализатором раскручивания одной из веток интриги. В таком сердечном раскладе в главные герои спектакля вышел Градобоев, его сердце самое горячее. В подчинённом ему тёмном граде, тускло освещаемом двумя светилами в полоску, дневным и ночным, он не обустраивает его жителям светлую жизнь, но он помогает им не потеряться в этом мутном дремучем мороке. Он и с бизнесом (Хлынов, Курослепов) умеет договориться, и висяк (цикл таинственных краж) раскрывает и личное счастье прямоугольной Параши и мягкого робкого Гаврилы устраивает по сути он. Главное – он неравнодушен, он готов решать и решает проблемы своих горожан. То как его играет Князев – это поразительно! Эксцентрично, крупными яркими мазками, его градоначальник – это человек-глыба, словно вырубленный из цельной скалы, слова у него вылетают отрывисто, тоже цельно-каменные, и тяжёлые значимые, в монументальном кожаном комиссарском пальто и кожаной фуражке. Для актёра эта роль – новый этап в его актёрской биографии, тут им использован какой-то новый его актёрский инструмент, такой мощной эксцентрики, такой яркой буффонады раньше я у него не видел. Бывалый вояка, пусть и несколько косноязычный, Градобоев знает, как и турку прижать, и местных жителей как защитить, и тамошних богатеев как отжать. Не знаю, уместно ли было бы со стороны вахтанговцев посвятить эту премьеру нынешнему московскому городничему (всё-таки их театр федерального уровня, не муниципального), но зато – прикольно выглядело бы.

«Горячее сердце» – вневременная пьеса Островского о благородстве и низости, чести и бесчестии, любви и долге, богатстве и бедности. Вечный вопрос: жить честно, но трудно или без совести, зато легко и весело. О том, что богатые не плачут, но маются от скуки.

Персонажи пьесы – купец, его хитроватая жена, богатей-подрядчик, благонравный мещанин, честный приказчик, городничий и прочие – абсолютно анекдотические, но дающие широкий простор для актерской игры. На ней режиссер Александр Коручеков и построил спектакль.

Купеческо-мещанский быт уездного города Калинова обозначен на сцене очень условно – горизонтальными и вертикальными балками, соединенными между собой лестницами. Еще есть самодвижущиеся ворота и арестантская будка. Будет, конечно, и подводная лодка, и воздушный шар, и танк, но, по сути, вся сценография направлена на то, чтобы зритель сосредоточил свое внимание на персонажах. А сосредоточиться есть на чем. Спектакль выстроен таким образом, что проходных ролей нет.

Начинается история в доме богатого купца Курослепова. Живет себе купчина, самодурствует помаленьку, ленится и бездельничает, приказчиков за вихры таскает и не замечет, что жена его, Матрена, вовсю увивается за молодым красавцев Наркисом, да деньги мужнины втихую таскает. Обнаружив пропажу, купец зовет на помощь городничего Градобоева. Совместными усилиями они хватают первого попавшегося под руку юнца Васю Шустрого. К несчастью, Вася – возлюбленный курослеповсой дочери Параши, девушки серьезной, с гипертрофированными понятиями о чести и достоинстве, обладательницы того самого «горячего сердца».

Параша резко контрастирует с остальными персонажами пьесы, в ней одной нет ничего смешного или хотя бы забавного. Мария Бердинских выводит свою героиню совсем на другой уровень. Маленькая и хрупкая, в пылающем малиновом платье, она похожа скорее на революционерку, чем на купеческую дочь. Резкая, честная и прямая, она требует того же от своего любимого. Ради любви она готова на все: сбежать из ненавистного дома, обрезать косы и уйти в солдатки вслед за своим Васей. С недоумением и ужасом она обнаруживает, что Вася-то имеет совершенно иное мнение, он не прочь немного унизиться, только бы не идти в солдаты и не погибнуть на войне.

Ну а что, собственно, требовать от Васи (Юрий Цокуров)? Он – сын, хоть и разорившегося, но купца, первый парень на деревне, красавец. И в арестантскую-то попал по чистой случайности, так что ж теперь, на войне пропадать? Хочется же любить, гулять, петь (ах, как поет Юрий Цокуров – заслушаешься), давать мастер-классы по обольщению девушек (к слову, невероятно забавная сцена). Вся парашина горячность вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. Ведь вокруг масса «примеров для подражания». Вот городничий Градобоев (Евгений Князев) тоже не прочь потерпеть издевательства богатеев, зато денежки в кармане всегда есть.

Евгений Князев (в непривычной для зрителя комической роли) рисует своего градоначальника одновременно туповатым и хитрым, боевым и сентиментальным, ленивым и деятельным. В длинном кожаном плаще и фуражке, бравый вояка рассказывает о войне с турками, ходит на базар за покупками и обижается, когда коверкают его имя (а как выговорить Серапион Мардарьич). Способный построить и низших, и равных, он все же пасует перед богачом Хлыновым, позволяя тому оскорбительные выходки за отдельную плату. И он совсем не прочь продать Хлынову арестанта Васю, вроде как освободить из тюрьмы, а все одно – в рабство.

В пьесе Тарах Тарасыч Хлынов – богатый подрядчик, скучающий, ищущий развлечений, не сомневающийся в своем превосходстве. Окруженный толпой приживал, мается от безделья и жаждет острых ощущений. Первое, что упоминают зрители в связи со спектаклем – это появление Сергея Маковецкого на сцене в подводной лодке. Да, лодка, конечно, эффектный ход, но дело совершенно не в ней, а в том каким получился образ Хлынова. И даже не один образ, а два.

Первый – это сам Хлынов, царь и Бог города Калинова. Он не просто самодур и искуситель, он, скорее, исследователь. С нескрываемым любопытством он изучает глубины человеческих душ. Экспериментирует, пытается понять до какой грани может дойти человек в своей низости. Стерпит ли городничий, если налить ему за шиворот воды, но одновременно сунуть денег? Будет ли Вася плясать, как дрессированная собачка за выкуп из тюрьмы? А что он сделает, если его любимая против таких плясок? И такая тоска его одолевает от осознания предсказуемости людских поступков, что ничего уже не радует – ни песни, ни пляски, ни игры в разбойников. Единственный мало-мальски занимательный экземпляр в его паноптикуме – Параша, но и она не вызывает у Хлынова особых эмоций, так… просто интересный персонаж.

Второй образ Сергея Маковецкого в этом спектакле – народный артист, любимец публики. В рамках характера Хлынова, создавая театр в театре, с тончайшей иронией и неповторимым юмором он играет «звезду». Появляясь на сцене, наслаждается овациями, снисходительно кивает залу «да, я знаю, вы в восторге». Хитро прищурясь наблюдает за коллегами «я еще посмотрю, умеете ли вы играть». Распоряжается пространством и актерами, создавая свою пьесу в пьесе. И в конце с томной усталостью закурит, выпьет шампанского и с достоинством удалится под несмолкающие аплодисменты.

Финал пьесы и спектакля трудно назвать счастливым. Параша не смогла простить Васе унижения и бесчестия и вышла замуж за нелюбимого и откровенно малахольного, зато честного Гаврюшу (Василий Симонов). Вопрос «зачем» остается открытым.

Спектакль получился ярким, музыкальным, полным юмора и великолепных сцен, которые хочется пересказывать дословно. Прекрасные актерские работы оставляют надежду на то, что «горячие сердца» все-таки у всех, просто разной температуры.

Постановка: Александр Коручеков Сценография: Максим Обрезков Художник по костюмам: Мария Данилова Композитор: Петр Налич Художник по свету: Андрей Абрамов Художник-гример: Ольга Калявина Музыкальный руководитель: Татьяна Агаева Педагог по вокалу: Елена Садекова Звукорежиссер: Андрей Мирный Помощник режиссера: Наталья Меньшикова

В ролях:

Евгений Косырев, Анна Антонова, Ольга Тумайкина, Мария Бердинских, Виталийс Семёновс, Василий Симонов, Юрий Цокуров, Анатолий Меньщиков, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Александр Павлов, Юрий Красков, Олег Лопухов, Евгений Пилюгин, Денис Самойлов, Василий Цыганцов, Павел Юдин

Место: театр им. Е.Вахтангова Продолжительность: 3 часа с антрактом

Действующие лица

Главный персонаж «Горячего сердца» Островского — именитый купец Павлин Куроспелов. Он является собирательным образом российского зажиточного человека. У него есть жена Матрена Харитонова. До нее Куроспелов уже был однажды в браке и от того союза осталась дочь Параша. Купец имеет двух приказчиков — Наркис и Гаврило. Первый отвечает за дом, второй за лавку.

Еще один герой пьесы — Тарас Тарасыч Хлынов. Он является богатым подрядчиком, который уверен в своей власти над другими людьми. Его основные качества:

  • глупость;
  • никчемность;
  • аморальность;
  • алкоголизм.

Хлынов и Куроспелов являются воплощением мещанского быта. Они живут примитивно, у них низменные интересы и их жизнь является «темным царством» Калинова. В комедии также встречаются и другие персонажи — Вася Шустрый, дворник Силан, городничий Градобоев и другие.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: