Жизнь и творчество Гончарова. Произведения Гончарова

По своему характеру Иван Александрович сильно отличался от большинства мыслителей, рожденных эпохой 60-х годов, деятельных и энергичных. В его жизни было много нехарактерного для того времени, как будто бурная общественная деятельность и различные перемены 60-х годов его совсем не коснулись. Сосредоточенность, напряженность, импульсивность, свойственные писателям этой эпохи, у Ивана Александровича заменяются уравновешенностью, трезвостью, простотой. Жизнь и творчество Гончарова кратко описаны в данной статье.

Хронологическая таблица жизни

ДатаСобытие
6 июня 1812И.А. Гончаров родился
1831-34Учеба в Московском университете, на словесном отделении
1835Приезд в Петербург
1846Знакомство с В.Г. Белинским, создание «Обыкновенной истории»
1852-55Путешествие на военном корабле, работа над произведением «Фрегат Паллада»
1859Публикация «Обломова»
15 сентября 1891смерть Гончарова

Первые литературные опыты Гончарова

И. А. Гончаров занимает видное место в истории русской литературы как художник критического реализма, продолжатель традиций пушкинской и гоголевской прозы. Писатель формировался в 40-е годы под влиянием «натуральной школы», эстетических идей Белинского, верность которым он сохранил на всю жизнь. В творчестве Гончарова отразилась переходная эпоха, связанная с разложением крепостного уклада и развитием в России второй половины XIX в. новых, буржуазно-помещичьих отношений.

Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в Симбирске в зажиточной купеческой семье, быт которой приближался к дворянскому. Учился он в частном пансионе, потом, с 1822 по 1830 г., в коммерческом училище в Москве. С 1831 по 1833 г. Гончаров — студент словесного отделения Московского университета.

После окончания университета Гончаров служит секретарем канцелярии Симбирского губернатора. В 1835 г. он переезжает в Петербург и служит в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. Получив приглашение от художника Н. А. Майкова быть домашним учителем его сыновей, Аполлона и Валериана, Гончаров становится активным участником литературно-художественного салона Майковых, где встречается с писателями и журналистами. Осенью 1852 г. Гончарову предоставилась возможность совершить кругосветное путешествие на военном фрегате «Паллада»: он выполнял обязанности секретаря экспедиции русских кораблей под начальством адмирала Путятина. В 1855 г. он возвращается в Петербург; в 1856 г. определен на должность цензора Петербургского цензурного комитета. Как цензор Гончаров заметно отличался от обычных чиновников. Он проявлял ум, такт, хотя и действовал нередко в строгом соответствии с предписаниями правительства (закрытие журнала «Русское слово» в 1866 г.).

Первые литературные опыты Гончарова относятся к 1838 г. (повесть «Лихая болесть»). Но известность приходит к писателю только в 1847 г., когда в «Современнике» был опубликован роман «Обыкновенная история». Подготовка рукописи к печати позволила Гончарову познакомиться с Белинским (1846). Писатель воспринял многие эстетические идеи Белинского, понял важность критического реализма в борьбе за прогресс против крепостничества.

В 1859 г. появляется в печати роман «Обломов», который закрепляет за Гончаровым славу крупнейшего русского писателя-реалиста. Антикрепостническая направленность романа была высоко оценена прогрессивной общественностью.

В 1867 г. Гончаров вышел в отставку, а через два года опубликовал третий свой роман «Обрыв», который вызвал немало нареканий со стороны критики. Многим казалось (В том числе Салтыкову-Щедрину), что Гончаров в образе Волохова дал карикатурное изображение революционной молодежи. Вызывала возражение также явная идеализация лесопромышленника Тушина. Гончаров тяжело переживал неуспех романа, пытался разъяснить свои намерении («Лучше поздно, чем никогда»), но не был понят.

После романа «Обрыв» Гончаров уже не создает художественных произведений. В 70—80-е годы проявляется талант Гончарова-критика. Он написал ряд статей, очерков, воспоминаний, среди которых особое место занимают «Мильон терзаний» (1872) и «Заметки о личности Белинского» (1874). «Мильон терзаний» возвышается над всем, что было написано о «Горе от ума» в XIX в. Умер Гончаров в сентябре 1891 г. в Петербурге признанным классиком русской литературы.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Первые литературные опыты Гончарова . И в закладках появилось готовое сочинение.

Юные годы

Хронологическая таблица Гончарова Ивана Александровича открывается 1812 годом. Именно в этом году, в Симбирске, он появился на свет. Иван Александрович принадлежал к купеческому сословию, что в то время для интеллигенции было редким исключением, так как обычно его представляло дворянство. В окружении писателя, однако, было мало собственно купеческого, эта среда почти не повлияла ни на его воспитание и образование, ни на окружающую его обстановку. Отец Ивана Александровича, рано умерший, был очень обеспеченным, что позволило Гончаровым не экономить на расходах и жить вполне богато.

Симбирск того времени представлял собой собрание в основном деревянных, старых домов и построек, а население города было немногочисленным. В этом месте прошли первые десять лет жизни будущего писателя. Первое образование Иван Гончаров, биография и творчество которого тесно связаны, получил в частных пансионатах города, а также у местного священника, содержавшего пансион для детей из дворянских семей. В этом пансионе Иван Александрович обнаружил небольшую библиотеку и любил проводить время, читая художественную литературу русских и зарубежных авторов.

Иван Гончаров

Роль и место в литературе

XIX век дал миру много самобытных литературных талантов. Среди них почетное место занимает русский писатель и критик Иван Александрович Гончаров. В своих произведениях он психологически точно отобразил современное ему общество. Знаток словесности вел активный образ жизни, служил действительным статским советником.

Происхождение и ранние годы

Иван Гончаров появился на свет 18 июня 1812 года в Симбирске (сегодня город Ульяновск).

Его семья принадлежала к купеческому сословию. Жили они в большом каменном доме в центральной части города.

Дом Гончаровых в Симбирске

Отец – Александр Иванович Гончаров. Когда Ивану было 7 лет, его не стало. Поэтому воспитанием мальчика занимались крестный отец Николай Николаевич Трегубов и мать Авдотья Матвеевна. Они объединили свои дворы и прислугу в один общий двор. Гончарова была расторопной хозяйкой и взяла на себя управление материальной частью, а Николай Николаевич занимался образованием крестника. Будущий писатель хорошо относился к своему дяде, называл его добрым моряком. Трегубов был человеком широких взглядов, что положительно повлияло на формирование характера Ивана.

Семья Гончаровых

В результате слияния имений крестного отца и матери, маленький Гончаров жил в большом доме среди большого хозяйства, которое приравнивалось к целой деревне. Быт был налажен и понятен Гончарову с детства, поэтому в будущем он с легкостью о нем писал в своих произведениях.

Образование

Московское коммерческое училище

Свое первое образование Гончаров получил в частном пансионе, расположенном вблизи их дома. Когда Ивану исполнилось 10 лет, его отдали на учебу в коммерческое училище в Москве. Долгие восемь лет, проведенные в училище, были малоинтересным периодом в жизни юного Гончарова, по его же мнению. В 1831 году в Москве он поступает в университет, выбрав факультет словесности. Через три года Иван Александрович успешно его заканчивает. Вернувшись в родной город, он поступает на службу секретарем губернатора. Но эта работа показалась ему скучной — и он переезжает жить в Петербург, где устраивается в министерство финансов на должность переводчика. Там он успешно трудился до 1852 года.

Творчество

Иван Гончаров весьма рано пристрастился к чтению. В возрасте всего 15 лет он уже ознакомился с произведениями таких видных деятелей, как Карамзин, Пушкин Державин, Озеров. Так же рано у него проснулся талант к сочинительству. Ему с детства нравились гуманитарные науки, поэтому не удивительно, что при поступлении в университет он выбрал факультет словесности.

Музей Гончарова в Ульяновске

Первые сочинения автор публикует в 1838, 1839 годах под псевдонимом. В периодических изданиях «Подснежник» и «Лунные ночи» вышли произведения «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

Расцвет творчества Гончарова совпадает со стремительным развитием русской литературы. Немаловажное значение для автора имело знакомство с кружком Белинского в 1846 году. Спустя год в журнале «Современник» публикуют его «Обыкновенную историю» и еще через год – произведение «Иван Савич Поджабрин».

В период с 1852 по 1855 год Гончаров находился в кругосветном путешествии. В этот время он создает цикл очерков под названием «Фрегат Паллада». Вернувшись в Петербург, писатель издает свои первые заметки о путешествии, а позже – целую книгу, которая станет большим прорывом в мире русской литературы.

Основные произведения

Несомненно, главным произведением Гончарова является роман «Обломов». Его первое издание произошло в 1859 году и повлекло за собой появление нового понятия «обломовщина». Судьба главного героя романа показалась всем настолько вопиюще типичной для нового поколения, что имя героя стало нарицательным. Произведение, которое отобразило важную социальную проблему, быстро принесло известность писателю.

Памятник Гончарову на родине

В 1869 году Гончаров завершает работу над романом «Обрыв».

Произведения «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» считают своеобразной трилогией с одной общей социальной проблемой, над которой Гончаров работал около двадцати лет.

Последние годы

После выхода романа «Обрыв» писатель страдал от депрессии, писал уже мало, в основном этюды. Он был одинок и часто болел. 15 сентября 1891 года Ивана Гончарова не стало из-за воспаления легких.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1812Год рождения Ивана Гончарова
1822Учеба в коммерческом училище в Москве
1831-1834Годы учебы в Московском университете
1835Переезд в Петербург и начало литературной деятельности
1846Знакомство с Белинским. Роман «Обыкновенная история»
1852-1855Кругосветное путешествие и создание очерков о нем
1859Роман «Обломов», который принес успех
1862Редактор газеты «Северная почта»
1867Завершение работы над последней частью трилогии – «Обрыв»
1891Не стало Ивана Гончарова из-за воспаления легких

Интересные факты из жизни писателя

  • Гончаров родился в год, когда Наполеон вторгся в Россию.
  • Большим литературным авторитетом для Гончарова был А.С.Пушкин. Его роман «Евгений Онегин» стал для будущего писателя откровением.
  • Сразу после окончания университета молодому Ивану Гончарову сам губернатор города Симбирска предложил должность своего секретаря.
  • В 1852 году началось кругосветное путешествие писателя на фрегате «Паллада» под командованием адмирала Путятина.
  • Иван Гончаров дружил с Иваном Тургеневым, но постоянно обвинял приятеля в интеллектуальном воровстве.

Музей Ивана Гончарова

В родном городе писателя Ульяновске (ранее называемом Симбирск) находится Историко-мемориальный центр-музей имени И.А. Гончарова.

Учеба в Москве

В 1822 году, в возрасте десяти лет, для продолжения обучения его отвезли в Москву в среднее заведение для дворян. Так жизнь и творчество Гончарова переходят в новый этап самостоятельной жизни, без опеки родителей. Домой он приезжал только на лето, проводя остальное время в Москве. Здесь Иван Александрович, кроме прочего, познакомился с произведениями французских беллетристов, а один из романов Эжена Сю даже перевел на русский язык. Отрывок из этого перевода был напечатан в журнале «Телескоп» за 1832 год.

Восемь лет обучения прошли очень быстро, не принеся, в общем, ни особенной пользы, ни особенного вреда.

Университет

В 1830 году, 18 лет от роду, Гончаров готовился уже к поступлению в университет, но началась холера, и его закрыли, поэтому поступить туда Ивану Александровичу удалось лишь в следующем, 1831 году. К тому времени он уже знал несколько языков: французский, немецкий, английский и латынь.

В университете жизнь и творчество Гончарова, кратко ознакомиться с которыми предлагается в этой статье, вступают в новый этап. Он слушал лекции Каченовского, Шевырева, Надеждина, Погодина, Давыдова и других и впоследствии вспоминал о них с благодарностью. Гончаров был примерным студентом. Посещал почти все лекции, усердно записывал за лекторами, делал домашние задания. Иван Александрович сторонился кружков. В университете в то время учились Герцен и Огарев, но ни с тем ни с другим он не познакомился, а с Лермонтовым встречался лишь в аудитории.

Хронологическая таблица Гончарова Ивана Александровича продолжается следующей датой, июнем 1834 года, когда он успешно сдал выпускные экзамены и уехал со своим братом домой, в Симбирск. Жизнь и творчество молодого писателя начинаются теперь у него на родине.

На родине

произведения гончарова

Гончаров Иван Александрович пишет: «Меня охватило, как паром, домашнее баловство». В этой «милой Обломовке» проходила сытая, довольная жизнь, дни сменялись днями, а годы годами, не было заметно никаких перемен. В провинциальном Симбирске практически не ощущалась жесткая атмосфера николаевского режима. Целый год Гончаров просто отдыхал, ничего особенно не делая. Балы и светские рауты сменяли друг друга. Когда молодой человек временами задумывался о будущем, оно представлялось ему в виде службы, хотя все это казалось еще очень далеким, и только случай ускорил дело, а именно дружба, которую завел Гончаров (биография и творчество писателя последующих лет описаны ниже) с губернатором Углицким, предложившим ему стать делопроизводителем в своей канцелярии.

С этого момента для Ивана Александровича началась обычная чиновничья рутина, от которой остались не очень приятные, зато полезные впечатления и воспоминания касаемо взяточничества и других пороков служебных лиц. Фото Гончарова представлено ниже.

Петербург. Первая литературная деятельность

Этапы жизни и творчества Гончарова продолжаются петербургским периодом. По чьему-то доносу в 1835 году Углицкий был отозван из родного Симбирска и направился в Петербург, а с ним вместе поехал и Иван Александрович. Здесь он поступил в министерство финансов на службу, в департамент внешней торговли, сначала переводчиком, а потом и столоначальником. Его ровному, спокойному характеру соответствовала эта служба, а размеренная канцелярская атмосфера вовсе не тяготила Ивана Александровича.

В первые годы после прибытия в Петербург в свободное время он переводил Шиллера, Винкельмана, Гетте, а также английских писаталей-романистов. Однако о собственном творчестве в это время Гончаров Иван Александрович еще не задумывался. Лишь в начале сороковых годов появляются его первые самостоятельные произведения. Ниже смотрите фото Гончарова.

Жизнь после учебы

После выпуска перед Иваном Александровичем встала проблема. Семья ждала его дома в Симбирске, но он не хотел возвращаться в скучный, застывший во времени город. Москва и Санкт-Петербург предлагали намного больше — общение с интересными людьми, насыщенную интеллектуальную и творческую жизнь, возможности писать и печататься.

Вернувшись на некоторое время в Симбирск, Иван убедился: в этом городе ничего не изменилось с тех пор, как он уехал несколько лет назад. Юноша не рассчитывал задерживаться, но местный губернатор настойчиво просил занять должность секретаря. После долгих колебаний Гончаров согласился, о чем быстро пожалел: дело было скучным и неблагодарным. Не прослужив и года, Иван уехал в Петербург. Однако знания бюрократии изнутри после пригодились ему.

В столице молодой человек устроился переводчиком в департамент внешней торговли. Служба покрывала его расходы и оставляла время на литературные занятия. Также Гончаров устроился преподавателем русской словесности и латинского языка в семью Майкова, в котором каждый день собирались интересные лица — писатели, живописцы, музыканты.

В 1838 и 1839 годах в рукописном альманахе «Подснежник» выходят повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка», до этого писатель уже публиковал первые стихи под инициалами «И. Г.». В 1842 вышел юмористический очерк «Иван Савич Поджабрин», в котором Гончаров пытался переосмыслить Гоголя — воспроизвести устную речь, обращаться к читателю.

В 1844 Иван Александрович начал «Обыкновенную историю», которую закончил в 1846. Писатель прочитал роман сперва на вечере у Майковых, затем у Белинского, который написал критику на него. Весной 1847 роман был напечатан в «Современнике».

«Обыкновенная история»

В 1847 году на страницах «Современника» выходит первый роман начинающего писателя, «Обыкновенная история». К этому времени писателю было уже 35 лет, жизнь и творчество Гончарова вступили в фазу зрелости.

Это была история разочарования, краха надежд юных воспитанников различных Обломовок, стекавшихся в столицу с сувениром от дамы сердца и томиком Шиллера в кармане, веселых, избалованных, откормленных. Петербург сразу же избавлял их от всяких иллюзий и мечтательности, крушил все надежды, поэтому эту историю можно было бы назвать и «Обыкновенной трагедией».

В романе явственно чувствуется биографический элемент. По признанию самого автора, это произведение отразило его жизненный опыт, тот период, когда он из романтика и мечтателя превращался в холодного и деловитого чиновника. Иван Гончаров, биография которого предлагается вашему вниманию, пережил трансформацию, подобную той, что испытывает главный герой.

Александр Адуев, мечтательный романтик из провинции, поклонник Шиллера, слепо верящий в вечную дружбу и любовь, приезжает в столицу, Петербург сороковых годов, из-под опеки своей беззаветно любящей матери. Он влюбляется, но любовь предает его, изменяет и дружба. От этого Александр приходит в отчаяние. Он возвращается в провинцию, забывает обо всех своих устремлениях и идеалах и заканчивает свою жизнь с богатой невестой, почтенным брюшком и хорошим жалованием.

«Обыкновенная история» переписывалась трижды, на ее создание писатель потратил около 5-6 лет, прежде чем произведение было опубликовано. Она сразу же привлекла к себе внимание, а Гончаров получил признание в качестве литератора. Отозвался на этот роман и знаменитый проницательный критик Белинский, который приветствовал нового талантливого автора и предсказал ему успех.

В 1846 году Иван Александрович лично познакомился с Белинским, однако близко ни с ним, ни с другими членами литературного кружка так и не сошелся. Тогда к этому кружку принадлежали Некрасов, Панаев, Тургенев, Боткин, Грановский, Герцен и другие.

Биография писателя

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.

? Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • История создания романа
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

Сочинения

  • Сон Обломова
  • Обломов и Ольга
  • Обломов и «обломовщина»

? Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

?

«Фрегат «Паллада»

гончаров иван александрович

В 1852 году Иван Александрович в должности секретаря адмирала Путятина отправился в экспедицию к русским владениям в Америке. Целью поездки было оформить торговый договор с Японией, страной, бывшей в то время практически неизвестной европейцам. Путешествие далось писателю нелегко, особенно первые месяцы плавания, — у него обострялись припадки невралгии с головными болями, а в каюте часто бывало холодно. Лишь постепенно, по приезде в Англию, Ивану Александровичу удалось привыкнуть к морской жизни с ее качками, холодами и туманами и почувствовать себя как дома. Кроме служебных отчетов и рапортов, он писал письма, выходившие в «Морском сборнике», в которых описывал свои впечатления. Позднее из этих писем получилось описание плавания под названием «Фрегат «Паллада», изданное в двух томах.

Это произведение было отмечено как одно из лучших в русской литературе описательных произведений. Его могли читать как взрослые, так и дети, образованные и необразованные. В книге описывается природа различных экзотических стран, где побывал корабль, дается сравнение нравов чужеземцев с жителями родной страны, присутствуют и юмористические эпизоды. Он отдавал дань красотам местной природы, однако все же более милы его сердцу были родные пейзажи, о которых Гончаров, книги которого говорили за самого писателя, всегда вспоминал с любовью.

Путешествие в Японию

В середине XIX века границы Японии были закрыты для всех иностранных кораблей за исключением Китая и Голландии. Российская империя и Америка стремились расширить зоны торговли, а потому обе страны отправили экспедиции для установления отношений с Японией.

Торговые договоры были подписаны в 1854—1855 годах, но добиться успеха страны смогли разными способами. Американец командор Перри угрожал расстрелять столицу из пушек, российский адмирал Путятин же выбрал мирный путь.

Секретарем Путятина был Гончаров. Во время всего путешествия он вел подробный дневник, материалы которого после легли в основу «Фрегата „Паллада“». За 2,5 года экспедиции Иван Александрович побывал в Англии, Японии, Китае и в других странах и на островах. Он возвращался в Петербург через всю страну от берегов Охотского моря.

Путешествие закончилось в середине февраля 1855, а уже в апреле в книге «Отечественные записки» появилась первый очерк о нем. Отдельные заметки выходили на протяжении трех лет, после чего было напечатано отдельным изданием. Книга имела огромный успех.

И.А. Гончаров: «Обломов»

романы гончарова

Романы Гончарова продолжает «Обломов». Замысел его пришел к писателю еще в сороковые годы. И во время вышеописанной экспедиции прообраз Ильи Ильича сильно его занимал. Возьмем для примера первую главу первой книги «Фрегат «Паллада». Здесь противопоставляется занятой, деятельный, торопливый англичанин русскому барину, спокойному и ленивому. Описание жизни барина очень напоминает описание Обломова.

«Обломов» — это целый новый этап, в который вступили жизнь и творчество Гончарова. Таблица его биографии и творчества не обходится без упоминания 1857 года. В этом году во время отдыха на водах в Киссингене было дописано данное произведение, задуманное еще в сороковые годы.

Жизнь и творчество Гончарова с выходом этого романа открывают новый этап. Сразу же после публикации произведение стало настоящей сенсацией, о нем говорили и спорили во всех без исключения лагерях. Двое лучших критиков — Добролюбов и Писарев — посвятили «Обломову» свои остроумные критические статьи. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» поставила Обломова в один ряд с самыми знаменитыми героями времени — Печориным, Онегиным, Бельтовым, Рудиным. «Обломовка есть наша прямая родина», — пишет Добролюбов, который приравнял в своей статье всю русскую интеллигенцию к обломовскому типу. Для Николая Александровича обломовщина – это, прежде всего изнеженность, барская лень, которой потворствуют множество слуг. Конечно, Добролюбов не выражает ни малейшей симпатии ни к главному герою, ни к обломовщине в целом.

Писарев в своей статье гораздо больше места уделяет психологической характеристике, отмечая губительное влияние умственной апатии, вызванной самыми разными причинами. Сам Гончаров отметил, что статья Писарева — лучшее из всего, что было написано о его романе, поскольку он описал всю сложность такого, казалось бы, элементарного обломовского типа. Ведь герой, оказывается, был больным человеком, как отмечает Гончаров. Обломов не просто не хочет работать, а боится труда, поскольку он приносит ему физические муки. И ведь он иногда способен к активной деятельности, хоть и под чужим влиянием. Ольге удалось побудить его к активности, различным занятиям.

Герой трепещет буквально на протяжении всего произведения Гончарова, кроме, пожалуй, самых последних его страниц. Он опасается всего: сырости, движения, сквозного ветра, любви, приличий, громкого слова. А этот страх — характерный симптом атрофии воли, психиатрической болезни.

Кроме того, Обломов всегда находится между двумя противоположностями: он был воспитан в старорусской манере и обстановке, привык к бездействию и роскоши, удовлетворению собственных прихотей. Детство его прошло под неустанным, бездумным надзором родственников, таких же вялых и пассивных, как и он.

хронологическая таблица гончарова ивана александровича

Его нежили и баловали, старались подавлять порывы активности и резвости, естественные для юного возраста, а также любознательность и интерес к чему бы то ни было. Плоды такого воспитания известны — лень, принявшая свою крайнюю форму, а также страх перед любыми изменениями и требованиями жизни.

Болезнь эта, по мнению Гончарова, коренится во всей русской жизни и истории. В этом смысле Обломов был подлинным воплощением барской России дореформенного времени. Однако можно ли считать, что после отмены крепостного права ситуация так уж кардинально изменилась? Действительно ли умер Илья Ильич?

Нет, он не может умереть. Именно поэтому этот роман сейчас, как и всегда, остается актуальным.

«Обломов», понятый как обличительный роман, высмеивающий барство и русскую лень, имел огромный читательский успех. Гончарова даже сравнивали с Гоголем.

Вернувшись из кругосветного путешествия, Иван Александрович вновь занялся государственной службой, работая все в том же департаменте внешней торговли в должности столоначальника. Однако вскоре, в 1858 году, он поступил на службу в цензурное ведомство при министерстве народного просвещения. В 1862 году он стал редактором выходившей тогда «Северной почты», официального журнала. Служил Гончаров добросовестно и достиг значительных успехов в службе: его несколько раз повышали в должности — от цензора до члена главного управления по делам печати.

Таблица: Жизнь и творчество Гончарова Ивана Александровича

Основные даты жизни и творчества И. А. Гончарова

1812, 6 (18)[228] июня — В Симбирске, в купеческой семье, родился Иван Александрович Гончаров.

1819, 10 (22) сентября — Смерть отца Гончарова.

1820–1822 — Иван Гончаров обучается в частном пансионе «для местных дворян».

1822,8 (20) июля — Десятилетнего Гончарова отправили учиться в Москву, где определили в Коммерческое училище.

1827 — Находясь в Коммерческом училище, Гончаров впервые знакомится с творчеством Пушкина, с увлечением читает «Евгения Онегина», который выходил тогда отдельными главами.

1830, июль — Не испытывая никакого влечения к коммерческой деятельности и тяготясь своим положением, Гончаров вышел из Коммерческого училища, «не кончив курса, по прошению его родительницы». Гончаров готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831, август — Гончаров успешно выдержал вступительные экзамены на словесный (филологический) факультет Московского университета.

1832 — В N 15 журнала «Телескоп», издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова — перевод двух глав из романа Евгения Сю «Атар Гюль». 27 ноября (9 декабря) — Посещение Пушкиным Московского университета.

1834, июнь (июль) — Окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск. Осень — Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

  • Краткая биография Гончарова Ивана Александровича: самое главное и важное

1835, май — Отъезд в Петербург. 30 мая (11 июня) — Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов. Лето — Знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых «Подснежник» поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 — В рукописном альманахе «Подснежник» помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихач болесть».

1839 — В рукописном альманахе Майковых «Лунные ночи» поместил свою повесть «Счастливая ошибка».

1842 — Написал «юмористический очерк нравов из чиновничьего круга» «Иван Савич Поджабрин».

1844 — Гончаров задумал и начал писать роман «Обыкновенная история».

1846 — Читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке Белинского и тесно знакомится с великим критиком.

1847 — В N 3 и N 4 журнала «Современник» напечатан первый роман Гончарова — «Обыкновенная история». Задумал и начал писать новый роман — «Обломов».

1848 — В январском и февральском номерах «Современника» напечатана статья В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», в которой дана оценка «Обыкновенной истории» как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 — В «Литературном сборнике» Некрасова (при журнале «Современник») опубликован «Сон Обломова» (отрывок из первой части романа «Обломов»). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над «Обломовым» и где возник у него замысел третьего романа — «Обрыв». В этот приезд на родину Гончаров не застал уже в живых Н. Н. Трегубова.

  • Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова «Обломов»

1851, 11 (23) апреля — Скончалась мать писателя, Авдотья Матвеевна Гончарова, на шестьдесят пятом году жизни.

1852, 7 (19) октября — Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать «путевые письма» и заметки. Ноябрь — Посещает Лондон.

1853, 6 (18) января — Фрегат «Паллада» вышел из Портсмута в Атлантический океан. Март — По прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии. 24 мая (6 июня) — 2 (14) июля — Гончаров находится в Сингапуре. Август — Прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством. 11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.

1854, май — Фрегат «Паллада» прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки. Август — Гончаров покидает фрегат «Палладу». Сентябрь — В Якутске. Конец декабря — Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855, 13 (25) февраля — Проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими. Осень — У Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой (1856–1856) — свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1856, январь — Гончаров получил назначение на должность цензора русской литературы.

