Краткое содержание
Глава 1
«Гамбринус» — именно так называлась «пивная в бойком портовом городе на юге России». Она находилась на людной улице, но найти её было непросто из-за подземного расположения и отсутствия вывески.
Пивная состояла из двух длинных зал, и, независимо от времени суток, была погружена в полумрак — окон здесь не было, и свет давали лишь газовые рожки. На стенах висели картины с незамысловатыми сюжетами. Вместо столов были тяжёлые дубовые бочки, вместо стульев — маленькие бочонки.
На небольшой сцене стояло пианино. На протяжении многих лет здесь каждый вечер развлекал публику скрипач «Сашка — еврей, — кроткий, весёлый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределённых лет».
Сменялись лакеи, поставщики пива и сами хозяева, но музыкант Сашка неизменно выступал в «Гамбринусе». Ещё одним несменяемым лицом была «буфетчица мадам Иванова, — полная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов».
Глава 2
В огромный порт ежедневно прибывали многочисленные суда с разных уголков мира. По ночам залив буквально кишел «лёгкими лодочками контрабандистов». Местная публика представляла собой сплав из матросов разных наций, рыбаков, контрабандистов, портовых воров, лодочников, рабочих.
Город соединялся с портом узкими улочками, «по которым порядочные люди избегали ходить ночью». Здесь было множество пивных, трактиров, ночлежек, публичных домов и игорных притонов. Любой желающий здесь мог спокойно продать краденую вещь — «от бриллиантового браслета до серебряного креста».
Местные обитатели редко покидали излюбленный район и поднимались в нарядный благопристойный город. Исключение делалось лишь для пивной «Гамбринус», посещение которой стало священной традицией для портового люда, а скрипач Сашка «пользовался большим почётом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор».
Глава 3
По старой привычке Сашка приходил в «Гамбринус» днём, когда пивная была пустой. По просьбе мадам Ивановой он играл «что-нибудь своё», и тогда «со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь».
К вечеру подтягивалась публика, приходил аккомпаниатор, и Сашка начинал играть залихватские марши. «В разгаре вечера гости краснели, хрипли и становились мокрыми», и наперебой заказывали у Сашки любимые мелодии. В карманы к нему сыпались серебряные монеты, со всех столов ему присылали кружки пива.
Глава 4
Нередко в «Гамбринус» наведывались воры после удачного дела, и тогда Сашка играл для них «особые, воровские песни».
Особой публикой были бесстрашные рыбаки, которые после удачного улова приходили в «Гамбринус» большими артелями. Суровые и молчаливые, пропахшие рыбой, они за несколько дней в безумном угаре спускали все деньги, а «Сашка играл им ихние рыбацкие песни, протяжные, простые и грозные, как шум моря».
Но больше всего Сашка «любил играть английским матросам с коммерческих судов» и с удовольствием наблюдал за тем, как они танцуют свою джигу.
Играл Сашка и лезгинку для грузин, и итальянскую тарантеллу, и молдованский джок, и вальсы для немцев — «для него не было незнакомых плясок».
У Сашки нередко одалживали небольшие суммы, но никогда не возвращали денег — «не по злому умыслу, а по забывчивости». Впрочем, Сашка никогда не жалел денег, и считал, что ему вполне хватает для себя и любимой собачки Белочки.
Глава 5
С началом русско-японской войны «посетители Гамбринуса зажили ускоренной жизнью». Самые обычные мирные люди сделались великими политиками и стратегами, в этот период «пели и плакали и пили вдвое больше обыкновенного».
Посетителей «Гамбринуса» охватил ужас, когда стало известно о том, что Сашку забрали в солдаты. Один рабочий даже вызвался идти на фронт вместо Сашки. Музыкант очень растрогался и подарил ему свою скрипку. Собачку Белочку он оставил мадам Ивановой и попросил её переслать последнюю зарплату дальним родственникам, так как сам был круглым сиротой.
Глава 6
С той поры, как Сашку забрали в армию, «Гамбринус» заметно опустел. Хозяин пробовал приглашать разных музыкантов, но публика забрасывала их сосисками. Но со временем позабыли и о Сашке, и его место занял гармонист. Ждали возвращения скрипача лишь мадам Иванова и Белочка.
Спустя год Сашка, побывавший в плену, вернулся в родной город. Весть о его прибытии мгновенно разнеслась по всем гаваням, и вечером в «Гамбринусе» было не протолкнуться. Счастливый Сашка всю ночь «переиграл все любимые песни и танцы Гамбринуса».
Глава 7
Все пошло своим чередом, но вскоре в городе наметились перемены: стали появляться «бесконечные процессии с красными флагами и пением», листовками со словами о свободе.
Начался страшный еврейский погром. Но Сашка спокойно ходил по улицам — его никто не трогал. Однажды он нарвался на обезумевшего погромщика, который страстно желал кого-то убить. Разозлившись, что Сашка не может стать его жертвой, он убил маленькую Белочку.
Глава 8
Настало страшное время, «похожее на сон человека в параличе». По тавернам ходили сыщики, предводителем которых был «некто Мотька Гундосый, рыжий, с перебитым носом, гнусавый человек — как говорили — большой физической силы, прежде вор, потом вышибала в публичном доме, затем сутенёр и сыщик, крещёный еврей».
Всегда спокойный и дипломатичный Сашка крупно повздорил с Мотькой Гундосым и разбил о его голову скрипку. Посетители «Гамбринуса» не дали в обиду музыканта, но вечером его арестовали на улице.
Глава 9
Все «окончательно считали Сашку похороненным», но он вернулся через три месяца. Он был бледным, худым и измученным, но страшнее всего было то, что его левая рука, «скрюченная и точно смятая, была приворочена локтем к боку». На все вопросы Сашка беспечно ответил, что повреждено «какое-то сухожилие или что».
Посетители «Гамбринуса» были опечалены тем, что уже больше не услышат Сашкину скрипку. Но неожиданно музыкант взял губную гармошку и здоровой рукой бодро заиграл любимую всеми мелодию. Он сказал, что «человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
Драма жизни
Рассказ «Гамбринус», краткое содержание которого известно каждому еще по школьной программе, был создан А. Куприным в сумбурный исторический период времени между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистичным отражением неразрывной взаимосвязи простого народа с его культурой. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус» расположенного на знаменитой улице Дерибасовской в Одессе. Самобытные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является уникальный музыкальный самородок – талантливый Сашка-скрипач, наполняют атмосферу того времени неподражаемым колоритом и шармом. Подчеркнуто контрастно выглядит вдохновенная и искристая игра музыканта на фоне трагических и грозных событий, взбудораживших всю Россию и исковеркавших судьбы многих ее граждан.
Особая магия
«Гамбринус» – рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.
Глава 8
В городе появились какие-то странные люди с георгиевскими ленточками в петлицах. Они вламывались повсюду и угрозами вынуждали людей вставать и петь русский гимн. Это были сыщики. Они вели себя вызывающе и по-хамски.
Однажды в пивное заведение приходят сыщики. Среди этих сыщиков оказался Мотька Гундосый, бывший сутенер, человек необыкновенной силы и крещенный еврей. Между сыщиком и скрипачом завязался серьёзный конфликт, потому что Сашка отказался исполнить гимн, ведь пристав запретил их исполнять. Мотька обозвал Сашку жидом, а тот спросил, за сколько покрестили Мотьку? Люди высмеяли сыщика. Тот начал кричать и драться.
В итоге, главный герой разбивает свой музыкальный инструмент и избивает им полицейского. Сыщики намерены забрать скрипача в полицейский участок, однако посетители прячут Сашку, не давая им это сделать.
Глава 2
Автор рассказывает о портовом городе. Здесь часто бывали молодые и задорные моряки, которые работали с риском для жизни в море и весело отдыхали на суше. Порт был усеян игорными и бордельными заведениями. Повсюду встречались скупщики краденного и другие криминальные профессии. Город манил моряков, но всегда обманывал их ожидания, ведь каждый день случались жестокие портовые драки и другие инциденты.
Сашка был известен всем морякам, бродягам и рыбакам. Его любили за талант.
Гражданская позиция
Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.
Глава 3
Данное заведение популярно и у моряков, и у местных посетителей. Но Сашка приходит в пивную задолго до открытия и играет для буфетчицы свои личные пьесы, печальные и долгие. Собака подвывала.
В пивной пили много, считалось особым шиком уставить пустыми бутылками всю бочку. Было так шумно и чадно, что было трудно дышать и говорить. И только скрипка слышалась в общем гаме.
Главный герой играет на скрипке абсолютно для всех. Он выполняет заказы посетителей за хорошую плату. Многие даже просят у Сашки одолжить небольшие суммы, однако, как правило, долги ему не возвращают. Он знает все песни наизусть и играет мастерски. К ночи становилось весело и дико.
Но Сашка не любил известности. Однажды журналист привел профессора из музыкального училища посмотреть на Сашку, а он специально гримасничал и не показывал полного умения. Профессор ушел, даже не допив кружки.
Глава 5
В пивной были свои модные сезоны песен. Русские моряки требовали своих, французские — своих, и т.д. Как только судно заходило в порт, сезонность менялась.
Но вот началась война с Японией. Многие люди сразу же стали политиками и стратегами. В пивной все чаще слышались беседы о войне. Все песни стали такой направленности. Сначала все верили в победу, но потом настроение омрачилось поражениями.
Во время военных действий в Японии главный герой оказывается в армии. Сашку забирают туда насильно, несмотря на то, что ему больше 46 лет. Точного возраста он и сам не знает, ведь от роду сирота. В военкомате ему ответили, что он не имеет права возмущаться, а с возражениями своими служить попадет в клоповник.
На это время свою скрипку герой отдаёт другому человеку, который вызвался пойти за него на войну, но не смог. А собака на время отсутствия Сашки находится с буфетчицей. Также ей отдают зарплату Сашки, чтобы она отослала ее родственникам героя — вдове племянника и семье двоюродного брата. На прощание героя напоили и обласкали. Всем его жалко, ведь он не создан для военной жизни, да и по происхождению вовсе не русский, а еврей.
Глава 9
Но вечером сыщики поджидают главного героя, когда он идет из заведения. Его ведут в участок. Люди, увидевшие это, передали другим. Теперь все считали Сашку похороненным.
В результате, Сашку было не видно целых три месяца. Но он вернулся. Правда, худой и с бородой. Теперь изуродованная левая рука скрипача не сгибается из-за серьёзных повреждений сухожилий. Главный герой не в состоянии играть на скрипке, как прежде. Несмотря на это, Сашка не падает духом и не отчаивается. Ведь он убеждён, что можно покалечить и изуродовать человека, однако убить великое искусство невозможно. Теперь он играет на губной гармошке.
Можно утверждать, что, описывая все невзгоды и трудности, которые выпали на долю главного героя, автор хотел показать невероятную силу духа и достойные человеческие качества своего персонажа. Твёрдость характера позволяет герою не бросать его любимое дело. Так, Сашка осваивает игру на губной гармошке. Основная мысль данного произведения — искусство сильнее всех жизненных невзгод. Ведь оно непобедимо.
Автор: Виктория Комарова
Глава 4
Порой в пивную заходили воры с дружной компанией девиц. Они веселились громко, не щадя сил и средств. Приходили и целые артели рыбаков. Рыбаки кутили как в последний раз, так как их профессия была очень рискованной, они могли не вернуться. Все свои прибыли они спускали за 3 дня, били посуду и женщин, а потом вновь возвращались попытать удачу в море.Сашка знал их отчаянную и сложную жизнь, поэтому всегда играл для них особенно эмоционально.
Нередко Сашка останавливал драки, разнимал дерущихся и служил миротворцем. А так в пивной случались настоящие побоища.
Глава 6
Писатель показывает, как заведение пустеет без привычного скрипача. Ведь иных скрипачей посетители пивной воспринимать не хотят. Буфетчица со страхом открывала газеты, но так ничего и не узнала о судьбе Саши. Однако со временем о Сашке начинают забывать. В результате, о нем помнят лишь буфетчица и Белочка. Вместо него теперь играет Лешка-гармонист, бывший вор.
Спустя года Сашка возвращается. Он был зачислен в музыкальный полк, а под конец войны попал в плен.
В это время в заведении уже играет гармонист Лёшка, который является бывшим вором. После возвращения Сашки, гармониста выгоняют. Скрипку возвращают музыканту, и пивная снова оживает. Сашка заступается за Лешку и играет всем на радость.
Только вот буфетчица замечает, что ужас и тоска, появившиеся накануне войны, не ушли из глаз Сашки. Они стали глубже. Он по-прежнему играл и гримасничал, но уже притворялся. Не было у него веселья.
Оценка творчества
Произведение «Гамбринус» отзывы получил неоднозначные. Замечательную оценку литературному творению Куприна в свое время дал Лев Толстой, отметив его яркую тональность. Максим Горький предлагал присвоить писателю почетное звание певца революции. Однако когда после произошедших октябрьских событий Куприн эмигрировал за границу, мнение о нем и его творчестве радикально изменилось, а сам писатель никогда более не возвращался в своих произведениях к революционной тематике. Возможно, этот факт является одной из причин, по которым стоит прочесть рассказ «Гамбринус». Краткое содержание не в силах передать в полной мере мастерство автора.
🗹