1857, июль-август — Гончаров находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где с исключительным подъемом писал роман «Обломов» и вчерне завершил его. В конце августа приехал в Париж и встретил здесь А. А. Фета, В. П. Боткина и Тургенева и прочел им «Обломова».

1858, 22 сентября (4 октября) — У себя дома, в кругу друзей, читал «Обломова» редактору «Отечественных записок» А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.

Вышли в свет отдельным изданием «Очерки путешествия» — «Фрегат «Паллада» Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: «Морском сборнике» (1855, кн. V, VI, IX–X; 1856, кн. VIII и IX), «Отечественных записках» (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), «Современнике» (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), «Библиотеке для чтения», «Журнале военно-учебных заведений».

  • История создания романа «Обломов» Гончарова: творческая история произведения

1859 — В журнале «Отечественные записки» (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман «Обломов». Май — В «Современнике» (N 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Летом Гончаров уехал в Мариенбад, где работал над третьим своим романом — «Обрыв».

1860, 1 (13) февраля — Приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В «Современнике» (N 2) напечатан отрывок из первой части «Обрыва» — «Софья Николаевна Беловодова». Начало мая — Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжал работу над «Обрывом».

1861 — В «Отечественных записках» (N 1) появился отрывок из «Обрыва» — «Бабушка» и в N 2 — «Портрет».

1862 — Лето Гончаров пробыл в Симбирске, и это дало ему новый материал для дальнейшей работы над «Обрывом». Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел «Северная почта».

1863, июнь — Гончаров освобожден от редактирования газеты «Северная почта» и назначен членом Совета по делам печати.

1867,29 декабря (10 января 1868) — Гончаров, «согласно его прошению, по расстроенному здоровью» вышел в отставку.

1868, март — апрель — Читает первые три части «Обрыва» А. К. Толстому и редактору журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа. Осень — Гончаров закончил писать «Обрыв».

1869 — В январско-майском номерах журнала «Вестник Европы» напечатан «Обрыв». Ноябрь — Гончаров пишет «Предисловие» к отдельному изданию романа «Обрыв».

1870 — Вышло отдельное издание романа «Обрыв».

1872 — В мартовском номере журнала «Отечественные записки» напечатан критический этюд Гончарова «Мильон терзаний».

1873 — 1874 — Пишет очерк «Поездка по Волге» (остался незаконченным).

1874 — Работает над статьей об А. Н. Островском («Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском»), которая не была опубликована при жизни писателя. После посещения третьей выставки художников-передвижников пишет статью «Христос в пустыне». Картина г. Крамского», которая не была опубликована автором. Работает над мемуарами о Белинском.

1875 — После посещений спектакля «Гамлет» Шекспира в Александрийском театре (роль Гамлета исполнялась трагиком Нильским) Гончаров пишет статью «Опять «Гамлет» на русской сцене».

1876 — Написал статью «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв». (Опубликована в журнале «Русское обозрение», 1895, N 1).

1878 — Закончил писать «Необыкновенную историю» (опубликована в 1924 году).

1879 — В журнале «Русская речь» (N 6)) напечатана статья Гончарова «Лучше поздно, чем никогда».

1880 — В журнале «Русская речь» (N 1) публикует очерк «Литературный вечер».

1881 — Вышел в свет сборник статей Гончарова «Четыре очерка», в котором впервые были опубликованы его «Заметки о личности Белинского». Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку. 1884 — Выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886 — 1887 — В «Вестнике Европы» (N 4) опубликован очерк Гончарова «Из университетских воспоминаний». В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений («Воспоминания», «В университете»). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1888 — Напечатаны воспоминания Гончарова «На родине» («Вестник Европы» N 1 и 2) и очерк «Слуги» («Нива», N 1–3, 18).

1889 — Написана статья «Нарушение воли».

1891 — В журнале «Русское обозрение» (N 1) помещен очерк «По Восточной Сибири». Летом, незадолго до смерти, Гончаров продиктовал Е. К. Трейгульт очерки. «Уха», «Май месяц в Петербурге» и «Превратность судьбы».

1891 — 15 (27) сентября — смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

И.А. Гончаров: роман «Обрыв»

Романы Гончарова публикацией «Обломова» не заканчиваются. В 1868 году на страницах журнала «Вестник Европы» появился его следующий после «Обломова» роман — «Обрыв». Задуман он был практически одновременно с «Обломовым», однако на написание этого произведения Гончарова ушло более 20 лет! За эти годы сменилось целое поколение, целая эпоха. Из мрачного периода николаевского правления Россия перешла к возрождению и обновлению. Но взгляд Гончарова все еще был устремлен в прошлое, откуда он черпал свои образы и характеры. Критика не оценила этот роман, возможно, этому способствовала и неопределенность времени, когда он появился. К этому периоду были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», а критика лишилась лучших своих представителей, в том числе Писарева. «Отечественные записки» еще только вставали на ноги. В журналистике господствовал сумбур в настроениях и умах. И вдруг в это смутное время появляется на свет произведение, проникнутое определенным взглядом на жизнь, причем, можно сказать, взглядом оптимистическим… Гончаров признает все старое сильным, здоровым и правильным, надеется на примирение старого с новым. Естественно, в то время такая позиция не могла иметь сторонников.

Скажем вкратце о двух центральных фигурах романа — Райском и бабушке. Райский борется против старого порядка, изнеженности, однако спит на удобной постели и не отказывает себе ни в чем, разрешает даже Егорке снимать с себя сапоги. Он живет все еще в эпоху крепостного права, а борется с ним лишь только на словах, не подкрепленных делом: просто советует своей бабушке отпустить на волю крепостных, но сам в это дело не хочет вмешиваться, хотя имение принадлежит ему. Эта нерешительность весьма типична, характерна для всего русского общества в то непростое время, как и для любой переходной эпохи.

Бабушка же намного деловитее своего внука. Она говорит на языке предков, словами пословиц, старинной мудрости. Сквозь эту устаревшую мудрость у нее просматривается гораздо больше здравого смысла, нежели у Райского. Это была упорная, твердая, властная женщина, не любящая уступать, хотя в глубине души и понимающая зачастую, что Райский прав. Однако, несмотря на всю ее уверенность и убежденность в своей правоте, в ней все же нет самолюбивого неприятия нового. Просто она довольна старым, а нового боится, но при необходимости уступает ему.

Так через весь роман проходит эта тема: борьба отжившего с новым. Гончаров не встает на защиту ни одной из сторон, он стремится лишь к их примирению и объединению.

Петров С

И А Гончаров

С.Петров

И.А.Гончаров

(Критико-биографический очерк)

В одной из своих статей А. М. Горький писал: «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле. Как человек, как личность, писатель русский доселе стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе…»

К числу таких русских писателей относится и Гончаров. В литературной деятельности Гончаров видел свое призвание, свое общественное назначение. Отмечая 125-летие со дня рождения Гончарова, «Правда» назвала его «великим русским писателем».

Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, как выдающийся представитель той школы художников-реалистов 40-х годов, которые продолжали традиции Пушкина и Гоголя, воспитывались под непосредственным воздействием критики Белинского.

Исторической эпохой, взрастившей творчество Гончарова, были 40-60-е годы прошлого столетия, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного правя, подъема демократического движения в России. Эта эпоха и нашла свое отражение в трех романах писателя: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Центральной темой творчества Гончарова всегда были судьбы его родины. «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни», — писал Гончаров. В крупнейших своих произведениях, как на это указывает сам писатель, он стремился ответить на вопросы, которые выдвигались современной ему русской жизнью.

Творчество Гончарова сыграло большую роль в истории русской литературы XIX века, в развитии критического реализма, в создании русского реалистического романа.

^TI^U

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года. Детские годы Гончарова прошли в патриархально-крепостнической обстановке богатой полупомещичьей, полукупеческой усадьбы. Гончаров видел повсюду картины беспечной, сонной, ленивой жизни обитателей усадьбы, во многом воспроизведенные впоследствии в «Сне Обломова».

Духовные интересы мальчика пробудились в общении с крестным отцом, Трегубовым, человеком просвещенным, связанным с кругами декабристов, заботившимся о воспитании своего крестника. Влиянию обломовских нравов противостояло и чтение книг, которые поглощались в великом множестве. Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Державина, Жуковского, сочинения Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий Кука, Крашенинникова, исторические труды Голикова и Карамзина. В автобиографии Гончаров писал: «Это повальное чтение… открыв мальчику преждевременно глаза на многое, не могло не подействовать на усиленное развитие фантазии, и без того слишком живой от природы».

Московское коммерческое училище, в котором учился Гончаров в 1822-1830 гг., оставило в писателе тягостные воспоминания о бездарных учителях и рутинном преподавании. «Мне тяжело вспоминать о нем», — говорил Гончаров. По свидетельству историка С. М. Соловьева, «в Коммерческом училище учили плохо; учителя были допотопные». И в юношеские годы воспитателем Гончарова оказалась русская литература: он увлекается произведениями Пушкина, которые были для будущего писателя образцом правдивого изображения жизни, школой эстетического вкуса. В юношескую пору возникла, по признанию Гончарова, и его «страсть к писанию»; к творчеству.

Осенью 1831 года Гончаров поступил на словесный факультет Московского университета. Преподавание в университете, гонимом и опальном в условиях страшной политической реакции начала 30-х годов, стояло не на высоком уровне. «Но, несмотря на это, — свидетельствует Герцен, — опальный университет рос влиянием: в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России, во все слои ее». Передовая часть студентов, в числе которых находились в ту пору Белинский, Герцен, Станкевич, Лермонтов, по своим духовным запросам и стремлениям была выше своих профессоров. Умственное и нравственное развитие передового студенчества протекало в ожесточенных философских и политических спорах в кружках Герцена, Белинского, Станкевича. Мало интересовавшийся общественно-политическими вопросами и событиями Гончаров оказался в стороне от этих споров. Университетские годы представлялись ему впоследствии как время, проведенное «без туч, без гроз и без внутренних потрясений, без всяких историй, кроме всеобщей и российской, преподаваемых с кафедр». Из профессоров университета наибольшее влияние оказал на Гончарова своими талантливыми лекциями по эстетике Н. И. Надеждин.

В области искусства, театра, литературы, которыми он увлекался, духовные интересы будущего писателя сближались с интересами «юных сил России». Как и его передовые сверстники, Гончаров с восхищением смотрел игру великого Щепкина, несшего правду жизни на сцену русского театра, преклонялся перед гением Пушкина. «Я в то время был в чаду обаяния от его поэзии, вспоминал Гончаров, — я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий («Евгения Онегина», «Полтавы» и др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование». На всю жизнь запомнил Гончаров посещение Пушкиным Московского университета в 1832 году.

К студенческим годам относится и первый опубликованный в печати литературный опыт Гончарова. Сблизившись с Н. И. Надеждиным, Гончаров напечатал в его журнале «Телескоп» в 1832 году перевод отрывка из романа французского писателя Евгения Сю «Аттар Гюль».

По окончании университета Гончаров с лета 1834 года до весны 1835 года пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора. Провинциальное дворянско-чиновническое общество не удовлетворяло его: Гончаров решает уехать в Петербург.

Первые десять лет жизни в столице Гончарову пришлось служить мелким чиновником департамента внешней торговли Министерства финансов. Эти годы принесли пользу ему как писателю, много почерпнувшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе, об обстановке, которая окружала его с молодых лет, Гончаров всегда вспоминал с отвращением. В 1853 году он писал одному из своих друзей: «Если бы Вы знали, сквозь какую грязь, сквозь какой разврат, мелочь, грубость понятий ума, сердечных движений души проходил я от пелен и чего стоило бедной моей натуре пройти сквозь фалангу всякой нравственной и материальной грязи и заблуждений, чтобы выкарабкаться на ту стезю, на которой Вы видели меня, все еще… вздыхающего о том светлом и прекрасном человеческом образе, который часто снится мне…»

По собственному признанию Гончарова, он «все свободное от службы время посвящал литературе».

В Петербурге он сблизился с литературно-художественным кружком живописца Н. А. Майкова, сыновьям которого — будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым — преподавал литературу. Кружок отличался барско-эстетским характером; главную роль играли в нем сторонники уже отжившего романтизма. На страницах рукописного альманаха кружка появились четыре стихотворения Гончарова, написанные в романтическом стиле. Там же были помещены и ранние повести писателя «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка» (1839). Сам Гончаров не придавал этим произведениям серьезного значения. В автобиографии 1858 года Гончаров, вспоминая о кружке Майковых, указывал, что он «писал в этом домашнем кругу и повести, также домашнего содержания, то есть такие, которые относились к частным случаям или лицам, больше шуточного содержания и ничем не замечательным».

Повести свидетельствовали о реалистической направленности его раннего творчества. «Лихая болесть» интересна описаниями быта, жанровыми картинками. В. ней осмеиваются мелодраматические декламации романтиков. В образе Никона Тяжеленко, ленивца и чревоугодника, можно видеть черты будущего Обломова. В «Счастливой ошибке» рассказывается история одной романтической любви. Повесть написана в жанре популярных тогда произведений о светской жизни. Реалистическая тенденция повести проявилась в правдивом изображении переживаний влюбленных героев, в таких персонажах, как крепостной слуга, молодой помещик Егор Адуев, в образе которого много черт, предваряющих Адуева-младшего из «Обыкновенной истории».

Последние годы жизни

Иван Александрович, естественно, был оскорблен тем, как приняли его роман. К тому времени ему было уже под 60 лет, а за спиной были крупные литературные победы. После выхода «Обрыва» Гончаров очень редко показывался публике и мало что написал. К числу последних его произведений относят «Литературный вечер», «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги», «Воспоминания».

Неудача любимого детища, болезни и приближающаяся старость приводят его к меланхолии и тоске. В 1873 году, в чине генерала, Гончаров ушел в отставку, едва ли вынеся из более чем сорокалетней службы хоть одно хорошее воспоминание. Однако после этого Ивану Александровичу суждено было прожить еще почти 20 лет. Друзей у него осталось мало, близких тоже, он редко принимал гостей и разговаривал как-то неохотно. В последние годы Ивана Александровича мучили проблемы со здоровьем, а умер Гончаров от воспаления легких 15 сентября 1891 года.

Дальнейшая жизнь

После возвращения в Санкт-Петербург Гончаров недолго пробыл в департаменте министерства финансов. Вскоре он получил место цензора.

В это время были написаны:

  1. «Обломов»: был задуман еще в 1847 году, а в 1848 напечатан «Сон Обломова» в «Современнике» как отдельное произведение. Работа шла медленно, прерывалась из-за путешествия, но в 1858 писатель закончил его. В следующем году произведение напечатали в журнале «Отечественные записки».
  2. «Обрыв»: замысел начал складываться в 1848 после посещения Симбирска. Гончаров долго думал над характерами и сюжетом, несколько раз переписывал его. Публиковаться произведение начало в 1869 в «Вестнике Европы».

Из-за «Обрыва» между ним и Тургеневым даже произошел конфликт. В 1855 Иван Алексеевич поделился с Тургеневым планом работы, довольно точно описал текст. Последний был впечатлен рассказом, а через два года написал «Дворянское гнездо». Гончаров присутствовал при первом чтении романа и сразу понял, что тема и герои слишком знакомы. Разбираться с плагиатом было поручено третейскому суду, в который вошли несколько критиков и цензор Никитенко. Суд постановил, что оба произведения могут быть схожи в мыслях и выражениях, что не является плагиатом. Впрочем, после этого Тургенев все же изъял некоторые слишком «подозрительные» сцены.

Прокормиться только сочинительством Иван Гончаров не мог, и в 1862 он стал редактором новой газеты министерства внутренних дел «Северная почта». Через год он вновь принял должность цензора, но с более консервативным уклоном. Во время работы писатель защищал правительственные устои, особенно часто он противостоял «Русскому слову» Писарева и «Современнику» Некрасова.

В 1867 году он вышел на пенсию по собственному прошению и активно занялся работой над «Обрывом». Произведение стало последним романом. Больной и одинокий Иван Александрович «выдохся», поддался депрессии, хоть и мечтал какое-то время начать новый роман. До своей смерти он успел составить несколько публикаций (очерков и критических этюдов, например, биографическая о Белинском), некоторые работы были опубликованы лишь после смерти.

24 сентября 1891 года Гончаров заболел и через три дня скончался от воспаления легких. Он был похоронен на Новом Никольском кладбище в Александро-Невской лавре, но в 1956 его перезахоронили на Волковском кладбище.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: